Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 00:51, курсовая работа
Объект исследования - рыночная экономика
Предмет исследования - рыночная экономика Республики Беларусь, ее характеристика и национальные особенности
Цель работы: выявление проблем для формирования рыночной экономики Республики Беларусь и возможные пути их решения.
Методы исследования: сравнительный анализ, группировка, экономико-математический, аналитический.
В процессе работы изучено определение рыночной экономики, ее виды и модели на примере экономически развитых стран, а также выявлена модель, характерная для Республики Беларусь, определены ее особенности, основные проблемы и возможные пути решения.
Введение………………………………………………………………………….4
1 Рыночная экономика, виды и модели………………………………..............5
2 Социально ориентированная и ее проблемы……………………………… 12
3 Рыночная экономика Республики Беларусь. Проблемы и
возможные пути решения……………………………………………...……..21
Заключение……………………………………………………………….……..32
Список использованных источников………………………………………….33
Как известно, главной функцией любой экономической системы является обеспечение материальных условий жизнеспособности общества. Она же и будет основной для социально ориентированной экономики, но, исходя из принципов данной системы, можно выделить и другие, не менее важные ее функции, такие как:
Основными
составляющими социально
Из сказанного ранее, можно сделать вывод, что суть социально ориентированной экономики в том, что государство обязуется обеспечить безопасную и достойную жизнь для населения. Граждане доверяют государству, поэтому управление рыночной экономикой является одной из его функций, люди уверены, что оно может обеспечить стабильность и правомерность всех процессов, которые в свою очередь затрагивают социальные институты.
Первая из проблем, которая встает при осмыслении новой модели и которую нужно решать, выбрав путь формирования социально ориентированной рыночной экономики, состоит в том, чтобы определить, что же понимать под социальной справедливостью как внутренней составляющей новой модели. Ведь в этой системе она – не просто мечта, идеал, а встроенный компонент, органическое звено.
Дело в том, что другая составляющая – рыночная экономика, ее суть и особенности уже достаточно изучены, широко освещены и понимаются теперь примерно одинаково. А вот по поводу социальной справедливости сразу возникают еще многие вопросы: что это такое? Как нам с учетом наших особенностей ее понимать? Каковы критерии социальной справедливости? Каковы ее показатели и инструменты?
Нужно признать, что разброс мнений тут велик: от рыночной справедливости. Осуществляемой на основе конкуренции и прибыли, до коммунистической справедливости без эксплуататорских классов. Проблема социальной справедливости – древняя и сложная. Есть в ней и философский аспект. И социальный, и психолого-этнический и, конечно, экономический. Поэтому изучение и суждение должно быть системным, комплексным, с учетом конкретно-исторических и социокультурных факторов данной страны. Иначе важнейший принцип социальной справедливости не заработает, останется лишь на бумаге.[7, c.258]
Социальная справедливость, несмотря на не преодоленную еще ее неоднозначность, в общественном сознании большинства связана, прежде всего, с ее экономическим смыслом. А он состоит вовсе не в уравнительности, а в том, что каждый вознаграждается по своим заслугам и каждый несет ответственность за принесенные им убытки. Позитивный, созидательный потенциал такого подхода доказан многократно. Думается, что этот подход может стать основой критерия социальной справедливости в социально ориентированной модели экономики.
В целом же социальная справедливость много шире и включает все стороны человеческого бытия: это и равенство всех перед законом, и равноправие наций, и равнодоступность образования, культурных благ, и забота о пожилых людях и т.д. Чем более высокой ступени достигло общество, тем шире спектр его социальной справедливости.
Вторая проблема заключается в том, чтобы найти условия сосуществования, более того, ”сотрудничества” двух, в значительной мере противоположных начал: экономической эффективности механизма рынка и созидательного потенциала механизма социальной справедливости.
Ведь многие до сих пор считают это невозможным. В значительной мере они правы, но только тогда когда экономическая эффективность рассматривается в узком смысле как соотношение полученного экономического результата с произведенными издержками. Такая эффективность, несомненно, важна на микроуровне. На уровне предприятия. И то с некоторыми оговорками. А что касается общества, страны в целом, то здесь речь может идти только о совокупной, экономической и социальной, т.е. социально-экономической эффективности.
Почему? Потому что в экономических процессах соучаствуют социальные: это, прежде всего, основные субъекты экономики – люди, работники. И потому что сама экономика “работает” на потребности социума. А не удовлетворяя эти потребности, она не получит свою прибыль. И потому, что расходы на социальную сферу, на человека приносят все более явный и очень значительный экономический эффект, как это доказано практикой. Наконец, потому, что когда падает интерес человека, падают результаты экономики. Более того, деградирует сам человек, неизбежна деградация его профессиональных качеств и способностей, а это значит – новый упадок экономики.
Таким образом, проблема не в том, чтобы определять, разрывать экономическую эффективность и социальную сферу. А в том, чтобы, выйдя на принцип комплексной социально-экономической эффективности, находить методы ее достижения.
Третья проблема состоит в формировании эффективной ценовой политики. Как утверждают специалисты в области рынка, самое главное в нем – это цена, т.е. ценовой сигнал, информирующий и направляющий множество субъектов на действия, достигающие в деле взаимного удовлетворения потребностей определенных результатов. Но так в теории, в идеале или при совершенном, чистом рынке. Реальная же несовершенная рыночная экономика, а тем более при ее социальной ориентации, неизбежно деформирует цены как информационные сигналы. Отсюда разнообразные искаженные экономические реакции на эти сигналы в условиях современного этапа экономики.
