Рыночная экономика Республики Беларусь: общие черты и национальные особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 00:51, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования - рыночная экономика

Предмет исследования - рыночная экономика Республики Беларусь, ее характеристика и национальные особенности

Цель работы: выявление проблем для формирования рыночной экономики Республики Беларусь и возможные пути их решения.

Методы исследования: сравнительный анализ, группировка, экономико-математический, аналитический.

В процессе работы изучено определение рыночной экономики, ее виды и модели на примере экономически развитых стран, а также выявлена модель, характерная для Республики Беларусь, определены ее особенности, основные проблемы и возможные пути решения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….4

1 Рыночная экономика, виды и модели………………………………..............5

2 Социально ориентированная и ее проблемы……………………………… 12

3 Рыночная экономика Республики Беларусь. Проблемы и

возможные пути решения……………………………………………...……..21

Заключение……………………………………………………………….……..32

Список использованных источников………………………………………….33

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ГОТОВА.doc

— 227.00 Кб (Скачать)

     Нынешнее  состояние экономики Беларуси свидетельствует  о том, что она еще далека от рыночной системы, а также о высокой  степени незавершенности и неполноты  реформ. До настоящего времени остается вопрос о скорости трансформационного процесса, его исходных посылках и конечных результатах, наборе значимых факторов.

     Специфику рыночных функций в конкретных исторических условиях и в конкретной стране отражает структура рыночных институтов. Поэтому  системная трансформация экономических  отношений невозможна без формирования соответствующих институтов, без их структурирования, проведения институциональных преобразований, включающих отношения собственности, оптимальное соотношение различных форм хозяйствования, государственную поддержку предпринимательства, совершенствование структуры органов государственного управления и прочее. Инстуциональные вопросы многогранны и касаются каждого аспекта реформ [11, стр. 42].

     Как отмечалось выше, в Беларуси основой  социально-экономических преобразований выбрана модель социально ориентированной рыночной экономики как наиболее эффективная. В связи с этим необходимы теоретическое обоснование путей, способов реформирования экономики, а также разработка концепции системной трансформации народного хозяйства Республики Беларусь.

     Системная трансформация экономики предполагает преобразование всех систем экономики: макроэкономику и микроуровень, трудовые ресурсы, средства производства, рыночную инфраструктуру и т. д.  

     Начало  нового столетия для Республики Беларусь стало временем переосмысления и переоценок пути, пройденного в условиях перехода к рыночной экономике. Расширение и углубление интеграционных процессов не только обеспечивает открытие новых возможностей и перспектив, но и появляются неизвестные ранее угрозы рисков. Масштабы мировых событий, их радикализация и хаотичность столь велики, а управляемость ими настолько недостаточна, что проблема экономической безопасности выдвигается на одно из первых мест. Стержнем устойчивого развития,  его главным обобщающим показателем, как в прошлые времена, остаются темпы роста, их величина и стабильность. Анализируя развитие Республики Беларусь за 40-летний период (1960-2004 гг.) по темпам роста ВВП (национального дохода), наблюдаются четыре цикла: первый - 1964-1943 гг., второй – 1973-1980 гг., третий – 1981-1989 гг., четвертый – 1987-1998 гг., что свидетельствует о цикличности развития экономики Республики Беларусь.

     Переход от плановой системы хозяйствования к формированию социально-ориентированной  рыночной экономики немыслим без структурной перестройки хозяйственного комплекса, что требует значительных капитальных вложений. Очевидно, что кризис на финансовом рынке не позволяет осуществлять финансирование перспективных крупномасштабных программ. Средств государственного бюджета и кредитных возможностей собственной банковской системы явно недостаточно, поэтому остро встает вопрос привлечения в Республику иных источников капиталовложений.

     В настоящее время Беларусь на международной  арене выступает в качестве суверенного  независимого государства. В процессе глобализации мировой экономики для Республики Беларусь крайне важно определить четкие приоритеты в области внешнеэкономической деятельности, что создаст условия для рационального и эффективного использования в государстве финансовых и трудовых ресурсов и обеспечит поступательное развитие республики в системе международных экономических отношений.

