Рыночная экономика: необходимость, сущность, пути перехода

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:00, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы исследовать рыночную экономику, ее необходимость, сущность, пути перехода.
Для достижения намеченной цели в работе поставлены следующие задачи:
• изучить рынок и условия его возникновения;
• выявить основные проблемы и цели рыночной организации;
• охарактеризовать российский и зарубежный опыт организации рыночной экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.РЫНОК И УСЛОВИЯ ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ 5
2.ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ЦЕЛИ РЫНОЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 11
3.ОРГАНИЗАЦИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ: РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27

Работа содержит 1 файл

Rinoshnaya ekonomika kurs.doc

— 159.00 Кб (Скачать)

Проблем множество, их трудно даже перечислить. Решаются они по-разному, в зависимости  от того, какая форма положена в основу организации экономики [19, с.40].

В экономической  системе в целом взаимодействуют  три самостоятельные хозяйственные подсистемы: государство, натуральное хозяйство (когда вся произведенная продукция потребляется внутри хозяйства, например личное подсобное хозяйство) и рынок.

В зависимости от того, какая подсистема имеет наибольший удельный вес, характеризуется и вся экономическая система: если преобладает рынок, то и система - рыночная, так возникает рыночная экономика; если преобладает государство, то и система - адмнистративно-командная; если преобладает натуральное хозяйство, то такова и система в целом [16, с.56].

Рыночная организация экономики  оказывается наиболее эффективной. Поскольку рыночная организация требует от общества наименьших издержек при решении перечисленных экономических проблем.

В рыночной системе взаимодействуют  между собой многие экономические переменные; ни один сектор не может существовать обособленно; производители и потребители товаров общаются на языке цен и с его помощью решают важнейшие для всей нации экономические проблемы.

На рис.1 наглядно представлена схема рыночной организации экономики.





 







Рисунок 1 – Рыночная организация  экономики

На представленной схеме (рис.1) видно как взаимодействуют рынки потребительских товаров (в верхнем секторе) с рынками факторов производства (в нижнем секторе).

Схема лишь в наиболее виде показывает направления взаимосвязей, обусловленных предложением и спросом. В рыночной экономике нет структур, которые занимали бы место между производственной сферой и потребителями, диктуя им, что и как производить и для кого предназначено произведенное.

Рынок непосредственно соединяет  производителей и потребителей, которые  с помощью цен, прибыли или  убытков решают важнейшие для  экономики проблемы: что, как и для кого производить [19, с.45].

Рынку принадлежит важная позитивная роль:

1) естественным образом, без команд соединяет интересы производителей и потребителей (продавцов и покупателей);

2) освобождает экономику от дефицита товаров и услуг;

3) эффективнее других хозяйственных систем решает основные проблемы экономики (уровень жизни, структура и эффективность производства, качество продукции);

4)  способствует  развитию  научно-технического  прогресса,  побуждает  применять   новейшие  технологии  и  рационально использовать ресурсы;

5) формирует и воспитывает рационального «экономического человека», для которого характерны расчетливость и предприимчивость, готовность идти на риск, ощущение личной ответственности за свои действия;

6) устанавливает четкую зависимость между реальным вкладом в создание необходимого потребителю товара и размером получаемого дохода;

7) материально заинтересовывает производителей в удовлетворении тех потребностей, которые выражаются через спрос. Под влиянием рыночных сил происходит отборка малоэффективных или вовсе неэффективных товаропроизводителей;

8) является саморегулирующей системой, способной эффективно функционировать без прямого вмешательства государства.

Есть  достаточные  основания  утверждать,  что  рынок  относится  к  разряду  общечеловеческих  ценностей,  является достоянием всей мировой цивилизации и останется таковым в обозримом будущем.

Рынок имеет много достоинств, его  возможности велики, однако ему присущи  и негативные стороны. Существуют области, где механизм рынка не срабатывает. При всей своей позитивной роли он не в состоянии обеспечить эффективное решение ряда  стратегических  задач развития  экономики,  социальных проблем. Рынок предоставлен  самому  себе и характеризуется  анархичностью и  стихийностью, приводящими  к  экономическим потерям и  снижению  эффективности хозяйствования. Рынок обостряет проблему социального неравенства, порождает значительную дифференциацию доходов, имущественное расслоение населения.

Рыночная  конкуренция  приводит  к  экономической  дифференциации  производителей,  высвобождению  работников из  производства,  образованию  безработицы,  обострению  социального  положения малообеспеченных  слоев  общества  и обездоленности значительной части населения. Рынок благоприятствует экономически сильным группам потребителей, в то время как экономически слабые группы (пенсионеры, инвалиды, молодежь и др.) остаются порой обделенными [8, с.92].

