Россия в мировом интегральном процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 03:01, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучение мировых интеграционных процессов, проходящих с участием России
Задачи:
Исследовать деятельность России в основных интеграционных группировках;
Проанализировать перспективы интеграции России в мировую экономику.

Работа содержит 1 файл

Мирэконом 7.doc

— 201.50 Кб (Скачать)

     В организационной структуре ЕС нашел  отражение традиционный для западной политической системы принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной функций, хотя опять-таки в очень своеобразных формах. В число основных институтов Союза входят: Европейский парламент; Совет; Комиссия; Европейский суд; Европейский совет.

 

      Глава II. Деятельность России в интеграционных группировках

     2.1.  Единое Экономическое Пространство: РФ, Беларусь, Казахстан, Украина

 

     Под Единым экономическим пространством понимается экономическое пространство, объединяющее таможенные территории государств, на котором функционируют механизмы регулирования экономик,  основанные на единых принципах, обеспечивающих свободное движение товаров, услуг, капитала  и  рабочей  силы  и  проводится  единая   внешнеторговая   и согласованная,  в той мере и в том объеме,  в каких это необходимо для обеспечения равноправной конкуренции и поддержания  макроэкономической стабильности,   налоговая,   денежно-кредитная   и  валютно-финансовая политика.

     Президенты  России, Белоруссии, Казахстана и Украины  заявили о намерении сформировать Единое экономическое пространство 23 февраля 2003 года. 19 сентября 2003 года было подписано соглашение по этому поводу.

     На  саммите в Астане 15 сентября 2004 года президенты стран «четвёрки» утвердили перечень из 29 документов, подлежащих согласованию и подписанию в первоочередном порядке.

     Основные  задачи ЕЭП:

  1. формирование зоны свободной торговли без изъятий  и  ограничений, предполагающей  неприменение  во  взаимной  торговле  антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер на базе  проведения  единой политики  в  области  тарифного  и  нетарифного регулирования,  единых правил конкуренции,  применения субсидий и иных  форм  государственной поддержки;
  2. унификация принципов   разработки   и   применения    технических регламентов и стандартов, санитарных и фитосанитарных норм;
  3. гармонизация макроэкономической политики;  создание  условий  для свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы; гармонизация законодательств  Сторон  в  той мере, в какой это необходимо для функционирования ЕЭП,  включая торговую и  конкурентнуюполитику;
  4. формирование единых    принципов    регулирования    деятельности естественных   монополий   (в   сфере   железнодорожного   транспорта, магистральных телекоммуникаций, транспортировки электроэнергии, нефти, газа  и  других  сферах),  единой  конкурентной политики и обеспечение недискриминационного  доступа  и  равного  уровня  тарифов  на  услуги субъектов естественных монополий.

     Предполагалось, что все 29 первоочередных соглашений должны составлять неразрывный пакет  и должны быть подписаны и вступить в силу одновременно.

     Украина, однако, с первых же дней начала тормозить  процесс формирования ЕЭП, стремясь к получению односторонних политических и экономических преимуществ. Когда же к власти пришёл новый президент — Виктор Ющенко, — то новое руководство поставило во главу угла идею Евроинтеграции (вступления в Евросоюз и НАТО). Уже в апреле 2005, комментируя отношение к России и планам создания ЕЭП, президент Ющенко отметил, что «Украина поддерживает создание зоны свободной торговли с членами этой организации, но не допустит девальвации своего фискального, таможенного и бюджетного суверенитетов».

     7 апреля 2005 на Первом интеграционном  форуме по ЕЭП с участием  министров экономики четырёх  стран-участниц министр экономики  Украины Сергей Терёхин объявил,  что Украина будет настаивать  на пересмотре базового соглашения  по формированию ЕЭП, подписанного в 2003 году, поскольку, согласно тексту соглашения, после поэтапной отмены ограничений в торговле, что должно было произойти до 2012 года, планировалось создание наднациональных органов, которые бы проводили скоординированную экономическую политику.

