МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Реферат по экономике на тему:
«Россия и ВТО: что приобретаем
и что теряем?»
Подготовил студент ИТб-111:
Альтаир Мехметов
Кемерово 2012г.
Содержание
Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава I. ВТО: краткая аналитическая
справка……………………………...….5
1. Структура…………………………………………………………….5
2. Цели и
принципы ВТО………………..…………………………….6
3. Какова польза
от вступления России в ВТО………………………7
4. Чем мы
рискуем?…………………………………………………...10
Глава II. Россия и ВТО………………………………………………………....12
2.1. Цели и задачи участия
России в ВТО……………………………...12
2.2. Сроки вступления России
в ВТО…………………………………..12
2.3. Условия присоединения
России к ВТО……………………………13
2.4. Плюсы и минусы присоединения
России к ВТО………………...14
Заключение……………………………………………………………………….15
Библиография…………………………………………………………………….16
Введение
На современном этапе
развития ни одна страна не
может являться полноценным участником
международных экономических отношений
без членства во Всемирной
торговой организации (ВТО).
В настоящее время Всемирная
торговая организация (ВТО) является
крупнейшей организацией, объединяющей
практически все страны мира,
на которые приходится более
95% мирового товарооборота. Поэтому
вступление России в ВТО крайне
необходимо для того, чтобы наша
страна не осталась на обочине
мирового развития.
В 1993г., когда Россией
было принято стратегическое
решение о вступлении в ВТО
– начался длительный переговорный
процесс, продолжающийся и по сей день.
Глобальная задача переговоров
– найти баланс прав и обязанностей
Росси с учётом интересов стран-членов
ВТО. Находясь вне правового
пространства этой важной международной
организации, любая страна оказывается
в положении аутсайдера в международной
торговле. Россия прошла лишь часть пути
к осуществлению внешней торговли цивилизованными
методами.
«Мы намерены и дальше идти
по пути присоединения России к ВТО на
приемлемых, стандартных условиях, не
выходящих за рамки общепринятых, на которых
в ВТО вступали и другие страны», — заявил
Владимир Путин на ежегодной пресс-конференции
в Кремле, состоявшейся 31 января 2006 г. В
частности, как подчеркнул глава российского
государства, «мы не согласимся ни при
каких обстоятельствах на вступление
в ВТО на нестандартных условиях».
Насчет нестандартных условий,
которые, по заявлению Владимира Путина,
нам пытались навязать представители
ВТО, все понятно — дискриминировать себя
мы не позволим: в конце концов, даже те
выгоды от присоединения к ВТО, которые
сегодня кажутся бесспорными, не оправдывают
очередного унижения России перед всем
миром и краха потенциально конкурентоспособных
секторов хозяйства, не готовых прямо
сейчас на равных ввязаться в рыночный
бой с иностранцами.
Ключевой вопрос переговоров
о вступлении в ВТО — где
находится предел уступок, перейдя
который мы не сможем компенсировать
потери от присоединения к
ВТО выгодами. Причем ответить
на этот вопрос, не анализируя
в деталях ситуацию в различных
секторах российского хозяйства,
в принципе невозможно.
Сегодня можно достаточно
точно назвать как отрасли, которые выиграют
от вступления в ВТО (например, черная
металлургия и химическая промышленность,
в отношении которых то и дело затеваются
антидемпинговые расследования), так и
отрасли, которым это сулит немалые проблемы
(автомобилестроение, банковский и страховой
сектора и практически все производства
импортозаменяющей продукции). Однако
даже среди специалистов нет единства
в комплексной оценке последствий вступления
России в ВТО. Другими словами, отраслевые
интересы сегодня очевидны, а вот о национальных
говорить весьма сложно.
«Одним из негативных
моментов вступления в ВТО
является то, что наша наука
не очень хорошо анализирует
эти вещи, для анализа экономического
явления должна сложиться школа,
накопиться знания. У нас в
силу ряда обстоятельств такой
школы не сложилось, несмотря
на титанические усилия отдельных
людей. Специалистов, способных понимать
все это в целом, в комплексе,
к сожалению, нет, поэтому мы
в своих действиях основываемся,
прежде всего, на диалоге с
представителями реальной экономики,
а не на рекомендациях и
оценках нашей науки».
