Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 14:40, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование истории и современности монополий в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть возникновение
2) изучить сущность монополий и их характеристики;
3) выявить формы и виды монополий;
4) рассмотреть историю развития монополий в России;
5) изучить современные монополии, их формирование и развитие.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ КАТЕГОРИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………..5
1.1 Теоретические основы предпринимательства: экономические школы и взгляды…………………………………………5
1.2 Классификация предпринимательской деятельности……………………………9
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ МОНОПОЛИИ В РОССИИ……………………………..15
2.1 Становление монополий в России…………………………………….15
2.2 Современные монополии: формирование и развитие……………….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………...30
ПРИЛОЖЕНИЯ
Стратегические цели компании - выпуск моторных топлив, соответствующих нормам Евро-5, и повышение выхода светлых нефтепродуктов как минимум до 78% к 2015 г., а также увеличение объема переработки нефти до 80 млн. т (585 млн. барр.) в год к 2020 г.
НК «Роснефть» стремится
реализовывать максимально
Компания "Российские железные
дороги" (РЖД) является одной из самых
крупных (входит в тройку лидеров) транспортных
систем мира. Это российская монополия,
управляющая всеми
Эксплутационная длина ее путей сообщения - 85,5 тыс. км. Из них 42,3 тыс. км. путей электрифицировано (первое место в мире). Ежегодно "РЖД" перевозит свыше 1,3 млрд. пассажиров и 1,3 млрд. тонн грузов. Эта компания обеспечивает 39% совокупного грузооборота России и свыше 41% пассажирооборота (данные на середину 2010 г.). [15]
В независимости от того,
является ли предприятие-монополист естественным
или искусственным, каждое из таких
предприятий обладает монопольной
властью, т.е. способностью регулировать
цену на производимый товар через
ограничение предложения. Зачастую
монополисты злоупотребляют этой властью,
пытаясь ограничить конкуренцию, и
таким образом причиняют ущерб
потребителям. Такое явление называется
монополистической
Предприятия-монополисты злоупотребляют своим особым положением устанавливая либо монопольно высокие, либо монопольно низкие цены. Сейчас в России практикуются монопольно высокие цены, а в странах с развитой конкуренцией - монопольно низкие, иногда демпинговые. Мониторинг более 200 цен показал, что свыше 1/3 предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, завышают цены на товары и услуги.
В условиях современной российской экономики монопольная рыночная власть реализуется прежде всего за счет раздувания издержек, а не получения дополнительной прибыли, о чем свидетельствует превышение индекса затрат на оплату труда и прочих затрат на производство над индексом инфляции.
Для преодоления высокой
степени монополизации
В общем, российские монополисты федерального уровня - это узкоспециализированные производства. Специфика их заключается в том, что они сознательно создавались государством в ходе проведения политики по усилению концентрации и углублению специализации производства, планомерного прикрепления поставщиков продукции к потребителям.
В общем, монополии это
достаточно устойчивое явление в
современной экономике
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе данной работы мы пришли к следующим выводам:
1) Монополии начали появляться
практически сразу же с
В средние века появление монополий происходило по 2 причинам. Первый способ организации производителей получил название цеховой системы. Второй - выдача монархами различных привилегий, дающих исключительно право на господство или торговлю.
Бурный рост монополий начался с развитием крупного машинного производства в конце XIX в.
2) Сущность монополии
характеризуется следующими
1. Монополия возникает из господства в производстве;
2. Господствуя в производстве,
монополия господствует на
3. Благодаря монопольным
ценам монополия получает
Главной целью монополиста является получение максимальной прибыли, для чего он чаще всего использует положительный эффект масштаба;
3) Существует разные виды
монополии, которые можно
Также различают 5 основных форм монополистических объединений: картель, синдикат, трест, концерн, конгломерат;
4) Первые монополии появились в России в 80-х гг. XIX в. (Союз рельсовых фабрикантов и др.).
В период промышленного подъема (1910-14гг.) происходил дальнейший рост монополий.
5) Объективной основой
монополизма является
Монополии России имеют свои особенности. Во-первых, монополизация рынка в России сложилась как «наследница» государственного монополизма социалистической экономики. Во-вторых, в российской экономике очень распространено такое явление как “локальный” монополизм.
Выделяют 3 главных естественных монополиста России: Газпром, Роснефть, РЖД.
Подводя итоги, можно сказать, что в некоторых случаях (но лишь в малом количестве от их общего количества) существование монополии является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением.
Итак, в ходе выполнения данной курсовой работы удалось выполнить все обозначенные во введении задачи.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
На основе монополизации сферы обращения возникли простейшие формы монополистических объединений - картели и синдикаты.
Картель - это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта.
Синдикат - это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.
Более сложные формы
На этой основе появляется такая более высокая форма монополистических объединений как трест.
Трест - это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, то есть объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.
Многоотраслевой концерн - это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.
Конгломерат - монополистическое объединение, образованное путем поглощения прибылей разноотраслевых предприятий, не имеющих технического и производственного единства. [11]
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Уникальность
продукции
Непреодолимые
барьеры информация
Информация о работе Российские монополии : история и современность