Автор: Кристина Богачёва, 24 Августа 2010 в 22:42, курсовая работа
Проблема рынка труда, занятости и безработицы являются одной из важнейших социально-экономических проблем нашего времени.Целью данной работы является исследование рынков труда Российской Федерации, уяснение понятия рынка труда, определение основных тенденций и направлений его развития и регулирования, анализ, составление прогноза рынка труда и предложение конкретных мероприятий по содействию занятости населения.
Введение……………………………………….......................2-3
Глава I.Теоретические проблемы развития рынка труда.
1.1.Рынок труда и проблемы занятости населения……….4-7
1.2.Безработица: общее понятие и виды……………………7-12
1.3Особенности эволюции Российского рынка труда…..12-13
Глава 2. Особенности развития рынка труда на современном
этапе экономики Российской Федерации.
2.1.Регулирование рынка труда в России. Основные направления государственного регулирования рынка труда………13-21
2.2. Трудовая занятость российских студентов…………..21-25
2.3. Рынок труда в условиях финансового кризиса……….25-30
Заключение………………………………………………………….31
Список использованных материалов…………………………..32
Приложение………………………………………………………33-35
Институциональная безработица может быть вызвана введением гарантированного минимума заработной платы.
Иногда институциональная безработица провоцирует несовершенство налоговой системы. Слишком высокие ставки подоходного налогообложения, сокращая доходы, делают их сопоставимыми с суммами выплат по социальным программам. Тогда ограничивается предложение рабочей силы и удлиняются сроки безработицы.
Рынок рабочей силы инерционен и, судя по практике, не способен перестраиваться с той скоростью, что и производство. Структура профессий, уровни квалификаций и иные характеристики рынка труда меняются сравнительно медленно, в результате чего появляется особая разновидность институциональной безработицы. Безработицу, возникающую из-за несовершенства информации о свободных рабочих местах также следует считать институциональной.
Технологическая безработица особенно заметна в странах, где НТП сочетается с высоким уровнем доходов. Такая комбинация делает сокращение рабочих мест экономически эффективным, превращает его в постоянное явление.
Технологические нововведения делают ненадёжными даже рабочие места, сосредоточенные даже в новейших отраслях экономики. Компьютерные технологии радикально меняют само понятие “рабочее место”. Например, распространение персональных компьютеров, подключённых в интегрированные коммуникационные сети, ведёт к увеличению надомной занятости.
Региональная безработица формируется под воздействием сложной комбинации исторических, демографических, социально – психологических факторов, которые непреодолимы с помощью одних только средств экономической политики. Судя по мировой практике, местным органам государственной власти тоже не по силам справится с этой проблемой, которую обычно приходится решать на основе общегосударственных целевых программ.
Скрытая
безработица характерна в основном
для стран с глубокими
Безработица, порождая у “лишних” людей синдром ненужности, среди прочих факторов, ведёт к росту преступности, социальной опущенности, создавая трагедию личности и общества в целом.
Безработица
в нашем обществе отражает динамические
процессы, оценить её без исследований
специфических характеристик
1.3
Особенности эволюции
Российского рынка труда.
1. В становлении российского рынка труда выделяют два этапа:
Первый (1991-1998г.г.) стал отражением глубокой трансформационной рецессии, растянувшейся почти на целое десятилетие и обусловившей сокращение занятости, рост открытой безработицы, снижение продолжительности рабочего времени, резкое падение реальной зарплаты.[9]
Второй (1999-2005г.г.) связан с энергичным постранформационным подъемом, сопровождавшимся положительной динамикой базовых индикаторов рынка труда.
Несмотря на глубокий трансформационный кризис, российской экономике удалось избежать масштабного сокращения рабочей силы и занятости, которое наблюдалось во многих странах ЦВЕ (наиболее яркий пример- Венгрия).
Первоначальное падение уровня занятости с 67 до 53% сменилось последующим его восстановлением до 60%.[12] Такая « нечувствительность» занятости была отчасти следствием распространения ее нестандартных форм, таких, как
- непостоянная (временная) занятость;
- неполная занятость;
- недозанятость;
-сверхзанятость;
-самостоятельная занятость;
-неформальная занятость;
-занятость в домашних хозяйствах населения
2. В различных сегментах экономический процесс общего сокращения занятости протекал крайне неравномерно. В период реформ «ядро» и «периферия» демонстрировали совершенно разную динамику.
3.Кардинальные изменения произошли в отраслевой структуре российской занятости. В период реформ доля работающих в сфере услуг достигла 60% общей численности занятых (один из самых высоких показателей среди всех стран с переходной экономикой).
4.
Своеобразная черта
5.
« Визитной» карточкой
Несвоевременная и скрытая оплата труда, неполная и вторичная занятость обусловливали персонализацию отношений между работниками и работодателями, вследствие чего явные трудовые контракты уступали место неявным.
