Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 00:51, курсовая работа
Объект исследования - рыночная экономика
Предмет исследования - рыночная экономика Республики Беларусь, ее характеристика и национальные особенности
Цель работы: выявление проблем для формирования рыночной экономики Республики Беларусь и возможные пути их решения.
Методы исследования: сравнительный анализ, группировка, экономико-математический, аналитический.
В процессе работы изучено определение рыночной экономики, ее виды и модели на примере экономически развитых стран, а также выявлена модель, характерная для Республики Беларусь, определены ее особенности, основные проблемы и возможные пути решения.
Введение………………………………………………………………………….4
1 Рыночная экономика, виды и модели………………………………..............5
2 Социально ориентированная и ее проблемы……………………………… 12
3 Рыночная экономика Республики Беларусь. Проблемы и
возможные пути решения……………………………………………...……..21
Заключение……………………………………………………………….……..32
Список использованных источников………………………………………….33
Нынешнее
состояние экономики Беларуси свидетельствует
о том, что она еще далека от
рыночной системы, а также о высокой
степени незавершенности и
Специфику
рыночных функций в конкретных исторических
условиях и в конкретной стране отражает
структура рыночных институтов. Поэтому
системная трансформация
Как
отмечалось выше, в Беларуси основой
социально-экономических
Системная
трансформация экономики
Начало нового столетия для Республики Беларусь стало временем переосмысления и переоценок пути, пройденного в условиях перехода к рыночной экономике. Расширение и углубление интеграционных процессов не только обеспечивает открытие новых возможностей и перспектив, но и появляются неизвестные ранее угрозы рисков. Масштабы мировых событий, их радикализация и хаотичность столь велики, а управляемость ими настолько недостаточна, что проблема экономической безопасности выдвигается на одно из первых мест. Стержнем устойчивого развития, его главным обобщающим показателем, как в прошлые времена, остаются темпы роста, их величина и стабильность. Анализируя развитие Республики Беларусь за 40-летний период (1960-2004 гг.) по темпам роста ВВП (национального дохода), наблюдаются четыре цикла: первый - 1964-1943 гг., второй – 1973-1980 гг., третий – 1981-1989 гг., четвертый – 1987-1998 гг., что свидетельствует о цикличности развития экономики Республики Беларусь.
Переход от плановой системы хозяйствования к формированию социально-ориентированной рыночной экономики немыслим без структурной перестройки хозяйственного комплекса, что требует значительных капитальных вложений. Очевидно, что кризис на финансовом рынке не позволяет осуществлять финансирование перспективных крупномасштабных программ. Средств государственного бюджета и кредитных возможностей собственной банковской системы явно недостаточно, поэтому остро встает вопрос привлечения в Республику иных источников капиталовложений.
В настоящее время Беларусь на международной арене выступает в качестве суверенного независимого государства. В процессе глобализации мировой экономики для Республики Беларусь крайне важно определить четкие приоритеты в области внешнеэкономической деятельности, что создаст условия для рационального и эффективного использования в государстве финансовых и трудовых ресурсов и обеспечит поступательное развитие республики в системе международных экономических отношений.
Беларусь стремится привлечь иностранные инвестиции в основном за счет создания и развития на территории республики свободных экономических зон (СЭЗ). Срок окупаемости таких проектов достаточно велик и составляет в среднем 6-8 лет. Кроме того, все созданные на территории Беларуси свободные экономические зоны относятся к ряду комплексных экономических зон. Вместе с тем, мировая практика хозяйствования показывает, что наиболее приоритетными направлениями развития СЭЗ является формирование научно-технологических зон, которые создаются на основе существующего в республике научно-технологического потенциала с участием иностранного капитала и использованием прогрессивных методов зарубежного управления и коммерческого опыта. [26, стр. 20]
Сама по себе перестройка экономики с целью приспособить ее к требованиям интеграции и мирового рынка предполагает, что нужно сломать старые структуры, разорвать старые связи и изменить методы управления, как на уровне предприятия, так и в государственном аппарате.
