Российско-французское сотрудничество

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 20:47, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение тенденции российско-французского торгово-экономического сотрудничества в период стабилизации и повышения динамики отечественной экономики, а также ситуации, когда Франция выступает крупнейшим партнером России, причем и в геополитической, и в торгово-экономической сфере, и одновременно конкурирует с нашей страной на мировых рынках.

Работа содержит 1 файл

франция11.docx

— 82.58 Кб (Скачать)

Во-вторых. Менее  прочно выглядят политические «активы» руководства Франции.  Дело в том, что Саркози за время нахождения у власти и неуёмной политической активности (чрезмерное «медиатизирование») сумел вызвать к себе стойкую антипатию значительного числа французов, в том числе и из числа среднего класса (чиновники, учителя, научные работники, студенты, даже военные). Зачастую неприятие носит личностный характер. В этом случае доверие уже не восстановить экономическими методами. Наверное, это проявление естественной реакции людей на болезненные реформы, которые персонифицируются с первыми лицами государства. В такие периоды для политика важно стать «отцом нации», фигурой усмиряющей страсти и объединяющей. Этого, на наш взгляд,  Н. Саркози сделать не сумел, хотя и пытался. Никто не гарантирует, что этот, на первый взгляд, второстепенный момент не послужит детонатором социального взрыва. 

В-третьих. Оппозиция  и профсоюзы, критикуя правительство  за антикризисную политику, по большому счёту не в состоянии предложить внятный альтернативный курс. Это  утверждение, на наш взгляд, хорошо иллюстрируют данные опросов общественного  мнения. Так, хотя 62 % французов считают  социально-экономическую политику плохой, более 70% полагают, что  социалисты  в данный период руководили бы страной  не лучше неоголлистов.   

Следует принять  во внимание и ещё одно, на первый взгляд, малозаметное обстоятельство. Речь идёт о законе, обязывающим  работников «общественных служб» (прежде всего, это транспортники, учителя)  оказывать минимальные  услуги во время проведения забастовок.  Этот закон, принятый осенью 2007 г., выбил  из рук профсоюзов их главное оружие – фактическую организацию транспортного  коллапса французской столицы, с  помощью чего они  не раз  в  прошлом  ставили правительство  на колени.  

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что и на этот раз власти сумеют договориться с профсоюзами и  не допустить развитие событий по негативному  сценарию. Риск трансформации  социальной напряжённости в социально-политический кризис есть, но он, на наш взгляд, невелик.  К тому же в арсенале президента имеется такой апробированный ход, как смена кабинета министров. Как  показывает история Пятой республики, французы не выдерживают любое правительство, какое оно ни будь замечательное, более двух лет. Так что не исключено, что, в случае обострения социальной обстановки после забастовок и манифестаций 19 марта и возможных неудач СНД  на предстоящих европейских выборах, Фр. Фийону придётся поменять кресло премьер-министра на карьеру депутата или партийного функционера.

    

    Какие  уроки для  России можно  было бы извлечь из французской  антикризисной политики, конечно,  принимая во внимание все различия, существующие между нашими  странами как в уровне развития гражданского общества и  политической системы, так и в национальном менталитете  и  политической культуре?  Не говоря уже об экономике, банковской системе и пр. Хотелось бы выделить несколько, на наш взгляд, принципиальных моментов. 

Во-первых, роль профсоюзов.  Хотя во Франции их численность  в последние десятилетия существенно  снизилась – сейчас она составляет менее 8% наёмных работников (правда, в общественном секторе это показатель существенно выше – 25%), - тем не менее, кризис показал их исключительно  важную функцию, состоящую в агрегирования  требований наёмных работников и  цивилизованном выражении их протеста. Оказалось, что иметь сильные  профсоюзы, которые пользовались бы доверием и поддержкой мира труда, гораздо  выгоднее в конечном итоге, нежели формальные (если не карманные) профсоюзные объединения, удобные власти. Да, сильные профсоюзы  – неудобный партнёр для государства, как и для бизнеса, но партнёр  необходимый.  Чем лучше налажен  социальный диалог в рамках треугольника – государство - профсоюзы- предприниматели, - тем легче находить решения. Тем более что у государства появляется  возможность разделить часть своей ответственности с бизнесом и профсоюзами.  

