Одним из самых
болезненных для России условий
присоединения к ВТО остается
требование уравнять наши внутренние
цены на энергоносители с мировыми.
Суть проблемы унификации заключается
в том, что внутренние цены
на энергоресурсы в России
ниже экспортных, что обусловлено
с одной стороны наличием больших
и доступных запасов энергоресурсов
на территории страны и внутренней
экономической политикой государства
в данной области с другой.
Помимо того, что это требование
со стороны ВТО просто необоснованно,
так еще и неприемлемо для
нас.
Минэкономразвития, выбрало
самый плохой вариант и самые
тяжелые условия для вступления
во Всемирную Торговую Организацию.
Неслучайно, как отметил в своем
выступлении Алексей Чепа, эти варианты
правительство обсуждает без представителей
Министерства сельского хозяйства России:
«С вступлением в ВТО в нашей стране будет
покончено с развитием производства в
аграрном секторе. Сейчас в стране рост
производства мяса за последние два года
составляет не менее 15% в год, хотя импортные
мясо и птица по-прежнему удерживают серьезный
сегмент отечественного рынка. Но после
вступления в ВТО про российских производителей
можно будет просто забыть. Дело в том,
что одним из условий вступления России
в ВТО является соглашение о поставках
американского мяса и птицы. Согласно
ему американцы будут полностью контролировать
импорт этой продукции - выбирать в США
поставщиков и выбирать в России компании,
которые будут заниматься реализацией
импортного мяса и птицы. Таким образом,
импорт этой продукции в Россию фактически
будет под контролем страны-импортера.
И ясно, что вначале, снизив цены, американские
и европейские импортеры мяса задушат
наших производителей, а потом начнут
постепенно повышать цены на свою продукцию.
В этом случае Россия будет полностью
зависеть от иностранных импортеров сельхозпродукции».
Также России придется
унифицировать железнодорожные
тарифы: в настоящее время тарифы,
регулирующие стоимость экспортных
перевозок через сухопутные погранпереходы,
существенно отличаются от других. Однако
если уравнять железнодорожные тарифы
на экспортные перевозки через российские
порты и сухопутные границы, многие поставщики
предпочтут работать через порты Балтии
и Украины. Единственной возможностью
сохранить грузопоток в российских портах,
по словам собеседников «RBC daily», является
объявление портов свободными зонами.
Однако в этом направлении пока не предпринимается
никаких действий. Что касается Российского
бизнеса. "Российский бизнес в массе
своей не готов к вступлению в ВТО",-
считает заместитель президента Санкт-Петербургской
Торгово-промышленной палаты Рашид Гайнутдинов.
По его мнению, большинство представителей
российского бизнеса, особенно малого
и среднего, не знакомо сегодня даже с
самой проблематикой вступления страны
в ВТО. Наиболее "продвинутые" сектора
бизнеса, те, которые ориентированы на
экспорт, понимают необходимость адаптирования
наших условий рынка к условиям Запада,
но даже для них, по мнению Р. Гайнутдинова,
необходимы образовательные мероприятия.
"В конечном итоге, бизнес, как наиболее
активная часть нашего общества, некий
локомотив, должен вытащить экономику
страны на соответствующий мировым европейским
стандартам уровень. Поэтому, сейчас бизнесу
нужна всесторонняя помощь, иначе, он просто
не сможет конкурировать с аналогичными
зарубежными структурами, которые придут
наш рынок со вступлением России в ВТО",-
сказал Р. Гайнутдинов.
А. Илларионов, советник
президента РФ по экономическим
вопросам, подчеркнул, что принятие
РФ существующих условий Киотского
протокола не только сделает
невозможным выполнение задачи
по удвоению ВВП, но и усложнит
задачу по сохранению более-менее
высоких темпов роста. "Высокие
темпы экономического роста и
снижение уровня бедности с
одной стороны и Киотский протокол
в том виде, в котором он
существует сегодня, несовместимы",
- убежден он.
