Российские монополии : история и современность

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 14:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование истории и современности монополий в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть возникновение
2) изучить сущность монополий и их характеристики;
3) выявить формы и виды монополий;
4) рассмотреть историю развития монополий в России;
5) изучить современные монополии, их формирование и развитие.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ КАТЕГОРИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………..5
1.1 Теоретические основы предпринимательства: экономические школы и взгляды…………………………………………5
1.2 Классификация предпринимательской деятельности……………………………9

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ МОНОПОЛИИ В РОССИИ……………………………..15
2.1 Становление монополий в России…………………………………….15
2.2 Современные монополии: формирование и развитие……………….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………...30
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

KURSACh.docx

— 58.45 Кб (Скачать)
    1. Сущность монополий, и их характеристики

Монополия (от моно – один и греч. poleo – продажа) исключительное право в определенной области, государства, организации, фирмы.

Монополия – крупные хозяйственные  объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся  в частной собственности

(индивидуальной, групповой  или акционерной) и осуществляющие  контроль над отраслями, рынками  и экономикой на основе высокой  степени концентрации производства  и капитала с целью установления  монопольных цен и извлечения  монопольных прибылей. Господство  в экономике служит основой  того влияния, которое монополии  оказывают на все сферы жизни  страны.

Монополия – наиболее яркое  проявление несовершенной конкуренции. Собственно говоря, в условиях монополизации  рынка само существование конкуренции  может быть признано лишь с большими оговорками. Ведь конкуренция предполагает разделение экономической власти, наличие у потребителя выбора. Именно поэтому начинается состязание между производителями за спрос потребителя, возникает стремление наилучшем образом удовлетворить его запросы. В условиях же монополии потребителям противостоит единый производитель – гигант. Хочет или не хочет того потребитель, он вынужден пользоваться продукцией монополиста, соглашаться на его ценовые условия и т. д.

Укрепляет власть монополиста  над рынком и полнота имеющейся  у него информации. Обслуживая всех потребителей отрасли, он точно знает  объем рынка, может оперативно и  с абсолютной точностью отслеживать  изменения объемов продаж и, уж конечно, в деталях осведомлен о ценах, которые сам же и устанавливает. [4] (см. Приложение 2)

Если мы обратили внимание на монополистические образования  в промышленном производстве, то это  отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные  товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного  вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможность  влиять на процесс ценообразования, добиваясь наиболее выгодных для  себя цен; получают более высокие (монопольные) прибыли.

Сущность монополий характеризуется  следующими моментами:

1) Монополия возникает  из господства в производстве;

2) Господствуя в производстве, монополия господствует и на  рынке;

3) Благодаря монопольным  ценам монополия получает монопольно  высокую прибыль.

Главной целью любого монополиста  является получение максимальной прибыли. Чтобы показать, при какой цене и каком объеме выпуска предельный доход монополиста будет максимально  приближен к предельным издержкам  и получаемая прибыль окажется наибольшей, обратимся к числовому примеру. [6]

Также можно предположить, что 1000 единиц своей продукции монополист может продать по цене 500 рублей. В дальнейшем при расширении сбыта  на 1000 единиц монополист вынужден каждый раз снижать цену на 2 рубля, поэтому  предельный доход сокращается на 4 рубля при каждом расширении объема продаж. Фирма будет максимизировать  прибыль, производя 14000 единиц продукции. Именно при таком объеме выпуска  ее предельный доход равен предельным издержкам. Если фирма произведет 15000 единиц, то эта дополнительная 1000 единиц больше добавит к издержкам, чем к доходу, и тем самым уменьшит прибыль.

На конкурентном рынке, когда  цена и предельный доход фирмы  совпадают, было бы произведено 15 000 продукции, причем цена продукции была бы ниже, чем в условиях монополии.

Любая фирма, спрос на продукцию  которой не является абсолютно эластичным, будет сталкиваться с ситуацией, когда предельный доход меньше цены. Поэтому цена и объем производства, приносящие ей максимальную прибыль, будут  соответственно выше и ниже, чем  в условиях совершенной конкуренции. В этом смысле на рынках несовершенной  конкуренции каждая фирма обладает определенной монопольной властью, которая наиболее сильна при чистой монополии. [7]

Итак, экономический смысл  монополии состоит в получении  экономической сверхприбыли. И поскольку  фирма-монополист производит товар  в объеме меньшем, чем фирма - конкурент, и назначает цену выше конкурентной, монополизированные рынки неэффективны для общества. Реализуя свой экономический  интерес, монополия наносит ущерб  обоим рыночным агентам: и потребителю, и производителю, - которые вследствие монополизации рынка несут экономические убытки. [8]

1.3 Формы и виды монополий

Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на 3 основных: естественная, административная и экономическая.

