Рыночная экономика: сущность, социально-экономические функции, границы эффективности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 20:38, курсовая работа

Описание работы

Цель моего исследования выявление актуальных проблем рыночной экономики и способов повышения эффективности функционирования рыночной экономики.
Для достижения поставленных целей, необходимо решить следующие задачи:
1) Формулирование определения и характеристики рыночной экономики,
2) Изучение инфраструктуры рыночной экономики, социально-экономических функций рыночной экономики, принципов и механизмов функционирования рынка, границ эффективности рыночной экономики
3) Выявление механизмов государственного регулирования рыночной экономики с целью повышения эффективности её функционирования

Содержание

Введение 3
1 Общая характеристика рыночной экономики 5
1.1 Определение и характеристика рыночной экономики 5
1.2 Инфраструктура рыночной экономики 6
1.3 Социально-Экономические функции рыночной экономики 9
2 Эффективность рыночной экономики. 12
2.1 Принципы и механизмы функционирования рынка. 12
2.2 Границы эффективности 23
2.3 Механизмы государственного регулирования рыночной экономики с целью повышения эффективности её функционирования 25
Заключение 28
3 Информационное обеспечение курсовой работы 31
3.1 Введение 31
3.2 Microsoft Word 31
3.3 PowerPoint 33
Заключение 36
Список Литературы 37

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ.doc

— 290.50 Кб (Скачать)

    В рыночной экономике принцип самофинансирования также не соблюдается как абсолютный, встречаются отклонения и отступления от него, но в целом он соблюдается гораздо более жестко и последовательно.

    Благоприятная для экономики страны в целом сторона принципа самофинансирования состоит в том, что он приучает к умению жить на собственные средства, порождает острое чувство экономической ответственности в связи с угрозой финансового банкротства. Отсюда самофинансирование возбуждает предприимчивость, учит умению добывать деньги, упорядочивает учёт и контроль над финансами.

    8. Децентрализация  управления и самостоятельность.

    Принцип децентрализации управления в рыночной экономике является производным от других принципов. Его можно смело включить в само определение рыночной экономики. Ведь будучи централизованной, экономика просто не может быть рыночной: ей свойственно распределение большинства товаров и услуг по плану. Рыночной же экономике свойственен свободный обмен между экономическими субъектами по соглашению.

    Децентрализация рыночной экономики проявляется  в отсутствии устанавливаемого центра государственного плана, подлежащего обязательному выполнению и замене его рекомендательным планом-прогнозом. Кроме того, в условиях децентрализованной экономики права государственного аппарата ограничены и не дают ему возможности командовать деятельностью производственных и иных экономических ячеек.

    Естественно, что децентрализация управления видна не только в ограничении прав центрального государственного или иного аппарата. Столь же важно делегирование планово-управленческих полномочий экономическим субъектам, хозяйственным единицам, предоставления им высокого уровня самостоятельности в определении стратегии и тактики собственных действий. То есть, нужна высокая степень экономической свободы, проявляющаяся в праве самостоятельного принятия хозяйственных решений.

    Формулируя  принцип децентрализации управления рыночной экономикой, следует прибавить к нему два существенных замечания. Во-первых, рыночная экономика не может и не должна быть децентрализована полностью, ибо в этом случае будут потеряны организующие начала, объединяющие хозяйственные ячейки в единую экономику страны. Чтобы избежать кризисов и развала, рыночная экономика призвана быть высоко организованной, контролируемой и в определенном смысле направляемой.

    Во-вторых, чтобы рыночная экономика была самоорганизующаяся, необходима разработка схемы правил экономического поведения имеющих общий характер для всех участников экономического процесса. Так что неизбежно централизованное установление единых правил и норм экономического поведения, в пределах, соблюдения которых уже имеет место хозяйственная самостоятельность экономических субъектов.

9. Экономическая ответственность.

    Рыночная  экономика опирается на экономические  способы возбуждения ответственности, используя принцип возмещения ущерба лицами и организациями которые в нём повинны.

    Компенсация ущерба должна обеспечиваться правовыми экономическими гарантиями. При этом во главу угла ставиться соблюдение договорных условий, нарушение которых обязательно карается реальными штрафами и санкциями.

