Русские купцы и предприниматели

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 16:59, реферат

Описание работы

Древнерусское государство, созданное в конце IX века складывается путем
объединения восточнославянских племен, располагавшихся вдоль знаменитого
торгового пути “из варяг в греки”. Торговля являлась одной из основ
хозяйственной жизни славян.

Работа содержит 1 файл

Танюшка.docx

— 67.67 Кб (Скачать)

истории человечества. Но в  современных  условиях  они  резко  ускоряются  и

вносят  качественные  изменения  в  экономику  Запада.  В  настоящее   время

совершается переход  от  общества  промышленного,  возникшего  в  результате

переворотов XVIII -XIX века, к новому типу  общества  -  информационному.  В

итоге  качественно  меняются  соотношения  между  производством  продукта  и

знанием, характер труда, роль различных фаз  общественного  воспроизводства,

структура производства, его управление и многое другое.

      В качестве примера новых явлений,  вызванных к жизни НТР, приводящих  к

серьезным  модификациям  социально-экономического  фундамента   современного

западного общества, можно привести интенсивный отток  работников из  отраслей

материального производства в сферу услуг. Так,  в  Великобритании,  Франции,

Швеции, Нидерландах  доля  работников  сектора  услуг  в  общей  численности

самодеятельного населения уже в конце 80-х годов  превосходила  60%,  в  США

-72%. Тенденция перехода  в сферу обслуживания сохранения  и в 90-е годы  и  ,

очевидно , будет  продолжаться и в дальнейшем.  Ожидается,  например,  что  в

США к 2000 году доля занятых в промышленном  секторе  экономики  сократиться

до 11%, а к 2030 году -до 3% . Во Франции в 2000 г. на долю  сферы  услуг  в

общей численности  самодеятельного населения будет  приходиться  примерно  73%

работников.

      Необходимо подчеркнуть еще один  факт, связанный с  НТР.  Речь  идет  о

том,  что  НТР  усиливает  роль  предприятий,  порождает  изменения   в   их

структуре,  делает  необходимым  появление  нового   типа   предпринимателя,

понимающего  современные   потребности   общества,   обладающего   новейшими

знаниями  и  отвечающего  требованиям,  которые   общество   предъявляет   к

участникам экономического процесса в настоящее время.

      Под влиянием глобализации, происходящей  в мире,  сдвигов,  порождаемых

НТР, растет социализация западного общества. Часть  стоимости,  производимой

в хозяйстве, перераспределяется посредством различных  механизмов  на  нужды

общества в целом  или отдельных категорий населения.

      Эта тенденция четко прослеживается  на уровне предприятий.  Предприятию

в наши дни уже  недостаточно иметь только  четко  выработанную  финансовую  ,

инвестиционную  и технологическую политику.  В  современных  условиях  каждое

предприятие не может  существовать, успешно  функционировать  без  социальной

политики. Опыт свидетельствует, что отсутствие  социальной  политики  всегда

очень дорого стоит  для предприятия.

      В условиях НТР  открываются   большие  возможности  для   новых  деловых

начинаний  и   одновременно   обостряется   конкурентная   борьба,   глубоко

трансформируется  культурная Среда в связи с  повышением уровня образования  и

подготовки  кадров,  появлением  новых  профессий,  качественной   эволюцией

ценностей в современном  обществе.

      Для нас весьма важно  ознакомится   с  основными  изменениями,  которые

происходят  в  западном  предпринимательском  движении  под  влиянием   выше

перечисленных факторов. Рассмотрим эти изменения.

      1.   Главным   из   многих   изменений   является   своеобразный   бум

предпринимательства, который продолжается уже в  течение  ряда  десятилетий.

Нынешняя  волна  предпринимательства,  охватившая  в  первую  очередь   США,

распространилась  на   Западную   Европу,   Японию   и   на   другие   новые

индустриальные  страны". Это свидетельствует  о том, что  в  основе  указанной

тенденции не какие-либо особые черты, присущие одной стране,  а  объективные

факторы развития экономики цивилизованного общества в целом.

      В качестве примера могут   служить  такие  страны,  как  США,  Франция,

Италия, ФРГ и  некоторые другие.

      В США  из  18  млн.  зарегистрированных  предприятий  всех  типов  (за

исключением  сельскохозяйственных)  более  13  млн.  возникли  в   последние

десятилетия. В  течение последнего десятилетия  в США  ежегодно  возникало  по

600 тыс. новых  фирм, из которых примерно 2/3 реально   начинали  осуществлять

дельные операции.

      Во  Франции  в  1952  году  количество  предприятий,   действующих   в

промышленности,  строительстве  и  общественных  работах,  составляло  554,4

тыс., а через 20 лет оно возросло до  1461,1  тыс.  Особенно  высокие  темпы

создания новых  предприятий имели место в 80-е  годы. 

      Примерно такую же динамику  можно было наблюдать в последние  годы  и  в

Италии,  Англии,  ФРГ  и  в  других  странах.   Важным   показателем   роста

предпринимательского  движения является  увеличение  количества  миллионеров.

Например, в США  в 90-е годы насчитывалось более 2 млн. миллионеров.

