Рыночная экономика Республики Беларусь: общие черты и национальные особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 00:51, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования - рыночная экономика

Предмет исследования - рыночная экономика Республики Беларусь, ее характеристика и национальные особенности

Цель работы: выявление проблем для формирования рыночной экономики Республики Беларусь и возможные пути их решения.

Методы исследования: сравнительный анализ, группировка, экономико-математический, аналитический.

В процессе работы изучено определение рыночной экономики, ее виды и модели на примере экономически развитых стран, а также выявлена модель, характерная для Республики Беларусь, определены ее особенности, основные проблемы и возможные пути решения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….4

1 Рыночная экономика, виды и модели………………………………..............5

2 Социально ориентированная и ее проблемы……………………………… 12

3 Рыночная экономика Республики Беларусь. Проблемы и

возможные пути решения……………………………………………...……..21

Заключение……………………………………………………………….……..32

Список использованных источников………………………………………….33

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ГОТОВА.doc

— 227.00 Кб (Скачать)

     Из-за последствий чернобыльской катастрофы это особенно актуально для Республики Беларусь. Чтобы выделить, акцентировать такую особенность и направленность, в формулу нашей модели следует ввести еще одну составляющую – экологическую ответственность. В таком случае это будет социально ориентированная и экологически ответственная модель. Такой подход потребует более взвешенной научной междисциплинарной разработки комплекса ориентиров новой экономической системы, не ограничивающегося созданием рынка и повышением реальных доходов населения до европейского уровня.

     Восьмая проблема. В трехчленной теперь формуле  нашей модели (социально ориентированная, экологически ответственная, рыночная) обратим внимание на последний ее компонент. Здесь проблема состоит в том, что рыночная экономика как таковая, как определенный тип экономики вряд ли адекватна современному развитию экономики и человечества.

     Речь  идет о том, что идеи смешанной  рыночной экономики, прозвучавшие еще  в начале ХХ столетия, нынче получили устойчивую практическую реализацию. И тому есть основания. Во-первых, именно смешанная рыночная экономика соответствует современному уровню и типу производительных сил с их переходом к постиндустриальному. Во-вторых, смешанная экономика объективно необходимо дополняет рыночную координацию государственным регулированием. К таким характеристикам современного смешанного типа экономики и ее обусловленности следует добавить и то обстоятельство, котором речь шла выше – необходимость сочетания в современной экономике экономических и неэкономических начал и задач. В итоге формула модели развития Беларуси должна быть уточнена. На наш взгляд она будет представлять следующее: социально ориентированная и экологически ответственная смешанная рыночная экономика.

     Уточнение основной формулы важно не только для теории, от нее ведь зависят  приоритеты и задачи практики. Она  обуславливает особенности нашего переходного периода.

     Девятая проблема – динамизм моделей развития. Новый век, только родившись, получил  уже несколько имен: он и постиндустриальный, и ноосферный, и виртуальный и  т.д.

     Однако, как и во все века новое имя  и новую жизнь в новом веке определит, прежде всего, экономика, ее особенности. Поэтому приподнять завесу времени над экономикой будущего, увидеть ее перспективные общепланетарные тенденции – это значит предвидеть многие грядущие перемены в других сферах человеческой жизнедеятельности, в том числе и в управлении [14, стр. 215].

     Каковы  же главные из этих тенденций?

     Уже начавшееся изменение технико-технологического способа производства благ, в результате которого на смену машинно-индустриальному производству придет гибкое научно-информационное производство. Этот новый способ производства благ повлечет неизбежное преобладание в экономике информационно-интеллектуальной сферы в отличии от ХХ века с явным преобладанием промышленности и заводских труб. В новом веке человечество встретится с деиндустриализацией, означающей резкое снижение роли и доли промышленности, особенно производства средств производства. Новый технико-технологический способ создания продукта в корне изменит место человека в экономике. Человек будет выведен из непосредственного процесса производства, и тогда главными его функциями станут контроль за производством, регулирование и инновации. Появится новый тип работника, изменится и первичное звено экономики – предприятие, ибо информационное, компьютерное производство позволит использовать и работу дома, и работу по вызову, и др. экзотические формы. Нельзя не видеть очень значимую тенденцию ассоциативности и интегративности в экономике. Не секрет, что уже к концу ХХ века акционерные, корпоративные формы собственности и производственных отношений стали очень распространенными. Известное нам от классиков и из реальной действительности доминирование собственности на средства производства сменится в научно-информационной экономике доминированием собственности на главный ресурс – на интеллектуально-инновационные способности человека. Ярко проявит себя в новом веке тенденция глобализации экономики, которая особенно ощутима сейчас в сфере финансов, легко перешагнувших национальные границы государств. Достаточно четко видна общемировая тенденция социализации экономики, возникшая на основе одного из наиболее глубоких фиаско рынка – его неспособности устранить деление мира на богатых и бедных, вызывая конфликты и воины.

