Рыночное и государственное регулирование валютных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:13, курсовая работа

Описание работы

В этой связи особую актуальность приобретают вопросы определения роли валютного регулирования, выбор его форм и инструментов для реализации валютной политики государства. Являясь важным связующим звеном национальной экономики с мировой, валютное регулирование позволяет устранять дефициты платежных балансов, стимулировать экспорт, инвестиционный процесс, урегулировать противоречия внутренних и внешних приоритетов экономической политики, обеспечивать экономическую безопасность национального хозяйства.

Содержание

Введение…………………………………………….……………………….…..3 Глава 1.Теоретические основы валютного регулирования. .............................5
Цель и основные функции валютного контроля…………………………..5
Основные элементы механизма валютного контроля…………………….8
Валютная политика: понятие и место в экономической политике…..….15
Глава 2. Инструменты и меры рыночного и государственного регулирования валютных отношений…………………………………………………………...19
2.1 Регулирование величины валютного курса. Ревальвация и девальвация валюты…………………………………………………………………………...19
2.2 Валютное регулирование в современной экономической политике России……………………………………………………………………..…….29
Заключение…………………………………………………….…………….…33
Список использованных источников …………………………………..…….35
Приложения………

Работа содержит 1 файл

ПРАОР.doc

— 643.00 Кб (Скачать)

     -проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством и обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ;

     -проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

     -проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов.

     Кроме того, в области валютного контроля у российских банков есть еще одно направление деятельности, которое они предпочитают не афишировать: в рамках проводимой государством кампании по борьбе с «отмыванием» незаконных доходов любой коммерческий банк (КБ) должен своевременно сообщать в Комитет по финансовому мониторингу о следующих «подозрительных» внешнеторговых операциях, проводимых клиентами:

     -о возврате клиентом–резидентом ранее уплаченного аванса нерезиденту (в том числе в объеме меньше суммы, эквивалентной 600 000 руб.) по договору поставки товаров, если операция резидента с нерезидентом носит разовый характер (не повторяется в течение, по меньшей мере, 6 месяцев) и (или) не связана с основной деятельностью клиента;

     -об уплате резидентом нерезиденту штрафных санкций за неисполнение договорных обязательств, если размер неустойки превышает 10% от суммы договора;

     -о сделке, в которой получателем денежных средств, товаров или услуг становится нерезидент, не являющийся стороной по внешнеэкономическому контракту;

     -о контракте, предусматривающем экспорт резидентом товаров (услуг) либо платежи по импорту товаров (услуг) в пользу нерезидентов, зарегистрированных на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим;

     -о сделке, когда товарные позиции в товарораспорядительных документах, грузовых таможенных декларациях (ГТД) и внешнеэкономических контрактах оформлены на разные наименования или если товарораспорядительные документы, поступившие в банк, не содержат четкого описания товаров.

     Основные  направления валютного  регулирования и  валютного контроля,которые проводятся в РФ,являются: 

     1. Таможенно-банковский  контроль за поступлением валютной выручки от экспортных операций:

     Первой  задачей, поставленной правительством РФ перед Центральным Банком России (ЦБ РФ) и ГТК России в 1993 году, было обеспечение возврата валютной выручки по экспортным операциям. Правовой поддержкой этого мероприятия было утверждение 12.10.1993 г. совместной инструкции ЦБ РФ № 19 и ГТК России № 01-20-10283 «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров» (далее Инструкция). В инструкции установлен порядок осуществления и механизм реализации валютного контроля за поступлением валютных средств на счета предприятий, организаций-резидентов, осуществляющих экспорт товаров, на основе организации обмена информацией между таможенными органами и уполномоченными банками [1].

     Механизм  валютного контроля за экспортными операциями основан на сопоставлении информации, передаваемой таможенными органами о стоимости экспортируемого товара и дате его перемещения через таможенную границу и информации уполномоченных банков о размере валютных средств, поступивших за данный товар, и дате поступления валютной выручки. В инструкции определен перечень учетной документации, с помощью которой обеспечивается контроль как за прохождением товаров через таможенную границу, так и за поступлением валютной выручки на счета экспортера.

