Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 20:38, курсовая работа
Цель моего исследования выявление актуальных проблем рыночной экономики и способов повышения эффективности функционирования рыночной экономики.
Для достижения поставленных целей, необходимо решить следующие задачи:
1) Формулирование определения и характеристики рыночной экономики,
2) Изучение инфраструктуры рыночной экономики, социально-экономических функций рыночной экономики, принципов и механизмов функционирования рынка, границ эффективности рыночной экономики
3) Выявление механизмов государственного регулирования рыночной экономики с целью повышения эффективности её функционирования
Введение 3
1 Общая характеристика рыночной экономики 5
1.1 Определение и характеристика рыночной экономики 5
1.2 Инфраструктура рыночной экономики 6
1.3 Социально-Экономические функции рыночной экономики 9
2 Эффективность рыночной экономики. 12
2.1 Принципы и механизмы функционирования рынка. 12
2.2 Границы эффективности 23
2.3 Механизмы государственного регулирования рыночной экономики с целью повышения эффективности её функционирования 25
Заключение 28
3 Информационное обеспечение курсовой работы 31
3.1 Введение 31
3.2 Microsoft Word 31
3.3 PowerPoint 33
Заключение 36
Список Литературы 37
Деятельность современного государства подчинена четырем основным целям: стабильный экономический рост, полная занятость населения, ограничение инфляции и поддержание платежного баланса. В долговременном аспекте достижение данных целей идет рука об руку, но в коротком периоде они могут и противоречить друг другу. Так стимулирование производства и сокращение безработицы зачастую оборачивается ростом инфляции и ухудшением баланса внешней торговли.
Для повышения эффективности, также необходимо снизить транзакционные издержки.
Транзакционные издержки – это категория, объединяющая все виды издержек, связанных с обращением, включая те потери, которые могут нести участники рынка. Эти потери непосредственно связаны с реализацией разнообразных рисков, поэтому уровень транзакционных издержек напрямую связан с уровнем риска.
В транзакционные издержки включаются все издержки, с одной стороны, предпринимателей, а с другой, – инвесторов (вкладчиков), использующих возможности фондового рынка, в том числе:
Финансовый менеджмент – (эффективное использование финансовых ресурсов) – комплексная система обеспечения устойчивости, надежности и эффективности управления финансами. При формировании и планировании финансовых показателей баланса доходов и расходов показатели эффективности использования всех видов ресурсов, рентабельности работы и товаров. Используются принципы и методы общего менеджмента
Главное
в любой хозяйственной
Все перечисленные выше характеристики определяют границы эффективности рыночной экономики.
Прежде всего, необходимо определить, что включает в себя понятие государственное регулирование.
Государственное
регулирование экономики
Государство оказывает воздействие на рыночный механизм через: 1) свои расходы, 2) налогообложение, 3) регулирование, 4) государственное предпринимательство.
Государственные расходы считаются одним из важных инструментов макроэкономической политики. Они влияют на распределение, как дохода, так и ресурсов. Крупными статьями являются расходы на оборону, образование, социальное обеспечение.
Существенный элемент расходов – трансфертные платежи. Сюда относятся различные виды пособий (по безработице, по нетрудоспособности, на ребенка, на поддержание дохода), пенсии по старости, ветеранам войн. Но возможности использования трансфертных платежей как канала перераспределения доходов не беспредельны. Значительное увеличение размеров и продолжительности выплат пособий по безработице или пособий малоимущим слоям населения ослабляет стимулы к труду, что отрицательно влияет не только на экономику, но и на социальную атмосферу в обществе. Политика перераспределения доходов призвана сократить разрыв в уровнях жизни высоко- и низко доходных групп населения, но лишь в той мере, которая не угрожает подавлением деловой активности.
Другим важным инструментом государственной политики является налогообложение. В США, например, налоги составляют около 1/3 всей стоимости производимых товаров и услуг в течение года. Налоги играют значительную роль в перераспределении доходов. Однако возможности увеличения налоговой прогрессии весьма ограничены. Значительное повышение прогрессивности налогообложения подрывает стимулы к получению высоких доходов, а тем самым к высокопроизводительному труду и инвестициям, поощряет утечку капитала за рубеж, что отрицательно сказывается на развитии национальной экономики.
Государственное регулирование способствует формированию хозяйственных связей и пропорций, координированию экономических процессов и увязке частных и общественных интересов. (В США существует более 100 федеральных агентств, занимающихся проблемами и практикой регулирования экономики). Государственное регулирование осуществляется в различных формах – законодательной, налоговой кредитной, субвенционной. Законодательная форма означает, что принимаются специальные законодательные акты, обеспечивающие относительно равные возможности для соперничества, расширяющие границы конкуренции, препятствующие развитию монополизированного производства, установлению непомерно высоких цен.
Примером
законодательной формы
Налоговая
и кредитная формы
Субвенционная
форма регулирования
Некоторые западные экономисты считают, что субвенции нарушают действие рыночного механизма, препятствуют адекватному распределению экономических ресурсов, тормозят реагирование рынка на изменение издержек и количества произведенной продукции на стороне предложения.
Государственное предпринимательство, как правило, осуществляется в областях, в которых хозяйствование противоречит природе частных фирм или же в которых требуются огромные инвестиции и риск. Государственные предприятия занимают существенные позиции в таких отраслях, как энергетика, черная металлургия, транспорт, связь. Доля государственного предпринимательства варьируется в различных странах, но в названных отраслях она довольна весома
Итак,
модель свободной рыночной экономики
является идеальным способом организации
экономических процессов в
В то же время модель свободной рыночной конкуренции основывается на ряде предположений, которые в реальности встречаются достаточно редко:
покупатели должны иметь надежную информацию о рынке. Они должны знать, где наиболее низкие цены, чтобы незамедлительно уйти от продавцов, пытающихся продавать по неоправданно высоким ценам;
Для этого необходимо соблюдать условия более или менее равномерного распределения доходов.
В действительности многие рынки отнюдь не отличаются совершенной конкуренцией. Это дает возможность выдвинуть ряд аргументов, позволяющих критикам рыночной системы заявлять о том, что она не является оптимальной.
Критики утверждают, что рыночная идеология предполагает угасание своего главного контрольного механизма – конкуренции. Предприниматели в погоне за прибылью пытаются освободиться от влияния конкуренции путем слияния фирм, тайных сговоров и т. д. Некоторые считают, что снижению конкуренции способствует и технический прогресс. Новые технологии требуют больших размеров капитала, крупных рынков, богатых и надежных источников сырья. Такие технологии могут быть использованы фирмами-производителями, являющимися крупномасштабными не только по своим размерам, но и по отношению к размерам рынка. Другими словами, намечается тенденция к замене большого числа относительно небольших предприятий относительно небольшим числом крупных фирм. По мере сужения конкуренции ослабевает и рыночный механизм распределения ресурсов. Владельцы ресурсов становятся менее подчиненными воле потребителей. Суверенитет производителя подрывает суверенитет потребителя. К тому же концентрация экономической власти позволяет обладателю этой власти осуществлять меры принуждения.
В рыночной системе углубляется процесс неравномерности распределения денежных доходов. В результате богатые обладают намного большим количеством «голосов», чем бедные. Отсюда делается вывод, что общество выделяет значительно больше ресурсов на производство предметов роскоши за счет ресурсов, необходимых для производства предметов первой необходимости.