Естественная монополия  возникает вследствие объективных  причин. Он отражает ситуацию, когда  спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной  или несколькими фирмами. В ее основе - особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь  конкуренция невозможна или не желательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В  этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

Административная монополия  возникает вследствие действий государственных  органов. С одной стороны, это  предоставление отдельным фирмам исключительного  права на выполнение определенного  рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры  для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются  разным главам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия  одной отрасли. Они выступают  на рынке как один хозяйственный  субъект и между ними не существует конкуренции.

Экономическая монополия  является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые  сумели завоевать монопольное положение  на рынке. К нему ведут 2 пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его  масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на добровольном объединении и поглощении победителями банкротов. Тем или  иным путем, или при помощи обоих, предприятие достигает таких  масштабов, когда начнет доминировать на рынке. [12]

В процессе работы были выявлены причины появления и развития монополистических тенденций. По этому  вопросу в экономической литературе существуют две точки зрения. По первой монополизм трактуется как случайный, не свойственный рыночному хозяйству. Что касается другой точки зрения, то монополистические образования  определяются как закономерные. Еще  сформулированный А. Смитом принцип  экономической выгоды заставляет предприятия  постоянно искать возможности увеличения своих прибылей. Одной из них, наиболее притягательной и надежной, является создание или достижение монопольного положения. Таким образом, можно  сделать вывод, что монополистические тенденции в экономике вытекают из закона максимизации прибыли.

Иной движущей силой действий предпринимателей в этом направлении  является закон концентрации производства и капитала. Как известно, действие этого закона наблюдается на всех этапах развития рыночных отношений. Его  движителем является конкурентная борьба. Чтобы выжить в такой борьбе, получить большие прибыли, предприниматели  вынуждены вводить новую технику, увеличивать масштабы производства. При этом из массы средних и  малых предприятий отделяется несколько  более крупных. Когда это происходит, у крупнейших предпринимателей возникает  альтернатива: или продолжать между  собой убыточную конкурентную борьбу, или прийти к соглашению относительно масштабов производства, цен, рынков сбыта и т.д. Как правило, они  выбирают второй вариант, который приводит к появлению сговора между  ними, что является одним из основных признаков монополизации экономики. Таким образом, напрашивается вывод, что появление предприятий-монополистов обусловлено прогрессом производительных сил, реализацией преимуществ крупного предприятия над малым.

Достичь монопольного положения  первым путем нелегко, о чем свидетельствует  сам факт исключительности этих образований. Кроме этого, этот путь к монополии  можно считать “порядочным”, поскольку  он предусматривает постоянное повышение  эффективности деятельности, достижения преимущества над конкурентами.

Более доступным и распространенным является путь соглашения нескольких крупных фирм. Он дает возможность  быстро создать ситуацию, когда продавцы (производители) выступают на рынке  “единым фронтом”, когда сводится на нет конкурентная борьба, прежде всего ценовая, покупатель оказывается  в безальтернативных условиях. [3]

Различают пять основных форм монополистических объединений: картель, синдикат, трест, концерн, конгломерат. Монополии монополизируют все сферы общественного воспроизводства: непосредственно производство, обмен, распределение и потребление. (см. Приложение 1)

Опыт показывает, что монополии, монополизировав определенную отрасль  и захватив прочные и монопольные  позиции, рано или поздно теряют динамику развития и эффективности. Объясняется  это тем, что преимущества крупного производства не являются абсолютными, они приносят увеличение прибыльности только до определенной поры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ МОНОПОЛИИ В РОССИИ

2.1 Становление монополий в России

Рассмотрим историю развития монополий в России, современные  монополии и их особенности.

Первые монополии появились  в России в 80-х гг. XIX в. (Союз рельсовых  фабрикантов и др.). В 80-90 гг. действовало  не менее 50 различных союзов и соглашений в промышленности и на водном транспорте.

