Россия и ВТО: что приобретаем и что теряем

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 03:07, курсовая работа

Описание работы

На современном этапе развития ни одна страна не может являться полноценным участником международных экономических отношений без членства во Всемирной торговой организации (ВТО).
В настоящее время Всемирная торговая организация (ВТО) является крупнейшей организацией, объединяющей практически все страны мира, на которые приходится более 95% мирового товарооборота. Поэтому вступление России в ВТО крайне необходимо для того, чтобы наша страна не осталась на обочине мирового развития.
В 1993г., когда Россией было принято стратегическое решение о вступлении в ВТО – начался длительный переговорный процесс, продолжающийся и по сей день.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава I. ВТО: краткая аналитическая справка……………………………...….5
1. Структура…………………………………………………………….5
2. Цели и принципы ВТО………………..…………………………….6
3. Какова польза от вступления России в ВТО………………………7
4. Чем мы рискуем?…………………………………………………...10
Глава II. Россия и ВТО………………………………………………………....12
2.1. Цели и задачи участия России в ВТО……………………………...12
2.2. Сроки вступления России в ВТО…………………………………..12
2.3. Условия присоединения России к ВТО……………………………13
2.4. Плюсы и минусы присоединения России к ВТО………………...14
Заключение……………………………………………………………………….15
Библиография…………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 41.64 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Реферат по экономике на тему:

«Россия и ВТО: что приобретаем  и что теряем?»

 

                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовил студент ИТб-111:

Альтаир Мехметов

 

 

 

Кемерово 2012г.

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3

Глава I.   ВТО: краткая аналитическая  справка……………………………...….5

        1. Структура…………………………………………………………….5

        2. Цели и  принципы ВТО………………..…………………………….6

        3. Какова польза  от вступления России в ВТО………………………7

        4. Чем мы  рискуем?…………………………………………………...10

Глава II.   Россия и ВТО………………………………………………………....12

2.1.   Цели и задачи участия  России в ВТО……………………………...12

2.2.   Сроки вступления России  в ВТО…………………………………..12

2.3.   Условия присоединения  России к ВТО……………………………13

2.4.   Плюсы и минусы присоединения  России  к ВТО………………...14

Заключение……………………………………………………………………….15

Библиография…………………………………………………………………….16

 

    Введение

    На современном этапе  развития ни одна страна не  может являться полноценным участником  международных экономических отношений  без членства во Всемирной  торговой организации (ВТО).

   В настоящее время Всемирная  торговая организация (ВТО) является  крупнейшей организацией, объединяющей  практически все страны мира, на которые приходится более  95% мирового товарооборота. Поэтому  вступление России в ВТО крайне  необходимо для того, чтобы наша  страна не осталась на обочине  мирового развития.

   В 1993г., когда Россией  было принято стратегическое  решение о вступлении в ВТО  – начался длительный переговорный процесс, продолжающийся и по сей день.

   Глобальная задача переговоров  – найти баланс прав и обязанностей  Росси с учётом интересов стран-членов  ВТО. Находясь вне правового  пространства этой важной международной  организации, любая страна оказывается  в положении аутсайдера в международной торговле. Россия прошла лишь часть пути к осуществлению внешней торговли цивилизованными методами.

    «Мы намерены и дальше идти по пути присоединения России к ВТО на приемлемых, стандартных условиях, не выходящих за рамки общепринятых, на которых в ВТО вступали и другие страны», — заявил Владимир Путин на ежегодной пресс-конференции в Кремле, состоявшейся 31 января 2006 г. В частности, как подчеркнул глава российского государства, «мы не согласимся ни при каких обстоятельствах на вступление в ВТО на нестандартных условиях».

    Насчет нестандартных условий, которые, по заявлению Владимира Путина, нам пытались навязать представители ВТО, все понятно — дискриминировать себя мы не позволим: в конце концов, даже те выгоды от присоединения к ВТО, которые сегодня кажутся бесспорными, не оправдывают очередного унижения России перед всем миром и краха потенциально конкурентоспособных секторов хозяйства, не готовых прямо сейчас на равных ввязаться в рыночный бой с иностранцами.

    Ключевой вопрос переговоров  о вступлении в ВТО — где  находится предел уступок, перейдя  который мы не сможем компенсировать  потери от присоединения к  ВТО выгодами. Причем ответить  на этот вопрос, не анализируя  в деталях ситуацию в различных  секторах российского хозяйства,  в принципе невозможно.

