Российский рынок труда

Автор: Кристина Богачёва, 24 Августа 2010 в 22:42, курсовая работа

Описание работы

Проблема рынка труда, занятости и безработицы являются одной из важнейших социально-экономических проблем нашего времени.Целью данной работы является исследование рынков труда Российской Федерации, уяснение понятия рынка труда, определение основных тенденций и направлений его развития и регулирования, анализ, составление прогноза рынка труда и предложение конкретных мероприятий по содействию занятости населения.

Содержание

Введение……………………………………….......................2-3
Глава I.Теоретические проблемы развития рынка труда.
1.1.Рынок труда и проблемы занятости населения……….4-7
1.2.Безработица: общее понятие и виды……………………7-12

1.3Особенности эволюции Российского рынка труда…..12-13
Глава 2. Особенности развития рынка труда на современном
этапе экономики Российской Федерации.
2.1.Регулирование рынка труда в России. Основные направления государственного регулирования рынка труда………13-21
2.2. Трудовая занятость российских студентов…………..21-25
2.3. Рынок труда в условиях финансового кризиса……….25-30
Заключение………………………………………………………….31
Список использованных материалов…………………………..32
Приложение………………………………………………………33-35

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 171.50 Кб (Скачать)

     Важную  роль среди мер активной политики занятости должно играть поощрение работодателей, сохраняющих и создающих новые эффективные рабочие места в перспективных сферах деятельности и производства (сфера услуг, строительство, страхование, сельское хозяйство, легкая и пищевая промышленность, машиностроение). В этих целях используются такие рычаги, как налоговые и кредитные льготы, государственные заказы, ускоренная амортизация активной части основных производственных фондов.

     Особое  значение имеет стимулирование создания новых рабочих мест в трудоемких производствах (сфера услуг) и в  отраслях, которые имеют высокий  мультипликативный эффект, выражающийся в развитии многих смежных отраслевых комплексов (жилищное строительство, туризм). Такие отрасли являются своеобразными "локомотивами", способствующими выходу из кризиса, стабилизации и развитию всей экономики страны.

     Важнейшим направлением поддержки занятости  и расширения числа рабочих мест в условиях структурных реформ в народном хозяйстве страны является конверсия военно-промышленного комплекса. Ее ускоренное осуществление не только будет препятствовать обвальному сокращению занятости в оборонных отраслях, но вследствие концентрации в ВПК передовых технологий, наиболее квалифицированных кадров ученых и специалистов конверсионная программа должна стать одним из мощных "полюсов роста", технико-технологического перевооружения отечественной экономики на основе развития гражданского машиностроения, современных средств связи, компьютерной техники.

     Одним из эффективных направлений активной политики занятости является организация общественных работ. Программы их развития были начаты еще в 30-е годы. Возникнув в США, они имели первоначально общенациональный характер и включали работы, не требующие высокой квалификации. Сегодня эти программы нацелены в большей степени на отдельные регионы, группы населения, рассчитаны на периоды снижения деловой активности, например в межсезонье. Как правило, общественные работы длятся неполный рабочий день. В оставшееся время безработные могут заняться повышением квалификации, переподготовкой и поиском постоянной работы. Важной функцией общественных работ является также стимулирование создания рабочих мест в смежных отраслях. Так, согласно расчетам специалистов из Германии, каждые 100 рабочих мест в сфере общественных работ стимулируют возникновение еще 30-40 новых рабочих мест в других отраслях экономики.

     Общественные  работы целесообразно использовать для формирования современного муниципального хозяйства, его социальной, транспортной, дорожной и экологической инфраструктуры. Это позволит создать на местах условия для развития предпринимательской деятельности, привлечения частного иностранного капитала в регионы России. Организацию и финансирование общественных работ необходимо осуществлять на программно-целевой основе путем паритетного участия в ее разработке и финансовом обеспечении региональных, местных органов власти и государственной службы занятости.

     Важным  направлением регулирования социально-трудовых отношений является выработка оптимальных пропорций распределения трудовых ресурсов между экономически активным и неактивным населением, между различными видами деятельности в народном и домашнем хозяйстве. Особое значение имеет баланс между численностью населения, занятого в экономике, и его численностью в сфере образования, на военной службе, на пенсии, а также в рядах безработных. Этот баланс определяется возможностями государства по содержанию указанных категорий граждан, мерой нагрузки на работающее население и величиной налогового бремени, которое несет экономика, особенно в состоянии кризиса. Приближение уровня минимальных доходов неработающих граждан (пенсий, стипендий, пособий) к величине прожиточного минимума является важным фактором обеспечения данного баланса и снижения напряженности на российском рынке труда.

