Рыночная экономика: сущность, социально-экономические функции, границы эффективности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 20:38, курсовая работа

Описание работы

Цель моего исследования выявление актуальных проблем рыночной экономики и способов повышения эффективности функционирования рыночной экономики.
Для достижения поставленных целей, необходимо решить следующие задачи:
1) Формулирование определения и характеристики рыночной экономики,
2) Изучение инфраструктуры рыночной экономики, социально-экономических функций рыночной экономики, принципов и механизмов функционирования рынка, границ эффективности рыночной экономики
3) Выявление механизмов государственного регулирования рыночной экономики с целью повышения эффективности её функционирования

Содержание

Введение 3
1 Общая характеристика рыночной экономики 5
1.1 Определение и характеристика рыночной экономики 5
1.2 Инфраструктура рыночной экономики 6
1.3 Социально-Экономические функции рыночной экономики 9
2 Эффективность рыночной экономики. 12
2.1 Принципы и механизмы функционирования рынка. 12
2.2 Границы эффективности 23
2.3 Механизмы государственного регулирования рыночной экономики с целью повышения эффективности её функционирования 25
Заключение 28
3 Информационное обеспечение курсовой работы 31
3.1 Введение 31
3.2 Microsoft Word 31
3.3 PowerPoint 33
Заключение 36
Список Литературы 37

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ.doc

— 290.50 Кб (Скачать)

    Деятельность  современного государства подчинена четырем основным целям: стабильный экономический рост, полная занятость населения, ограничение инфляции и поддержание платежного баланса. В долговременном аспекте достижение данных целей идет рука об руку, но в коротком периоде они могут и противоречить друг другу. Так стимулирование производства и сокращение безработицы зачастую оборачивается ростом инфляции и ухудшением баланса внешней торговли.

     Для повышения  эффективности, также необходимо снизить  транзакционные издержки.

    Транзакционные  издержки – это категория, объединяющая все виды издержек, связанных с обращением, включая те потери, которые могут нести участники рынка. Эти потери непосредственно связаны с реализацией разнообразных рисков, поэтому уровень транзакционных издержек напрямую связан с уровнем риска.

    В транзакционные издержки включаются все  издержки, с одной стороны, предпринимателей, а с другой, – инвесторов (вкладчиков), использующих возможности фондового  рынка, в том числе:

  • высокая стоимость услуг инфраструктуры финансового рынка;
  • издержки, связанные с рисками нарушения прав инвесторов, воздействия кризисных явлений и др.;
  • высокие издержки, связанные с эмиссией ценных бумаг;
  • значительные издержки, сопровождающие межотраслевой перелив капиталов;
  • издержки, связанные с рисками манипулирования и использования инсайдерской информации;
  • издержки, связанные с рисками недостаточной прозрачности фондового рынка.

    Финансовый  менеджмент – (эффективное использование финансовых ресурсов) – комплексная система обеспечения устойчивости, надежности и эффективности управления финансами. При формировании и планировании финансовых показателей баланса доходов и расходов показатели эффективности использования всех видов ресурсов, рентабельности работы и товаров. Используются принципы и методы общего менеджмента

    Главное в любой хозяйственной деятельности – это цель, к которой идут все ее участники. Цель – идеальное состояние управляемой системы. Ее можно также определить как конечное состояние или желаемый результат, к которому стремятся все участники хоз-ной деятельности. И здесь менеджмент приобретает важнейшую роль. Важнейшая роль менеджмента состоит в организации производства товаров и услуг с учетом потребностей потребителей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечения  рентабельности отдельных предприятий, а в совокупности и всего хозяйства. Роль менеджмента в повышении эффективности хозяйствования в России можно охарактеризовать следующим:

