Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 14:40, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование истории и современности монополий в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть возникновение
2) изучить сущность монополий и их характеристики;
3) выявить формы и виды монополий;
4) рассмотреть историю развития монополий в России;
5) изучить современные монополии, их формирование и развитие.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ КАТЕГОРИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………..5
1.1 Теоретические основы предпринимательства: экономические школы и взгляды…………………………………………5
1.2 Классификация предпринимательской деятельности……………………………9
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ МОНОПОЛИИ В РОССИИ……………………………..15
2.1 Становление монополий в России…………………………………….15
2.2 Современные монополии: формирование и развитие……………….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………...30
ПРИЛОЖЕНИЯ
Наши крупнейшие корпорации не имеют таких вековых традиций как в развитых странах Запада, хотя отдельные из них созданы еще в петровские времена. В 1799 году была создана знаменитая "Трех горка", ставшая в 1996 году центром одноименной промышленной группы (ФПГ). Сто лет назад начали развиваться акционерные отношения: в Русско - Американской компании, и Александр I подписал в 1805 году Указ в связи с банкротством Петербургской компании для постройки кораблей. [2]
И к августу 1998 года, в
экономике России в среде 3 млн. предприятий,
130 тыс. акционерных обществ, 27 тыс. совместных
предприятий, большого числа неразвитых
мелких предприятий появилось
Развитие монополий в
России было своеобразным. Своеобразие
развития заключалось в непосредственном
вмешательстве государственных
органов в создание и деятельность
монополий в отраслях, обеспечивавших
нужды государственного хозяйства,
или имевших особое значение в
его системе (металлургия, транспорт,
машиностроение, нефтяная и сахарная промышленность).
Это привело к раннему возникновению государственно-
2.2 Современные монополии: формирование и развитие
В 90-е годы после развала
СССР многие предприятия, не получая
государственных дотаций и из-
Объективной основой монополизма является доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке, что позволяет ему оказывать решающее влияние на конкуренцию, завышать цену и снижать объем производства по сравнению с теоретически возможным уровнем, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. В конечном итоге это дает возможность монополисту перераспределять в свою пользу платежеспособный спрос, получать монопольно высокую прибыль. Конкурентные рынки в целом работают хорошо, чего нельзя сказать о рынках, на которых или покупатели, или продавцы могут манипулировать ценами. На рынке, где один продавец контролирует предложение выпуск продукции будет малым, а цены - высокими. Продавец обладает монопольной властью, если он может повышать цену на свою продукцию путем ограничения своего собственного объема выпуска. На монопольных рынках существует барьер вхождения, который делает невозможным проникновение на рынок любого нового продавца. Фирма, обладающая монопольной властью, проводит политику ценовой дискриминации, то есть продает один и тот же товар разным группам потребителей по разным ценам. Но для этого фирма-монополист должна уметь надежно разделять свой рынок, ориентируясь на разную эластичность спроса у разных потребителей, умело отделять "дешевый" рынок от "дорогого". [10]
Социалистическая экономика представляла собой единый народнохозяйственный комплекс, в котором каждое предприятие не было вполне автономно, а являлось составной частью общегосударственной структуры. При этом удовлетворение потребности всей страны в том или ином виде продукта часто поручалось всего 1-2 заводам.
Причин для такой концентрации
выпуска продукции было несколько.
Большое значение имело стремление
использовать положительный эффект
масштаба. Причем тяга к гигантизму
была явно гипертрофированной, так
как из-за искусственной заниженности
цен на энергию, сырье и транспорт
вполне рентабельными выглядели
проекты даже нерационально крупных
заводов. Сырье для них нередко
привозилось за тысячи километров,
а готовая продукция
Другая причина была связана
с удобством централизованного
управления крупными предприятиями. Когда
все важнейшие решения по развитию
экономики страны принимаются общенациональными
плановыми органами, управляемость
хозяйства тем выше, чем меньше
производственных единиц. В самом
деле, проконтролировать выпуск определенного
вида продукции на одном заводе гиганте
много проще, чем решить ту же задачу,
когда названное изделие
В итоге народное хозяйство
страны в буквальном смысле напоминало
единый организм. Подобно тому, как
в человеческом организме существуют
специализированные органы обеспечения
жизнедеятельности всего
Причем дублирование было
минимальным или вовсе
Таким образом, если в странах
рыночной экономики монополизация
обычно проходила путем
Усиление монополизма при переходе к рынку.
Начало рыночных реформ в нашей стране привело к резкому усилению монополистических тенденций. Отчасти это было связано с распадом СССР и ослаблением экономических связей между бывшими союзными республиками. К прежним монополистам добавились новые, а именно предприятия, не являвшиеся единственными производителями в рамках всего Союза, но ставшие таковыми на сократившейся территории.
Однако гораздо большее
значение имело изменение условий
хозяйствования. Благодаря им резко
усилились последствия
Монополии России имеют свои особенности. Во-первых, монополизация рынка в России сложилась как «наследница» государственного монополизма социалистической экономики. И в основном в России распространены естественные монополии.