     Создавая  модель социально-экономической системы  и учитывая при этом природные, социальные и психологические особенности своей страны и ее народа, нельзя не видеть и глобальных тенденций развития. Наоборот, нужно глубже изучать, знать и с их учетом корректировать модель развития Республики Беларусь. Ведь социально-экономическая модель – не самостоятельная, особая экономическая система, а совокупность специфических особенностей в рамках определенной общей системы. Об этом тоже следует думать в новом ХХI веке.

     И еще одна, десятая, проблема теории затрагивает определенные иллюзии. Известно, что социально ориентированная рыночная экономика как будущее нашей страны вызывает неоднозначные восприятия. С одной стороны, возникают иллюзии, связанные, видимо, с абсолютизацией ее социальной составляющей. А с другой стороны, появляется и определенная социофобия, обусловленная, очевидно, отождествлением этого вида системы с огосударствленным социализмом. Вопросы эти очень непростые и по сути специальные, требующие, по меньшей мере, особого исследования. Но, начав говорить о проблемах теории, обойти их нельзя.[7, cтр.264].

     Прежде  всего, не следует питать особых иллюзий. Социально ориентированная рыночная экономика в основе своей имеет  рынок. Это значит, что все основные воспроизводственные процессы здесь  идут при рыночных отношениях и по рыночным законам. В том числе  – воспроизводство и использование рабочей силы, которая становится товаром.

     Социальная  тенденция явилась закономерной реакцией на основные фиаско рынка. Вместе с тем она выросла из закономерной логики развития современных факторов экономического роста, когда развитая рабочая сила и социальная устойчивость все больше становятся внутренней потребностью самой рыночной экономики, важным условием прибыльности и развития. Это во-первых. А во-вторых, нельзя не видеть существенных различий между социально ориентированной рыночной экономикой и другой системой – плановой, социализмом.

     Да, они имеют некоторые общие  черты, скажем, ориентацию на рост общего благосостояния, на социальную защиту незащищенных, социальные гарантии. Но вместе систем у этих разных систем разная экономическая основа: у одной - рыночная с ее частной собственностью и разделением общества на собственников и несобственников (наемных работников и безработных), а в основе другой – общая (общественная) собственность. Здесь не место говорить об отклонениях.

     Кроме того, социальная ориентация в рассматриваемой модели намного уже, чем в социалистической системе. В социально ориентированном виде она предполагает обязательное сочетание социальной поддержки с экономической (имущественной) самоответственностью граждан за свое благополучие. Притом самоответственность является главной. И еще социализм предполагает бюджетные источники для социального сектора, а современная модель в значительной мере использует для социальной ориентации и платные формы благ и услуг [12, стр. 302].

     Наконец, социализм означает всеобщность  личного труда и опирающееся  на него распределение по труду. При  таком распределении ко всем работающим должна применяться одна и та же мера – труд, его результативность. Это распределение представляет собой “равное неравенство”, т.е. равную меру по отношению к разным людям с их разным фактическим трудом. Такого распределения не предполагает социально ориентированная рыночная экономика. Здесь распределение рыночное, но как бы смягченное, скорректированное социальной политикой. 
 
 
 
 

Рыночная  экономика Республики Беларусь. Проблемы и возможные пути решения 

     Социально ориентированная рыночная экономика  базируется на принципах конституционных  гарантий личных прав и свобод граждан, свободы и ответственности предпринимательства, выбора профессии и места работы, равенства всех форм собственности, гарантии ее неприкосновенности и использования в интересах личности и общества, обеспечения взаимосвязи благосостояния работника и результатов его труда, социальной защиты нетрудоспособных и других социально незащищенных слоев населения, социального партнерства между государством, профсоюзами и союзами нанимателей[19, cтр.238].

     При этом формирование социально ориентированной  рыночной экономики  в Беларуси  уже на концептуальной  стадии должно отражать историю страны, традиции народа, его национальный  характер. Поэтому в условиях перехода к избранной модели экономики государственные и общественные институты страны стремятся устранить такие негативные составляющие рыночного хозяйства, как эгоцентризм, чрезмерную  эксплуатацию  чужого труда, обвальную безработицу, резкую социальную дифференциацию населения по доходам.