     Беларусь  стремится привлечь иностранные  инвестиции в основном за счет создания и развития на территории республики свободных экономических зон (СЭЗ). Срок окупаемости таких проектов  достаточно велик и составляет в среднем 6-8 лет. Кроме того, все созданные на территории Беларуси свободные экономические зоны относятся к ряду комплексных экономических зон. Вместе с тем, мировая практика хозяйствования показывает, что наиболее приоритетными направлениями развития СЭЗ является формирование научно-технологических зон, которые создаются на основе существующего в республике научно-технологического потенциала с участием иностранного капитала и использованием прогрессивных методов зарубежного управления и коммерческого опыта. [26, стр. 20]

     Сама  по себе перестройка экономики с  целью приспособить ее к требованиям  интеграции и мирового рынка предполагает, что нужно сломать старые структуры, разорвать старые связи и изменить методы управления, как на уровне предприятия, так и в государственном аппарате.

     Для поддержания высоких темпов экономического роста и улучшения его качественной структуры необходимо обновить основные производственные фонды, моральная  и физическая изношенность которых является причиной низкой производительности труда. Среди факторов, сдерживающих мобилизацию внутренних ресурсов для капиталовложений в обновление основных производственных фондов можно выделить:

     - низкую среднюю рентабельность, как продукции, так и предприятий в целом (рентабельность промышленности в 1990 г. составила 22,3%, в 2001 г. - 10,8%);

     - высокую долю убыточных предприятий  (5,3% в 1991 г. против 34,2% в 2001 г.);

     -распространившуюся  практику неинвестиционного использования амортизационных отчислений;

     - чрезвычайно высокую долю неплатежей  в расчетах между предприятиями;

     - крайне ограниченные возможности  мобилизации средств через фондовый  рынок;

     - недоступность кредитов коммерческих  банков для большинства хозяйствующих  субъектов;

     - дифференциацию отраслей по доходам  и инвестициям.

     Реформирование  экономики предполагает широкое  участие всех форм собственности. Причины  тяжелого состояния негосударственного сектора скрывается, прежде всего, в  отсутствии реальных механизмов его поддержки. Формирование и поддержка частного бизнеса определены в Беларуси в качестве программной цели государства, определяющей приоритетные направления экономики на низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий в связи с трудностями, связанными с первоначальным накоплением капитала;  невозможностью получения кредита на приемлемых условиях; неэффективной налоговой системой [6, стр. 6].

     Деятельность  белорусских предприятий-экспортеров  осуществляется на фоне низкой конкурентоспособности на мировом рынке большинства товаров и услуг из-за недостаточного технического уровня производства, недостатка у специалистов международного опыта и знаний о механизмах продвижения товаров на зарубежные рынки. В связи с этим необходим глобальный подход к решению задач стимулирования экспорта республики, в связи с чем необходимо изменить порядок налогообложения всех субъектов хозяйствования, являющихся производителями экспортной продукции.

     Современная аграрная политика становится более  существенной и наиболее положительны элементом интеграции. Наиболее важные инструменты этой политики - цены, субсидии, налоги. Проведение сельскохозяйственной политики опирается на единый продуктовый рынок, финансовую солидарность, преимущества для сотрудничества. В аграрной политике первоочередным вопросом является определение  возможностей для дальнейшего роста производства сельскохозяйственных  производителей.

     Переход к устойчивому экономическому подъему  Республики Беларусь во многом определяется активным участием в этом процессе регионов, функционирующих в определенных специфических условиях и имеющих свои особенности социально-экономического, природно-географического и экономического характера. Поэтому проблемы каждого региона  необходимо решать исходя из общереспубликанских задач с учетом местных интересов и особенностей. В целях обеспечения устойчивого развития региональная политика государства должна быть направлена на создание в каждом регионе ресурсно-финансового потенциала, достаточно для решения основных задач социально-экономического развития.