     Для повышения социальных гарантий доходов  как занятого, так и незанятого населения, для обеспечения наиболее рационального баланса распределения граждан по видам деятельности важнейшим условием является рост производительности общественного труда. В годы радикальных экономических реформ наблюдается постоянный спад производительности труда в народном хозяйстве страны, который идет практически параллельно сокращению общественного производства. Так, за 1991-1997 гг. производительность труда в российской экономике сократилась почти в 2 раза, что явилось одной из главных причин резкого снижения реальной заработной платы и величины социальных трансфертов. Возможности увеличения оплаты труда, пенсий и социальных пособий сегодня во многом зависят от роста производительности труда. Без этого перелома повышение оплаты труда и уровня социальных выплат будет стимулировать развитие инфляции, сокращать инвестиционные возможности экономики, препятствовать стабилизации занятости и сокращению масштабов безработицы. Опыт Германии по ускоренному повышению заработной платы трудящихся в Восточных землях после объединения страны показывает, что темпы роста оплаты труда не должны опережать темпы роста его производительности. В противном случае это ведет к массовой убыточности предприятий, повышению уровня безработицы.

     Широко  практиковавшееся в США в период Великой депрессии 30-х годов резкое расширение масштаба профессиональной подготовки и переподготовки кадров позволило стране решить сразу две задачи — сократить предложение рабочей силы на рынке труда в условиях экономического кризиса и обеспечить ее массовую переподготовку для работы в новых рыночных условиях.

     В современной России необходимо более  активное становление системы подготовки и переподготовки кадров на рынке труда с использованием потенциала учебных заведений профессионального образования, повышения квалификации, внутрипроизводственного обучения и создания собственных учебных центров государственной службы занятости. Требуется в несколько раз увеличить число безработных, проходящих профессиональную переподготовку, расширить масштабы обучения основам предпринимательства и некоммерческого хозяйствования в перспективных областях экономической деятельности, вовлекая в эту сферу, прежде всего тех, кто длительное время ищет работу.[7] 

     2.2. Трудовая занятость Российских студентов. 

     В последние десятилетия во многих странах наблюдается значительный рост студенческой занятости. Если в 1970г. в США учебу с работой на неполный рабочий день совмещали около 34% студентов, то к настоящему времени доля работающих студентов в возрастной категории от 16 до 24 лет составляет около 50%. В большинстве стран Западной Европы ситуация выглядит схожим образом.

     На  Российском рынке труда также  наблюдается непрерывный рост студенческой занятости в режиме как неполного, так и полного рабочего дня. По данным Мониторинга экономики образования, около 46% студентов, обучающихся в высших учебных заведениях на образовательных программах первого уровня (в бакалавриате), имеют работу.

     Несмотря  на то, что доля российских студентов, занятых на рынке труда, и её рост в целом соответствуют мировым тенденциям, имеют место и существенные особенности. Во- первых, нельзя с уверенностью сказать, что основным и единственным побудительным мотивом для выхода студентов на рынок труда является денежный фактор. Многие студенты предпочитают работать по будущей специальности в качестве стажеров, пусть и, зарабатывая при этом гораздо меньше, чем могли бы получать, скажем, в сфере услуг (работая барменами, официантами и пр.). Некоторые студенты даже работают бесплатно. Можно сказать, что частичная или полная занятость во время учебы в вузе служит механизмом более плавного перехода от учебы к работе. Студенты начинают искать работу, как правило, на третьем или даже на втором курсе вуза, на четвёртом курсе они уже ищут постоянную работу на полный рабочий день, так что выпускники в дополнение к диплому обладают в среднем 1-2 летним профессиональным опытом. И хотя в целом склонность студентов к поиску работы обратно пропорциональна доходам их семьи, многие студенты из обеспеченных семей начинают работать достаточно рано. Во-вторых, студенты с более высокими академическими успехами в среднем начинают работать раньше. Вместо того чтобы инвестировать в лучшее образование, они предпочитают тратить значительную часть времени на работу. На первый взгляд, это противоречит и «сигнальной» теории образования, и теории человеческого капитала. Однако работодатели часто ценят диплом о высшем образовании меньше, чем трудовой опыт соискателей. В- третьих, для значительной доли недавних выпускников связь между полученной ими в вузе специальностью и их профессиональной карьерой достаточно условна. И, наконец, в России студентам предоставляется отсрочка от армии, а при наличии в вузе военной кафедры призыв фактически заменяется её посещением с последующими короткими сборами.

