Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 20:47, реферат
Целью данной работы является изучение тенденции российско-французского торгово-экономического сотрудничества в период стабилизации и повышения динамики отечественной экономики, а также ситуации, когда Франция выступает крупнейшим партнером России, причем и в геополитической, и в торгово-экономической сфере, и одновременно конкурирует с нашей страной на мировых рынках.
Существуют также
многочисленные договоры между французскими
и российскими научно-
Торгово-экономические
отношения
Франция является
одним из основных торгово-экономических
партнеров России. Франция занимает
среди европейских стран
К примеру, в 2008
году товарооборот России и Франции
составил 22 млрд 250,2 млн долларов, в том
числе российский экспорт 12 млрд 193,2 млн
долларов, импорт – 10 млрд 057,0 млн долларов,
т.е. при положительном сальдо у России.
Товарооборот России и Франции в 2009 году упал по сравнению с 2008 годом по причине мирового кризиса и достиг 17,148 млрд долларов, в том числе российский экспорт составил 8,723 млрд долларов, импорт – 8,425 млрд долларов. Положительный торговый баланс у России сохранен.
Растут капиталовложения в нефтегазовую
отрасль: ежегодно - до 2,5 проц. ВВП. На ближайшие
15-20 лет запланировано до 100 млрд.долл.
инвестиций для обеспечения стабильной
добычи углеводородного сырья. Данный
сектор привлекает повышенное внимание
иностранных инвесторов. Одновременно
в России наращивается финансирование
ядерной энергетики: в период 2009-2010 гг.
- до 6 млрд.долл.
Наиболее крупными
позициями российского экспорта
во Францию являются минеральное
топливо, нефть и продукты; продукция
химической промышленности; металлы, изделия
из них; древесина и целлюлозно-
Структуру импорта из Франции в Россию формируют, в основном, три группы товаров: машины и оборудование, транспортные средства; продукция химической промышленности, включая фармацевтическую и парфюмерную; продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье.
Некоторые проблемы французско-российских отношений в сфере безопасности и обороны
Существует несколько проблем в отношениях РФ и Франции в оборонной сфере:
-до сих пор не существует договорно-правовой базы, которая позволила бы РФ участвовать в желаемом масштабе в операциях, проводимых ЕС. В отношениях с НАТО такая база существует, однако она не имеет большого практического значения. Между тем Франция испытывает интерес в развитии правовой базы, позволившей бы наладить более тесные контакты РФ и ЕС.
-Между Францией и РФ имеются и стратегические расхождения, касающиеся Косово. Франция признала Косово в полном объеме на следующий день после провозглашения независимости, 18 февраля 2008 г., что вызывает постоянные противоречия на двусторонних переговорах. При этом официально французская дипломатия одним из фундаментальных принципов считает многостороннее решение всех проблем, что сближает её с Россией, особенно в СБ ООН.
-Среди многих российских комментаторов есть преувеличение стремлений Парижа к самостоятельности ЕС в оборонной сфере (с антиамериканским подтекстом). Эти взгляды не соответствуют официальной позиции Пятой Республики, которая никогда не заявляла о намерении противопоставить Общую внешнюю политику и политику безопасности ЕС (ОВПБ) с ее военным компонентом — Европейской политикой безопасности и обороны (ЕПБО) НАТО. ЕПБО во Франции рассматривается как дополнение к НАТО, а сотрудничество с США — как стратегическое. С другой стороны, внимание РФ привлекает намерение Парижа вернуться в военную структуру НАТО полностью. Однако эти планы увязываются с развитием ЕПБО, что соответствует основным ориентирам французской дипломатии.
-Франция обеспокоена мораторием на действие ДОВСЕ, введенным РФ.
-В оборонной сфере
между Францией и Россией есть естественная
конкуренция на мировых рынках, что особенно
проявляется в поставке ядерного топлива
в ЕС и торговле самолётами.
Год
Россия-Франция 2010.
Год
знакомства с многогранной Францией
Год России–Франции
2010 одновременно проводится в обеих
странах и включает в себя свыше
350 мероприятий. Это уникальная возможность
для россиян и французов ближе
познакомиться друг с другом, обогатить
свои знания о наших странах, понять
их историю, культуру и то, чем они
живут сегодня.
В течение этого
Года Франция представит в России
все богатство своего культурно-исторического
наследия и современных форм искусства.
