Россия в мировом интегральном процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 03:01, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучение мировых интеграционных процессов, проходящих с участием России
Задачи:
Исследовать деятельность России в основных интеграционных группировках;
Проанализировать перспективы интеграции России в мировую экономику.

Работа содержит 1 файл

Мирэконом 7.doc

— 201.50 Кб (Скачать)

     Осуществление вышеуказанных мер способствовало бы выходу Шанхайской организации сотрудничества на новый этап развития, поставило  бы ее в ряд наиболее влиятельных  международных институтов и способствовало бы продвижению российских интересов в Азии.

 

3.3. Интегрирование России в Ассоциацию Стран Юго-Восточной Азии

 

     Ассоциация Стран  Юго-Восточной Азии, АСЕАН (Association of South East Nations, ASEAN) – региональная организация стран Юго-Восточной Азии. Образована в 1967. Включает 10 стран (Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней (1984), Вьетнам (1995), Лаос (1997), Мьянма (1997), Камбоджа (1999)).

     Основные  цели АСЕАН:

     – ускорение экономического развития, социального и культурного прогресса стран Юго-Восточной Азии (ЮВА);

     – укрепление мира и региональной стабильности;

     – расширение активного сотрудничества и взаимопомощи в области экономики, культуры, науки, техники и подготовки кадров;

     – развитие более эффективного сотрудничества в сфере промышленности и сельского хозяйства;

     – расширение взаимной торговли и повышение  жизненного уровня граждан стран-участниц;

     – установление прочного и взаимовыгодного  сотрудничества с другими международными и региональными организациями.

     В странах Ассоциации считают, что  Россия является, и будет оставаться великой евроазиатской державой, что региональная безопасность выиграет от вовлечения ее в важнейшие политические и мирохозяйственные процессы, идущие в АТР и ЮВА.

     Начиная с 1992 Россия на постоянной основе участвует  в постминистерских конференциях АСЕАН, являясь одним из диалоговых партнеров  Ассоциации. С 1994 – в работе АРФ  по проблемам безопасности. По инициативе РФ в документах Форума нашла место  идея постепенного продвижения от налаживания мер доверия через этап превентивной дипломатии к созданию системы региональной безопасности, охватывающей тихоокеанскую Азию.

     С середины 1997 начал действовать Совместный комитет сотрудничества АСЕАН –  Россия, заседания которого периодически проходят в Москве или в одной из асеановской столиц. Создан и действует предусмотренный диалоговыми отношениями Фонд Россия – АСЕАН, занимающийся проблемами двустороннего экономического, торгового и научно-технического взаимодействия. В его деятельности участвуют представители как официальных, так деловых и академических кругов.

     Успешно развиваются торговые связи России со странами АСЕАН, лидирующих в системе  двусторонних экономических отношений.  

     Заметное  место в отношениях с такими странами АСЕАН, как Вьетнам, Индонезия, Малайзия занимает военно-техническое сотрудничество. За счет военной техники российского производства полностью осуществляется модернизация стратегических ракетных войск, малайзийские ВВС оснащены самолетами российского производства.

     Вполне  благополучно складывается положение  с финансовыми интересами России в странах АСЕАН. Индонезия досрочно рассчиталась по своему крупному долгу, восходившему к 1960-м годам. В 2000 подписано  соглашение об урегулировании крупной  задолженности Вьетнама. Реализуется аналогичная договоренность с Лаосом. Единственная проблема – задолженность Камбоджи, размеры которой, однако, относительно невелики.

     С учетом того, что государства Юго-Восточной  Азии в последнее время все  более наращивают торговые связи с Россией, причем особое внимание уделяется в первую очередь не сырьевой стороне экономики, а ВПК, можно предположить, что в ближайшем будущем Россия вступит в АСЕАН. Такое решение могло бы поспособствовать ещё более тесным контактам между государствами-членами АСЕАН и Россией.

 

      Заключение

 

     Интеграция  России в мировую экономику –  важнейшая задача, от выполнения которой  зависит дальнейшее развитие страны и успешное продвижение нынешнего  экономического курса. В настоящее  время в мире не осталось фактически ни одного государства, которое могло бы существовать изолированно от других участников международных отношений.

     Основными формами интеграции являются:

  1. Зона свободной торговли;
  2. Таможенный союз;
  3. Платежный союз;
  4. Общий рынок;
  5. Экономический и валютный союз.

     Наиболее  ярким примером успешной интеграции ряда государств является Европейский  Союз. ЕС удалось достигнуть сочетания  в себе фактически всех форм экономической  и политической интеграции, благодаря  чему была образована устойчивая, постоянно  расширяющаяся, интеграционная группировка. Исходя из успеха Евросоюза, можно предположить, то наиболее эффективным является именно такой механизм интеграции, какой был применен в ЕС.

     В настоящее время Россия является полноправным участником большинства  наиболее влиятельных международных интеграционных группировок, что позволяет ей лоббировать там свои политические и экономические интересы. В этом плане наибольший интерес могут вызвать Содружество Независимых Государств, Единое Экономическое Пространство и Азиатско-Тихоокеанский форум Экономического Сотрудничества.

     ЕЭП России, Украины, Белоруссии и Казахстана имеет своей целью создание достаточного основания для обеспечения свободной торговли между входящими в него государствами. К сожалению, из-за политической нестабильности в Украине, постоянной смены власти в этой стране и, как следствие этого, неопределенности её внешнеполитического курса, Украина до сих пор не ратифицировала весь пакет соглашений по ЕЭП, а значит не может полноценно принимать участия в работе сообщества. Несмотря на это три государства в 2007 году подписали соглашение об организации таможенного союза, что может послужить основой для дальнейшей экономической и политической интеграции государств.