     Совмещение  учебы в вузе с работой- широко распространенный среди российских студентов феномен. В России работает почти половина студентов вузов дневной формы обучения. Затраты времени на работу в зависимости от специальности представлены в таблице 2 приложения.

     Работодатели  в России уделяют опыту работы значимо большее внимание, чем показателям формального образования соискателя. При опросе работодателей респондентов просили проранжировать по шкале от 0 до 5, в какой степени учитываются различные характеристики представленных соискателем документов о профессиональной подготовке. В таблице 3 приложения представлены средние и стандартные отклонения рейтинга основных показателей.

     Из  таблицы видно, что наибольший рейтинг  с наименьшим разбросом имеют  записи в трудовой книжке, а также  отзывы, рекомендации и поручительства.

     Неудивительно, что восприятие диплома студентами во многом аналогично точке зрения работодателей. Кроме того, согласно результатам статистического исследования, наличие любого опыта работы снижает оценку важности диплома студентом.

     Оценка высокой успеваемости в сравнении с получением профессиональных компетенций у работавших студентов значимо ниже, чем у не работавших. Это можно объяснить эффектом самоотбора: студенты, придающие невысокое значение успеваемости, раньше идут работать. Однако в отсутствие этого эффекта разница в оценках лишь усилится, ведь категория никогда не работавших включает и тех, кто низко ценит успеваемость, но пока не нашел первую работу.

     Затраты времени на работу в среднем по выборке составляют 21 час в неделю, что почти в два раза выше, чем в развитых странах. На первых трёх курсах учиться в среднем сложнее, значительно выше доля отчислений, и компетенции студентов менее ценны для работодателя. По этой причине затраты времени на работу в среднем по первым трём курсам составляют 17 часов в неделю, что уже сопоставимо с уровнями развитых стран. Занятость по специальности требует меньших временных затрат: 18 часов в неделю в среднем по выборке и 16 часов в неделю для первых трёх курсов. 

     Затраты времени на обучение в зависимости от наличия и характера занятости меняются неоднозначно. Учащиеся выкраивают время на работу за счет регулярной подготовки к занятиям. Работающие студенты фактически стараются выполнять все формальные требования, экономя усилия на ненаблюдаемых инвестициях в учёбу.

     Как и следовало ожидать, между занятостью и успеваемостью наблюдается  обратная зависимость, однако представляется, что занятость- не основной фактор, влияющий на успеваемость. Корреляции между затратами времени на работу и субъективной оценкой успеваемости студента для разных подвыборок (год обучения, количество рабочих часов в неделю) находятся в диапазоне от -0,262 до -0,084.[13] 

     2.3 Рынок труда в  условиях финансового  кризиса. 

     Мировой финансовый кризис вынуждает бизнес срочно пересматривать свою кадровую политику. Многие крупные корпорации, компании начинают антикризисные меры сокращения штата, более продуманной рациональной политики структурирования штатного расписания. Увольняют тех специалистов, услуги которых в момент кризиса сочтут бесполезными для компании.

     В России зарегистрировано полтора миллиона безработных. Об этом заявил президент  Дмитрий Медведев на совещании с  полномочными представителями в  федеральных округах.

     Глава государства заявил что «по сравнению  с данными на 1 октября 2008 года число вставших на учёт людей, которые лишились работы, выросло приблизительно на 20 с небольшим процентов и составило 1,5 миллиона человек». Также он подчеркнул, что это исключительно официальные данные- многие из уволенных могли не встать на биржу труда. К тому же существует и скрытая безработица в виде граждан, вынужденных работать по неполному рабочему графику или отправленных в отпуска.

     Одновременно  в России зафиксирован рост задолженности  по заработной плате. Еще накануне нового года, напомнил Медведев, были внесены некоторые изменения в законодательство, направленные на улучшение ситуации на рынке труда. В частности, правительство получило специальное право на реализацию мероприятий по снятию в этом секторе напряженности. На сегодняшний день из регионов в правительство представлено 65 программ, на поддержку которых федеральный центр планирует выделить в 2009 году 43 миллиарда рублей. "Естественно, эти деньги должны расходоваться также и на дополнительные рабочие места, которые должны создаваться за счет инвестиционных проектов с использованием средств Инвестиционного фонда России", - добавил президент. Он также попросил не забывать о поддержке малого предпринимательства как одного из способов занятости безработных и об опережающем профессионально-техническом обучении и переподготовке кадров. 

Информация о работе Российский рынок труда