Рыночная экономика: необходимость, сущность, пути перехода

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:00, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы исследовать рыночную экономику, ее необходимость, сущность, пути перехода.
Для достижения намеченной цели в работе поставлены следующие задачи:
• изучить рынок и условия его возникновения;
• выявить основные проблемы и цели рыночной организации;
• охарактеризовать российский и зарубежный опыт организации рыночной экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.РЫНОК И УСЛОВИЯ ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ 5
2.ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ЦЕЛИ РЫНОЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 11
3.ОРГАНИЗАЦИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ: РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27

Работа содержит 1 файл

Rinoshnaya ekonomika kurs.doc

— 159.00 Кб (Скачать)

Процесс рыночной трансформации развивается, таким образом, не по одной, а двум основным схемам - моделям либеральной экономики буржуазного типа и рыночного социализма. Вопрос об эффективности рыночных реформ не сводится поэтому к ее оценке в отдельных странах и выводит в конечном итоге на проблему эффективности применения каждой из двух основных схем.

Другое обычно не формулируемое теоретическое допущение заключается в представлении, что реформы либерального типа развиваются примерно по одному общему образцу, более или менее похожему на российский или восточно-европейские. На самом деле это далеко не так. Помимо некоторых общих черт есть существенные отличия. Так, в Казахстане, государствах Средней Азии они по ряду важных признаков (степени разгосударствления экономики, применению государственного регулирования, социальных гарантий населению и др.) выглядят иначе, чем в европейской зоне СНГ. Эти различия не меньше тех, которые существуют в таких сложившихся моделях рыночной экономики, американская (Великобритания, США), европейская (ФРГ, Франция, Италия) и восточно-азиатская (Япония) [25, с.10].

В качестве третьей неоправданной  предпосылки следует назвать  представление о принятом той или иной страной типе реформ как о неизменном во времени. Этот тип, как правило, эволюционизировал в каждой из стран, но во многих случаях изменения касались принципиальных вопросов общей стратегии реформ. Пример тому - опыт либерализации путем шокотерапии не только в Польше, но и в России, когда государство вопреки первоначально объявленным намерениям правительств оказалось вынужденным возвращаться к мерам прямого регулирования несбалансированных рынков и ограниченной социальной поддержки обнищавшего в ходе либерализации населения.

Содержание и эффективность  рыночных реформ целесообразно рассматривать по группам стран, сходных по типам реализуемых ими моделей рыночных преобразований. В числе таких групп можно выделить: страны Центральной и Восточной Европы; государства Прибалтики; Россию, Украину и Казахстан; среднеазиатские государства СНГ; республики Закавказья и другие малые государства СНГ, КНР и Вьетнам. Первые пять групп осуществляют переход к рынку по различным модификациям либеральной модели, последняя группа придерживается модели рыночного социализма.

Среди главных признаков реализуемых в отдельных странах моделей реформ нами выделены: масштабы экономики - малые, средние и крупные государства; тип реформ - буржуазно-либеральный или рыночный социализм; продолжительность переходного периода - в одних странах он завершен, в других продолжается; способ проведения реформ, определяемый теорией переходного периода как радикально - либеральный (шокотерапия) или эволюционный (градуалистский); состояние экономики - кризисное, приближающееся к дореформенному уровню развития, или этап устойчивого развития; уровень жизни населения и решение социальных проблем; состояние структурной перестройки экономики - завершена, продолжается или находится в начальной стадии; доля в экономике государственного сектора и применение мер государственного регулирования рынка - минимальная, значительная или преобладающая; политические факторы - государственный строй (демократические или социалистические республики), его устойчивость и поддержка населением; исторические особенности - принадлежность европейской или азиатской цивилизациям, наличие или отсутствие длительного опыта государственной самостоятельности, степень ориентации на другие страны и отношение к процессам интеграции и глобализации; завершенность разработки в странах концепции реформ и их рабочей модели, учитывающей отмеченные выше обстоятельства [12, с.32].

Упомянутые признаки в каждой стране проявляются по-разному. Предваряя последующую характеристику эффективности проводимых реформ, сделаем еще одно замечание общего характера, касающееся собственно экономических причин выбора той или иной модели их проведения.

Прежде всего здесь нужно  назвать уровень развития экономики  отдельных стран, показателем которого является производство ВВП (в долларовом выражении, исчисленного по соотношению паритетов покупательной способности национальных денежных единиц и доллара США) в расчете на душу населения. Либеральную модель в основном приняли страны с более высоким (или превышающим средний) душевым уровнем производства ВВП; модель рыночного социализма - государства, находящиеся на более низком уровне развития [20, с.5].

