Российские монополии : история и современность

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 14:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование истории и современности монополий в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть возникновение
2) изучить сущность монополий и их характеристики;
3) выявить формы и виды монополий;
4) рассмотреть историю развития монополий в России;
5) изучить современные монополии, их формирование и развитие.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ КАТЕГОРИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………..5
1.1 Теоретические основы предпринимательства: экономические школы и взгляды…………………………………………5
1.2 Классификация предпринимательской деятельности……………………………9

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ МОНОПОЛИИ В РОССИИ……………………………..15
2.1 Становление монополий в России…………………………………….15
2.2 Современные монополии: формирование и развитие……………….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………...30
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

KURSACh.docx

— 58.45 Кб (Скачать)

Стратегические цели компании - выпуск моторных топлив, соответствующих  нормам Евро-5, и повышение выхода светлых нефтепродуктов как минимум  до 78% к 2015 г., а также увеличение объема переработки нефти до 80 млн. т (585 млн. барр.) в год к 2020 г.

НК «Роснефть» стремится  реализовывать максимально возможный  объем продукции напрямую конечному  потребителю. С этой целью Компания непрерывно расширяет и модернизирует  сеть АЗС, а также развивает новые  направления - бункеровку и авиазаправочный бизнес. [16]

Компания "Российские железные дороги" (РЖД) является одной из самых  крупных (входит в тройку лидеров) транспортных систем мира. Это российская монополия, управляющая всеми магистральными железнодорожными путями и единолично предоставляющая на них услуги локомотивной тяги.

Эксплутационная длина ее путей сообщения - 85,5 тыс. км. Из них 42,3 тыс. км. путей электрифицировано (первое место в мире). Ежегодно "РЖД" перевозит свыше 1,3 млрд. пассажиров и 1,3 млрд. тонн грузов. Эта компания обеспечивает 39% совокупного грузооборота России и свыше 41% пассажирооборота (данные на середину 2010 г.). [15]

В независимости от того, является ли предприятие-монополист естественным или искусственным, каждое из таких  предприятий обладает монопольной  властью, т.е. способностью регулировать цену на производимый товар через  ограничение предложения. Зачастую монополисты злоупотребляют этой властью, пытаясь ограничить конкуренцию, и  таким образом причиняют ущерб  потребителям. Такое явление называется монополистической деятельностью, и проявляется эта деятельность в форме ценовых злоупотреблений.

Предприятия-монополисты  злоупотребляют своим особым положением устанавливая либо монопольно высокие, либо монопольно низкие цены. Сейчас в  России практикуются монопольно высокие  цены, а в странах с развитой конкуренцией - монопольно низкие, иногда демпинговые. Мониторинг более 200 цен  показал, что свыше 1/3 предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, завышают цены на товары и услуги.

В условиях современной российской экономики монопольная рыночная власть реализуется прежде всего  за счет раздувания издержек, а не получения  дополнительной прибыли, о чем свидетельствует  превышение индекса затрат на оплату труда и прочих затрат на производство над индексом инфляции.

Для преодоления высокой  степени монополизации российской экономики и для развития конкуренции  были разработаны специальные государственные  программы. Основной задачей этих программ являлось снижение концентрации производства и создание необходимых условий  для развития конкуренции на рынках РФ по приоритетным группам товаров, а также диверсификация производства и увеличение выпуска конкурентоспособной  продукции. Исследования показывают, что  число предприятий, не ощущающих  конкуренции, постепенно сокращается  и во многих отраслях не превышает 10-15%, лишь в отдельных достигая 20% и  выше.

В общем, российские монополисты  федерального уровня - это узкоспециализированные производства. Специфика их заключается  в том, что они сознательно  создавались государством в ходе проведения политики по усилению концентрации и углублению специализации производства, планомерного прикрепления поставщиков  продукции к потребителям.

В общем, монополии это  достаточно устойчивое явление в  современной экономике Российской Федерации. Особенно, естественная монополия, которая вряд ли изживет себя, пока есть сферы потребления природных  ресурсов. Но для того, что бы монополизация  отрасли не приводила к негативным последствиям необходимо проводить государственное регулирование монополий. Вследствие того, что в России наиболее развиты естественные монополии, которые являются жизненно важными для страны, государство должно контролировать цены, и с помощью законодательства не давать монополистам полной власти при установлении цены на данный вид ресурса. Так что можно сказать, что в свете развития монополий, должно происходить развитие антимонопольной политики. [13]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе данной работы мы пришли к следующим выводам:

1) Монополии начали появляться  практически сразу же с появлением  обмена и рынка, начиная с  античного времени;

В средние века появление  монополий происходило по 2 причинам. Первый способ организации производителей получил название цеховой системы. Второй - выдача монархами различных  привилегий, дающих исключительно право  на господство или торговлю.