  1. Вывести из кризиса десятки тысяч предприятий и организаций, неспособных решать насущный вопрос социального развития трудовых коллективов.
  2. Создать необходимые предпосылки для развития мелкого и среднего бизнеса, где уровень риска очень велик.
  3. Для улучшения деятельности хоз. предприятий и объединений: много миллиардные операции увеличивают размеры риска и потерь в рыночной экономике.
  4. Содействовать возникновению и  развитию прогрессивных форм организации производства и хозяйствования: создание концернов, ФПГ, предприятий всех форм собственности: гос., арендных, совместных, акционерных и частных.
  5. Использовать потенциал менеджмента для повышения степени экономической и моральной заинтересованности персонала в конечном результате его работы и ее последствиях.
  6. Способствовать сокращению затрат и решению т.о. задачи по последовательному повышению уровня  прибыльности и рентабельности предприятия.
  7. Совершенствовать организационную структуру управления фирмами, повысить в них роль как стратегического планирования, маркетинга, инновации, управления финансами, предприятий сервисного обслуживания.
  8. Способствовать повышению уровня квалификации кадров. Совершенствование научно-конструкторских работ в соответствии с запросами рынка. Ежегодно должен проводиться ситуационный анализ, открывающий широкие возможности для оценки проделанной работы и ее результатов.
  9. Сформировать у предпринимателей этику, философию общественной ответственности. (Поэтому в американских учебных заведениях преподается курс "Социальная ответственность бизнесмена")
  10. Обеспечивать решение тяжелого груза экологических проблем.
  11. Распространить систему маркетинга во всех предпринимательских структурах.

    Все перечисленные выше характеристики определяют границы эффективности  рыночной экономики.

    1. Механизмы государственного регулирования  рыночной экономики  с целью повышения  эффективности её функционирования

    Прежде всего, необходимо определить, что включает в себя понятие государственное регулирование.

    Государственное регулирование экономики представляет собой систему опосредованного  воздействия на поведение хозяйственных  субъектов и тем самым на экономику  в целом путем изменения законодательства, системы налогообложения, таможенных пошлин, валютных курсов, применения других инструментов ограничения или, наоборот, мотивации той или иной деятельности.

    Государство оказывает воздействие на рыночный механизм через: 1) свои расходы, 2) налогообложение, 3) регулирование, 4) государственное предпринимательство.

    Государственные расходы считаются одним из важных инструментов макроэкономической политики. Они влияют на распределение, как дохода, так и ресурсов. Крупными статьями являются расходы на оборону, образование, социальное обеспечение.

    Существенный  элемент расходов – трансфертные платежи. Сюда относятся различные  виды пособий (по безработице, по нетрудоспособности, на ребенка, на поддержание дохода), пенсии по старости, ветеранам войн. Но возможности использования трансфертных платежей как канала перераспределения доходов не беспредельны. Значительное увеличение размеров и продолжительности выплат пособий по безработице или пособий малоимущим слоям населения ослабляет стимулы к труду, что отрицательно влияет не только на экономику, но и на социальную атмосферу в обществе. Политика перераспределения доходов призвана сократить разрыв в уровнях жизни высоко- и низко доходных групп населения, но лишь в той мере, которая не угрожает подавлением деловой активности.

    Другим  важным инструментом государственной  политики является налогообложение. В  США, например, налоги составляют около 1/3 всей стоимости производимых товаров и услуг в течение года. Налоги играют значительную роль в перераспределении доходов. Однако возможности увеличения налоговой прогрессии весьма ограничены. Значительное повышение прогрессивности налогообложения подрывает стимулы к получению высоких доходов, а тем самым к высокопроизводительному труду и инвестициям, поощряет утечку капитала за рубеж, что отрицательно сказывается на развитии национальной экономики.

    Государственное регулирование способствует формированию хозяйственных связей и пропорций, координированию экономических  процессов и увязке частных и  общественных интересов. (В США существует более 100 федеральных агентств, занимающихся проблемами и практикой регулирования экономики). Государственное регулирование осуществляется в различных формах – законодательной, налоговой кредитной, субвенционной. Законодательная форма означает, что принимаются специальные законодательные акты, обеспечивающие относительно равные возможности для соперничества, расширяющие границы конкуренции, препятствующие развитию монополизированного производства, установлению непомерно высоких цен.

    Примером  законодательной формы регулирования  является антимонопольное законодательство. В США, например, оно, осуществляется с 1890 г., с момента принятия “Закона Шермана”, дополненного впоследствии рядом других государственных актов. Антимонопольное (антитрестовское) законодательство направлено на противодействие монополизации экономики, на стимулирование конкуренции. За нарушение антитрестовского законодательства в США предусмотрена уголовная и гражданская ответственность. Она предполагает штраф до 1 млрд. $ с корпорации, до 100 тыс. $ с должностного лица и тюремное заключение до трех лет. Антитрестовское управление министерства юстиции США направляло приблизительно 80 уголовных дел в год (80-е годы). На международном уровне конкуренция регулируется специальными межгосударственными соглашениями, документами Комиссии ООН по промышленности и торговле, Европейского Экономического Сообщества и других организаций.