Далее следует отметить масштабы экономики - объемы производства товаров и услуг, численность населения, территориальную протяженность, климатические условия, обеспеченность природными ресурсами. Чем больше страна и чем сильнее в ней дифференциация перечисленных первичных факторов развития, тем сложнее обеспечить предполагаемые либеральной моделью требования конкурентности рынков продуктов, труда и капитала, сильнее потребность в применении мер государственного регулирования в целях ослабления территориальных различий в обеспеченности отдельных регионов страны материальными и финансовыми ресурсами. Крупные государства, как правило, выбирают путь постепенных преобразований, шире используя методы государственного регулирования экономики.

Большое влияние на выбор модели реформ оказывает включенность стран в систему международного разделения труда и мировой торговли. Открытости экономики, высокой доле в ней экспорта и импорта, четко выраженной специализации производства обычно соответствует предпочтение либеральной модели. Ориентация производства в первую очередь на потребности внутреннего рынка ставит определенные ограничения темпам и масштабам либерализации условий хозяйственной деятельности. В этой связи нужно отметить различия в обеспеченности отдельных стран минерально-сырьевыми, прежде всего топливно-энергетическими ресурсами. Государства с богатыми ресурсами располагают лучшими возможностями получения валюты для оплаты своего импорта; крупные импортеры топлива и сырья могут оплачивать их закупки лишь путем расширения экспорта продукции обрабатывающей промышленности и услуг. Сходной выглядит ситуация и с обеспечением потребностей в продуктах питания.

Ощутимо также влияние исторических традиций. Страны Центральной и Восточной  Европы, Прибалтики принадлежат к европейской цивилизации с ее либеральными ценностями, государства СНГ - к европейской и среднеазиатской, где сильнее влияние на экономику прежних традиций и государственной власти. Третья цивилизация, превышающая по численности населения все остальные государства с переходной экономикой, взятые вместе, китайская. В крупных государствах, в числе которых выделяются Россия и КНР, выбор модели реформ неизбежно связан с их геополитическими приоритетами и представлениями о месте в современном мире [30, с.80].

Выбор национальной модели реформ обусловлен, наконец, факторами политическими. Из внутриполитических следует отметить в первую очередь поддержку населением идеи государственной независимости  и суверенитета в странах Восточной  Европы и республиках Советского Союза, преобразованных в государства СНГ. Население их поддержало либеральные модели экономических реформ как одно из условий утверждения государственной самостоятельности. Но уже к середине 90-х гг. лозунги либерализма на пространстве СНГ вошли в очевидное противоречие с требованиями укрепления государственности, чему соответствовало растущее разочарование в радикальных методах перехода к рынку и практике формальной либеральной демократии.

К факторам внешнеполитическим нужно  отнести различия в степени экономической поддержки рыночных реформ со стороны развитых государств запада и международных финансовых организаций. Значительную помощь получили страны Восточной Европы и Балтии. Гораздо меньшей она была на бывшем постсоветском пространстве, где Запад поддерживал стремление руководства ряда новых независимых государств политически и экономически дистанцироваться от России. Обещания внешней финансовой поддержки российских либеральных реформ были реализованы в минимальных размерах, а после финансового кризиса 1998 г. внешнее кредитование российской экономики международными экономическими организациями практически было приостановлено.

Заключение

 

Понятие рынка является исходным понятием в теории рыночной экономики. Термин «рынок» имеет несколько значений, но основное его значение таково: рынок - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов экономических благ. Рынок представляет собой систему отношений между продавцами и покупателями, при помощи которых они вступают в контакт по поводу купли-продажи товаров или ресурсов. Рыночная экономика - это такая экономическая система, в которой фундаментальные экономические проблемы - что, как и для кого производить - решаются главным образом через рынок.

Существуют области, где механизм рынка не срабатывает. При всей своей позитивной роли он не в состоянии обеспечить эффективное решение ряда  стратегических  задач развития  экономики,  социальных проблем. Рынок предоставлен  самому  себе и характеризуется  анархичностью и  стихийностью, приводящими  к  экономическим потерям и  снижению  эффективности хозяйствования. Рынок обостряет проблему социального неравенства, порождает значительную дифференциацию доходов, имущественное расслоение населения.

Рыночная экономика - экономика, организованная на основе рыночной саморегуляции, при которой координация действий участников осуществляется государством, а именно законодательной и судебной властью непосредственно, а исполнительной только опосредованно, путем введения различных налогов, сборов, льгот и т. п. Это экономика, в которой только решения самих потребителей, поставщиков товаров и услуг определяют структуру распределения.

Движение России по рыночному курсу  социально-экономического развития - явление  многофакторное и многоаспектное.