     Особенностями белорусской модели является сочетание  свободы частной инициативы, конкурентных отношений с активной ролью государства  и высоким уровнем социальной защиты населения. Некоторые эксперты дают неправильную оценку развития национальной экономики, сравнивая ее по степени к экономическим моделям развитых стран и обвиняя Республику Беларусь в пассивности. Они не учитывают эффективности белорусской модели. К настоящему времени уже исчерпаны успешно использовавшиеся ранее резервы экономического роста Беларуси. Возникла объективная необходимость перехода к новому, инновационному пути развития на основе наукоемких, ресурсосберегающих технологий. К сожалению, к началу экономических реформ белорусская экономика оказалась структурно деформированной и неэффективной. Ее негативное воздействие на окружающую среду в расчете на единицу производственного продукта существенно выше, чем в технологически передовых странах. Значительная часть основных производственных фондов не отвечает современным экологическим требованиям. Что касается разгосударствления  приватизации государственной собственности, то, как считают эксперты, их масштабы у нас пока далеки от мировых стандартов в этой области [28, стр.93].

     Неразвитость  рыночных институтов, порой неоднозначное отношение к предпринимательству, высокий уровень инфляции и девальвация, зарегулированность цен, ряд других явлений и процессов определяют не слишком благоприятный и инвестиционный климат в стране. По привлечению прямых иностранных капиталовложений Беларусь находится на последнем месте среди государств бывшего социалистического лагеря. Недоработкой является как отсутствие нормально функционирующего фондового рынка, так и то, что отдельные сектора получают дешевые кредиты за счет обескровливания других отраслей экономики и банковской системы.

     Для справки необходимо отметить, что  национальная стратегия устойчивого  развития Республики Беларусь была разработана  еще в 1996 г. Это был один из аналогичных  документов, разработанных в странах СНГ, но сегодня он требует серьезной доработки. Это связано, прежде всего, с переоценкой многих ценностей, которые на тот период казались абсолютными и непреходящими, но на нынешнем этапе нашего развития в соответствии с новым видением места Беларуси в мировом процессе требует пересмотра [7, стр. 93].

     Практически во всех постсоциалистических странах  переход от командной к рыночной экономике сопровождается структурно-институциональным  кризисом - ломкой взаимосвязей и количественных соотношений между составными частями национальной экономики, нарушением ее сбалансированности.

     Формирование  структуры общественного производства является одним из важнейших этапов прогнозирования и планирования развития экономики. На этом этапе должна осуществляться увязка темпов экономического развития с планами-прогнозами развития отраслей, регионов страны, стоимостными пропорциями. Структуру экономики можно считать эффективной при условии максимального удовлетворения спроса населения и предприятий с учетом возможности внешней торговли и эффективного использования имеющихся ресурсов. Однако трудно назвать хоть одну из отраслей и производств, которые в наибольшей степени отвечали бы этим условиям. Перестройка структуры экономики является одной из сложных задач даже для развитых зарубежных стран. В современных условиях при прогнозировании и планировании структуры экономики на макроуровне особая значимость придается формированию отраслевой структуры. Широкое распространение  в процессе формирования структуры экономики находят программно-целевой метод и метод экспертных оценок. Программно-целевой метод используется, как правило, для решения крупных общенациональных проблем, а метод экспертных оценок - при прогнозировании и планировании структуры экономики на долгосрочную перспективу и в условиях неопределенности экономического развития, а также при прогнозировании негосударственного сектора. В начале третьего тысячелетия Республика Беларусь и практически все ее основные административно-территориальные единицы, включая столицу, столкнулись с крупными проблемами в определении стратегии развития, повышения уровня благосостояния и условий проживания населения. У Республики, для того чтобы занять ключевые позиции в мировом развитии, сегодня есть два пути: во-первых, интенсификация всех имеющихся и необходимых для производства природных ресурсов, и, во-вторых, если таковых нет (это относится и к Беларуси), - эффективное участие в международном распределении труда, выпуск конкурентоспособной на мировых рынках продукции. Другими словами, надо либо добиваться более высокого уровня производительности в отрасли, работающей на экспорт, для минимизации соответствующих издержек производства, либо выпускать продукцию, не имеющую близких аналогов, обладающую какими-то особыми свойствами или использовать последние достижения НТП. Для этого необходимо четко определить, на развитие каких отраслей и производств, следует опираться сегодня и завтра в Республике Беларусь [28, стр.105].

Информация о работе Рыночная экономика Республики Беларусь: общие черты и национальные особенности