Отметим, что невозможность
комплексной оценки последствий
присоединения России к ВТО
обусловлена и еще одной, гораздо
более важной причиной — атмосферой
тайны, сопровождающей переговоры.
Государственные чиновники, входящие
в состав комиссии по переговорам
о вступлении России в ВТО,
предпочитают не распространяться
даже о тех позициях, по которым
достигнуты конкретные договоренности.
Хотя очевидно, что российским
бизнесменам жизненно важно знать,
на каких условиях им придется
конкурировать с иностранными
фирмами на нашем же рынке
через два-три года.
Современная экономика
интегрирует в мировую торговлю,
развивается мировой рынок и
каждая страна стремиться занять
свою нишу в международных
экономических отношениях. Сегодня
все больше именно экономический
потенциал страны, степень ее
экономического развития определяют
положение этой страны в мире,
благосостояние граждан, взаимоотношения
с другими странами.
Именно значимость этой
организации для мировой экономики
и определяет актуальность выбранной
мною темы.
Для написания данной
курсовой работы использовались
печатные периодические издания,
книги, официальные сайты ВТО
в Интернете.
Глава I. ВТО: краткая аналитическая
справка.
Всемирная торговая организация
(ВТО) - это единственный международный
орган, устанавливающий правила
торговли между странами. В основе
его деятельности лежат соглашения
ВТО, согласованные и подписанные
большинством государств-участников
международной торговли. Эти документы
обеспечивают юридическую базу
и основные правила организации
международной коммерческой деятельности.
В основном, это договоры, в рамках
которых государства принимают
на себя обязательства проводить
торговую политику в согласованных
с международными стандартами
рамках. Хотя такие договоры обсуждаются
и подписываются на уровне
правительств, основная их цель
состоит в оказании содействия
производителям товаров и услуг,
компаниям, занимающимся экспортно-импортными
операциями. Всемирная торговая организация
(ВТО), являющаяся преемницей действовавшего
с 1947 года Генерального соглашения по
тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою
деятельность с 1 января 1995 года.
Штаб-квартира: Женева, Швейцария.
Дата создания: 1 января 1995 г.
Инициаторы: участники раунда
переговоров в Уругвае (1986 - 94 гг.),
Бюджет: 169 миллионов швейцарских
франков на 2005 г.
(примерно 130 млн. долл. США).
Секретариат: 500 штатных сотрудников.
Глава: Генеральный директор
Членство: 149 страны (по состоянию
на февраль 2005 г.)
1. Структура
Высшим органом ВТО
является Министерская конференция,
объединяющая представителей всех
участников организации. Министерская
конференция назначает Генерального
директора ВТО. С сентября 2002 г.
им стал Супачай Паничпакди, бывший
вице-премьер Таиланда. С 1 сентября 2005
г. на пост Генерального директора вступил
француз Паскаль Лами, бывший торговый
комиссар ЕС (до ноября 2004 г.). Гендиректор
в свою очередь назначает сотрудников
подразделений Секретариата ВТО и определяет
их обязанности и условия прохождения
службы в соответствии с положениями,
принятыми Министерской конференцией.
Сессии конференции проходят
не реже одного раза в два
года, на которых обсуждаются
и принимаются решения по принципиальным
вопросам, связанным с пакетом
соглашений Уругвайского раунда.
Между сессиями по мере
необходимости (8-10 раз в год)
для решения текущих и процедурных
вопросов созывается Генеральный
совет, состоящий из представителей
членов ВТО, обычно послов и
глав делегаций стран-участниц. Генсовет
администрирует деятельность Органа
по урегулированию споров и Органа
по обзору торговой политики. Кроме того,
Генеральному совету подотчетны комитеты
по торговле и развитию; по ограничениям,
связанным с торговым балансом; по бюджету,
финансам и административным вопросам.