Упорству и последовательности в осуществлении курса реформ нам, россиянам, следует учиться у народов Китая, Турции, Сингапура, Польши, Испании, Чили и других стран, продвигающихся собственным национальным курсом к эффективной социально ориентированной экономике. Не обманываясь и не впадая в эйфорию от успехов последних двух-трех лет, мы должны быть готовы к тому, что в результате реализации более взвешенной, растянутой во времени экономической программы мы все же не получим классическую западноевропейскую модель рационально организованной экономики. Россия имеет собственный исторический опыт, у нее свои стартовые условия реформ, своя траектория развития в современном мире. Однако на основе таких прагматичных реформ граждане России, очевидно, смогут выстроить более жизнеспособную национальную экономику, более упорядоченный образ жизни, в котором определены правила и стандарты поведения, обязательные для всех без исключения и, что самое главное, выполняемые всеми, включая государство.

Мы должны создать прозрачные условия  доступа к природным ресурсам и обеспечить справедливую плату за пользование ими, проводить продуманную промышленную политику, осуществлять крупные инвестиции в модернизацию наукоемких отраслей, внятную политику доходов, исключающую десятикратный разрыв в уровнях оплаты труда в столице и регионах. Наконец, стране необходимы упорядоченные взаимоотношения бизнеса и государства, исключающие неофициальную "близость" и "любовь" отдельных предпринимателей к чиновникам разных уровней власти.

 

Список использованной литературы

 

  1. Абрамова М.А., Александрова Л.С. Экономическая теория. М.: Юнити, 2006. – 112 с.
  2. Амосов В., Гукасьян Г., Саховикова Г. Экономическая теория. СПб.: Питер, 2006. – 115 с.
  3. Арутюнова Г.И. Экономическая теория. М.: Международные отношения, 2007. – 79 с.
  4. Архипов А.И., Нестеренко А.Н.,  Большакова А.К.  Экономика. М.: Проспект, 2006.
  5. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. М.: Омега, 2006. – 118 с.
  6. Булатов А. С. Общая экономика. М.: Юристь, 2006. – 43 с.
  7. Видянина А.И.,  Добрынина Г.П. Экономическая теория. М.: Инфра-М, 2006. – 62 с.
  8. Видяпина В.И., Журавлевой Г.П. Экономическая теория. М.: ИНФРА, 2006. – 92 с.
  9. Гальперин В.М., Игнатьев СМ., Моргунов В.И. Микроэкономика. СПб.: Питер, 2006. – 71 с.
  10. Герасимов Б.И. Экономическая теория. Тамбов: ТГТУ, 2008. – 93 с.
  11. Грязнова А.Г., Чечелова Т.В.  Экономическая теория.  М.: Экзамен, 2006.- 56 с.
  12. Джевонс А. Принципы экономической теории. М.: Владос, 2006. – 32 с.
  13. Добрынин А.И., Журавлева Г.П. Общая экономическая теория.  СПб.: Питер, 2006. – 117 с.
  14. Емцов Р.Г., Лукин М.Ю. Микроэкономика. М.: Юнити, 2006. – 224 с.
  15. Еремшин П.Г. Теория экономики. М.: Владос, 2006.-99 с.
  16. Журавлева Г.П. Экономическая теория.. Дашков и Ко, 2006. – 56 с.
  17. Золотарчук В.В. Экономическая теория. Хабаровск: Хабаровский гос. техн. ун-т, 2006. – 77 с.
  18. Ивашковский С.Н. Микроэкономика. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.-75 с.
  19. Камаев  В.Д. Экономическая теория. М.:  Владос, 2006. – 40 с.
  20. Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории (экономика). М.: Омега, 2006. – 127 с.
  21. Карпец О.В. Экономическая теория.  Часть 2. Макроэкономика. Владивосток: ДВГУ, 2008. – 29 с.
  22. Нуреев Р. Курс микроэкономики. М.: Юнити, 2006. – 112 с.
  23. Овчинников Г.П. Микроэкономика. СПб.: Питер, 2006. – 191 с.
  24. Петров П.В., Соломатин А.Н. Экономическая теория. М.: Инфра – М, 2006. – 51 с.
  25. Плышевский Б. Показатели результативности рыночных реформ. // Экономист. -2006.- №7.- С. 3. 20
  26. Пороховский А. Рыночный курс: противоречия и перспективы. // Экономист. - 2006.- №8.- С.27. 21
  27. Ральперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика.  СПб.: Питер, 2006. – 88 с.
  28. Самуэльсон П., Нордхаус У. Экономика.  М.: Бином-Кнорус, 2006.
  29. Серяков С.Г. Экономическая теория. М.: Юристъ, 2006. – 37 с.
  30. Тайгер Л. Микроэкономическая теория и переходная экономика. М.: Юнити, 2006. – 80 с.
  31. Тарасевич Л.С. Экономическая теория. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 158 с.
  32. Чепурин М.Н., Киселева Е.А. Курс экономической теории. Киров: АСА, 2006. – 85 с.

 

 


Информация о работе Рыночная экономика: необходимость, сущность, пути перехода