Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 11:29, курсовая работа
Предметом исследования является рыночная экономическая система, как господствующая форма экономической жизни современного общества со своими функциями, особенностями проявления, рычагами регулирования. И особенности проявления рыночной экономики в Украине. Проблемы и перспективы дальнейшего развития, стоящие перед современным обществом. Стороны социально ориентирования экономики необходимые адаптировать на Украине. И пути дальнейшего преобразования нашей экономики.
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1. Условия возникновения и эволюция рыночной экономики 5
1.2. Понятие и сущность рыночной экономики 9
1.3. Формы, типы, виды, принципы, структура рыночной экономики 14
РАЗДЕЛ 2. СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В УКРАИНЕ
2.1. Возникновения рыночной экономики в Украине и рыночная модель 18
2.2. Предпринимательство – неотъемлемая черта рыночной экономики 20
2.3. Современное состояние экономики Украины 22
2.4. Роль государства в рыночной экономике 24
РАЗДЕЛ 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВОМ РЫНОЧНЫХ ЭКОНОМИК
3.1. Проблемы построения экономики рыночного типа в Украине 27
3.2. Вопросы и перспективы развития рыночной экономики в Украине 30
ВЫВОДЫ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
Вмешательство государства в развитие рыночных отношений должно идти рекомендательно-корректирующим путем, т. е. без жесткого давления и навязывания, но с учетом функционирования основных законов рынка. Государство должно регулировать рыночные отношения и контролировать положение на рынке опосредованно - через законодательство, пошлины, налоговую политику.
В целях стабилизации и направленного преобразования экономики Украины правительством была разработана программа реформирования экономической ситуации. Однако в нынешних условиях невозможно создать программу, способную решить все проблемы. Поэтому деятельность правительства следует сосредоточить на решении приоритетных задач:
Важнейшая причина глубокого кризиса в нашей экономике - попытка перейти к рынку посредством либерализации цен, а не путем институциональных изменений. Что касается либерализации, то, прежде всего, нам нужна либерализация налоговой и кредитной политики, а также внешнеэкономической деятельности. Без либерализации цен переход к рынку невозможен, но либерализацию нельзя делать краеугольным камнем экономической реформы. Проведение институциональной политики связано с индикативным планированием и программированием, разработкой и реализацией инвестиционных и социальных программ.
Однако следует осознать, что прямой переход Украины к рынку невозможен, т. к. необходимо создать и отрегулировать структуры, обеспечивающие функционирование рыночной модели. Длительность переходного периода будет зависеть во многом от того, как будет выполняться программа по реформированию экономики.
Украина
имеет все необходимое для
активного включения в процессы
международной интеграции. Она рассматривается
странами Европейского Союза и Центрально-Азиатского
региона, как государство с наиболее привлекательными
условиями для реализации проектов по
развитию транспортной инфраструктуры,
топливно-энергетического и агропромышленного
комплекса, предприятий машиностроения.
В первую очередь это обусловлено постоянно
возрастающим объемом товарооборота между
Европой и Азией, что вызывает необходимость
укрепить и расширить коммуникационные
возможности Украины и совершенствовать
производство с целью выпуска продукции
мирового уровня.
3.2.
Вопросы и перспективы развития рыночной
экономики в Украине
В наших же условиях экономика Украины еще достаточно долго будет оставаться постсоциалистической и полурыночной. А это означает существование в течение относительно продолжительного времени наряду с нарождающимся частным сектором мощного государственного, предусматривающего необходимость достаточно жесткого макроэкономического регулирования.
Говоря
о том, какие существенные стороны
социально ориентированной
Выйдя из Союза, Украина унаследовала монополизированную, милитаризованную, центрально управляемую экономику. Среди важнейших задач на сегодняшний момент является отказ от жесткого административного регулирования и демилитаризация экономики, ее структурная перестройка на началах приоритетности производства социально значимой продукции.
Пропорции
между частным и
Учитывая
то, что Украина имеет
Модным есть так называемый либерализованный подход, сущность которого состоит в том, что если не мешать экономике, развиваться самой по себе за присущими ей принципами, то Украина скоро войдет в мировой рынок.