Во-вторых, в российской экономике
очень распространено такое явление
как “локальный” монополизм. Вследствие
ненасыщенности рынка отдельные
предприятия в регионах невольно
оказываются в положении
Особое и значительное место в экономике России занимают естественные монополии. Естественная монополия - это монополия, при которой создание конкурентной среды на товарном рынке независимо от уровня спроса невозможно или экономически неэффективно при существующем уровне научно-технического прогресса.
Главные естественные монополисты России:
- ГАЗПРОМ (транспортировка
газа по трубопроводам,
- РОСНЕФТЬ (разведка и
добыча нефти и газа, производство
нефтепродуктов и продукции
- РЖД (железнодорожные перевозки);
Стратегической целью ОАО «Газпром» является становление как лидера среди глобальных энергетических компаний посредством освоения новых рынков, диверсификации видов деятельности, обеспечения надежности поставок. Особенность «Газпрома» и одно из его преимуществ заключаются в том, что он одновременно является и производителем, и поставщиком энергоресурсов, располагая мощной ресурсной базой и разветвленной газотранспортной инфраструктурой. Благодаря географическому положению России, у компании есть возможность стать своеобразным энергетическим «мостом» между рынками Европы и Азии, поставляя собственный газ и оказывая услуги по транзиту газа другим производителям. Это предопределяет содержание стратегий компании в ее ключевых областях деятельности.
При планировании и реализации своих проектов «Газпром» уделяет особое внимание инновационной деятельности. Кроме того, успех работы компании невозможен без развития долгосрочных отношений с субъектами Российской Федерации.
Группа «Газпром» является крупнейшей компанией мира по величине запасов природного газа. По состоянию на 31 декабря 2010 г. запасы газа оценивались в 33,1 трлн. куб. м, нефти - в 1,6 млрд. т.
По объемам добычи газа Группа «Газпром», на долю которой приходится около 18% мировой добычи, является лидером среди нефтегазовых компаний мира. В 2010 г. группой добыто 549,7 млрд. куб. м газа, и 32,0 млн. т нефти.
Природный газ Средней Азии является важным элементом формирования общей ресурсной базы ОАО «Газпром». В 2008 г. группой «Газпром» приобретено 66,1 млрд. куб. м среднеазиатского газа.
ОАО «Газпром» владеет
крупнейшей в мире газотранспортной
системой, способной бесперебойно транспортировать
газ на дальние расстояния потребителям
Российской Федерации и за рубеж.
Протяженность магистральных
«Газпром» нацелен на расширение производства продуктов газохимии, повышение извлечения ценных компонентов из газа и увеличение производства продуктов более глубокой степени переработки. В 2009 г. группой переработано 38,4 млрд. куб. м газа и 40,1 млн. т нефти.
В Российской Федерации «Газпром» занимает лидирующее место в распределении газа. Поэтому газификация регионов России является одной из главных задач Группы. В 2009 г. программа газификации реализовывалась в 64 субъектах Российской Федерации, а в 2010 г. предусмотрены инвестиции для реализации проектов газификации в 68 регионах России. [14]
«Роснефть» стремится укрепить свое положение среди ведущих мировых энергетических корпораций и занять лидерские позиции по операционным и финансовым показателям, а также по акционерной стоимости.
Ключевыми условиями достижения этих целей компания считает:
- непрерывное повышение
эффективности по всем
- инновационный подход к развитию;
- повышение информационной прозрачности и открытости;
- соблюдение высоких стандартов корпоративного управления;
- высокую социальную
- строгое соблюдение российских
и международных стандартов
Динамичное развитие компании
«Роснефть» в последние годы позволило
создать мощный потенциал для
устойчивого роста и
Основными стратегическими приоритетами Компании являются:
1)Устойчивый рост добычи
нефти.
«Роснефть» ставит перед собой задачу довести годовой объем добычи нефти со 106,1 млн. т (2,1 млн. барр./сут) в 2008 г. до 180 млн. т (3,6 млн. барр./сут) к 2030 г. при условии благоприятной макроэкономической конъюнктуры.
В краткосрочной перспективе
рост добычи связан в первую очередь
с месторождениями в
Долгосрочный рост добычи компании «Роснефть» связан с активами в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке, а также на шельфе южных морей России. В этих регионах Компания ведет активную геологоразведочную деятельность.
2) Монетизация запасов газа
Компания «Роснефть» владеет 784 млрд. куб. м доказанных запасов газа по международной классификации, причем в разработке находится только 22% запасов. В связи с этим развитие газового сектора и монетизация запасов являются одной из приоритетных задач компании.
«Роснефть» планирует увеличить добычу газа с 12,4 млрд. куб. м в 2008 г. до 55 млрд. куб. м к 2020 г. Основой роста добычи станет Харампурское месторождение в Западной Сибири, на котором сосредоточено около половины доказанных запасов газа компании.
Монетизации запасов газа
также способствует реализуемая
компанией «Роснефть» программа
увеличения уровня использования попутного
нефтяного газа до 95%, в том числе
с целью соответствия перспективным
требованиям российского
3) Развитие сектора переработки и сбыта
В сегменте переработки и
сбыта основным приоритетом компании
«Роснефть» является обеспечение устойчивого
роста как количественных, так
и качественных показателей с
целью сохранения и по возможности
улучшения баланса между
Информация о работе Российские монополии : история и современность