     2. Валютный контроль за обоснованностью платежей в иностранной валюте по импортным товарам.

     Необходимость введения таможенно - банковского контроля за импортными операциями была вызвана широким применением отечественными импортерами при расчетах – предоплаты, завышением импортных цен по сравнению с мировыми и т.п., что привело к значительным переводам валютных средств за рубеж, не подтвержденных поставками товаров.

     Методическое  и техническое решение задачи организации валютного контроля при импорте товаров базировалось на опыте, приобретенном таможенными органами и уполномоченными банками при осуществлении контроля за поступлением валютной выручки от экспорта.

     Правовой  основой для создания эффективной  системы валютного контроля по импортным  операциям явилось создание совместной инструкции ЦБ РФ №30 и ГТК России № 01-20/10538 от 26.07.95 «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары», далее инструкция. Действие инструкции распространяется на все сделки, предусматривающие ввоз товаров на таможенную территорию РФ в таможенных режимах «выпуск для свободного обращения» и «реимпорт» [3].

     Инструкция  жестко предписывает в обязанности  отечественным предприятиям и организациям-импортерам в обеспечение ввоза в Россию товара, эквивалентного по стоимости уплаченными за него средствами в иностранной валюте, а в случаях не поставки товара должны добиться возврата этих средств в установленные контрактом сроки.

     Указом Президента Российской Федерации от 21.11.93 № 1163 «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в РФ» предписано: в случаях, когда импортеры-резиденты не обеспечили или не полностью обеспечили ввоз уже оплаченного товара или не добились возврата средств в иностранной валюте в установленные контрактом сроки, то они должны нести ответственность в виде штрафа в размере суммы, эквивалентной сумме иностранной валюты, ранее произведенной в оплату товаров.

     В Постановлении Правительства России от 26 февраля 1996 года №206 «О мерах по усилению и развитию валютного контроля в Российской Федерации» указано импортерам-резидентам, что в случаях, когда они по объективным причинам не могут обеспечить возврат денежных средств в иностранной валюте, переведенных из России за границу в целях приобретения товаров, что подтверждается соответствующими документами, представляемыми указанными импортерами-резидентами, рассмотрение этих документов осуществляет МВЭС РФ [4].  

     3. Осуществление валютного  контроля при бартерных  операциях

     Следующим шагом в деле создания эффективной  системы валютного регулирования и контроля ВЭД в России стало принятие в 1996 г. ряда законодательных и нормативных документов, устанавливающих действенный контроль за бартерными сделками. Необходимость принятия мер по упорядочению бартерный операций диктовалась стремлением сократить неоправданно высокий их удельный вес во внешнеторговом обороте страны, приносящий большие косвенные валютные потери, особенно из-за неэквивалентного обмена и несбалансированности экспорта и импорта бартерных товаров.

     Правовой  основой создания эффективной системы валютного контроля за бартерными операциями явились Указ Президента России от 18.07.96 № 1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок» и постановление Правительства России от 31.10.96 № 1300 «О мерах по государственному регулированию внешнеторговых бартерных сделок».

     Во  исполнение Указа Президента РФ и  постановления Правительства РФ по регулированию внешнеторговых бартерных сделок 03.12.96 Минфином РФ (№01-14/197)МВЭС РФ (№10-83/3225) и ГТК РФ (№01-23/2197) введен в действие «Порядок оформления, учета паспортов бартерных сделок».

     Под внешнеторговыми  бартерными сделками понимаются совершаемые при осуществлении внешнеторговой деятельности сделки, предусматривающие обмен эквивалентными по стоимости товарами, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности.

     Российские  лица, заключившие бартерную сделку, обязаны в сроки, установленные  законодательством для исполнения текущих валютных операций, обеспечить ввоз в Российскую Федерацию эквивалентных по стоимости товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, подтвердив это соответствующими документами.