В то же время, российская программа
во Франции призвана способствовать
более близкому знакомству с современной
Россией.
Программа Года
России–Франции 2010, подготовленная нашими
государствами в тесном сотрудничестве,
должна сформировать более полное представление
о Франции и России, благодаря
множеству проектов, в реализации
которых примут участие представители
сферы политики и экономики, деятели
культуры, артисты, средства массовой
информации и сами жители наших стран.
Таким образом, этот Год позволит
проследить исторические и современные
связи, объединяющие Россию и Францию,
будет способствовать проведению новых
встреч, развитию новых направлений сотрудничества
от Бреста до Владивостока.
Программа Года
России–Франции 2010 преследует три
основные цели:
Открыть для
себя или оживить в памяти
французское культурно- историческое
наследие. Не случайно Год России–Франции
2010 открыт уникальной выставкой шедевров
Национального музея Пикассо в ГМИИ им.
А.С. Пушкина.
Осветить
современные формы
Способствовать
культурному обмену и
Но Год России–Франции
2010 — это и период плодотворного
сотрудничества в сфере экономики
(Выставка «Искусство жить по- французски»
в московском «Манеже» и Петербургский
международный экономический форум), спорта
(Международная парусная регата Вандея—Санкт-Петербург),
науки и образования (Создание мини-спутника
студентами Университета Монпелье-2 и
МГТУ им. Н.Э. Баумана и Российско-французский
семинар «Актуальные проблемы образования»).
Год даст возможность подробно рассказать
о научных открытиях и их реализации, обсудить
новые перспективы в контексте устойчивого
развития, заинтересовать и включить в
этот процесс молодежь наших стран.
Как и в большинстве стран, первоначальные
антикризисные меры были направлены в
основном на спасение банковской системы
от коллапса. Всего, по данным французской
печати, различные меры поддержки банков,
гарантирования их ликвидности, обошлись
в 320 млрд. евро, при этом, по уверению французского
лидера, налогоплательщик на это не потратил
ни копейки. Осознание социального измерения
кризиса пришло заметно позже, когда появились
первые признаки рецессии. Впрочем, нужно
отдать должное французскому лидеру:
он один из первых заговорил о том, что
возврат назад к докризисному капитализму
невозможен, поставил вопрос о необходимости
сделать финансовый капитализм более
моральным. После ноябрьской встречи «двадцатки»,
когда проявились первые признаки экономической
рецессии, правительство стало направлять
усилия на поддержку реального сектора
экономики, в частности автомобилестроения.
4 декабря был принят антикризисный план,
который получил дополнительную конкретизацию
в конце января 2009 г. – премьер-министр
Фр. Фийон обнародовал список из 1000
инвестиционных проектов, охватывающих
все регионы страны. Так, государство в
2009 г. планируется ассигновать 870 млн. евро
на развитие транспортной и портовой инфраструктуры,
620 млн. – на реставрацию памятников архитектуры,
731 - млн. на высшее образование и научные
исследования. Не останутся в стороне
общественные предприятия (EDF, GDF Suez, SNCF,
La Poste). Они намерены инвестировать в текущем
году 4 млрд. евро в развитие новых технологий
и закупку оборудования. С учётом этих
проектов общий объём поддержки реального
сектора экономики составит порядка 36
млрд. евро. По мнению руководства страны,
такие меры способны поддержать экономический
рост и – главное – занятость.
Почему, в отличие
от своих ближайших соседей, французы
решили стимулировать экономический
рост с помощью инвестиций, а не
накачки потребительского спроса?
Дело в том, что, во-первых, в примерно
аналогичных двух ситуациях (середина
70-х гг. и начало 80-х гг.) попытки
выйти из кризиса за счёт увеличения
спроса с треском провалились. Во-вторых,
по мнению Саркози, покупательная способность
французов поддерживается на высоком
уровне за счёт социальных трансфертов
(550 млрд. евро в этом году, увеличение
на 17 млрд. за 2008-2009 гг. – это почти
мировой рекорд!) В-третьих, в
расчёт принимался, видимо, и тот
отрадный факт, что, несмотря на кризис,
накопления на счетах граждан выросли.
Причём, речь идёт о банковских вкладах
рядовых французов.
Однако экономические
резоны правительства явно не совпали
с политическими реалиями. Правящие
круги не ожидали, что профсоюзы страны
смогут сплотиться и организовать 29 января
с.г. массовые забастовки и манифестации
по всей стране. По данным полиции,
в них приняли участие около 1 млн.