Бурный рост монополий  начался с развитием крупного машинного производства в конце XIX в.

2) Сущность монополии  характеризуется следующими моментами:

1. Монополия возникает  из господства в производстве;

2. Господствуя в производстве, монополия господствует на рынке;

3. Благодаря монопольным  ценам монополия получает монопольно  высокую прибыль;

Главной целью монополиста  является получение максимальной прибыли, для чего он чаще всего использует положительный эффект масштаба;

3) Существует разные виды  монополии, которые можно классифицировать  на 3 основных: естественные, административные  и экономические монополии;

Также различают 5 основных форм монополистических объединений: картель, синдикат, трест, концерн, конгломерат;

4) Первые монополии появились  в России в 80-х гг. XIX в. (Союз  рельсовых фабрикантов и др.).

В период промышленного подъема (1910-14гг.) происходил дальнейший рост монополий.

5) Объективной основой  монополизма является доминирующее  положение хозяйствующего субъекта  на рынке, что позволяет ему  оказывать решающее влияние на  конкуренцию, завышать цену и  снижать объем производства по сравнению с теоретически возможным уровнем, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.

Монополии России имеют свои особенности. Во-первых, монополизация  рынка в России сложилась как  «наследница» государственного монополизма  социалистической экономики. Во-вторых, в российской экономике очень  распространено такое явление как  “локальный” монополизм.

Выделяют 3 главных естественных монополиста России: Газпром, Роснефть, РЖД.

Подводя итоги, можно сказать, что в некоторых случаях (но лишь в малом количестве от их общего количества) существование монополии  является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства  по недопущению злоупотребления  своим монопольным положением.

Итак, в ходе выполнения данной курсовой работы удалось выполнить  все обозначенные во введении задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Булатов, А. С. Экономика: Учебник. / А.С. Булатов - 3-е перераб. и доп. изд. - М.: Юристъ, 2004.
  2. Василевский, А. Конспект лекций по экономической теории. / А. Василевский. - М.: 2004.
  3. Гальперин, В. М. Макроэкономика / В.М. Гальперин, П.И. Гребенников, А.И. Леусский, Л.С. Тарасевич. - СПб.: 2003.
  4. Грязнова, А. Г., Юданов, А. Ю. Микроэкономика. Теория и российская практика: учебник. / А. Г. Грязнова, А. Ю. Юданов – 6-е изд., испр. и доп. изд. – М.: КНОРУС. – 2006 – 374 С.
  5. Мамедов, О. Ю. Современная экономика / О.Ю. Мамедов. - Ростов на Дону: Феникс, 2005.
  6. Принципы Экономикс. 2-е изд. / Н.Г. Мэнкью. - СПб.: Питер, 2005. - 624 с.
  7. Райзенберг, Б. А. Курс экономики. Учебник / Б.А. Райзенберг. - ИНФРА-М, 2004.
  8. Рузавин, Г. Монополии и несовершенная конкуренция. Курс рыночной экономики / Г. Рузавин, В. Мартынов. - М.: 2005
  9. Современная экономика. Лекционный курс: многоуровневое учебное пособие. Изд. 9-е. - Ростов н/Д: Феникс,2006.- 416 с.
  10. Эклунд, К. Эффективная экономика / К. Эклунд. - М.: Экономика, 2004.
  11. Словарь Википедия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.
  12. Экономический словарь. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.economslov.ru/
  13. Центр креативных технологий. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.inventech.ru
  14. Газпром. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gazprom.ru
  15. РЖД. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rb.ru

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

На основе монополизации  сферы обращения возникли простейшие формы монополистических объединений - картели и синдикаты.

Картель - это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта.

Синдикат - это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.

Более сложные формы монополистических  объединений возникают тогда, когда  процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного  производства.

На этой основе появляется такая более высокая форма  монополистических объединений  как трест.

Трест - это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, то есть объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.

Многоотраслевой концерн - это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.

Конгломерат - монополистическое  объединение, образованное путем поглощения прибылей разноотраслевых предприятий, не имеющих технического и производственного  единства. [11]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

 


Уникальность                                                                    Единственная

продукции                                                                          фирма – гигант


 

 

 


                                                  МОНОПОЛИЯ



Непреодолимые                                                                          Полная

 барьеры      информация

                                                                                                    

 


Информация о работе Российские монополии : история и современность