      2. 70-90-е годы стали периодом  быстрого роста и усиления  мощи  крупных

промышленных  объединений,  имеющих  дочерние  предприятия  за  рубежом.  По

данным ООН транснациональных  корпораций  (ТНК)  в  90-е  годы  насчитывалось

более  13  тыс.  Сегодня  они  играют  решающую  роль   во   многих   сферах

промышленного производства. На долю предприятий  ТНК  в  начале  90-х  годов

приходились около  половины стоимости ВНП Запада. Они  осуществляют  примерно

50% товарного экспорта  и 90% экспорта капиталов западных  стран.

      В 80-е годы ТНК продолжали  расширять область  деятельности,  охватывая

все новые отрасли  мировой  экономики  -  банковские  и  страховые  операции,

другие секторы  кредитной системы, туризм, сферу  услуг.

      Крупные ТНК появились не только  на Западе  и  Японии,  но  и  в  таких

странах, как Канада, Австралия, в  Республике  Корея  и  в  других  "  новых

индустриальных  странах".  Все  эти  страны  усиленно  создают  сеть   своих

филиалов по всему  миру (в том числе и в России).

      3.  В  начале  80-х  годов   получает  развитие  новая   организационная

структура,  основу  которой  составляют  промышленные  концерны   и   банки.

Увеличивается  объем   капиталов,   контролируемых   ведущими   промышленно-

финансовыми  группами  -  этим  "руководящим  ядром"  сегодняшней  экономики

Запада.

      4. Мелкие и средние предприятия,  которые  в  прошлом  часто   в  угоду

идеологизированной   схеме   о   господстве    монополий    -    объявлялись

ликвидированными,  в  жизни  показали  живучесть  и   устойчивость.   Вместо

предсказанного  исчезновения  малого  бизнеса  в  результате  интеграционных

процессов  и  роста  ТНК  на  Западе  наблюдается  как  уже  было   сказано,

гигантский  предпринимательский  бум.  А  ведь  его   основа-   своеобразный

ренессанс мелкого  и среднего предпринимательства.

      Большинство мелких  и  средних   предприятий  во  всех  странах   Запада

являются единоличными владениями. Они принадлежат  отдельным  индивидуальным

предпринимателям  или их семьям.

      В США из упоминавшихся 18 млн.  предприятий 99% относится  к   категории

малого бизнеса. К нему, по  американской  статистике,  принадлежат  фирмы  с

количеством занятых  до 500 человек, в том числе предприятия  мелкого  бизнеса

с числом работающих до 20 человек.

      Надо  подчеркнуть,  что  критерии  мелких   и   средних   предприятий,

используемые в  различных  странах,  отличаются  друг  от  друга.  В  Англии,

например, мелкими  считаются предприятия, имеющие  менее  200  занятых,  а  в

строительстве - не более 25 занятых.

      Важнейшим  показателем   значения   мелкого   и   среднего   семейного

предпринимательства является его роль в народном  хозяйстве.  Так,  на  долю

малого бизнеса  приходится около 40% ВНП США. В ФРГ, где действует  2,1  млн.

мелких и средних  фирм, на них производится 2/3 ВВП, в  них работают 2/3  всех

занятых в хозяйстве  страны. Во Франции, по официальным  данным  на  1  января

1987г., на мелких  и средних предприятиях  работали  52,4%  всех  защитных  в

промышленности, 81,4 занятых в строительстве и  сельском хозяйстве, 78,2 %  -

в торговле, 28,6 % - на транспорте , 13,7 %  -  в  сфере  финансовых  услуг.

Всего на мелких и  средних французских предприятиях работало почти 11,5  млн.

человек. Их доля в  инвестициях составляла 48 %, в торговом  обороте  -60,2%,

в экспорте - 49,6%

      Естественно, возникает  вопрос:  почему,  несмотря  на  рост  гигантов

транснационального  бизнеса, сохраняется столь  большое  значение  мелкого  и

среднего предпринимательства?

      Причем "секретов",  разумеется  несколько.  Специалисты  считают,  что

наиболее важное значение имеет "созидательная концепция", лежащая  в  основе

семейного дела и  вообще  мелкого  бизнеса.  Мелкие  предприятия  становятся

"долгожителями",  но  мнению  специалистов,   в   том   случае,   если   они

обеспечивают высокое  качество своей продукции.

      Другой "Секрет" состоит в "уважении  к людям", идет ли речь о  персонале

самого предприятия  или о потребителях его продукции. Залог  успеха,  считают

предприниматели,  -  в   постоянном   "диалоге"   с   людьми,   в   изучении

потребностей, в  стремлении максимально удовлетворить  их.

      Большое  значение  имеет   широкое   развитие   специализации.   Именно

благодаря специализации  мелкий бизнес находит на рынке свою "нишу".

      Необходимо  подчеркнуть,  что   мелкий  бизнес  во   всех   странах   в

значительной мере ослабляет остроту проблемы безработицы. И в  этом  состоит

важный элемент  опыта Запада, который необходимо использовать.

      Например, только в США за последние  10 лет (80-е  начала  90-х   годов)

фирмы с численностью персонала менее 20 человек создали  60%  новых  рабочих

мест,  главным  образом  в  сфере  услуг;  за  этот   период   малые   фирмы

предоставили работу 25 млн. человек,  в  то  время  как  крупные  корпорации

сократили число  занятых почти на 3 млн. человек.

      Непременным условием специализации  является  техническая  модернизация

Информация о работе Русские купцы и предприниматели