    В условиях рыночной экономики хозяйствующий  субъект отвечает по своим обязательствам, принадлежащим ему имуществом или денежными активами. Вследствие этого ответственность обладает явно ощутимыми формами.

    Есть  и вторая, не менее важная сторона  экономической ответственности. Субъект, нарушающий свои обязательства, теряет доверие и лишается статуса полноценного, надежного партнера. Ему грозит исключение из делового мира, не гласный или даже гласный бойкот со стороны смежников. Если экономическое взыскание за нарушение правил и обязательств не будет осуществлено в судебном порядке, то суд экономического общественного мнения неизбежен. Эта мера ответственности оказывается нисколько не меньшей, чем по суду.

    В рыночной экономике ответственность  порождается и становится действенной также в силу реальности и конкретности форм и отношений собственности. При обезличенной собственности подает уровень ответственности за неё. Наличие явно обозначенного собственника меняет дело. Ничто не возбуждает ответственность как боязнь потерять своё.

10. Государственное  регулирование.

    Любая рыночная экономика не может существовать и функционировать без государственного регулирования.

    Как правило, в государственном регулировании  рыночной экономики проявляется два разных аспекта. С одной стороны, это необходимая для самого ранка, организующая и упорядочивающая воздействие. Оно проявляется в государственном формировании свода правил и ограничении рыночной деятельности, его поддержки и обновлении, контролем за соблюдением. Организуя рыночные отношения, государственные органы способствуют их органическому встраиванию в систему общественных отношений. Государственное регулирование рынка осуществляется посредством законодательство через государственное планирование.

    С другой стороны, государственное воздействие  на рынок проявляется посредством изъятия части прибыли через действие системы налогообложение, путём обязательных платежей в бюджет. Изымая средства, необходимые для общегосударственных нужд и определенным образом распределяя их, государство осуществляет свою финансовую политику, чтобы одновременно оказать влияние на рынок и рыночные отношения.

11. Конкуренция и  механизмы социальной  защиты.

    Одним из важнейших факторов, повышающих эффективность экономической системы рыночного типа, служит конкуренция между предприятиями, организациями, предприятиями. Это сильнейший способ непрерывного возбуждения экономических субъектов.

    В рыночной экономике благодаря многообразию форм собственности и свободе хозяйственного поведения возникают и автоматически поддерживаются условия конкурентной борьбы, в отличие от искусственного соревнования рыночная система порождает конкуренцию сама, вследствие чего есть основания считать принцип конкурентности имманентно присущим такой системе.

    В тоже время рыночная структура способствует поддержанию и развитию конкуренции. Главным инструментом способствующим ей служат меры по демонополизации структур в отдельных областях и видах производства. Наряду с тем, что конкуренция существует в рыночной экономике, будучи её естественным свойством, она поддерживается, стимулируется и даже насаждается извне. С помощью специальных управляющих воздействий.

    Для современной рыночной экономики  характерны и средства социальной защиты населения от неблагоприятных или непредвиденных последствий. Отдельные меры по обеспечению социальной защищенности принимаются системой государственного регулирования или хозяйственными субъектами по мере возникновения тяжелых ситуаций.

    Способы и средства социальной защиты весьма разнообразны, но в большинстве случаев они представлены двумя категориями. Прежде всего, это постоянно действующие ограничители не позволяющим рыночным эффектам достичь социально опасного  уровня. Уменьшение зарплаты обычно ограничено снизу минимальным уровнем почасовой оплаты труда. Налоги ограничены сверху максимально допустимой ставкой налогообложения.

    Наряду с ограничителями применяется сеть социальных компенсаторов в виде льгот, субсидий, рассрочек, предоставления товаров и услуг по сниженным ценам. Широко практикуются различные формы благотворительности и поддержки бедных.

    Однако  уровень социальной защищенности в рыночной экономике поддерживается таким, чтобы одна не оказывала отрицательного воздействия на эффективное функционирование экономической системы, не приводила к социальному иждивенчеству.

    Рыночный  механизм имеет как преимущества, так и недостатки. Позитивные функции рынка делают его в принципе достаточно эффективной системой. Это не означает, однако, что рыночные отношения являются абсолютно совершенными и во всем обеспечивают прогрессивное развитие общества. У рыночного хозяйства есть свои врожденные недостатки (несовершенства).