    Налоговая и кредитная формы регулирования  предусматривают использование  налогов и кредитов в целях воздействия на национальный объем производства. Изменяя налоговые ставки, льготы, правительство воздействует на сужение или расширение производства, на инвестиционные решения. Варьируя условия кредитования, государство влияет на уменьшение или увеличение объема производства. Продавая ценные бумаги, оно сокращает банковские резервы, при этом повышаются процентные ставки и соответственно сокращается производство. Скупая же ценные бумаги, государство увеличивает банковские резервы, при этом процентные ставки падают и производство расширяется.

    Субвенционная форма регулирования предполагает предоставление государственных субсидий или налоговых льгот отдельным  отраслям, предприятиям (главным образом  таким отраслям, как сельское хозяйство, добывающая промышленность, судостроение, транспорт). Доля субвенции в ВНП развитых стран составляет 5-10%. Выделяя субсидии, снижая налоговые ставки, государство тем самым изменяет распределение ресурсов, и субсидируемые отрасли получают возможность возмещать издержки, которые в противном случае они не могли бы покрывать по рыночным ценам.

    Некоторые западные экономисты считают, что субвенции  нарушают действие рыночного механизма, препятствуют адекватному распределению  экономических ресурсов, тормозят реагирование рынка на изменение издержек и количества произведенной продукции на стороне предложения.

    Государственное предпринимательство, как правило, осуществляется в областях, в которых  хозяйствование противоречит природе  частных фирм или же в которых  требуются огромные инвестиции и риск. Государственные предприятия занимают существенные позиции в таких отраслях, как энергетика, черная металлургия, транспорт, связь. Доля государственного предпринимательства варьируется в различных странах, но в названных отраслях она довольна весома

 

Заключение

    Итак, модель свободной рыночной экономики  является идеальным способом организации  экономических процессов в обществе.

    В то же время модель свободной рыночной конкуренции основывается на ряде предположений, которые в реальности встречаются достаточно редко:

  • количество покупателей и продавцов на рынке должно быть настолько большим, чтобы никто из них не мог произвольно повлиять на цену;
  • покупатели и продавцы не должны сотрудничать друг с другом;

покупатели  должны иметь надежную информацию о рынке. Они должны знать, где наиболее низкие цены, чтобы незамедлительно уйти от продавцов, пытающихся продавать по неоправданно высоким ценам;

  • для новых предприятий должна существовать возможность свободно и быстро утвердиться на рынках;
  • не должно существовать преимуществ крупномасштабного производства, которое позволяет снижать цену товаров по мере роста объемов производства. Это разоряет малые предприятия, что ведет к монополии (контролю рынка со стороны одного предприятия) или олигополии (контролю со стороны нескольких предприятий). Тем самым происходит рыночная дискриминация множества малых предприятий, которые теряют возможность влияния на величину устанавливаемых цен;
  • одинаково сильные позиции всех потребителей.

    Для этого необходимо соблюдать условия более или менее равномерного распределения доходов.

    В действительности многие рынки отнюдь не отличаются совершенной конкуренцией. Это дает возможность выдвинуть ряд аргументов, позволяющих критикам рыночной системы заявлять о том, что она не является оптимальной.

    Критики утверждают, что рыночная идеология предполагает угасание своего главного контрольного механизма – конкуренции. Предприниматели в погоне за прибылью пытаются освободиться от влияния конкуренции путем слияния фирм, тайных сговоров и т. д. Некоторые считают, что снижению конкуренции способствует и технический прогресс. Новые технологии требуют больших размеров капитала, крупных рынков, богатых и надежных источников сырья. Такие технологии могут быть использованы фирмами-производителями, являющимися крупномасштабными не только по своим размерам, но и по отношению к размерам рынка. Другими словами, намечается тенденция к замене большого числа относительно небольших предприятий относительно небольшим числом крупных фирм. По мере сужения конкуренции ослабевает и рыночный механизм распределения ресурсов. Владельцы ресурсов становятся менее подчиненными воле потребителей. Суверенитет производителя подрывает суверенитет потребителя. К тому же концентрация экономической власти позволяет обладателю этой власти осуществлять меры принуждения.

    В рыночной системе углубляется процесс неравномерности распределения денежных доходов. В результате богатые обладают намного большим количеством «голосов», чем бедные. Отсюда делается вывод, что общество выделяет значительно больше ресурсов на производство предметов роскоши за счет ресурсов, необходимых для производства предметов первой необходимости.

Информация о работе Рыночная экономика: сущность, социально-экономические функции, границы эффективности