6.
На протяжении большей части
переходного периода
С точки зрения регулирования форм занятости КЗоТ существенно ограничивал выход за рамки стандартного трудового договора. Создать условия для эффективного функционирования рынка труда в новой рыночной среде был призван Трудовой кодекс (ТК), одобренный в конце 2001г. (вступил в действие в феврале 2002г.)[4]
Новое законодательство о труде стало итогом компромисса между различными политическими силами.
Резюмируя сказанное,
можно констатировать, что российский
рынок труда характеризовался относительно
небольшими потерями в занятости, гибкостью
рабочего времени и сверхгибкостью
зарплаты, повсеместным распространением
«атипичных» трудовых отношений, наконец,
высокой формальной зарегулированностью
и низкой эффективностью механизмов инфорсмента.
В результате он оказался хорошо приспособленным
к тому, чтобы амортизировать многочисленные
негативные шоки, сопровождающие процесс
системной трансформации.
2.Особенности развития
рынка труда на современном
этапе экономики Российской
2.1.
Регулирование рынка
труда в России.
Основные направления
государственного регулирования
рынка труда.
К важнейшим направлениям государственного регулирования рынка труда в России можно отнести:
3.Активизацию деятельности
Государственная политика на российском
рынке труда характеризуется в основном
преобладанием пассивных мер, таких, как
сдерживание массовой открытой безработицы,
регистрация безработных, выплата пособий
по безработице, дополняясь разработкой
программ трудоустройства безработных.
Активная и превентивная политика в области
стимулирования занятости и самозанятости
населения, профилактика безработицы
носят пока явно подчиненный характер.
Поэтому в рамках указанных направлений
регулирования рынка труда желательно
обратить особое внимание на формы и методы
активной реализации политики занятости.
Так, по нашему мнению, важную роль в решении задачи макроэкономической стабилизации российской экономики, обеспечения ее дальнейшего поступательного развития на основе повышения эффективности работы крупных и средних предприятий могут сыграть активно формирующиеся финансово-промышленные группы российского национального капитала (ФПГ), объединяющие банки, промышленные, торговые, транспортные компании, страховые и другие институты.
ФПГ могут составить ядро структурно-инвестиционных реформ в российской экономике, тем более что их реальное число значительно выше, чем число официально зарегистрированных групп. Так, около 80% российских банков учреждены за счет объединения активов промышленных, торговых, инвестиционных, страховых компаний с различной степенью интеграции. ФПГ должны стать важнейшим полюсом роста российской экономики, создающим новые рабочие места и способствующим сокращению безработицы.
В политике занятости необходимо на практике перейти к активным мерам по сохранению рабочих мест в перспективных отраслях и секторах экономики. Помимо мер по субсидированию занятости, сдерживанию массовой открытой безработицы в прогрессивных отраслях и на градообразующих предприятиях, необходимо активнее стимулировать развитие малого предпринимательства в сфере услуг и материальном производстве.
Малое
предпринимательство
Бюджеты многих городов сегодня в значительной мере держатся на доходах от малого предпринимательства. Например, в Москве 51% средств городского бюджета поступает с малых предприятий, в Зеленограде и Ингушетии — 80%. В 1996 г. на малых предприятиях России было занято около 20 млн. человек, получающих здесь свои основные или дополнительные доходы.
Учитывая эффективность малого бизнеса, целесообразно позаботиться о его государственной поддержке, улучшении его правового регулирования и защищенности, налоговом стимулировании. Опыт других стран, в частности Германии и Японии, свидетельствует, что разбитие малого предпринимательства внесло существенный вклад в возрождение экономики этих стран в переломный период их истории. По данным ООН, в мировой экономике на таких предприятиях занято более 50% населения, создается около 60% валового внутреннего продукта.
Важным фактором стимулирования предпринимательской деятельности среди безработных является не только обучение их основам ведения бизнеса в различных отраслях, но и помощь в открытии собственного дела: выделение льготных кредитов и субсидий, в частности, как альтернативы выплате пособий по безработице; предоставление нежилых помещений на основе льготной аренды, помощь в техническом оснащении на основе лизинга и в составлении бизнес-планов.
Систему
льготного налогообложения
Безотлагательных мер государства требует защита малого российского бизнеса от организованной преступности. Необходим усиленный контроль за доходами малых предприятий и их налогообложением со стороны государственных органов, ужесточение санкций в борьбе с организованной преступностью. Вытеснение организованной преступности из малого бизнеса было бы мощным стимулом к расширению участия населения России в его развитии. Незащищенность предпринимательства резко сокращает массовость участия граждан в малом бизнесе, особенно законопослушной части населения, и создает пространство для заполнения его теневыми структурами.