Россия и ВТО: что приобретаем и что теряем

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 03:07, курсовая работа

Описание работы

На современном этапе развития ни одна страна не может являться полноценным участником международных экономических отношений без членства во Всемирной торговой организации (ВТО).
В настоящее время Всемирная торговая организация (ВТО) является крупнейшей организацией, объединяющей практически все страны мира, на которые приходится более 95% мирового товарооборота. Поэтому вступление России в ВТО крайне необходимо для того, чтобы наша страна не осталась на обочине мирового развития.
В 1993г., когда Россией было принято стратегическое решение о вступлении в ВТО – начался длительный переговорный процесс, продолжающийся и по сей день.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава I. ВТО: краткая аналитическая справка……………………………...….5
1. Структура…………………………………………………………….5
2. Цели и принципы ВТО………………..…………………………….6
3. Какова польза от вступления России в ВТО………………………7
4. Чем мы рискуем?…………………………………………………...10
Глава II. Россия и ВТО………………………………………………………....12
2.1. Цели и задачи участия России в ВТО……………………………...12
2.2. Сроки вступления России в ВТО…………………………………..12
2.3. Условия присоединения России к ВТО……………………………13
2.4. Плюсы и минусы присоединения России к ВТО………………...14
Заключение……………………………………………………………………….15
Библиография…………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 41.64 Кб (Скачать)

    Все страны-члены ВТО  принимают обязательство по выполнению  порядка двадцати основных соглашений  и юридических инструментов, объединенных  термином "многосторонние торговые  соглашения" (МТС). Таким образом,  ВТО представляет собой своеобразный  многосторонний контракт (пакет  соглашений), нормами и правилами  которого регулируется свыше  90% всей мировой торговли товарами  и услугами.

    Ключевые принципы ВТО  были впервые сформулированы  в ГАТТ в 1947 году. Впоследствии  в результате переговоров Уругвайского  раунда (1986-1994) основные принципы  были расширены и получили  развитие и уточнение в других  соглашениях. Так, были созданы  новые правила по торговле  услугами, по важным аспектам  интеллектуальной собственности,  по разрешению споров и обзорам  торговой политики.

    С 1947 г. обсуждение  глобальных проблем либерализации  и перспектив развития мировой  торговли проходит в рамках  многосторонних торговых переговоров  (МТП) под эгидой ГАТТ. К настоящему  времени проведено 8 раундов МТП,  включая Уругвайский, и продолжается  девятый.

    Главная цель ВТО состоит  в дальнейшей либерализация мировой  торговли и обеспечении справедливых  условий конкуренции.

    Основополагающими принципами  и правилами ГАТТ/ВТО являются:

взаимное предоставление режима наибольшего  благоприятствования (РНБ) в торговле;

взаимное предоставление национального  режима (НР) товарам и услугам  иностранного происхождения;

регулирование торговли преимущественно  тарифными методами;

отказ от использования количественных и иных ограничений;

транспарентность торговой политики;

разрешение торговых споров путем  консультаций и переговоров и  т.д.

 

    1.3. Какова польза от  вступления России в ВТО

    Однозначно сказать о  пользе или вреде вступления  России в ВТО достаточно сложно. Несмотря на то, что членство  в ВТО поддерживают многие  ведущие экономисты, такие как  Г. Греф и Е. Гавриленков, далеко не все депутаты Думы убеждены в его необходимости.

Так, депутат от партии «Родина» Дмитрий  Рогозин заявил, что вступление России в ВТО является несвоевременным. «Не стоит вопрос о том, нужно  ли России членство в ВТО. Прежде надо дать возможность многим отраслям отечественной  экономики окрепнуть».

Коммунисты также выразили беспокойство. «Поспешное вступление в ВТО может  представлять серьезную угрозу для  отечественной промышленности и  сельского хозяйства», – заявил депутат Анатолий Локоть.

Вступление России в ВТО можно называть каким угодно, но только не поспешным, отметил Е. Гавриленков. «Американский бизнес, который, как правило, выступает главным лоббистом подобных соглашений, попросту не замечает России. Их больше волнует Китай... Для них Россия то же самое, что Занзибар, – сказал он. – Мы слишком уж эгоцентричны. Мы полагаем, что Россия – это пуп земли. Но другие отнюдь не разделяют нашего мнения».

Валерий Драганов, председатель думского комитета по экономике, предпринимательству и туризму, заявил, что, в конце концов, Россия таки станет членом ВТО, но случится это лишь тогда, когда условия вступления будут полностью отвечать ее национальным интересам. Мнение политиков и других специалистов расходятся: равное число выступают «ЗА» участие и столько же «ПРОТИВ». Начнем с того, что пошло ли на пользу или во вред наше участие во Всемирной Торговой Организации мы сможем судить только, когда почувствуем это на себе, то есть когда станем полноценными членами организации. Пока же можно только предполагать, спорить, отстаивать свою точку зрения.

