Рыночная экономика: необходимость, сущность, пути становления

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 11:29, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования является рыночная экономическая система, как господствующая форма экономической жизни современного общества со своими функциями, особенностями проявления, рычагами регулирования. И особенности проявления рыночной экономики в Украине. Проблемы и перспективы дальнейшего развития, стоящие перед современным обществом. Стороны социально ориентирования экономики необходимые адаптировать на Украине. И пути дальнейшего преобразования нашей экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1. Условия возникновения и эволюция рыночной экономики 5
1.2. Понятие и сущность рыночной экономики 9
1.3. Формы, типы, виды, принципы, структура рыночной экономики 14
РАЗДЕЛ 2. СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В УКРАИНЕ
2.1. Возникновения рыночной экономики в Украине и рыночная модель 18
2.2. Предпринимательство – неотъемлемая черта рыночной экономики 20
2.3. Современное состояние экономики Украины 22
2.4. Роль государства в рыночной экономике 24
РАЗДЕЛ 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВОМ РЫНОЧНЫХ ЭКОНОМИК
3.1. Проблемы построения экономики рыночного типа в Украине 27
3.2. Вопросы и перспективы развития рыночной экономики в Украине 30
ВЫВОДЫ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

Работа содержит 1 файл

Вариант 1_курсовой.doc

— 225.00 Кб (Скачать)

       Сегодня люди в Украине уже умеют считать  деньги и начинают понимать, что  их экономическое благосостояние зависит не от государства,  а в первую очередь - от них самих. Со своей стороны государство проводит политику, направленную на обеспечение формирования нового класса – класса предпринимателей, который призван играть решающую роль в экономик, выступая реальным конкурентом государственным предприятиям.

       Мировой опыт показывает, что при выборе определенной модели экономики и  ее реализации нужно учитывать общее и специфическое, которое есть содержанием переходной экономики, в стадии которой находится Украина.

       Вместе  с тем обязательно следует  иметь в виду, что общие закономерности для переходной экономики неодинаково выражаются в разных условиях, скажем, в условиях восточной и западной цивилизации.

       Закономерностью переходной экономики есть нестабильность и нестойкость, поскольку в ее основе лежат разногласия старых и новых форм хозяйствования, которое приводит к быстрым качественным изменениям в экономической и социальной жизни общества. В связи с этим надо предусматривать альтернативные пути ее развития. Потенциально существует широкий спектр перспектив: от возвращения в определенной форме к авторитарно-бюрократической системе и до постиндустриального общества; от коррумпированной теневой экономики до праволиберальных, основанных на частной собственности систем. Следует учитывать и то, что альтернативность имеет определенные границы, которые обусловленные объективными и субъективными факторами. Среди многих вариантов есть оптимальный для той или другой страны. Критерием этого выбора есть как общие тенденции развития мировой цивилизации, так и учет реальных ресурсов, национальных особенностей, исторических традиций, географического и геополитического положения. Итак, формировать экономическую стратегию, направленную на построение определенной модели рыночной экономики, следует, опираясь на пересчитанные факторы.

       Особенностью  экономики Украины есть то, что  перед началом рыночных трансформаций она представляла собой административно-командный тип, где доминировал тотальный монополизм: собственности, централизовано директивного принятия решений и технологический монополизм. Было много предприятий, которые вырабатывали 60-100 процентов определенного вида продукции. Такая монополия не является рыночной. Она не предусматривает конкуренции, рыночного отношения, делает хозяйничающим субъектом систему государственных учреждений, а предприятия выполняют лишь производственные функции.

       Отрицательное влияние на формирование рыночного отношения в Украине имеет и то, что его экономика крупномасштабная с незавершенным циклом производства, а также отбивает специализацию в бывшем Советском Союзе на трудной промышленности, военно-промышленном производстве и добывающих областях. Именно это сегодня воссоздает недостаток товаров народного потребления, с одной стороны, и техническую и технологическую отсталость - из другого. Это порождает огромную потребность в приобретении нефти и газа на мировом рынке, а отсюда проблемы с торговым балансом, перекосы в ценах на внутреннем рынке.

       Создания  достаточного количества предприятий  в Украине, которые бы формировали  конкурентную среду, может осуществляться двумя путями: реформированием существующих предприятий и созданием новых. Первый путь предусматривает: демонополизацию; разгосударствление и приватизацию; привлечения отечественных и иностранных инвестиций для структурной перестройки предприятий; диверсификацию. Второй путь ставит цель содействия развития маленького и среднего бизнеса; привлечения отечественных и иностранных инвестиций для создания новых предприятий, а также реструктуризации устаревших, тех, которые требуют полного обновления. 
 