    Во-первых, функционирование рыночной системы основано на стихийном действии экономических регуляторов. Это порождает неустойчивость экономики, неизбежно возникающие диспропорции устраняются не сразу. Восстановление равновесия осуществляется порой через кризисы и другие глубокие потрясения.

    Во-вторых, при бесконтрольности рыночной среды неизбежно возникают монополизированные структуры, ограничивающие свободу конкуренции со всеми ее позитивными функциями, создающие неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектов рынка.

    В-третьих, стихийно действующий механизм рынка не настраивает экономику на удовлетворение многих общественных потребностей, внутренне не способствует формированию фондов, идущих на удовлетворение нужд общества, не связанных непосредственно с бизнесом. Прежде всего, это формирование социальных трансфертов (пенсии, стипендии, пособия), поддержка здравоохранения, образования, науки, искусства, культуры, спорта и многих других социально ориентированных сфер.

    В-четвертых, рынок не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения и гарантированный трудовой доход. Каждый вынужден самостоятельно заботиться о своем месте в обществе, что неизбежно ведет к социальному расслоению, то есть делению на богатых и бедных, усиливает социальную напряженность. Рыночные отношения создают благоприятные условия для проявления корыстных интересов, порождающих спекуляцию, коррупцию, рэкет, торговлю наркотиками и другие антиобщественные явления.

    Все эти негативные свойства рынка проявляются и в переходной экономике, что подтверждает опыт России.

     Вместе с  тем эти черты рыночного несовершенства могут быть смягчены осуществлением разумной экономической политики. Здесь особенно важны меры государственного регулирования хозяйства путем перераспределения  средств в пользу тех сфер общественной жизни, которые не могут быть обеспечены чисто рыночными источниками, а также меры социальной политики.

 

    1. Границы эффективности

    Эффективность рыночной системы зависит от доминирующих типов рынков. Так, в условиях высококонкурентных рынков отдельные экономические агенты практически не могут повышать собственные доходы, не содействуя максимизации общественного благосостояния. Напротив, господство монополий ведет к тому, что обладающие рыночной властью предприятия получают возможность повышать свою прибыль, сокращая выпуск и повышая цену. Таким образом, их благосостояние строится на основе перераспределения в свою пользу общественного богатства, т.е. в ущерб интересам общества. Именно последняя ситуация характерна для современной России, унаследовавшей от централизованно-управляемой системы рекордно высокую степень монополизации экономики.

    Другая  причина низкой эффективности сегодняшнего российского рынка связана с  проблемой собственности. Эффективная частная собственность, составляющая, как было отмечено, основу рыночной системы, далеко не полностью сформирована в нашей стране. Отсутствие реального эффективного собственника, своим собственным капиталом отвечающего за ход дел, препятствует принятию рациональных управленческих решений, ведет к разбазариванию ресурсов.

    Острой  проблемой являются произвол и злоупотребления  высших управленцев акционерных  обществ в отношении их владельцев, слабая правовая защищенность частной  собственности.

Среди экономистов существуют две крайние точки зрения относительно роли государства в рыночной экономике.

    Одни  экономисты считают, что рыночная экономика  сама по себе эффективна, а вмешательство  государства лишь подрывает эту  эффективность. Такие экономисты выступают за сведение государственных функций к минимуму, призывают использовать любую возможность для замены государственного регулирования на рыночное. Соответствующее течение экономической мысли ныне представлено современными неоконсерваторами.

В тоже время другие экономисты придерживаются противоположной точки зрения, согласно которой свободный рынок сам по себе не в состоянии обеспечить эффективное функционирование экономики, а потому нуждается в постоянной государственной корректировке. Эта позиция была обоснована крупнейшим экономистом XX века Д. Кейнсом, а сегодня отстаивается его последователями - неокейнсианцами.

    Несмотря  на указанные теоретические расхождения, практически все экономисты сегодня  согласны с тем, что рынок в  любом случае не всесилен. Иными  словами, он не способен выполнить ряд важных экономических функций, и за каждой из таких не решаемых рынком задач, для повышения эффективности рыночной экономики, стоит необходимость государственного вмешательства.

Информация о работе Рыночная экономика: сущность, социально-экономические функции, границы эффективности