Во-вторых, значение гражданского диалога. То, что гражданское общество во Франции активно,  и от него зависит самочувствие власти, идёт стране только на пользу, особенно в сложные периоды, как нынешний. Образуется система обратных связей, которая не даёт власти изолироваться и принимать решения келейно. Как привлечь гражданское общество к обсуждению важных проблем и сделать причастным к принятию политических решений? Конечно, здесь ничего не решить разовыми мерами. Требуется длительная кропотливая работа. Но всё-таки  можно указать на проверенные опытом инструменты активизации гражданского общества. Так, во Франции уже длительное время используется такая, на наш взгляд, удачная форма консультаций власти с гражданским обществом, как «публичные доклады». Смысл их состоит в том, что руководство страны заказывает экспертному сообществу  проработку определённой социально значимой темы, которая затем в виде открытого доклада широко распространяется и дискутируется.   

В-третьих, вопросы  социальной справедливости. Именно они  сегодня доминируют в  дискуссиях и выступлениях французских политиков  и профсоюзных деятелей. Президент  Саркози в своих речах постоянно  делает акцент на «морализации капитализма», на необходимости большего контроля со стороны государства за поведением компаний, получивших материальную поддержку  государства, требуя от руководителей  проявления этичности и умеренности. Во Франции не только сразу установили жёсткий контроль за банками, которым  была оказана помощь (вплоть до назначения в них специальных представителей), но и всё больше склоняются к принятию специального закона, ограничивающего  зарплаты и бонусы топ-менеджеров, связывая их в частности с социальными результатами деятельности компаний.   

И, в-четвёртых, в продолжение предыдущего пункта, вопросы имиджа руководства в  кризисный период. Опыт Франции в  лице её президента Саркози  убедительно  демонстрирует важность проявления политической воли руководителя и умения  убеждать людей.  Французский лидер  не боится поставить на карту свою популярность и принимать трудные  решения. Но одновременно он, подобно  «политическому психотерапевту»,   изо дня в день ведёт постоянный диалог с обществом, рассказывая  о своих планах и тревогах (более 30 выступлений за последние кризисные  месяцы). В этой пропаганде (в хорошем  смысле этого слова) задействована  вся администрация президента и  правительство.  
 
 
 

Заключение.

         Итак, Франция – одна из высокоразвитых  стран Западной Европы, отличается

мощной промышленной базой и диверсифицированным  производством с хорошо

развитыми стратегически  важными отраслями. Однако, несмотря на это, во

французской  экономике присутствует ряд проблем  как внутреннего, так и

внешнего характера.

Франция не избежала азиатского финансового кризиса  и сокращения спроса со

стороны основных европейских контрагентов, отреагировав на них с некоторым

лагом. Нельзя не учитывать внутренние проблемы –  негибкий рынок труда,

слишком крупные  государственные расходы, раздутый государственный сектор.

Стране необходимы серьезные институциональные реформы, которые, в свою

очередь, вряд ли возможны без изменения модели поведения  частного бизнеса,

преодоления, так  называемого антииндустриального настроения массы

предпринимателей, традиционной вялости инициативы и  боязни риска в

промышленности, предпочтения финансовых операций и  т.д. Правда, в стране уже

начинает постепенно формироваться слой бизнесменов, получивших образование за

рубежом и признающих несостоятельными традиционные для национального

предпринимателя ценности.

Для укрепления позиций предпринимателей необходимо изменить также в их пользу

соотношение сил  между ними и вторым важнейшим  хозяйственным субъектом –

государством  – путем либерализации экономической  политики. В ближайшие 3-5

лет произойдут перемены в наиболее жесткой сфере  этой политики –

регулировании рынка труда.

Если рынок  труда станет более гибким, то безработица  во Франции начнет

рассасываться, как в США, т.е. путем повышения  занятости по крайней мере в

частном секторе сферы услуг. Это, правда, несколько затормозит темпы

инвестирования, но будет способствовать сохранению на высоком уровне личного

потребления и  позитивной динамике всех связанных  с ним финансовых и

психологических компонент, что и обеспечит необходимые  темпы внутреннего

спроса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы.

  • Газета «Фигаро», Французская пресса, Среда 15 Сентябрь 2010
  • Загрязкина Т. Ю. Франция сегодня. — М.: КДУ, 2009.
  • РосБизнесКонсалтинг, экономический сайт http://www.rbc.ru/
  • «Российская газета» Экономика, (Спецвыпуски "Франция" №5211 (132) от 18 июня 2010г, .Франция"от 2 марта 2010г)
  • Бюллетень иностранной коммерческой информации, № 101, 06.09.09 г, с.2
  • Островская Е. Франция // Мировая экономика и международные отношения, 2009, № 8, с. 89 – 97
  • Газета «Голос России», "Le Monde" (перевод французской газеты), 2010г.
  • La France en Russie, 2010 г

Информация о работе Российско-французское сотрудничество