     Как заявил Сергей Терёхин, Украина будет настаивать, чтобы уже в ближайшее время все четыре страны создали «зону свободной торговли без ограничений и изъятий», то есть отменили все квоты и пошлины. Если тарифные ограничения не будут сняты до конца 2005 года, Украина угрожала вообще выйти из ЕЭП. «Украина рассматривает своё участие в ЕЭП только в формате создания зоны свободной торговли и условий для перемещения капитала, услуг и рабочей силы», — заявил Терёхин.

     В конце августа 2005 на саммите глав стран — участников Соглашения по формированию Единого экономического пространства Виктор Ющенко подтвердил, что украинское руководство считает возможным подписать лишь 15 документов, регламентирующих создание зоны свободной торговли. Остальные документы по ЕЭП, в которых речь идёт о создании наднационального тарифного органа и таможенного союза, Киев не устраивают.

     Несмотря  на это 6 октября 2007 г. на саммите Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) президенты России, Белоруссии и Казахстана подписали  пакет документов, касающийся формирования правовой базы Таможенного союза ЕЭП: договора о комиссии Таможенного союза, о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза, протокол о порядке вступления в силу международных договоров, формирующих договорно-правовую базу союза, выхода из них и присоединения к ним. Создание таможенного союза должно завершиться к 2010 году.

     Это соглашение стало фактически первым серьезным шагом трех государств на пути к взаимной экономической  интеграции.

 

2.2. Россия и Азиатско-тихоокеанский форум экономического сотрудничества

 

     АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ  ФОРУМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА (АТЭС)– международная экономическая  организация, созданная для развития интеграционных связей между странами бассейна Тихого океана. В настоящее время объединяет экономики 21 страны самого разного уровня развития (Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг (специальный административный район КНР), Канада, Китайская народная республика (КНР), Индонезия, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Чили, Филиппины, Южная Корея, Япония).

     Основана  в г. Канберра (Австралия) по инициативе премьер-министра Австралии Б. Хоука  в 1989. Первоначально в нее вошли 12 стран - 6 развитых государств бассейна Тихого океана (Австралия, Канада, Новая Зеландия, США, Южная Корея, Япония) и 6 развивающихся государств Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины). К 1997 в АТЭС входили уже почти все основные страны тихоокеанского региона: новыми членами стали Гонконг (1993), КНР (1993), Мексика (1994), Папуа-Новая Гвинея (1994), Тайвань (1993), Чили (1995). В 1998, одновременно с приемом в АТЭС трех новых членов – России, Вьетнама и Перу – введен 10-летний мораторий на дальнейшее расширение состава членов Форума. Заявления на вступление в АТЭС подали Индия и Монголия.

     Цели  организации:

  • поддержание экономического роста стран региона;
  • укрепление взаимной торговли;
  • ликвидация ограничений на передвижение между странами товаров, услуг и капиталов согласно нормам ГАТТ/ВТО.

     Хотя  деятельность АТЭС развертывается на основе преимущественно неформальных механизмов, она развивается вширь  и вглубь.

     АТЭС  начинался со скромной программы  переговоров о развитии взаимной торговли. На Осакском саммите странами АТЭС было определено более десятка приоритетных сфер деятельности:

  • торговые тарифы;
  • нетарифные меры регулирования взаимной торговли;
  • международные услуги;
  • международные инвестиции;
  • стандартизация товаров и услуг;
  • таможенные процедуры;
  • права интеллектуальной собственности;
  • конкурентная политика;
  • распределение государственных заказов;
  • правила, касающиеся происхождения товара;
  • посредничество в спорах;
  • мобильность бизнесменов;
  • внедрение результатов уругвайского раунда переговоров по торговле в рамках ВТО;
  • сбор и анализ информации.

     Наиболее  важным направлением являются мероприятия, направленные на стимулирование взаимной торговли и зарубежных инвестиций.

     Странам АТЭС уже за первое десятилетие удалось  добиться сильного снижения таможенного обложения, хотя и продолжает сохраняться их дифференциация. Параллельно снижаются и другие, нетарифные протекционистские барьеры (количественные ограничения на экспорт и импорт, трудности в импортном и экспортном лицензировании, экспортные субсидии и др.). В результате, например, ежегодные темпы прироста экспорта стран АТЭС составляли в 1995–2000 4,7%, в то время как в других странах мира – только 3,0%.