    Вот что считает о  необходимости сотрудничества с  ВТО президент РФ Владимир  Владимирович Путин:

    «….В целом ситуация  достаточно сложная. Снизилась  конкурентоспособность и на внешних  рынках, в том числе на традиционных  для России рынках стран СНГ…. У нас в обществе идет большая  дискуссия по поводу возможного  присоединения России к ВТО,  и мы часто слышим тезис  о том, что здесь не нужно  спешить - неудобное место для  суеты. Согласен абсолютно.

    Но, как вы видите, мы  этого и не делаем. Постоянно  идут консультации с представителями  всех отраслей. Ученые работают. Правительственная комиссия работает…

    Хотел бы подчеркнуть  при этом, что вступление России  в ВТО – это важнейший фактор  экономической политики России  сегодня. И от нашей готовности  к работе в условиях мировой  торговли во многом зависит  эффективность работы российских  производителей. Пока результаты  нас не очень радуют. Доля продукции  перерабатывающей промышленности  в общем объеме российского  экспорта пока снижается. …  Некоторые видят в возможном  присоединении России к ВТО  чуть ли не панацею от всех  бед: и от антидемпинговых расследований  против российских товаров, и  от нетарифных ограничений, и  от инвестиционного голода.

    Между тем, само по  себе присоединение к ВТО   не снимет кардинальных проблем  развития нашей экономики. Ее  фундаментальные вопросы нам  все равно придется решать  самим.… И все же убежден,  что процесс вступления в ВТО подтолкнет к работе над повышением конкурентоспособности. А наше участие в выработке правил мировой торговли поможет успешному развитию российской промышленности в целом.…Сейчас Правительство ведет активный переговорный процесс. Характер обсуждаемых вопросов и сложный, и объемный….»

     Первым делом, стоит  ответить на вопрос: зачем же  Россия собралась вступать в  ВТО? Очевидно, что для России  проблема выбора - интегрироваться  ей в мировое экономическое  пространство или нет, уже не  стоит. Членство в ВТО должно  стать инструментом защиты национальных  интересов России на мировых  рынках. И мощным внешним стимулом  для решения тех задач, которые  нам и так нужно решать. Развитие  российской экономики возможно  лишь при ориентации на жесткие  требования мирового рынка, на  завоевание в нем своих собственных  новых ниш. Подобно тому, как  членство в Совете Европы является  для государства инструментом  формирования правового государства,  членство в ВТО создает условия  для структурной перестройки  экономики. Как бы ни хотелось  кому-то восстановить в России  смертную казнь – нельзя, поскольку  это несовместимо с нормами  Совета Европы. Международные обязательства  заставляют Россию делать то, до чего она «русским путем  развития» брела бы еще не  одно десятилетие. Так и принципы, вытекающие из членства в ВТО,  позволят создать стимулы для  инновационного обновления традиционных  для России отраслей. Сегодня  такие отрасли имеют объективную  возможность выбора между «инерционным  развитием» под прикрытием протекционистских  барьеров и рискованным обновлением.  Со вступлением в ВТО такой  выбор меняется на другой: либо ты сумеешь вывести отрасль на современный уровень в оговоренный срок, либо не сумеешь. Начиная процесс вступления в ВТО, Россия добивалась принятия на «стандартных условиях». Но стандартных условий в ВТО нет – каждая страна уникальна. Зато есть облегченные условия. Например, для Грузии или Молдавии. А чего с ними спорить: влияние на мировую экономику практически нулевое. В России же рынок со 140 миллионами потребителей. Нефтедоллары. Богатейшие природные ресурсы. Дешевая энергия. Развитая металлургия. Огромное число промышленных предприятий, образованная и пока еще квалифицированная рабочая сила. В общем, по всему видно, что страна не очень стандартная: какие могут быть стандартные условия? Ясно, что торг и должен был быть максимально тяжелым, хотя бы потому, что за нами в очереди в ВТО экономике такого размера нет.

 

Вступление России в ВТО: мнимые и реальные последствия

 

      Существенные совпадения между перечнями наиболее пострадавших в 1990-е гг. отраслей и отраслей, попадающих в группу риска при вступлении в ВТО, заставляют задуматься об использовании накопленного опыта при прогнозировании возможных последствий вступления в ВТО для определения факторов, оказывающих стабилизирующее или дестабилизирующее воздействие на социальные процессы в регионах, и формы адаптации экономики и населения к предполагаемым изменениям.

      Гипотетически выгоды  от вступления страны в ВТО  определяются, в конечном счете,  относительной конкурентоспособностью  производимых товаров и услуг.  Снижение торговых барьеров стимулирует  рост внешнеторгового оборота,  как в части экспорта, так и  в части импорта.