    Сегодня можно достаточно точно назвать как отрасли, которые выиграют от вступления в ВТО (например, черная металлургия и химическая промышленность, в отношении которых то и дело затеваются антидемпинговые расследования), так и отрасли, которым это сулит немалые проблемы (автомобилестроение, банковский и страховой сектора и практически все производства импортозаменяющей продукции). Однако даже среди специалистов нет единства в комплексной оценке последствий вступления России в ВТО. Другими словами, отраслевые интересы сегодня очевидны, а вот о национальных говорить весьма сложно.

    «Одним из негативных  моментов вступления в ВТО  является то, что наша наука  не очень хорошо анализирует  эти вещи, для анализа экономического  явления должна сложиться школа,  накопиться знания.  У нас в  силу ряда обстоятельств такой  школы не сложилось, несмотря  на титанические усилия отдельных  людей. Специалистов, способных понимать  все это в целом, в комплексе,  к сожалению, нет, поэтому мы  в своих действиях основываемся, прежде всего, на диалоге с  представителями реальной экономики,  а не на рекомендациях и  оценках нашей науки».

    Отметим, что невозможность  комплексной оценки последствий  присоединения России к ВТО  обусловлена и еще одной, гораздо  более важной причиной — атмосферой  тайны, сопровождающей переговоры. Государственные чиновники, входящие  в состав комиссии по переговорам  о вступлении России в ВТО,  предпочитают не распространяться  даже о тех позициях, по которым  достигнуты конкретные договоренности. Хотя очевидно, что российским  бизнесменам жизненно важно знать,  на каких условиях им придется  конкурировать с иностранными  фирмами на нашем же рынке  через два-три года.

 

    Современная экономика  интегрирует в мировую торговлю, развивается мировой рынок и  каждая страна стремиться занять  свою нишу в международных  экономических отношениях. Сегодня  все больше именно экономический  потенциал страны, степень ее  экономического развития определяют  положение этой страны в мире, благосостояние граждан, взаимоотношения  с другими странами.

 

    Именно значимость этой  организации для мировой экономики  и определяет актуальность выбранной  мною темы.

 

    Для написания данной  курсовой работы использовались  печатные периодические издания,  книги, официальные сайты ВТО  в Интернете.

 

   Глава I. ВТО: краткая аналитическая  справка.

    Всемирная торговая организация  (ВТО) - это единственный международный  орган, устанавливающий правила  торговли между странами. В основе  его деятельности лежат соглашения  ВТО, согласованные и подписанные  большинством государств-участников  международной торговли. Эти документы  обеспечивают юридическую базу  и основные правила организации  международной коммерческой деятельности. В основном, это договоры, в рамках  которых государства принимают  на себя обязательства проводить  торговую политику в согласованных  с международными стандартами  рамках. Хотя такие договоры обсуждаются  и подписываются на уровне  правительств, основная их цель  состоит в оказании содействия  производителям товаров и услуг,  компаниям, занимающимся экспортно-импортными  операциями.  Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с 1947 года Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 года.

   Штаб-квартира: Женева, Швейцария.

   Дата создания: 1 января 1995 г.

   Инициаторы: участники раунда  переговоров в Уругвае (1986 - 94 гг.),

   Бюджет: 169 миллионов швейцарских  франков на 2005 г.

(примерно 130 млн. долл. США).

   Секретариат: 500 штатных сотрудников.

   Глава: Генеральный директор

   Членство: 149 страны (по состоянию  на февраль 2005 г.)

 

       1. Структура

    Высшим органом ВТО  является Министерская конференция,  объединяющая представителей всех  участников организации. Министерская  конференция назначает Генерального  директора ВТО. С сентября 2002 г.  им стал Супачай Паничпакди, бывший вице-премьер Таиланда. С 1 сентября 2005 г. на пост Генерального директора вступил француз Паскаль Лами, бывший торговый комиссар ЕС (до ноября 2004 г.). Гендиректор в свою очередь назначает сотрудников подразделений Секретариата ВТО и определяет их обязанности и условия прохождения службы в соответствии с положениями, принятыми Министерской конференцией.