Генеральный совет делегирует функции
трем советам, находящимся на следующем
уровне иерархии ВТО: Совету по торговле
товарами, Совету по торговле услугами
и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной
собственности. Совет по торговле товарами,
в свою очередь, руководит деятельностью
специализированных комитетов, осуществляющих
контроль за соблюдением принципов ВТО
и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере
торговли товарами. Совет по торговле
услугами осуществляет контроль за выполнением
соглашения ГАТС. В его составе находятся
Комитет по торговле финансовыми услугами
и Рабочая группа по профессиональным
услугам. Совет по торговым аспектам прав
интеллектуальной собственности, помимо
осуществления контроля за выполнением
соответствующего соглашения (ТРИПС),
занимается также вопросами предотвращения
возникновения конфликтов, связанных
с международной торговлей поддельными
товарами. В рамках Советов по торговле
товарам и услугами учреждены Комитеты
по Соглашениям и переговорные группы.
Членство в советах и комитетах открыто
для всех участников ВТО. Кроме того, функционируют
органы по наблюдению за выполнением плюрилатеральных
соглашений.
Многочисленные специализированные
комитеты и рабочие группы
занимаются отдельными соглашениями
системы ВТО и решением вопросов
в таких областях, как защита
окружающей среды, проблемы развивающихся
стран, процедура присоединения
к ВТО и региональные торговые
соглашения.
Секретариат ВТО, который
базируется в Женеве, имеет около
500 штатных сотрудников; его возглавляет
генеральный директор. Секретариат
ВТО, в отличие от подобных
органов других международных
организаций, не принимает решений,
так как эта функция возлагается
на сами страны-члены. Основные
обязанности Секретариата – обеспечивать
техническую поддержку различным
советам и комитетам, а также
Министерской конференции, оказывать
техническое содействие развивающимся
странам, проводить анализ мировой
торговли и разъяснять положения
ВТО общественности и средствам
массовой информации. Секретариат
также обеспечивает некоторые
формы правовой помощи в процессе
разрешения споров и консультирует
правительства стран, желающих
стать членами ВТО. На сегодняшний
день таких стран насчитывается
более двадцати.
Рабочие языки ВТО
- английский, французский и испанский.
1.2. Цели и принципы ВТО.
ВТО призвана регулировать
торгово-политические отношения
участников организации в сфере
международной торговли на основе
пакета соглашений т.н. Уругвайского
раунда многосторонних торговых
переговоров (1986-1994 гг.).
Существуют также т.н. секторальные
тарифные инициативы (вариант «ноль на
ноль», «гармонизация торговли химическими
товарами», «текстильная гармонизация»),
участники которых берут на добровольный
основе обязательства по максимальной
либерализации доступа в соответствующие
секторы национального рынка. Участниками
секторальных инициатив в основном являются
развитые государства.
Пакет документов Уругвайского
раунда не является догмой, - неизменными
остаются базовые принципы ГАТТ/ВТО.
В рамках ВТО постоянно идет
работа по совершенствованию
соглашений с учетом практического
опыта их имплементации и тенденций развития
мировой торговли с целью разрешения возникающих
проблем. В ходе продолжающихся МТП рассматриваются
возможности включения в сферу деятельности
ВТО новых актуальных вопросов.
Соглашение об учреждении
Всемирной торговой организации
предусматривает создание постоянно
действующего форума государств-членов
для урегулирования проблем, оказывающих
влияние на их многосторонние
торговые отношения, а также
для осуществления контроля над
реализацией соглашений и договоренностей
Уругвайского раунда. ВТО функционирует
во многом так же, как и ГАТТ,
но при этом осуществляет контроль
за более широким спектром
торговых соглашений и имеет
гораздо большие полномочия в связи с
усовершенствованием ряда процедур принятия
решений.
Главные задачи ВТО - либерализация
международной торговли путем
ее регулирования преимущественно
тарифными методами при последовательном
сокращении уровня импортных
пошлин, обеспечение ее справедливости
и предсказуемости, способствование
экономическому росту и повышению
экономического благосостояния
людей, а также устранении различных
нетарифных барьеров, количественных
ограничений и других препятствий
в международном обмене товарами
и услугами. Страны-члены ВТО решают
эти задачи путем контроля за
выполнением многосторонних соглашений,
проведения торговых переговоров, урегулирования
торговых переговоров в соответствии
с механизмом ВТО, а также оказания помощи
развивающимся странам и проведения обзора
национальной экономической политики
государств.