Распространенный лозунг "полную свободу перемещению капиталов, товаров, людей" - не только популистское, а и некорректное. Кто может сегодня назвать такую страну, где этот лозунг был воплощенный в жизнь? Каждая страна, вступая в экономические отношения с другими странами, стремится по возможности полнее реализовать свои интересы. Именно поэтому она вводит квоты, лицензии, таможенные барьеры относительно иностранных товаропроизводителей. Соответствующая политика ведется относительно миграции рабочей силы. Ведь каждому понятно, если дешевая рабочая сила ринется в страну без любых ограничений, то это, с одной стороны, уменьшит покупательную способность национального рынка страны, поскольку снизится платежеспособность занятых в областях, куда вольется эта рабочая сила, а с другого - приведет к социальным обострениям в стране, из-за того, что уменьшится заработная плата, часть работников вообще перейдет к разряду безработных.
Допуская иностранный капитал в экономику, надо также регулировать эти процессы, ведь они могут привести к потерям в определенных областях производства, дальнейшего искажения экономики, которая превратится на технологический придаток развитых стран, где происходят экологически вредные или бесперспективные процессы.
Опыт переходного периода пост социалистических стран, в том числе Украины, свидетельствует: путь к рынку в "стихийном режиме", самоплавом - не только не эффективный, но и приводит к чрезвычайно большим потерям во всех сферах жизни, отбрасывает общество назад на десятки лет.
Ориентиром при переходе к рыночной экономике для Украины должны быть современные развитые страны, для которых характерная смешанная экономика, которая основывается на разных формах собственности. Доминирующей при этом есть корпоративная собственность, взаимодействие конкуренции и регулирования со стороны государства, высокая социальная защита населения, социальная ориентация экономического развития.
Следует также учитывать, что рынок нельзя построить, скажем, за шведским, американским или еще каким-то образцом. Он есть неотъемлемым элементом экономики. Рыночное отношение в Японии, Италии, Бразилии, Алжире разные. Характерными особенностями современного развитого рынка есть высокая организованность, интеллектуальное кадровое обеспечение его учреждений, научно обоснованные правовые основы.
Построение такого рынка заняла значительное время и при этом происходила на хорошо развитых товарно-денежных отношениях. Современные развитые страны на это израсходовали весь послевоенный период (3-4 десятилетия); Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур - приблизительно два десятилетия. При этом рынок "маленьких азиатских драконов", как называют последние четыре страны, хотя и есть развитым, отличается от рынка европейских стран и американского. Он, как считают специалисты, не является моделью открытой рыночной экономики.
Украина может строить такую модель рыночной экономики, которая более всего отвечает особенностям ее развития, структуре экономики, географическому положению, менталитета народа.
Для Украины наилучшей есть модель социально ориентированного рынка, который в конечном итоге будет подчинять деятельность своих функциональных структур удовлетворению материальных и духовных потребностей человека.
Такая стратегия должна основываться на четко определенных приоритетах экономического развития, которые оказывали содействие бы достижению указанных целей. Важно избрать правильный путь перехода к рынку. Эволюционный путь основывается на поэтапном и постепенном введении рыночного отношения в течение продолжительного периода (10-15 лет). Ускоренный путь, или "шоковая терапия", на первый взгляд, выглядит как простой, так как к рынку можно перейти за короткий срок (были предложения за 400-500 дней, 2-3 года). Привлекает он тем, что цель достигается быстро. Использовался даже такой образ. Хвост коту можно отрубить частями, а можно сразу. В первом случаи животное страдает каждый раза, а во втором - лишь раз, а эффект один и тот же. Сущность такого подхода состоит в том, что на основную массу товаров и услуг сразу вводят свободные цены. Возрастания их ограничивается проведением предельно жесткой финансовой и кредитной политики. Она есть ключевым элементом этого варианту. Максимально сокращается государственный сектор. Социальная поддержка населения устанавливается на минимальном уровне.