       2.2. Предпринимательство – неотъемлемая черта рыночной экономики  

       Становление национального рынка и предпринимательской  деятельности  во всех странах начинается с момента их перехода к  капиталистическим  рыночным отношениям. Развитые страны Западной Европы и продолжают этот процесс много десятилетий, в Украине он  начался  совсем  недавно,  но  нигде  еще  он  не потерял своей актуальности.

       Для удобства и ускорения этого процесса на Западе давно  уже  вошли  в  практику  методы  международного  кооперирования –  создания совместных предприятий. Не так давно и Украина смогла присоединиться к этим процессам.

       Поскольку отличительной чертой современного мирового развития является рост взаимозависимости государств, порождаемый интернационализацией экономики в соответствии с объективными  потребностями научно-технического  прогресса, то этих условиях главным инструментом международного  разделения  труда стали прежде всего крупные фирмы, осуществляющие предпринимательскую деятельность как в своей стране, так и за пределами национальных границ.

       Формы международного предпринимательства  весьма многообразны. Они включают  создание  дочерних фирм и филиалов за рубежом, совместных предприятий  с фирмами других стран, смешанных компаний с  участием  местного государственного  и  частного  капитала. Однако общим для всех видов международного предпринимательства является  выход экономической деятельности за рамки национальных границ, ее транснационализация.

       С  этой  точки  зрения  проблема  международного  предпринимательства  является,  по  существу,  проблемой  транснациональных   корпораций   (ТНК). Рассмотрение международного предпринимательства прежде всего  сквозь  призму ТНК вызвано как их ведущей ролью в мирохозяйственных связях, так и тем,  что именно в подобных корпорациях наиболее полно концентрируются все  типические черты  и  самые  передовые  формы  современных  международных  экономических отношений.

       Такое сотрудничество дает Востоку  массу  преимуществ.  Известно,  что доля неудач при образовании таких  предприятий Восток-Запад очень мала.  По оценкам ЕЭК ООН, она составляет 5%. Это, конечно, неплохой  признак.  Вместе с тем известно из мировой практики, что смешанные общества  могут  годами  и десятилетиями  не  функционировать,  находясь  фактически   в   замороженном состоянии. Нечто подобное наблюдается в  настоящее  время.  Проблема  здесь, однако, состоит несколько  в  другом:  реально  работают  не  более  1/3  из зарегистрированных обществ, т.е. «замораживание»  произошло  уже  на  стадии регистрации совместных предприятий. Те же предприятия,  которые  заработали, сосредоточены   в   основном    в    непроизводственной    сфере.    Причин, обусловливающих подобную ситуацию, несколько. Среди них:

       1. Ошибки в выборе партнеров,  объекта  сотрудничества  и   другие  просчеты,    часто вызванные неопытностью сторон.

       2. Инвестиционный  климат  в   восточноевропейских   странах   не   особенно  благоприятен. Это вынуждает партнеров, особенно  западных,  вложив  часто минимальный капитал  и  зарегистрировав  общество, занять  выжидательную позицию.

       3. Процесс от  регистрации  до  работы  совместного  предприятия   достаточно длителен, а большинство совместных предприятий, как известно,  созданы  в последние годы.

       В совместные предприятия всех восточноевропейских  стран в начале  1989г. было вложено лишь 2,2 млрд долл., из которых  около  40%  приходилось  на иностранный  капитал.  Это  составляло  десятые  доли   процента   стоимости основных производственных фондов стран (членов СЭВ и капитальных  ресурсов, привлеченных этими странами с международных кредитных рынков.

       Совместные  предприятия  в  большинстве  стран  Востока  невелики  по размерам. Так, в Польше их величина составляла от 45 до  50  тыс.  долл.,  в Венгрии - 700 тыс. долл.

       Смешанные общества, возможно, в перспективе  вообще  не  будут  играть той  самодовлеющей  роли,  которую  они  во  многом  искусственно  приобрели сегодня.  Иностранные  инвестиции,  в  которых  100%  капитала   принадлежит зарубежной  фирме,  в  форме  филиалов,  представительств,  концессий  могут занять в будущем значительно большее место. В  любом  случае  представляется очевидным, что значительное углубление хозяйственного сотрудничества Восток-Запад и эффективное включение экономики стран  восточноевропейского  региона в мирохозяйственную систему не может  осуществляться  без  более  широкого создания сети компаний восточноевропейских стран  на  Западе,  а  также  без более  масштабного  инвестирования фирм промышленно развитых стран в экономику восточноевропейских государств.