Приведем очень показательное
мнение директора высшей школы
бизнеса МГУ Олега ВИХАНСКОГО:
«Единственное, с чем сложно
спорить, так это с тем, что
открытие рынков для иностранных
производителей и поставщиков
услуг создаст лучшие условия
для конкуренции. Соответственно,
снизятся цены, повысится качество
услуг, и российский потребитель,
по идее, должен почувствовать
себя значительно лучше. Но
это "по идее", а реально
позиции многих российских компаний
и предприятий просто обвалятся,
потому что мы еще совершенно
не готовы к вступлению ВТО.
Наше присоединение к этой организации
выгодно странам ЕС, потому что
они получат доступ к нашим
слаборазвитым рынкам и снизят собственные
издержки. В итоге конкурентоспособность
развитых стран вырастет, а наша
будет падать. Играть по правилам ВТО
и получать от этого выгоду мы не
сможем до тех пор, пока у нас не
появятся ясные приоритеты в области
промышленного производства, пока мы
не уйдем от сырьевой зависимости
и не выведем перерабатывающую промышленность
на внешние рынки».
Наверняка, это не
все, что может случиться с
Россией, когда мы наконец-то
станем членами этой организации.
Но хотя бы какую-то часть
рисков нам удалось рассмотреть.
Глава II. Россия и ВТО
2.1. Цели и задачи участия
России в ВТО.
В настоящее время
практически всякое государство,
претендующее на создание современной,
эффективной экономики и равноправное
участие в мировой торговле, стремится
стать членом ВТО, и Россия,
в этом смысле, не является
исключением. Конкретными целями
присоединения для России можно
считать следующие:
получение лучших в сравнении с
существующими и недискриминационных
условий для доступа российской продукции
на иностранные рынки;
доступ к международному механизму
разрешения торговых споров;
создание более благоприятного
климата для иностранных инвестиций
в результате приведения законодательной
системы в соответствие с нормами
ВТО;
расширение возможностей для российских
инвесторов в странах-членах ВТО, в
частности, в банковской сфере;
создание условий для повышения
качества и конкурентоспособности
отечественной продукции в результате
увеличения потока иностранных товаров,
услуг и инвестиций на российский
рынок;
участие в выработке правил международной
торговли с учетом своих национальных
интересов;
улучшение имиджа России в мире как
полноправного участника международной
торговли.
Задача ведущихся переговоров
о присоединении – добиться
наилучших условий присоединения
России к ВТО, то есть наиболее
выгодного соотношения преимуществ
от вступления и уступок в
виде снижения тарифов и открытия
внутренних рынков. По мнению
министра экономического развития
и торговли Германа Грефа, баланс
прав и обязательств России при вступлении
в ВТО должен способствовать экономическому
росту, а не наоборот.
2.2. Сроки вступления
России в ВТО.
Процедура вступления
в ВТО занимает в среднем
5-7 лет (из справки, представленной
Министерством торговли). Рекордно
короткий срок присоединения
у Киргизии, которая присоединялась
менее трех лет, и Грузии - четыре
года. Более десяти лет присоединялись
Тайвань и Армения. Абсолютным
рекордом длительности присоединения
установил Китай (15 лет).
Россия этим занимается
уже 13-й год. Она обратилась
с официальной заявкой о присоединении
к Генеральному соглашению по
тарифам и торговле (ГАТТ) в 1993
году. В соответствии с процедурами
была создана Рабочая группа (РГ),
в которую вошли представители
заинтересованных участников ГАТТ.
Мандат Рабочей группы (преобразованной
после учреждения ВТО в РГ
по присоединению Российской
Федерации к ВТО) состоит в
изучении торгового режима и
выработке условий участия России
в ВТО. Круг ведения российской
Рабочей группы является стандартным
для всех присоединяющихся стран
и сформулирован следующим образом:
"Изучить заявку Правительства
Российской Федерации о присоединении
к Всемирной торговой организации
на основании Статьи XII и представить
Генеральному Совету рекомендации,
которые могут включать проект
Протокола о присоединении".
2.3. Условия присоединения
России к ВТО.
В рамках процесса
присоединения российской делегацией
ведутся переговоры по четырем
направлениям, а их основой являются
документы и переговорные предложения,
утверждаемые Правительством Российской
Федерации.