Приверженцев "шоковой терапии" в нашей стране было вдоволь, как и пророков и советников разных западных школ, в том числе чикагской (монетариской школы). Тем не менее, все они, во-первых, не видят отличий не только между Украиной и Россией, а и Украиной и Чили, между крестьянином, сформированным коллективным ведением хозяйства, и фермером, который работает в рыночной среде. Во-вторых, все они без исключения проявляют заботу не об интересах Украины, а о своих собственных интересах, интересах своих компаний, стран. В-третьих, монетаризм в его классическом понимании сводится к свободному рынку, где равновесие в обществе достигается за счет денежной политики, свободного ценообразования. В наших условиях многоуровневого монополизма (собственности, технологии, управления) это предопределяло разрушение экономики, дестабилизацию общества.
Основы рыночной экономики в Украине должны вводиться ускоренно, но без "шока".
Поэлементный, эволюционно-радикальный путь объединяет постепенность, поэтапность и государственные регулирования цен на важнейшие товары, с одной стороны, и прибылей - с друг. Внезапно перейти к рынку не удастся, так как в Украине, в сущности, нет развитой инфраструктуры, без которой не может существовать современный рынок. Экономика требует радикальной структурной перестройки. Без этого невозможно наполнить внутренний рынок потребительскими товарами, занять видное место на международном рынке. Для того чтобы достичь этого, нужны огромные капитальные ресурсы. Ожидания на помощь извне - нереальные, их надо искать внутри страны, в ее современной экономике. Острым есть дефицит на квалифицированные предпринимательские кадры для работы в банках, на биржах и т.п.Именно поэтому для построения эффективной рыночной экономики Украина может демонтировать старую хозяйственную систему и постепенно вводить рыночные элементы.
Решения этой сложной задачи требует, с одной стороны, ускоренного перехода к рынку, а с другого - выхода экономики из кризы. Такими являются реальные обстоятельства, с которыми нельзя не считаться, избирая стратегию перехода к социально ориентированной рыночной экономике.
Результаты
экономических преобразований, осуществляемых
на таких основах, будут детерминированными,
неповоротными, ускоренными и, что в особенности
важно, достигнутые в условиях социального
согласия.
ВЫВОДЫ
Рыночная экономика - экономическая система, в которой роль основного регулятора экономических отношений играет рынок. В этой системе распределение ресурсов и формирование пропорций, удовлетворяющих общественные потребности, осуществляется с помощью рыночных механизмов. Они улавливают движение спроса и предложения через систему цен и прибылей. Рыночное движение потребительских благ и услуг и соответствующий ему перелив ресурсов образуют в целом экономический оборот любой рыночной экономики.
Неотъемлемыми предпосылками рыночной экономики являются общественное разделение труда, рыночный обмен продуктами труда, частная собственность, экономическая свобода хозяйствующих субъектов, их экономическая и юридическая самостоятельность и ответственность, правовая система, законодательно закрепляющая «правила игры» на рынке.
Будучи общей экономической системой, рыночная экономика развивается по единым для всех стран законам. Их универсальность обусловливает общую природу рыночной экономики, проявляющуюся в общности не только предпосылок, но и ее функций и механизмов на всех этапах развития. Вместе с тем в зависимости от конкретных исторических условий каждой страны эти общие закономерности реализуются в разнообразных страновых моделях рыночной экономики.
Совокупность регулирующих функций, осуществляемых рынком, делают рыночную экономику саморегулирующейся, самонастраивающейся системой. Данной системе присуща способность автоматически увязывать частные и общественные интересы. Это придает ей необходимую гибкость и динамизм.
Развитие рыночной экономики сталкивается с рядом противоречий. К основным из них относится неспособность рыночных механизмов удовлетворять Многие потенциальные общественные потребности, возникающие в ходе развития общества, циклический характер экономического развития, усиление социально-экономической дифференциации, рост монополистических тенденций и др. Рыночная экономическая система не способна полностью учитывать и удовлетворять общественные или коллективные потребности в социальных благах: в услугах здравоохранения, образования, культуры, связи, охране окружающей среды и др. На индивидуально-частных рыночных началах не могут быть созданы и функционировать многие элементы производственной и социальной инфраструктуры: автомобильные и железнодорожные магистрали, различные общественные сооружения и др. Разрешению или, по крайней мере, смягчению таких противоречий служит государственное экономическое и социальное регулирование. На это в индустриально развитых странах направлена государственная социальная, инновационная, антимонопольная и другие формы политики.
Информация о работе Рыночная экономика: необходимость, сущность, пути становления