Для
поддержания высоких темпов экономического
роста и улучшения его
- низкую среднюю рентабельность, как продукции, так и предприятий в целом (рентабельность промышленности в 1990 г. составила 22,3%, в 2001 г. - 10,8%);
-
высокую долю убыточных
-распространившуюся
практику неинвестиционного
-
чрезвычайно высокую долю
-
крайне ограниченные
-
недоступность кредитов
-
дифференциацию отраслей по
Реформирование экономики предполагает широкое участие всех форм собственности. Причины тяжелого состояния негосударственного сектора скрывается, прежде всего, в отсутствии реальных механизмов его поддержки. Формирование и поддержка частного бизнеса определены в Беларуси в качестве программной цели государства, определяющей приоритетные направления экономики на низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий в связи с трудностями, связанными с первоначальным накоплением капитала; невозможностью получения кредита на приемлемых условиях; неэффективной налоговой системой [6, стр. 6].
Деятельность
белорусских предприятий-
Современная аграрная политика становится более существенной и наиболее положительны элементом интеграции. Наиболее важные инструменты этой политики - цены, субсидии, налоги. Проведение сельскохозяйственной политики опирается на единый продуктовый рынок, финансовую солидарность, преимущества для сотрудничества. В аграрной политике первоочередным вопросом является определение возможностей для дальнейшего роста производства сельскохозяйственных производителей.
Переход к устойчивому экономическому подъему Республики Беларусь во многом определяется активным участием в этом процессе регионов, функционирующих в определенных специфических условиях и имеющих свои особенности социально-экономического, природно-географического и экономического характера. Поэтому проблемы каждого региона необходимо решать исходя из общереспубликанских задач с учетом местных интересов и особенностей. В целях обеспечения устойчивого развития региональная политика государства должна быть направлена на создание в каждом регионе ресурсно-финансового потенциала, достаточно для решения основных задач социально-экономического развития.
Особенностями белорусской модели является сочетание свободы частной инициативы, конкурентных отношений с активной ролью государства и высоким уровнем социальной защиты населения. Некоторые эксперты дают неправильную оценку развития национальной экономики, сравнивая ее по степени к экономическим моделям развитых стран и обвиняя Республику Беларусь в пассивности. Они не учитывают эффективности белорусской модели. К настоящему времени уже исчерпаны успешно использовавшиеся ранее резервы экономического роста Беларуси. Возникла объективная необходимость перехода к новому, инновационному пути развития на основе наукоемких, ресурсосберегающих технологий. К сожалению, к началу экономических реформ белорусская экономика оказалась структурно деформированной и неэффективной. Ее негативное воздействие на окружающую среду в расчете на единицу производственного продукта существенно выше, чем в технологически передовых странах. Значительная часть основных производственных фондов не отвечает современным экологическим требованиям. Что касается разгосударствления приватизации государственной собственности, то, как считают эксперты, их масштабы у нас пока далеки от мировых стандартов в этой области [28, стр.93].
Неразвитость рыночных институтов, порой неоднозначное отношение к предпринимательству, высокий уровень инфляции и девальвация, зарегулированность цен, ряд других явлений и процессов определяют не слишком благоприятный и инвестиционный климат в стране. По привлечению прямых иностранных капиталовложений Беларусь находится на последнем месте среди государств бывшего социалистического лагеря. Недоработкой является как отсутствие нормально функционирующего фондового рынка, так и то, что отдельные сектора получают дешевые кредиты за счет обескровливания других отраслей экономики и банковской системы.
Для справки необходимо отметить, что национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь была разработана еще в 1996 г. Это был один из аналогичных документов, разработанных в странах СНГ, но сегодня он требует серьезной доработки. Это связано, прежде всего, с переоценкой многих ценностей, которые на тот период казались абсолютными и непреходящими, но на нынешнем этапе нашего развития в соответствии с новым видением места Беларуси в мировом процессе требует пересмотра [7, стр. 93].
Практически во всех постсоциалистических странах переход от командной к рыночной экономике сопровождается структурно-институциональным кризисом - ломкой взаимосвязей и количественных соотношений между составными частями национальной экономики, нарушением ее сбалансированности.
Формирование
структуры общественного
Информация о работе Рыночная экономика Республики Беларусь: общие черты и национальные особенности