В России первый промышленный синдикат возник в Петербурге при  участии немецких предпринимателей в 1886 г., когда объединились 6 фирм по производству гвоздей и проволоки. В 1903 г. это уже был синдикат «Гвоздь», который контролировал 87 % всего  производства гвоздей. В 1887 г. возникает  сахарный синдикат, который к началу 1890-х гг. объединял 90% всех заводов (203 из 224). В 1902 г. возникает крупнейший синдикат «Продамет», объединивший металлургические заводы. В 1906 г. появление синдиката  «Продуголь» вызвало кризис на рынке  угля, т.к. политика снижения объемов  добычи оказалась опасной для  всего хозяйства, зависящего очень  сильно от этого топлива. В 1907 г. появился синдикат «Кровля», объединивший производителей кровельного железа. В 1908 г. образовался  синдикат «Медь», контролировавший 94% производства этого металла. В 1904 г. начал деятельность синдикат «Продвагон», который контролировал 97% всех заказов  на железнодорожные вагоны.

Монополистическая концентрация происходила и в банковском деле. Ускоряющее воздействие на процесс  монополизации оказал иностранный  капитал. До начала XX в. роль монополий  в экономике была не велика. Решающее воздействие на их развитие оказал экономический кризис 1900-03 гг. Монополии  постепенно охватывали важнейшие отрасли  промышленности и чаще всего образовывались в виде картелей и синдикатов, в  которых был монополизирован, сбыт при сохранении их участниками производственной и финансовой самостоятельности. Возникали  и объединения трестовского типа (Товарищество "Бр. Нобель", ниточный трест и др.). Отсутствие законодательных и административных норм, регулирующих порядок оформления и деятельности монополий, делало возможным использование против них государством законодательства формально запрещавшего деятельность монополий. Это привело к распространению официально не регистрируемых монополий, часть которых, однако, действовала с согласия и при прямой поддержке правительства ("Продпаравоз", военно-промышленные монополии). Нелегальное положение создавало неудобства (ограничение коммерческой и юридической деятельности) и поэтому они стремились к правовой легализации, используя разрешенные формы промышленных объединений. Многие крупные синдикаты - "Продамет", "Продуголь", "Продвагон", "Кровля", "Медь", "Проволока", РОСТ и др. - по форме были акционерными предприятиями, действительные цели и деятельность которых определялись особыми негласными контрагентскими договорами. Нередко одни и те же предприятия участвовали одновременно в нескольких соглашениях. В период промышленного подъема (1910-14гг.) происходил дальнейший рост монополий. Число торговых и промышленных картелей и синдикатов составило 150-200. Несколько десятков их было на транспорте. В банковские монополии превратились многие крупнейшие банки, проникновение которых в промышленность, наряду с процессами концентрации и комбинирования производства, способствовало укреплению и развитию трестов, концернов и т.п. (Русская нефтяная генеральная корпорация, "Треугольник", "Коломна-Сормово", "Россуд-Новаль", военно-промышленная группа Русско-Азиатского банка и др.). Уровень концентрации сбыта и производства монополий был очень неравномерен. В одних отраслях народного хозяйства (металлургия, транспорт, машиностроение, нефте- и угледобыча, сахарное производство) монополии концентрировали основную часть производства и сбыта и почти безраздельно господствовали на рынке, в других (металлообработка, легкая и пищевая промышленность) - уровень монополизации был невысок.

В годы первой мировой войны 1914-18 гг. прекратилась деятельность ряда локальных монополий, но в целом  война увеличила число монополий  и их мощь. Возникли крупнейшие концерны Второва, Путилова-Стахеева. Особенно развивались монополии связанные  с военным производством. Российский монополистический капитализм существовал  на основе сращивания монополий с  государственными органами (металлургический комбинат, Джутовый синдикат и др.), а также в форме "принудительных объединений" по инициативе и при  участии правительства (организации  Ванкова, Ипатьева, Киевская организация  производства колючей проволоки  и др.). Монополии были ликвидированы  в результате Октябрьской революции  в ходе национализации промышленности и банков. Советское государство  частично использовало учетные и  распределительные органы монополий  при создании органов управления народным хозяйством. При переходе России к рынку вновь возникли монополии и проблемы связанные  с ними.

Информация о работе Российские монополии : история и современность