Русские купцы и предприниматели

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 16:59, реферат

Описание работы

Древнерусское государство, созданное в конце IX века складывается путем
объединения восточнославянских племен, располагавшихся вдоль знаменитого
торгового пути “из варяг в греки”. Торговля являлась одной из основ
хозяйственной жизни славян.

Работа содержит 1 файл

Танюшка.docx

— 67.67 Кб (Скачать)

отношения "человек-человек" вместо отношений "человек-машина".

      Другим   популярным   направлением   сегодняшней   предпринимательской

деятельности Запада является маркетинг.

      Одна  из  аксиом  подлинного  предпринимательского  хозяйствования  на

Западе -  "интересы  клиента  превыше  всего".  Ориентация  на  потребителя,

однако, не возникает  сама по себе даже  в  условиях  рынка.  Она  становится

реально действующим  принципом только на базе продуманной  деловой  стратегии,

соответствующих  организационно-управленческих  концепций  и   методов.   Их

совокупность и  есть маркетинг, который сегодня  является  одной  из  ключевых

проблем западного  предпринимательства. Удовлетворение ожиданий  потребителей

есть путь к  успеху. В противном случае предприятие  неминуемо потерпит крах.

      В условиях рыночной экономики  выживает только производитель,  способный

продлить то, что  нужно  потребителю.  Поэтому  основой  маркетинга  являются

изучение потребностей людей, их эволюции,  закономерностей  формирования,  а

также способов удовлетворения нового опроса разработка  конкретных  программ

производственно-коммерческой деятельности.

      Бесспорно, что в отношениях  предпринимателей и  потребителей  огромную

роль  играют  чисто  экономические  соображения.  Но  наряду   с   подобными

соображениями на Западе немалое значение имеют этические  факторы.

      Основой этики бизнеса являются  честность  и  порядочность  в  деловых

общениях.  Утверждению  этих  принципов  способствует  государство.  В  США,

например,  был  принят  целый  ряд  законов  и  других  актов,  регулирующих

отношения предпринимателей и граждан.

      Ведущую роль в разработке  и осуществлении этических норм  играют  сами

предприятия и  их объединения.

      Многие формы разрабатывают собственные  этические кодексы.  Разработаны

и действуют своего рода "усковые", или отраслевые, кодексы,  в  соответствии

с  которыми,  фирмы  той  или  иной  отрасли  следуют  одинаковым  этическим

критериям.

      Вместе с тем не надо  забывать  и  о  недостатках  присущих  западному

бизнесу.

      За последние 10-20 лет происходит  рост коррупции, причем не  только  в

сфере государственной, но и в мире частного бизнеса. Во всех странах  Запада

ведется широкая  борьба против  коррупции,  в  которой  активно  участвуют  и

предприниматели, и их организации.

      Характеризуя историю российского   предпринимательства,  было  обращено

внимание  на  такую  его  черту,  как  широкое   участие   в   разнообразной

благотворительной     деятельности,     ставшей     традицией     российских

предпринимателей.

      Эта традиция присуща и предпринимателям  Запада. Во Франции,  например,

существует общенациональная Ассоциация развития  меценатства  промышленников

и коммерсантов. В 1985 году ее расходы на поддержку  культуры  превысили  350

млн. франков.

      Очень развито меценатство и  в США. В 1989 году по оценке  печати  объем

филантропических  даров превысил в США 4,75 млрд. долл., что превышает  общую

сумму соответствующих  расходов 1989г. во всех других странах  Запада,  вместе

взятых.  В  США,  пожалуй,   не   найдется   ни   одного   университета,   в

финансировании  которого не участвовал бы в той  или  иной  форме  какой-либо

состоятельный предприниматель.

      По сведениям  английских  авторов,  главным  направлением  спонсорской

деятельности  предпринимателей  Великобритании  является  спорт.   На   него

приходится 90% всех филантропических даров.

      Характеристика опыта  западного   предпринимательства  будет   неполной,

если обойти стороной национальную специфику предпринимательства. Мы  уделили

внимание на  характеристике  некоторых  особенностей  предпринимательства  в

четырех странах - США, Франции, Нидерландов и Японии.

      Наиболее четко особенности предпринимательства  прослеживаются  в  США,

где предпринимательство  достигло как бы  "  классических"  параметров.  Опыт

США распространился  по всему миру.

      Статус предпринимателя в США,  представления общества о нем,  оценка его

действий пронизаны  высокой престижностью  предпринимательства,  уважительным

отношением в  нему абсолютным авторитетом активного  и  деятельного  человека,

умеющего делать деньги. Бизнесмен в США -  почетная  и  доходная  профессия,

Бизнесмен в США - почетная  и  доходная  профессия,  которую  желают  многим

новорожденным. Добиться экономического успеха, заработать  состояние  и  тем

самым укрепить свою независимость и самостоятельность  -  таково  в  кратком

изложении   содержание   "американской    мечты",    вдохновлявшей    многих

американских предпринимателей.  Культ  богатства  получил  в  стране  весьма

широкое распространение.