Рынок не восприимчив к долгосрочным общегосударственным программам, связанным с ликвидацией социального неравенства, экологией, обустройством территорий. Он не в состоянии самостоятельно реализовать стратегические цели в области науки и техники, осуществить в масштабе всей национальной экономики крупные структурные сдвиги, ориентированные на перспективу.

От механизма рынка не приходится ждать соблюдения социально-экономических прав человека: рыночное распределение характеризуется значительным неравенством, право на труд для тех, кто может и хочет работать, не соблюдается.

Рынок не способен регулировать внешнеэкономические  связи, не обеспечивает производство общественных товаров (оборона, охрана общественного порядка, государственное управление, энергетическая система и т.д.). «Провалы» рынка наблюдаются при решении проблем в области фундаментальной науки и техники,  организации денежного обращения, при решении региональных и межгосударственных проблем.

Поэтому  совершенно  необходимо  активное  вмешательство  государства  в  экономические  процессы. Именно  государство способно взять на себя ведущую роль в регулировании рыночного хозяйства. Без государственного вмешательства невозможно развитие самой рыночной системы.

Таким образом, рынок не в состоянии обеспечить эффективное решение ряда  стратегических  задач развития  экономики,  социальных проблем. Рынок предоставлен  самому  себе и характеризуется  анархичностью и  стихийностью, приводящими  к  экономическим потерям и  снижению  эффективности хозяйствования. Рынок обостряет проблему социального неравенства, порождает значительную дифференциацию доходов, имущественное расслоение населения.

 

  1. Организация рыночной экономики: российский и зарубежный опыт

 

Рыночная  экономика - экономика, организованная на основе рыночной саморегуляции, при  которой координация действий участников осуществляется государством, а именно законодательной и судебной властью  непосредственно, а исполнительной только опосредованно, путем введения различных налогов, сборов, льгот и т. п. Это экономика, в которой только решения самих потребителей, поставщиков товаров и услуг определяют структуру распределения.

С позиции  истории бизнеса рыночная экономика - экономическая система, направляемая и регулируемая механизмом стихийных рыночных транзакций в адекватной институциональной среде и господстве соответствующих институтов.

Рыночная  экономика - экономика, основанная на принципах:

  • предпринимательства;
  • многообразия форм собственности на средства производства;
  • рыночного ценообразования;
  • договорных отношений между хозяйствующими субъектами (людьми, предприятиями и т. д.);
  • ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность [3, с.79].

Движение России по рыночному курсу  социально-экономического развития - явление  многофакторное и многоаспектное. Теоретический  анализ позволяет выделить наиболее актуальные аспекты исследования, в числе которых особое внимание привлекают те, что позволяют вычленить ключевые элементы преобразований и специфику переходного периода в стране. Задачи исследования можно выстроить следующим образом. Во-первых, охарактеризовать общетеоретическую модель современной рыночной экономики. Во-вторых, раскрыть специфические условия России, которые при любом варианте событий неизбежно оказывают свое влияние и формируют "национальный мундир" как перехода к рынку, так и самого рыночного развития. В-третьих, осмыслить реальные результаты прошедшего десятилетия, политико-экономически оценить ту атмосферу, в которой сегодня находятся наше общество и экономика. В-четвертых, определить назревшие изменения и выверить вектор преобразований в рыночных координатах [26, с.27].

Рассмотрим указанные аспекты в предложенной последовательности.

Безусловно, конституирует рыночное хозяйство частная собственность. Исторический опыт развитых стран показал, однако, что ведущие тенденции интеграции далеко продвинули экономику и привели к эволюции собственности. В результате современная рыночная модель опирается на сочетание разнообразных форм собственности: индивидуально-частной, партнерски-частной, включая собственность акционеров, государственной и смешанной. На практике экономически господствующие позиции заняла собственность акционерных обществ, которая, можно сказать, является наиболее эффективной для развития новейших производительных сил и технологий. Ее доминирование становится решающим при формировании институциональных основ экономической модели, где институт собственности выступает как сочетание различных ее форм. Со стороны собственности, получается, рыночная модель функционирует на смешанной основе.

Особенно расширилась эта основа в XX в. Хотя в передовых странах  на малый бизнес, индивидуальные предприятия приходится до 70% числа всех предпринимательских единиц, пальму лидерства в экономике удерживают именно акционерные общества, на долю которых приходится преобладающая часть ВВП и национального дохода. Причем, как подтверждают статистические данные, такая картина характерна для всей группы развитых стран.

Следующая особенность: агентов экономики  объединяет единое рыночное пространство страны, где одинаковые для всех "правила игры" отслеживают  и поддерживают особые государственные  институты. Единое рыночное пространство опирается на конкурентный механизм, который пронизывает рыночную систему целиком - рынок товаров, рынок капитала, рынок труда, рынок услуг, рынок информации и т. д. Хотя все рынки переплетены и взаимосвязаны, тем не менее каждый из них имеет свои особенности функционирования.