     Россия  заинтересована развивать отношения  с АТЭС, поскольку на них приходится около 20% российской внешней торговли и около 25% накопленных иностранных инвестиций в РФ. Поэтому уже в марте 1995 по распоряжению президента РФ была подана заявка на вступление в Форум, в 1998 на Ванкуверском саммите Россию приняли в АТЭС как полноправного члена.

     В ноябре 1998 по инициативе МИД России был сформирован «Деловой клуб АТЭС»  – неформальное объединение представителей российских деловых кругов, ориентированных  в своей деятельности на азиатско-тихоокеанский  регион. В него входят более 50 крупных российских фирм и банков.

     Первым  важным мероприятием в России в рамках Форума АТЭС стало прошедшее в  мае 2001 в Москве заседание ДКС, в  котором приняло участие около 100 представителей деловой элиты  стран АТЭС.

     К сожалению, даже сейчас связи большинства стран-участниц АТЭС с Россией довольно слабы, им не хватает информации о нашей стране и её деловых кругах. Одной из основных причин этой негативной ситуации эксперты считают недостаточную активность российских представителей в ДКС АТЭС, их слабую взаимосвязь с российскими государственными ведомствами и деловыми кругами.

     Шагом к активизации участия РФ в  АТЭС стала разработка государственной  концепции участия России в Форуме, которую изложил президент Российской Федерации В.В. Путин во время  очередного саммита АТЭС в Бангкоке в октябре 2003. В своем выступлении он заявил, что «курс России на дальнейшее развитие всестороннего сотрудничества со странами АТР – это наш осознанный выбор. Он сделан в силу возрастающей взаимозависимости мира… и в силу того, что этот регион сегодня стал одним из самых динамично развивающихся». На 13 саммите АТЭС в Пусоне в ноябре 2005 было предложено считать приоритетным направлением экономического сотрудничества России со странами АТЭС совместную работу в сфере энергетики, а в политической сфере – борьбу с терроризмом.

     На  саммите АТЭС в 2007 году было принято  решение, что саммит АТЭС-2012 пройдет  во Владивостоке.

2.3. Деятельность России в рамках Содружества Независимых Государств

 

     Содружество Независимых Государств (СНГ) — межгосударственное объединение большинства бывших союзных республик СССР.

     СНГ основали Белоруссия, Россия и Украина. В Соглашении о создании СНГ, подписанном 8 декабря 1991 в Минске, эти государства  констатировали, что СССР в условиях глубокого кризиса и распада  прекращает своё существование, и заявили о стремлении развивать сотрудничество в политической, экономической, гуманитарной, культурной и других областях.

     21 декабря 1991 к Соглашению присоединились  Азербайджан, Армения, Казахстан,  Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, подписавшие совместно с Белоруссией, Россией и Украиной в Алма-Ате Декларацию о целях и принципах СНГ.

     До  ратификации парламентами действительного  членства Азербайджан (до сентября 1993) и Молдавия (до апреля 1994) были ассоциированными членами СНГ.

     В октябре 1993 действительным членом СНГ  стала Грузия.

     В августе 2005 Туркмения вышла из действительных членов СНГ и получила статус ассоциированного члена-наблюдателя.

     Молдавия  и Украина, как и Туркмения, не ратифицировали Устав СНГ. Это означает, что формально они членами Содружества не являются, хотя при этом Украина остаётся государством-основателем и участником СНГ.

     В ряде структур СНГ (координационные  комитеты аппаратов президентов, по статистике, железным дорогам и др.) в качестве наблюдателя участвует Монголия.

     В настоящее время велика вероятность  выхода из СНГ или перехода в статус ассоциированных членов Грузии.

     В 1993 принят Устав СНГ, который предусматривает  сферы совместной деятельности государств:

  • обеспечение прав и свобод человека,
  • координация внешнеполитической деятельности,
  • сотрудничество в формировании общего экономического пространства, в развитии систем транспорта и связи,
  • охрана здоровья населения и окружающей среды,
  • вопросы социальной и иммиграционной политики,
  • борьба с организованной преступностью,
  • сотрудничество в оборонной политике и охране внешних границ.

Информация о работе Россия в мировом интегральном процессе