       Вышеприведенный анализ дает представление о непрестанно  расширяющемся и углубляющемся международном разделении труда, о поступательном  развитии мирохозяйственных связей как все более важной составной части современной экономики, о растущей  роли  в  этом процессе международного предпринимательства,  совместных фирм и транснациональных корпораций; свидетельствует о высокой адаптационной способности и мобильности совместных  компаний и  транснационального   капитала,   об   их   умении использовать  новейшие достижения научно-технического прогресса  для повышения экономической эффективности, гибко  и оперативно приспосабливать свою стратегию и тактику к  меняющимся  условиям  мирового  рынка.  В  этом, видимо, и состоит главный практический урок рыночных методов хозяйствования как внутри страны, так и между странами. 
 

       2.3. Современное состояние экономики Украины 

       Главная цель экономической политики государства  заключается в обеспечении экономического роста, который гарантирует гражданам страны достаточно высокий уровень жизни, достойные условия труда и социальную защищенность каждому члену общества. Эта цель может быть достигнута путем государственного регулирования экономических процессов с использованием комплекса экономико-правовых, экономических, социально-экономических, кредитно-финансовых факторов и нормативов, создающих условия для развития всей системы хозяйственного механизма, продуктивного использования национальных ресурсов.

       Одним из важнейших звеньев экономики  страны является промышленное производство, которому надлежит обеспечивать жизненные интересы государства, его экономическую безопасность, социальный и культурный уровень населения. Основное внимание в промышленной политике с 1993 года отводилось оперативному реагированию на сбои в макроэкономических мероприятиях, осуществлявшихся периодически, не комплексно и носивших временный характер, что привело к углублению экономического кризиса и дальнейшему спаду промышленного производства во всех его сферах.

       Опыт  стран, обладающих значительным экономическим  потенциалом и занимающих лидирующие места в мировой табеле о рангах, свидетельствует о необходимости безотлагательной увязки с промышленной политикой всех хозяйственных преобразований в процесс реформирования экономики.

       Ход экономической реформы в Украине  вызвал необходимость разработки новых подходов к формированию структурной научно-технической и инвестиционной политики. При этом одним из главных элементов новой стратегии должен стать экономически обоснованный выбор приоритетов в решении проблемы ускорения научно-технического прогресса.

       Требуется новый подход к решению проблемы повышения эффективности использования материальных ресурсов, в первую очередь топливно-энергетических, главным потребителем которых является промышленность.

                   Важнейшая цель промышленной политики – создание условий для экономического роста путем последовательного осуществления ряда мер, а именно:

  • целенаправленная структурная перестройка промышленности путем опережающего развития и увеличения доли отраслей, определяющих научно-технический прогресс и способных обеспечить в ближайшей перспективе существенный рост национального дохода;
  • реструктуризация производства в отраслях промышленности с целью увеличения выпуска конкурентоспособной по уровню затрат и качеству продукции;
  • регулируемое развитие продукции, технологий и оборудования нового поколения, имеющих показатели материало-, энерго- и металлоёмкости на уровне мировых путём программно-целевого субсидирования, льготного кредитования, привлечения зарубежных инвестиций, заключения эффективных лизинговых соглашений, а также применения косвенных методов финансирования: налоговые льготы, активная амортизационная политика и т.д.;
  • среднесрочное и перспективное прогнозирование потребности в продукции отдельных отраслей промышленности для формирования концепции развития внутреннего и внешнего рынков, межотраслевых связей, определения объёма  и структуры критического импорта, обеспечение положительного сальдо по внешнеэкономическим связям;
  • развитие и ускорение научного потенциала в отраслях промышленности по приоритетным направлениям согласно целевым научно-техническим  программам.

       За  последнее пятилетия наблюдается  усиление дифференциации в развитии различных экономических регионов страны. Продолжается спад темпов производства, в тяжелом экономическом состоянии находится государственный сектор экономики. Растёт задолженность предприятий по расчетам с партнерами, бюджетом, работниками. В целом экономика Украины в настоящее время переживает тяжелые времена.

Информация о работе Рыночная экономика: необходимость, сущность, пути становления