К примеру, особой автономией отличается финансовый рынок, где движение фиктивного капитала нередко приобретает самодовлеющее значение, напрямую не связанное с движением реального капитала. Эта сторона финансового рынка особенно усилилась в связи с активным использованием современных информационно-коммуникационных технологий. Поэтому, несмотря на органическое единство рынков, их динамика не совпадает. Это, в частности, провоцирует кризисные явления в экономике и сохраняет циклическую форму воспроизводства и экономического роста.

На практике обнаруживается также, что сам по себе рынок теперь не в состоянии поддерживать конкуренцию. Соответствующая функция отошла государству. Борясь с монополией, отстаивая конкуренцию, государство находится и в рамках рыночной модели, и вне ее, гарантируя стабильность экономической системы в целом. Поддержка стабильности играет не меньшую роль, чем защита конкуренции. От выверенной, активной роли соответствующих государственных институтов зависят и социальный климат в стране, и устойчивость финансовой системы, и прозрачность фондового рынка, и оптимизация открытости национальной экономики в мировом хозяйстве, и расширение значимости общественных благ - особенно в сфере услуг, образования, науки, здравоохранения, культуры, и создание правового поля на предпринимательской арене в связи с развитием интеллектуальной собственности в условиях бурной экспансии новых средств информации и коммуникации, и многое другое. Поэтому даже в теоретических школах экономической мысли государству отведена важнейшая системообразующая роль, поскольку оно выражает общие, или общественные интересы [26, с.28].

Однако с такими обязанностями  государство может справиться только в том случае, если является частью демократичного общества, в котором наряду с рыночным механизмом налажен демократический механизм контроля за государственным аппаратом, а судебная система обеспечивает правовую защиту каждого в соответствии с существующими законами.

Нельзя не указать на следующее обстоятельство. В действительности (что также анализируется теоретически) рыночное хозяйство функционирует под воздействием как экономических, так и неэкономических факторов. Причем по мере возрастания сложности экономического развития той или иной страны роль неэкономических факторов возрастает, ибо рыночная модель экономики должна быть не самоцелью, а средством повышения благосостояния людей и укрепления демократических принципов во всех звеньях человеческой деятельности. Именно контроль общества и социальная ответственность каждого вынуждают считаться с общественными интересами, гармонизировать частные интересы и интересы страны.

Особо следует обратить внимание на тот аспект, который, как иногда трактуют, размывает "рыночную чистоту", поскольку по различным параметрам представляет современное хозяйство развитых стран в виде модели "смешанной экономики". Речь идет о сочетании различных форм собственности, взаимосвязи различных по сути и масштабу видов регулирования - рыночного, корпоративного, государственного, международного, повышении значимости общественных интересов - экономических, культурологических, национальных, выборе стратегии и тактики развития страны, да и просто о механизме функционирования экономики. Индивидуальный, частный интерес все больше интерпретируется как источник необходимых обществу инициативы и предприимчивости.

Применительно же к рыночной модели экономики и в теории, и на практике имеется в виду модель "смешанной экономики", которая сохраняет атрибуты рыночного развития и функционирования, но не в условиях необузданной конкурентной стихии, а с учетом требований человеческой цивилизации XXI в.

Что касается формирования рыночных отношений за рубежом, то здесь ситуация следующая. Со второй половины 80-х гг. в странах, входивших в социалистический лагерь, начались экономические реформы, направленные на формирование рыночной экономики. В настоящее время их принято относить к странам с переходной экономикой. Истекший период по длительности достаточен для того, чтобы рассматривать эффективность рыночных преобразований не только в общем социально-экономическом плане, но и анализировать ее количественно [25, с.3].

Теоретические предпосылки анализа. Их ограниченность прежде всего проявляется в представлениях, что все рыночные реформы развиваются по единой модели либерализации, что переход к рынку это процесс трансформации плановой социалистической экономики в смешанную, решающие позиции в которой принадлежат частному капиталистическому сектору. Предполагается, что это единственно возможный и универсальный путь. Но следует напомнить, что рыночные реформы в странах Восточной Европы и Советском Союзе вначале были намечены и осуществлялись в рамках модели рыночного социализма. Переход к их продолжению по иной либеральной модели преимущественно в формах, пройденных странами Запада до конца 20-х гг. XX в., имел место на рубеже 90-х гг. Ряд государств (КНР, Вьетнам) по-прежнему осуществляют рыночные преобразования в условиях социализма.

Информация о работе Рыночная экономика: необходимость, сущность, пути перехода