Процедура присоединения к Всемирной
торговой организации, выработанная за
полвека существования ГАТТ/ВТО,
достаточно сложна и состоит из нескольких
этапов. Как показывает опыт присоединяющихся
стран, этот процесс занимает несколько
лет. Все указанные ниже процедуры
присоединения полностью распространяются
и на Россию. (Более подробно см. информационно-аналитический
материал "О ходе присоединения
России к ВТО").
На первом этапе в рамках
специальных Рабочих групп происходит
детальное рассмотрение экономического
механизма и торгово-политического режима
присоединяющейся страны. После этого
начинаются консультации и переговоры
об условиях членства страны-соискателя
в этой международной организации. Подобные
консультации и переговоры, как правило,
проводятся на двустороннем уровне со
всеми заинтересованными странами-членами
ВТО.
Прежде всего, эти переговоры
касаются "коммерчески значимых"
уступок, которые присоединяющаяся
страна будет готова предоставить
членам ВТО по доступу на
ее рынок товаров и услуг,
а также по срокам принятия
на себя обязательств по Соглашениям,
вытекающих из членства в ВТО.
Взамен присоединяющаяся
страна получает права, которыми
обладают члены ВТО, что практически
будет означать прекращение ее
дискриминации на внешних рынках.
В случае противоправных действий
со стороны какого-либо члена
организации, любая страна сможет
обращаться с соответствующей
жалобой в Орган по разрешению
споров (ОРС), решения которого обязательны
для безусловного исполнения
на национальном уровне.
В соответствии с установленной
процедурой результаты двусторонних
переговоров о взаимной либерализации
доступа на рынки и условия
присоединения должны быть оформлены
следующими официальными документами:
• Докладом Рабочей
группы, в котором будет изложен
весь пакет обязательств, которые
присоединяющаяся страна примет
на себя по итогам переговоров;
• Протоколом о присоединении,
юридически оформляющим достигнутые
договоренности;
• Списком обязательств
по тарифным уступкам в области
товаров и сельского хозяйства;
• Списком специфических
обязательств по доступу на
рынок услуг.
Одним из главных условий
присоединения новых стран к
ВТО является приведение их
национального законодательства
и практики регулирования внешнеэкономической
деятельности в соответствии
с положениями пакета соглашений
Уругвайского раунда.
Последним этапом является
ратификация законодательным органом
присоединяющейся страны всего
пакета документов.
2.4. Плюсы и минусы присоединения
России к ВТО
Плюсы:
1. Россия станет полноправным
участником нового раунда переговоров
и сможет или самостоятельно,
или в коалиции с другими
государствами отстаивать приемлемые
для себя позиции. В противном
случае, так как переговоры и
принятие решений в ВТО проходят
постоянно, мы должны будем
присоединяться к совершенно
другой организации и не сможем
повлиять на принимаемые решения.
2. Присоединение к ВТО
позволит стабилизировать российское
внешнеторговое законодательство,
сделать правила игры постоянными
и предсказуемыми, что в системном
плане должно способствовать
развитию внешней торговли. Кроме
того, будет приведено в соответствие
с федеральным законодательством
законодательство субъектов федерации.
Вступление в ВТО подразумевает
адаптацию нашего законодательства
к международным нормам - положительный
фактор для российского бизнеса
- бизнес станет прозрачнее, иностранные
инвесторы не будут бояться
вкладывать деньги в российскую
экономику.
3. В качестве члена
ВТО Россия сможет использовать
специальный механизм для разрешения
торговых споров.
4. Российские экспортеры
и импортеры должны будут выучить
правила игры на рынке. Это
будет способствовать развитию
нормальных форм участия во
внешнеэкономической деятельности
и в конечном итоге может
снизить утечку капитала, повысить
добросовестность участников ВЭД,
облегчить деятельность государственных
органов по реагированию на
запросы отечественных производителей
и потребителей.
5. Наличие ограниченного
во времени переходного периода
по отдельным отраслям заставит
их активнее заниматься развитием
производства и повышением конкурентоспособности
своей продукции. Ослабится отраслевое
и региональное лоббирование
новых законов. Основные тенденции
и темпы развития экономики
в целом и отдельных отраслей
и секторов, как в случае присоединения,
так и неприсоединения к ВТО
будут определяться в целом
одними и теми же факторами,
которые преимущественно не связаны
непосредственно с фактом присоединения
к ВТО.