     АТЭС  также преследует цель укрепления экономических  отношений между странами-участницами. Для России сотрудничество с государствами Азиатско-тихоокеанского региона является одним из приоритетных направлений. Несмотря на это, до последнего времени Россия не принимала серьезного участия в работе форума. Однако в 2005 году резидент РФ В.В. Путин объявил, что АТЭС является для России важнейшим партнером. После этого произошла заметная активация деятельности России в данной организации, а на последнем саммите было решено, что саммит АТЭС-2012 пройдет во Владивостоке.

     Содружество Независимых Государств в последнее  время испытывает серьезный кризис. К сожалению, СНГ сейчас фактически разделилось на 3 лагеря: государств, стремящихся к взаимной интеграции с Россией; государств, стремящихся  к интеграции в ЕС и государств, пытающихся быть лояльными и той и другой стороне. Особенно такое разделение усилили ряд бархатных революций, а также энергетические конфликты с Украиной и Белоруссией. Однако, несмотря на это СНГ, остается важнейшей организацией, поскольку основан не на желании государств-членов, а на необходимости интеграции, поскольку все страны, входящие в СНГ неразрывно связаны культурно, экономически и политически.

     Идея  вступления России в Европейский  Союз в настоящее время не актуальна. Гораздо более важным для обеих сторон является задача построения крепкого экономического сотрудничества. ЕС является одним из главных торговых партнеров России, хотя в последнее время из-за чреды энергетических скандалов между Россией и некоторыми государствами СНГ европейские страны все более задумываются об уменьшении роли РФ в поставках сырья в ЕС.

     Шанхайская  Организация Сотрудничества также имеет ряд проблем. Прежде всего, это дублирование большинства её функций другими международными организациями, членами которых являются страны-участники ШОС. Однако данная группировка имеет серьезный потенциал, который в первую очередь определяется экономическим потенциалом России и Китая, участвующих в ней. Для его раскрытия ШОС следует принять ряд стабилизационных и прогрессивных мер, которые могут способствовать расширению роли данной организации.

     В последние годы все больше  растет интерес России к государствам Юго-Восточной  Азии, что в первую очередь вызвано  тем, что именно там располагаются  наиболее перспективные рынки сбыта  продукции российского ВПК. В настоящее время уже существует и функционирует комиссия Россия АСЕАН, деятельность которой направлена на сближение России с организацией. Вступление России в АСЕАН в ближайшем будущем вполне возможно и могло бы усилить взаимную экономическую интеграцию стран данного региона.

     В целом, Россия уже сейчас является полноценным  членом мирового сообщества. В последние годы она все более и более усиливает свою роль. РФ является членом большинства наиболее влиятельных международных организаций, что позволяет её отстаивать свою внешнеполитическую позицию и лоббировать свои экономические интересы. Дальнейшая интеграция России в мировую экономику могла бы позволить ей укрепить свои экономические связи с иностранными государствами и усилить товарообмен с ними, что, безусловно, не может не сказаться положительно на российской экономике в целом. 

 

     Тестовое  задание 

1.Наименее  развитые страны экспортируют  в промышленно развитые страны  в основном продукцию:

  1. перерабатывающей промышленности,
  2. машиностроения,
  3. рабочую силу,
  4. тропические изделия.
 

2.Когда  говорят о неравномерности экономического  развития, имеют в виду:

  1. разницу в уровне жизни населения,
  2. разные стадии социально-политического развития страны,
  3. неодинаковые уровни индустриального развития и технической вооружённости труда,
  4. различную степень открытости национальной экономики.
 

3.Специализация  отдельных стран на определённых  видах производственной деятельности, продуктами которых они обмениваются  на мировом рынке – это:

  1. международная интеграция,
  2. международное кооперирование,
  3. международное разделение труда,
  4. международная концентрация производства.
 

4.Отметить  основные направления международной  специализации:

  1. производственное,
  2. научное,
  3. технологическое,
  4. территориальное,
  5. межотраслевое,
  6. внутриотраслевое.
 

5.Отметить  зоны свободной торговли:

  1. ЕС,
  2. СНГ,
  3. НАФТА,
  4. АСЕАН,
  5. ЕАСТ,
  6. Европейское экономическое пространство,
  7. НАТО,
  8. АТЭС.
 

6.К инструментам  политики протекционизма нельзя  отнести:

  1. государственные пошлины,
  2. импорт(экспорт) пошлины,
  3. субсидирование,
  4. внешнеторговую квоту.
 

7.Деятельность ГАТТ основана на трёх принципах. Укажите лишний:?

  1. одинаковый режим торговли для всех участников,
  2. снижение пошлин на обоюдной основе,
  3. устранение экспортных квот.
 

8.Процесс  возвращения эмигрантов на родину  к постоянному месту жительства  является:

  1. эмиграцией,
  2. иммиграцией,
  3. реэмиграцией,
  4. реиммиграцией.
 

9.В результате  непредвиденно высокого экспорта  товаров из России валютный  курс рубля стал неприемлемо  высоким. Для того, чтобы понизить  его, ЦБ должен:

  1. увеличивать валютные резервы,
  2. ввести ограничения на экспорт капитала из России,
  3. сократить денежное предложение,
  4. повысить ставку рефинансирования,
  5. уменьшить валютные резервы.

Информация о работе Россия в мировом интегральном процессе