      Существенно  отличается  от   американской   социально-психологическая

атмосфера Франции.

      Французское  предпринимательское   сословие   так   же   стремится   к

обогащению,  как  и  американское,  но   оно   не   афиширует   этой   своей

деятельности, не  превращает  ее  в  некий  культ  богатства.  Ограничителем

является представление  о чести сословия.

      Третий   вид   философии   бизнеса    демонстрируют    предприниматели

Нидерландов. На предприятиях в этой стране, как и в  целом  в  нидерландском

обществе,  отвергается  сам  принцип  любого  давления   -   формального   и

неформального.

      Престиж предприятий,  система   их  действий  основываются  на  правиле

консенсуса между  всеми участниками экономического  процесса  и  общественной

жизни. В обществе  культивируется  внимательное,  объективное,  уважительное

отношение к достигнутым  соглашениям. При этом отвергаются  санкции,  которые

применяют в США  по отношению к нарушителям соглашений.

      Рассмотрим еще пример Японии. Прежде всего,  по  мнению  специалистов,

существует   большое   отличие   опыта   Японии   от    американского    или

западногерманского. Для  Европы  характерны  "консюмеризм"  индивидуализм  и

парламентская  демократия.  Экономическая  стратегия  здесь  определяется  "

волей потребителя" и "правом на прибыль предпринимателя".

      А что в Японии?

      Действия японских  предпринимателей  "  цементируются"  не  с   помощью

погони за личным обогащением, а  с  помощью  таких  ценностей,  как  призывы

бороться против "опасности для японской нации"  или  лозунг  единства  всего

японского, прославления дисциплины, "чувства иерархии".

      В Японии издавна индивид не  наделялся  суверенными  правами.  Главное

было в осознании  индивидом своего места в пирамиде общества - семьи,  фирмы,

производства,  всего  государства.  Интересы  группы  всегда   ставились   и

ставятся  сейчас  выше  интересов  индивида.  Но  в  то  же  время   группа,

производство, фирма, государство принимают самое  активное  участие  в  жизни

каждой  отдельной  человеческой  личности.  Поэтому  вся  система  японского

менеджмента направлена на максимальные раскрытия способностей  человека,  на

эффективное  их  использование,  на  пробуждение  у  персонала  потребностей

постоянно учиться  и на стимулирование желания применять  полученные знания  в

производственной  практике.

      Нельзя не обратить  внимание  при  характеристике  методов   и  тактики

японских предпринимателей на такое  явление  как  своеобразная  "тойотизация

Запада". "Тойота" - одна из крупных компаний Японии,  успешно  конкурирующая

с американскими  автомобильными гигантами на внутреннем рынке США.

      В  узком  смысле  под  "тойотизацией"  имеется   в  виду  использование

бригадной организации  труда, повышающей ответственность  каждого работника  и

его общую эффективность, внедрение жесткой, безукоризненной  точной  системы

поставок всего  необходимого предприятия и сбыта  его  продукции,  что  делает

излишним складское  хозяйство и резко уменьшает  потери всего производства  за

счет усилий каждого  его участника.

      А в широком смысле "тойотизацией" можно назвать совокупности средств  и

направлений деятельности  всех  предприятий  Японии,  использование  которых

ведет к  "японизации"  мира.  И  можно  привести  массу  примеров  экспансии

японских предпринимателей.

      Но мы приведем примеры другого  характера, которые,  по  нашему  мнению

должны заинтересовать российских предпринимателей.

      Первый пример касается учебы  японских предпринимателей. Японцы  сегодня

- самые активные  и прилежные ученики  в   американских  школах  бизнеса.  Они

вышли на первое место  среди иностранных  студентов  во  всех  многочисленных

школах  бизнеса  в  США.  Количество  японских  граждан,  получивших   после

окончания бизнес школы звание делового магистра,  за  пятилетие  1988-1992г.

возросло в три  раза. Основная цель  обучения  в  США  -  надо  хорошо  знать

своего конкурента.

      Второй    пример    -    благотворительная    деятельность    японских

предпринимателей, переживающая бурный рост  в  последние  годы.  В  1989году

соответствующие расходы компаний Японии достигли порядка 1 млрд. долл.

      В 1990 году в Японии создан  клуб " одного процента", т.е.  предприятий,

которые на филантропические нужды  выделяют  не  менее  1%  их  прибылей  до

уплаты налогов.

      Учитывая размеры многих Японских  предприятий,  речь  идет  о   немалых

суммах. У "Тойоты", например 1% составил в 1991году 540 млн. долл.

      Отметим, что не только Япония, США, но даже такая развитая  страна  как

ФРГ   также   огромное   внимание   уделяет   профессиональной    подготовке

предпринимательского  персонала рабочих  и  технического  состава),  широкому

внедрению современной  организации менеджмента и маркетинговым  исследованиям

Информация о работе Русские купцы и предприниматели