Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 19:12, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ особенностей функционирования факторов производства как таковых. Изучение понятий занятости и заработной платы. Для реализации цели работы необходимо решить следующие задачи:
Изучить сущности всех основных видов рынков факторов производства и их составных элементов;
Проанализировать особенности функционирования рынка труда;
ВВЕДЕНИЕ 4
1. РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА 5
1.1 Рынок земли 5
1.2 Рынок труда 7
1.3 Рынок капитала 8
2. РЫНОК ТРУДА 11
2.1 Определение рынка труда 11
2.2 Особенности функционирования рынка труда в условиях несовершенной конкуренции 19
3. ЗАРОБОТНАЯ ПЛАТА НА РЫНКЕ ТРУДА 23
3.1 Сущность и функции заработной платы 23
3.2 Формы и системы заработной платы 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
Спрос
на рынке капитала носит производный
характер и определяется, во-первых,
тем, насколько фирмам нужно расширить
или модернизировать свои производственные
мощности ради удовлетворения спроса
на те или иные товары; во-вторых, тем,
насколько прибыльно фирмы могут
использовать средства, привлеченные
ими с рынка капитала.
Рынок труда - это совокупность экономических отношений, которые возникают по поводу спроса и предложения услуг труда. Рынок труда предполагает: свободу предложения труда, свободу спроса на труд; свободное колебание заработной платы.
Труд является не только насущной потребностью человека, но и осознанной экономической необходимостью.
Труд всегда представлял тягостное усилие человека, направленное на удовлетворение его постоянно растущих потребностей. Поэтому в обществе существует принуждение к труду, которое в каждую эпоху носит свой специфический социальный характер.
Экономическое
принуждение к труду есть форма
экономической зависимости
С точки зрения экономиста все люди являются собственниками: даже те, у которых нет ни земли, ни фабрики, ни машин, ни дома. Дело в том, что каждый человек есть собственник своей рабочей силы, своего труда - одного из важнейших факторов производства. Поэтому он может продать его, заключив договор о найме, если, конечно, найдет покупателя и договорится с ним об условиях сделки.
Рынок труда обладает рядом особенностей, отличающих его от рынков других ресурсов.
Во-первых, спрос на рынке труда является производным спросом, т.е. производным от тех готовых товаров и услуг, которые производятся с помощью данного труда. В связи с этим спрос на труд определяется производительностью конкретного вида труда и уровнем цен на продукты, в производстве которых он используется.
Во-вторых, рынков труда, строго говоря, существует много, ибо предлагается труд работников разных специальностей и в разных местностях. Например, на рынке труда учителей английского языка в Минске и рынке шахтеров в Солигорске действуют совершенно разные продавцы и покупатели, поэтому складываются совершенно разные условия сделок.
В-третьих, специфичность самого товара, реализуемого на рынке труда. Носитель труда (работник) представляет собой уникальную человеческую личность, которая обладает не только определенной способностью к труду (ученый, инженер, врачи т.д.), но и целым рядом других качеств: мотивами трудового поведения, жизненным опытом, психофизиологическими особенностями и т.д. Это обстоятельство значительно социализирует экономические процессы, происходящие на рынке труда.
С другой стороны, и работодатели (т.е. те, кто предлагает рабочие места) подходят к найму рабочей силы не только с точки зрения требований к профессии и квалификации индивида, но и оценивают коммуникабельность (способность к совместной работе, общительность работника), его способность к переобучению, трудовой мобильности и т.п.
В-четвертых, острота противоречий между продавцами и покупателями, т.е. между наемными работниками и предпринимателями (фирмами).
В-пятых, последствия сделки о найме труда. При покупке труда (найме работника) покупатель взамен на заработную плату не просто требует от продавца (работника) исполнения определенных обязанностей, но и становится его начальником на все время найма, а продавец труда становится его подчиненным. При этом наниматель имеет реальную власть над нанятым им работником, чего не происходит при продаже любой другой услуги. Отношения власти порождают соответствующие противоречия.
Труд имеет не только экономическую ценность, выступая важнейшим фактором, при помощи которого производится продукция определенного количества и качества. Труд имеет также и социальную ценность, так как является источником дохода для своего носителя (работника) и определяет социальный статус человека в обществе.
Сущность рынка труда проявляется в следующих его основных функциях:
- согласование экономических интересов субъектов трудовых отношений;
- обеспечение пропорциональности распределения рабочей силы в соответствии со сложившимся общественным разделением труда;
- поддержание динамического равновесия между спросом и предложением рабочей силы;
-
формирование кадрового
- стимулирование эффективной и рациональной занятости;
- регуляция индивидуальных доходов работников;
-
содействие формированию оптимальной
профессионально-
Основными субъектами рынка труда являются:
-контрагенты трудовых отношений - работники и работодатели;
-посредники между работодателями и наемными работниками (центры занятости, опекунские советы и т.д.);
-представители органов власти, вырабатывающие принципы правовой регламентации отношений на рынке труда, осуществляющие его государственное регулирование и контроль за соблюдением законодательства (Министерство труда и социальной защиты и др. контролирующие органы);
-представители интересов работников и работодателей - такие общественные организации, как профсоюзы, ассоциации, союзы предпринимателей, потребителей и т.д., осуществляющие защиту интересов субъектов трудовых отношений.