К сказанному следует добавить, что для реальной рыночной экономики в современном ее виде характерно и такое явление, как асимметрия рыночной информации. Асимметричность проявляется в том, что при рыночном ценообразовании информация распределяется между рыночными субъектами неравномерно. Это может выражаться, скажем, в том, что информированность продавца о товаре будет полная, покупатель, даже зная цены и их динамику, будет знать о товаре отнюдь не все.
Из этого вытекает проблема: как, основываясь на преимуществах сигнальной системы рынка, построить мудрую, эффективную ценовую политику – одну из наиболее сложных составляющих экономической и социальной политики.
Четвертая
проблема – распределение и
Пятая проблема – это проблема государственного регулирования. Создать социально ориентированный рынок может только государство. Но оно же может дискредитировать или даже уничтожить[15, cтр. 211].
Переход от одной экономической системы к другой всегда резко осложняет роль государства. А в той трансформации системы, которая осуществляет ныне переход от так называемой плановой командно-административной к рыночной, при неизведанности пути, роль государства возрастает неизмеримо. Ведь механизм централизованного планирования уже разрушен и не действует, а механизм рынка его саморегулирования еще не работает. В таких условиях на плечи государства ложится огромный груз проблем и задач.
Достаточно
заметить, что только основные функции
государства в переходной экономике
составляют три крупных блока. Во-первых,
это блок административно-
- установление целевых приоритетов и формирование “дерева целей”;
-установление ”правил игры” на основе создания пакета законов, упорядочивающих экономические и другие отношения.
Во-вторых, блок трансформационных функций:
- по реформированию отношений собственности на основе разгосударствления и приватизации;
- по реформированию банковской и всей финансовой системы;
- по реформированию трудовых отношений и становления рынка труда;
- по созданию инфраструктуры рынка;
- по реформированию структуры производства.
В-третьих, блок функций по регулированию рынка. К ним относятся:
- создание и поддержание конкурентной среды;
- стабилизация неравновесных экономических состояний;
- антикризисные меры;
- антиинфляционная политика;
- осуществление мер социальных гарантий и социально защиты.
Но особенно велик груз ответственности государства перед десятками и сотнями миллионов людей, перед своим народом, перед социумом. Поэтому проблему особенностей, трансформации государственного регулирования в переходный период можно и нужно прорабатывать комплексно, во всех ее аспектах и с учетом специфики данной страны. А это под силу только целым институтам.
Шестая проблема – одна из важнейших – проблема мотивации. Может ли быть мотивация деятельности одной и той же в разных экономических системах? Будет ли и может ли быть прибыль и ее максимизация такой же притягательной и решающей целью в системе социально-ориентированного рыночного хозяйства? Таковы проблемы этой группы. Притом их остроту не смягчает то, что приспосабливаясь к условиям, рыночное предприниматели модифицируют свою цель в ряд иных ориентиров: рост объема продаж, достижение лидерства в отрасли и т.п. Ведь эти подцели считаются достигнутыми при одном главном условии – они должны максимизировать прибыль. Значит, прибыль в этих случаях остается главной глубинной целью рыночного хозяйствования. Совместима ли такая мотивация энергии народа с новой моделью, с социальной ориентацией экономики?[7, c.261]
Еще одна проблема мотивации касается труда. Живой труд, как известно, был и есть главным фактором производства. Без него любой капитал, а главное техника мертва. А главное, без него вообще нет никакой техники, технологии, науки и производства.
Переход же к новому, научно-информационному типу производства ставит во главу угла экономики человека с его инновационными способностями. И не только как действующее лицо субъекта новой экономики, но, прежде всего, как ее создателя, творца. Опыт других стан подтверждает то, что прорыв в современной экономике осуществляется, прежде всего, за счет современной квалификации и инновационной активности работников. А поскольку высокое качество труда – компетентность, инновационность, ответственность – становятся наиболее необходимыми и приоритетными проявлениями трудовой активности, проблема умелой мотивации высококачественного труда должна стать наиважнейшей. Заработная плата типа социального пособия не стимулирует трудового, а тем более творческого порыва. А без этого не может быть прорыва из многослойного кольца кризиса и выхода на орбиту экономики современного уровня.
Практически
не ощущаемое мотивационное
Седьмая проблема связана с решением глобальных проблем современности. Квинтэссенция современного мира состоит в том, что человечество в своей масштабно возрастающей, стимулируемой гигантскими прибылями хозяйственной деятельности уже переступило порог возможности Земли и ее биосферы. Мир вступил в новую эпоху – эпоху антропогенной перегрузки нашей планеты. Вопрос стоит весьма остро – о выживании человечества.
Уничтожая природу, человечество уничтожает себя. Потому спасение природы есть спасение человечества, и нет теперь у него более важной общей задачи. В принципе уже сложилась идея, и начались разработки новой стратегии развития человечества в условиях экономического кризиса. Это так называемая ноосферная модель устойчивого развития.
Выбор
социально-экономической
Информация о работе Рыночная экономика Республики Беларусь: общие черты и национальные особенности