человек, недовольных как ростом стоимости
жизни и смутными экономическими перспективами,
так и проводимыми реформами. Профсоюзы
требовали дополнить антикризисный «инвестиционный»
план пакетом социальных мер по поддержке
населения.
Обеспокоенность
манифестантов и забастовщиков
была услышана исполнительной властью:
в полуторачасовом
Решения, принятые
на трёхсторонней встрече в
Какие меры были
приняты на «социальном саммите»?
Главные из них сводились к
следующему: 1) увеличение оплаты частичной
безработицы с 60 до 70% от заработной
платы; 2) создание фонда социальных
инвестиций на период с 2009-2010 гг. с бюджетом
2,5 – 3 млрд. евро (по предложению профсоюза
ФДКТ); 3) выплата единовременной премии
размером в 500 евро безработным, зарегистрированным
в службе занятости с 1 апреля с.г. 4) частичная
отмена подоходного налога на низкие доходы
(эта мера коснётся 6 млн. семей, они
дополнительно в этот год получат примерно
по 200 евро); 5) единовременная выплата размером
в 150 евро семьям, получающим «школьные
пособия» (её получат примерно 3 млн. семей);
6) создание системы «бонов» для оплаты
оказания услуг на дому в размере 200 евро
на семью; 7) отмена бонусов руководителям
компаний, прибегающих к практике частичной
безработицы или экономических увольнений;
8) рекомендация банкам пересмотреть условия
выплаты кредитов работниками, оказавшимся
в положении частичной безработицы. Всего
пакет предложенных мер оценивался в 2,6
млрд. евро. При этом глава государства
исключил повышение минимальной заработной
платы, снижение НДС, а также отмену т.н.
«финансового щита» (ограничение налогообложения
50% дохода), на чём настаивали профсоюзы.
Вместе этого Н. Саркози в создавшихся
условиях призвал социальных партнёров
обсудить вопросы более справедливого
распределения прибылей предприятий в
пользу рабочих.
Однако анонсированные решения показались профсоюзам и левым не только недостаточными, но просто оскорбительными. Они решили не ослаблять давление на власть, для чего запланировали на 19 марта проведение новых забастовок и манифестаций. Некоторые левые политики стали говорить о «бунтарском» настроении значительного числа французов, что было расценено властями, как явная провокация. В преддверии новой волны манифестаций и забастовок премьер-министр Фр. Фийон заявил, что правительство не пойдёт на проведение нового «социального саммита» и не увеличит размер «социального пакета».
Каков дальнейший сценарий
Во-первых, экономическая
ситуация в стране в целом хотя
и сложная, тем не менее не столь
драматичная, как её склонны представлять
профсоюзы. Да, в этом году будет
беспрецедентное за последние десятилетия
падение ВВП (примерно на 2%), но зато
инфляция - незначительна, цены падают,
в том числе и на продовольствие.
Увеличение безработицы прогнозируется
на 350-450 тыс. человек. Это очень существенно,
но не критично. К этому во Франции
привыкли за последние 30 лет. Если проанализировать,
кто пострадал от кризиса, то выясняется,
что в основном это люди, работающие по
временным трудовым договорам, а также
низкооплачиваемые работники. Именно
на помощи этим категориям населения сосредоточены
социальные меры поддержки правительства.
Крупные массовые увольнения (т.н. «социальные
планы», как их называют во Франции) имеют
место, но это пока рассматривается как
ЧП. Вообще картина кризиса весьма мозаичная
и зачастую не совсем ясная. Например,
многие аналитики говорят о том, что кризис
зачастую оказывает больше психологическое,
нежели экономическое давление на немалую
часть населения. В самом деле, как объяснить
тот факт, что 40% французов утверждает,
что пока кризис на их жизни никак не отразился.
Другое дело, что значительная часть трудящихся
воспринимает кризис как усиление социальной
несправедливости. И это, может быть,
главная проблема. Однако как бы то ни
было, у властей имеется достаточная экономическая
«подушка безопасности», чтобы обеспечить
социальную стабильность. Правда, придётся
забыть о таких амбициозных целях, как
сокращение к 2012 г. безработицы до 5% и внутреннего
долга до 50% ВВП (он к концу этого года приблизится
к 70%).