К основным компонентам рынка труда относятся: цена рабочей силы, конкуренция, спрос и предложение.
Цена рабочей силы выступает в виде заработной платы; конкуренция - в форме соперничества работников за рабочие места, работодателей - за рабочие руки, а также работников-работодателей - за условия найма; спрос - в форме потребности в рабочей силе в разрезе отраслей, районов, предприятий и организаций, а предложение - в форме численности и структуры наличных трудовых ресурсов, предъявленных на рынке и способных быть туда доставленными. Спрос на рабочую силу зависит от уровня развития и структуры экономики, наличия других факторов производства и способов их технологического применения, величины спроса на товары и услуги производственного и личного потребления, фазы экономического цикла. Предложение труда зависит от численности населения и темпов его прироста, доли трудоспособных в общем количестве населения, продолжительности рабочего дня, интенсивности и производительности труда, квалификации работников, их миграционной подвижности, уровня жизни и др.
Оптимальное
функционирование рынка труда предполагает
поддержание равновесия между спросом
и предложением рабочей силы. Соотношение
спроса и предложения характеризует
конъюнктуру рынка труда. Национальный
рынок труда является сложноструктурированным
образованием рыночной экономики. Он состоит
из множества рынков, которые можно определить
и как сегменты единого рынка. Важнейшими
его составляющими являются региональные,
отраслевые и профессионально-
Непосредственно сопряженной с рынком труда, хотя напрямую в него и не входящей, является его инфраструктура. Она призвана выполнять функции по его институциональному, материально - техническому, социальному и информационному обеспечению.
Инфраструктуру рынка труда можно определить как совокупность материально-технических, организационных и правовых условий, без которых невозможно нормальное функционирование сферы товарного обращения рабочей силы. В инфраструктуру рынка труда входят, например, служба занятости, бюро по трудоустройству, центры по переподготовке, институты общественных работ и фонды занятости, акты правового регулирования взаимоотношений продавцов и покупателей рабочей силы и др. Она обеспечивает наиболее эффективное взаимодействие между спросом и предложением рабочей силы.
Следует отметить, что, несмотря на специфику рынка труда, в экономической теории часто абстрагируются от этих характеристик и исходят из того, что цена труда и предлагаемое его количество определяются (как и на прочих рынках) взаимодействием спроса (со стороны фирм) и предложения (со стороны временно не имеющих работы людей). Начнем рассмотрение данного вопроса с предложения на рынке труда.
Предложение труда определяется, по крайней мере, четырьмя показателями:
1) общей численностью населения;
2)
той долей, которую составляет
самодеятельное население,
3)
средним количеством часов,
4)
качеством, количеством и
Заметим,
что третий показатель в большей
степени подвержен влиянию
Сначала проанализируем предложение труда отдельным работником, а затем рассмотрим кривые предложения на рынках труда.
Решение индивида о том, какое количество труда предложить, можно анализировать как своего рода компромисс между двумя необходимыми ему «товарами» - досугом и купленными потребительскими благами. Выбирая между этими возможностями, потребители (они же продавцы рабочей силы) сталкиваются с двумя основными ограничениями: 1) ограниченностью времени в сутках и 2) часовой ставкой заработной платы, определяющей покупательную способность индивида.
Если представить, что рабочему предложили более высокую почасовую ставку оплаты и в то же время он может сам определить продолжительность своей работы, то он оказывается на распутье: с одной стороны, он испытывает искушение поработать больше, чем раньше, поскольку каждый час работы лучше оплачивается. Каждый час свободного времени теперь означает убытки, поэтому рабочий стремится заместить свободные часы сверхурочной работой. Этот процесс экономисты называют эффектом замещения. Ведь рабочий замещает отдых дополнительными товарами, покупаемыми на свою заработную плату. Повышение заработной платы делает более высокой стоимость отдыха ввиду того, что каждый его час означает отказ от более высокой почасовой заработной платы.
С другой стороны, повышение ставки заработной платы дает рабочему возможность купить себе большее количество и лучшего качества товаров и услуг при неизменном количестве отработанных часов. Работник может позволить себе взять, например, неоплачиваемый дополнительный выходной, может пойти на неделю в отпуск зимой и получить дополнительную неделю отдыха летом. В этом случае начинает действовать эффект дохода: с увеличением дохода индивид чувствует себя богаче и может получить больше наслаждения от отдыха.