     Основную  роль субъекта, направляющего и регулирующего  переход к новому экономическому строю в Республике Беларусь, берёт на себя государство. Оно определяет правовое поле, политико-административные условия, экономическую политику, включая развитие государственной и частной собственности, создание конкурентных условий, а также инновационную, структурно-инвестиционную, бюджетно-налоговую, денежно-кредитную, ценовую и кадровую политику.

     Переход к социально ориентированной  рыночной экономике в Республике Беларусь, формирование адекватной системы  государственного регулирования национальной системы хозяйства объективно требуют исследования теоретических и общеметодологических основ системной трансформации экономики, разработки новых методических подходов к исследованию проблем рыночного реформирования, в том числе осмысления места и роли государства, особенностей регулирования социально-экономического развития как в условиях стабильности, так и в кризисный период.

     Определение методологических подходов к рассматриваемой  проблеме трансформации побуждает  обратиться к истокам формирования взглядов и представлений о рыночном пути развития белорусской экономики в конце 80-х – начале 90-х годов.

     В тот период в экономической литературе среди ученых - экономистов превалировали  два основных подхода к реформированию экономики в Республике Беларусь. Первое направление – либеральное - объединяло приверженцев монетаристской концепции сдерживания инфляции, ссылающихся на положительный опыт Польши, Чехии, Венгрии, прибалтийских государств. Представители второго - консервативного – направления выступали за сохранение доминирующей роли государства в экономике и постепенное реформирование отношений собственности. Однако оба эти направления объединяла общая тенденция: создание именно рыночной экономики, поэтому принципиального противоречия между ними не существовало. Такая двойственность вполне объяснима процессами, происходившими тогда в экономике. Формирующийся капитал, естественно, требовал свободных рыночных отношений и не приемлел никакого сдерживания со стороны государства. Данное направление особенно активно поддерживалось в тот период представителями банковского капитала, положительным моментом деятельности которых являлось стремление к стабилизации платежных средств, хотя при отсутствии собственной валюты добиться этого было практически невозможно [26, стр.19].

     Как свидетельствует история, не лишенный реализма взгляд, что «деньги важны для экономического развития», принял в постулатах монетаристов причудливо искаженную гипертрофированную форму. Так, известный монетарист Л. Йэгер писал: «Ряд неблагоприятных аспектов функционирования капиталистической экономики - инфляция, регрессия, циклическая безработица и кризис платежного баланса не характерны для капитализма как такового, а проистекают от неправильной денежной политики, последняя же есть функция государства».

     Второе  направление более соответствовало традициям и менталитету постсоциалистического развития. Однако и здесь не был выработан четкий механизм реализации движения экономики к рыночной. Положительным моментом можно назвать ориентацию на социальную экономику, поддержку промышленного производства.

     Противоречие  между данными направлениями  получило свое разрешение с принятием  в 1990 г. Программы рыночного реформирования экономики Республики Беларусь. В  ней в качестве стратегических направлений  социально-экономического развития были определены основные принципы формирования новой экономической и социальной политики; разработан механизм умеренного государственного регулирования; создана правовая база экономических реформ и экономического развития в целом (создание высокоэффективного производства; трансформация отношений собственности и реализация принципа разнообразия ее форм; развитие предпринимательства и формирование конкурентной среды; либерализация внешней торговли; поддержка интеллектуального потенциала; повышение экологической безопасности).

     Окончательный выбор социально-экономического развития, а именно переход к формированию социально ориентированной экономики  рыночного типа, определился лишь с середины 90-х годов и нашел  свое отражение в важнейших государственных  социально-экономических программах: Программе социально-экономического развития Республики Беларусь до 2000 г. (1995 г.), Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь (1997 г.), Программе промышленной политики до 2015 г. (1998 г.), Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь до 2010 г. (1998-1999 гг.).

     Несмотря  на определенные различия, все концептуальные подходы роднит признание рыночной экономики, в основе которой лежат  частная собственность на средства производства, конкуренция, свободные цены. Опыт применения этих теорий в странах с переходными экономиками продемонстрировал неспособность ни одной из них стать действенной основой системной трансформации экономики. Как правило, практически используются отдельные элементы различных школ, которые могут отличаться как по отдельным странам, так и по периодам экономического развития. Наиболее приемлемым подходом к изучению проблем системной трансформации в Беларуси представляется такое синтетическое научное направление, как инстуционально-социальное. В рамках такого подхода необходим анализ инстуциональной структуры экономики, совокупности институциональных отношений, включающий изучение социальной системы и ценностных ориентаций, государственного управления, поведенческих стереотипов и этических норм.

Информация о работе Рыночная экономика Республики Беларусь: общие черты и национальные особенности