      Но расширение  доступа нашей продукции на  рынки других стран реально  будет иметь значение только  для 5% нашего экспорта. Пессимистичная  позиция многих российских ученых  активно поддерживается промышленниками. В целом, независимо от отраслевой принадлежности в деловой среде имеет место нежелание представителей производств, ориентированных в своей деятельности на внутренний рынок, быстро вступать в ВТО. В то же время, те предприниматели, чьи интересы сосредоточены в основном в области экспорта сырья и которые не сталкиваются с противодействием на западных рынках, в целом нейтральны.

      Этот факт сам  по себе свидетельствует как  о неоднородности отечественного  делового сообщества, так и неясности  позиции государства по ключевым  вопросам промышленной (отраслевой) политики, которая призвана определить  приоритеты и очертить круг  мер поддержки ряда отраслей.

      По заключению  большинства экспертов, присоединение  к ВТО не решает проблему  недостатка иностранных инвестиций, а с ними и притока технологий  и высококвалифицированных кадров. Маловероятно также ожидать от  присоединения к ВТО и расширения  экспортных возможностей для  российских производителей. Во-первых, уже сегодня Россия торгует  со своими партнерами в режиме  наибольшего благоприятствования  на основе двухсторонних соглашений. В этом смысле существенного  улучшения в условиях доступа  российских товаров на внешние  рынки произойти не может. Во-вторых, в структуре экспорта России  преобладают энергоресурсы и  сырьевые товары, которые сталкиваются  с минимальными тарифными барьерами  за рубежом.

      В основном негативные  последствия ВТО будут проявляться  в наукоемких и высокотехнологичных  секторах, главным образом, в машиностроении. К таким секторам относятся  производство гражданской авиатехники,  автомобилестроение, космос, производство  гражданской продукции на предприятиях  оборонно-промышленного комплекса.

      С точки зрения  С. Афонцева и других экономистов, издержки, которые будет нести экономика, вполне реальны, а основная часть выгод носит скорее ожидательный характер.

      Исходя из того, что вступление в ВТО приведет  к гораздо более глубоким изменениям  в экономике, чем открытие конкретных  рынков, необходим более широкий  взгляд на необходимость и  последствия вступления.

 

    1.4. Чем мы рискуем?

    Обсуждение вопросов  необходимости и оценки последствий  вступления России в ВТО на  протяжении десяти лет носили  острый дискуссионный характер. Большинство экспертов признали, что интеграция российской экономики  в глобальную экономику не  произойдет одномоментно и не превратится во фронтальное наступление на мировой рынок всех отраслей и предприятий национальной индустрии.

      Учитывая, что решение  о вступлении России в ВТО  принято окончательно, обсуждение  этого вопроса сегодня в основном  происходит вокруг темы последствий  этого вступления.

      Некоторые ученые  отмечают, что за десять лет  в стране не проведено ни  одного комплексного социально-экономического  исследования последствий присоединения  России к ВТО, поэтому мы  не можем выделить «чистые  эффекты» от этого процесса. Вместе  с тем, данная проблема неоднократно  становилась предметом отечественных  исследований.

    Мнения журналистов опять-таки  различны. Вот как выглядят заголовки  газет:

    - «РБК Дейли», 26.07.2004, Евгения Гаврилюк - «Вступление России в      ВТО грозит российским портам потерей части грузооборота»;

    - «Солидарность», 20.10.2004, Алексей  Чеботарев - «Вступление в ВТО  грозит агропрому крахом»;

    - «Росбалт», 22.10.2004 - «Северсталь-Авто»:  ВТО убьет российский автопром»

    И это лишь небольшая   часть! Как обстоят дела на  самом деле? Чем все-таки рискует  Россия, вступая во Всемирную  Торговую Организацию?

Точного ответа на этот вопрос дать невозможно. Конечно можно рассчитать, как новые рамочные условия (тарифы, квоты и т.п.) повлияют на экспорт и импорт при нынешнем состоянии российской экономики (и такие расчеты есть). Но нет ответа на главный вопрос: в какой степени вступление в ВТО «взбодрит» структурную перестройку каждой конкретной отрасли – а именно в этом должен состоять главный эффект.

     Например, что касается  отечественной автомобильной промышленности, то, по мнению экспертов, вливание  в ВТО приведет либо к полному  ее исчезновению, либо к ее  крупному кризису. Как передает  корреспондент «Росбалта», такие  данные огласил представитель  холдинга «Северсталь-Авто» Николай  Соболев на Саммите финансовых  директоров России, организованном  «Институтом Адама Смита»: «По  самому оптимистичному прогнозу, в условиях ВТО к 2010 году  доля российских автомобилей  на рынке сократится с 61% до 41%, а новые иномарки улучшат  свои позиции с 11% до 30%». Проблемы  отечественного автопрома Соболев видит в первую очередь в технологическом отставании производителей и росте цен на ресурсы, в частности, на металл.

Информация о работе Россия и ВТО: что приобретаем и что теряем