     Экспорт товаров, работ, услуг, результатов  интеллектуальной деятельности производится только после оформления паспорта бартерной сделки (ПСб), который является основным документом контроля и учета бартерных операций. 

     4. Осуществление валютного  контроля в неторговом  обороте

     Таможенные  органы осуществляют валютный контроль в неторговом обороте с целью  обеспечения соблюдения норм и правил, регулирующих перемещение через границу Российской Федерации юридическими и физическими лицами иностранной валюты, ценных бумаг в валюте РФ, драгоценных металлов и камней.

     При единовременном вывозе из Российской Федерации физическими лицами –  резидентами и нерезидентами наличной иностранной валюты в сумме, равной в эквиваленте 3 000 долларов США или не превышающей этой суммы, вывозимая наличная иностранная валюта не подлежит декларированию таможенному органу. В противном случае необходима подача письменной таможенной декларации на всю сумму вывозимой наличной иностранной валюты.

     Единовременный  вывоз из Российской Федерации физическими  лицами - резидентами и нерезидентами наличной иностранной валюты в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, не допускается.

     Кроме того, согласно закону «О валютном регулировании и валютном контроле» от 29.06.04 г. юридические лица и физические лица - резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции со средствами, зачисленными в соответствии с настоящим Федеральным законом на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, за исключением валютных операций между юридическими лицами резидентами. При этом они представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. Физические лица - резиденты обязаны представлять в налоговые органы по месту своего учета только отчет об остатках средств на счетах (во вкладах) в банках за пределами территории Российской Федерации по состоянию на начало каждого календарного года.[1]

     Таким образом, последняя редакция Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» значительно уменьшила валютный контроль со стороны государства.

     Нерезидентам  позволено проводить любые валютные операции на территории РФ, значительно  увеличились возможности резидентов в области осуществления валютных операций на территории РФ и за рубежом. 
 
 

    1.3 Валютная политика: понятие и место в экономической политике

     Валютная  политика представляет собой совокупность мероприятий, проводимых ЦБ страны и другими государственными органами в сфере валютных отношений и денежного обращения, с конечной целью воздействия на экономику страны и покупательскую силу национальной валюты.  

     Важнейшая цель валютной политики – способствовать обеспечению внешнего баланса при не нарушении внутреннего баланса страны [12]

     Межгосударственное  регулирование в форме координации  валютной, кредитной и финансовой политики обусловлено следующими причинами:

     1. Усиление взаимозависимости национальных  экономик в условиях глобализации мирового хозяйства.

     2. Изменение соотношения между  рыночным и государственным регулированием в пользу рынка в условиях либерализации хозяйственных отношений.

     3. Изменение расстановки сил в  мировом сообществе: безраздельное лидерство США сменилось господством трех центров партнерства и соперничества - США, Западной Европы, Японии. К тому же появились молодые конкуренты - новые индустриальные государства.

     4. Огромные масштабы мировых валютных, кредитных, фондовых рынков, которые отличаются нестабильностью в связи с колебаниями валютных курсов, процентных ставок, периодическими нефтяными шоками, биржевыми, валютными, банковскими кризисами и т. д.

     Абсолютно автономная национальная экономическая  политика, в том числе валютная, несовместима с развитием взаимозависимости стран и их интеграцией в мировое хозяйство.

     Органом межгосударственного валютного  регулирования являются МВФ, а с середины 70-х гг. также регулярные совещания на высшем уровне с ограниченным числом участников.

     Валютная  политика в зависимости от ее целей  и форм подразделяется на структурную и текущую. Структурная валютная политика - совокупность долгосрочных мероприятий, направленных на осуществление структурных изменений в валютной системе. Она реализуется в форме валютных реформ, проводимых в целях совершенствования ее принципов. Структурная валютная политика оказывает влияние на текущую политику. Текущая валютная политика - совокупность краткосрочных мер, направленных на оперативное регулирование валютного курса, валютных операций, деятельности валютного рынка и рынка золота [13].

Информация о работе Рыночное и государственное регулирование валютных отношений