    Сессии конференции проходят  не реже одного раза в два  года, на которых обсуждаются  и принимаются решения по принципиальным  вопросам, связанным с пакетом  соглашений Уругвайского раунда.

   Между сессиями по мере  необходимости (8-10 раз в год)  для решения текущих и процедурных  вопросов созывается Генеральный  совет, состоящий из представителей  членов ВТО, обычно послов и  глав делегаций стран-участниц. Генсовет  администрирует деятельность Органа  по урегулированию споров и Органа по обзору торговой политики. Кроме того, Генеральному совету подотчетны комитеты по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам. Генеральный совет делегирует функции трем советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением принципов ВТО и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами. Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам. Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля за выполнением соответствующего соглашения (ТРИПС), занимается также вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами. В рамках Советов по торговле товарам и услугами учреждены Комитеты по Соглашениям и переговорные группы. Членство в советах и комитетах открыто для всех участников ВТО. Кроме того, функционируют органы по наблюдению за выполнением плюрилатеральных соглашений.

    Многочисленные специализированные  комитеты и рабочие группы  занимаются отдельными соглашениями  системы ВТО и решением вопросов  в таких областях, как защита  окружающей среды, проблемы развивающихся  стран, процедура присоединения  к ВТО и региональные торговые  соглашения.

    Секретариат ВТО, который  базируется в Женеве, имеет около  500 штатных сотрудников; его возглавляет  генеральный директор. Секретариат  ВТО, в отличие от подобных  органов других международных  организаций, не принимает решений,  так как эта функция возлагается  на сами страны-члены. Основные  обязанности Секретариата – обеспечивать  техническую поддержку различным  советам и комитетам, а также  Министерской конференции, оказывать  техническое содействие развивающимся  странам, проводить анализ мировой  торговли и разъяснять положения  ВТО общественности и средствам  массовой информации. Секретариат  также обеспечивает некоторые  формы правовой помощи в процессе  разрешения споров и консультирует  правительства стран, желающих  стать членами ВТО. На сегодняшний  день таких стран насчитывается  более двадцати.

    Рабочие языки ВТО  - английский, французский и испанский.

 

   1.2. Цели и принципы ВТО.

   ВТО призвана регулировать  торгово-политические отношения  участников организации в сфере  международной торговли на основе  пакета соглашений т.н. Уругвайского  раунда многосторонних торговых  переговоров (1986-1994 гг.).

    Существуют также т.н. секторальные тарифные инициативы (вариант «ноль на ноль», «гармонизация торговли химическими товарами», «текстильная гармонизация»), участники которых берут на добровольный основе обязательства по максимальной либерализации доступа в соответствующие секторы национального рынка. Участниками секторальных инициатив в основном являются развитые государства.

    Пакет документов Уругвайского  раунда не является догмой, - неизменными  остаются базовые принципы ГАТТ/ВТО.  В рамках ВТО постоянно идет  работа по совершенствованию  соглашений с учетом практического опыта их имплементации и тенденций развития мировой торговли с целью разрешения возникающих проблем. В ходе продолжающихся МТП рассматриваются возможности включения в сферу деятельности ВТО новых актуальных вопросов.

   Соглашение об учреждении  Всемирной торговой организации  предусматривает создание постоянно  действующего форума государств-членов  для урегулирования проблем, оказывающих  влияние на их многосторонние  торговые отношения, а также  для осуществления контроля над  реализацией соглашений и договоренностей  Уругвайского раунда. ВТО функционирует  во многом так же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль  за более широким спектром  торговых соглашений и имеет  гораздо большие полномочия в связи с усовершенствованием ряда процедур принятия решений.

   Главные задачи ВТО - либерализация  международной торговли путем  ее регулирования преимущественно  тарифными методами при последовательном  сокращении уровня импортных  пошлин, обеспечение ее справедливости  и предсказуемости, способствование  экономическому росту и повышению  экономического благосостояния  людей, а также устранении различных  нетарифных барьеров, количественных  ограничений и других препятствий  в международном обмене товарами  и услугами. Страны-члены ВТО решают  эти задачи путем контроля за выполнением многосторонних соглашений, проведения торговых переговоров, урегулирования торговых переговоров в соответствии с механизмом ВТО, а также оказания помощи развивающимся странам и проведения обзора национальной экономической политики государств.

Информация о работе Россия и ВТО: что приобретаем и что теряем