Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 15:55, курсовая работа
Цель написания курсовой работы исследование вопросов сущности страхования и анализ рынка страхования в России.
Задачи данной работы - во-первых, рассмотреть теоретические аспекты понятия страхование, его сущность. Во-вторых, рассмотреть организационно-правовые аспекты функционирования страхования в РФ, и наконец, в-третьих, проанализировать состояние страхования в стране, и определить возможные направления совершенствования.
Объект исследования - страхование.
Предмет исследования - страховой рынок услуг.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Теоретические основы страхования……………………………….5
Страхование: сущность, форма организации и его роль в рыночной
экономике……………………………………………………………………….......5
1.2 Характеристика страхования как особого метода формирования
страховых фондов…………………………………………………………………10
1.3. Классификация форм и видов страхования………………………………..13
1.4. Договор страхования: сущность, объекты и субъекты……………………17
ГЛАВА 2. Анализ развития страхования в странах с рыночной экономикой...............................................................................................................20
2.1. История становления и развития страхования……………………………20
2.2. Современное состояние страхового рынка России……………………….22
2.3. Организация страховой деятельности в РФ……………………………….27
ГЛАВА 3. Перспективы и направления развития отечественного страхования………………………………………………………………………..35
3.1. Тенденции и перспективы развития страхового рынка в России……….45
3.2. Маркетинг как инструмент организации деятельности на страховом
рынке………………………………………………………………………….......45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….......78
1) по
обеспечению надежности и
2) по
проведению активной
3) по
повышению эффективности
4) по
развитию взаимоотношений
С начала возникновения страхового рынка в России (1988 г. — по настоящее время) можно проследить динамику его развития. В 90-х годах 20 в. в России происходил спад экономики, возрастал уровень безработицы. В то время лицензию на осуществление страховой деятельности получили чуть более трех с половиной тысяч страховых компаний, при этом рынок страховых услуг развивался слабо. Спрос на страховые услуги был, однако многие юридические и физические лица даже при наличии страхового интереса не имели возможности воспользоваться страховыми услугами, так как страхование является платной услугой и зависит от наличия денег у клиента. Однако развитие национальной системы страхования за этот период характеризуется высокой динамикой, в том числе ростом отношения суммы страховых взносов
к валовому внутреннему продукту более чем в 2 раза.
Несмотря на то, что с течением времени многие страховщики по тем или иным причинам лишились лицензии, к настоящему времени страховой рынок развивается намного эффективнее. Страхование — одна из перспективных отраслей экономики страны, так как в результате широкомасштабной приватизации значительная часть основных фондов перешла в собственность физических лиц и негосударственных структур, и при этом одновременно сократилась страховая защита, предоставляемая через государственную систему социального страхования и обеспечения. Отрасль страхования в современной России выступает основной системой финансовых гарантий, которая обеспечивает возмещение ущерба в случае стихийных бедствий, аварий, пожаров и других непредвиденные событий.
Страховой рынок динамично развивается. На российском страховом рынке появились крупные страховые компании, которые оказывают страховые услуги, отвечающие мировым стандартам. Интерес страхователей к страховщикам значительно возрос в 2003 г., когда был введено обязательное страхование ответственности автовладельцев. Кроме того, государство путем введения определённых мер расширило покупательную способность на страховые услуги. Так, возросли возможности предприятий и организаций по приобретению страховых услуг в результате разрешения на включение в затраты, вычитаемые из доходов, полученных от производства и реализации товаров, работ и услуг, расходов на имущественное страхование . Складывается инфраструктура российского страхового рынка, которая так же свидетельствует об его позитивном развитии. Инфраструктура рынка должна представлять собой слаженно работающий механизм, от которого зависит стабильность рынка. Страховой рынок в России — это рынок, на котором тесно взаимодействуют:
1) производители
страховых услуг — страховщики
(страховые, перестраховочные
2) потребители
страховых услуг —
3) посредники
— физические лица и
4) организации,
способствующие страховой
К организациям, способствующим страховой деятельности, относятся организации, занимающиеся:
1) обеспечением
функций общественного и
2) предупреждением
случаев страхового
3) аутсорсингом
некоторых функций
4) оценкой рисков и ущербов (сюрвейеры — специалисты по оценке рисков, оценщики);
5) консалтингом и рекламой (информационные агентства, информационно"аналитические центры, регулярные выставки и др.);
6) наукой
и образованием в области
7) развитием
услуг по сертификации и
8) деятельностью аварийных комиссаров, актуариев, консультантов, и др.
При этом,
профессиональными участниками
страхового рынка, которые определены
законом «Об организации
3.2. Маркетинг как инструмент организации деятельности на страховом
рынке
Маркетинг как метод управления коммерческой деятельностью страховых компаний и метод исследования рынка страховых услуг стал применяться сравнительно недавно. Западные страховые компании стали широко применять
его в начале 60-х годов, однако понятие "маркетинг" на рынке страховых услуг стало более широким. До сих пор нет четких границ определения этого понятия. Наиболее распространены два смысловых значения этого термина. Более раннее определение определяет маркетинг как одну из основных функций деятельности страховой компании — ее сбытовую деятельность, направленную на продвижение страховых услуг от страховщика к страхователю. Второе, более современное, определение рассматривает маркетинг как комплексный подход к вопросам организации и управления всей деятельностью страховой компании, направленной на оказание таких страховых услуг и в таких количествах, которые соответствуют потенциальному спросу. При этом спрос создается усилиями самой страховой компании и удовлетворяется ею. Маркетинг может быть определен также, как ряд функций страховой компании, включающий в себя планирование, ценообразование, рекламирование, организацию сети продвижения страховых полисов на основе реального и потенциального спроса на страховые услуги. Служба маркетинга страховой компании рассматривается как мозговой центр, как источник обоснованной информации и рекомендаций по многим вопросам текущей и перспективной деятельности страховщика. Центральной фигурой страхового рынка становится страхователь, интересами и потребностями которого в страховой защите определяется деятельность страховщика и его службы маркетинга. Анализ рыночной деятельности крупнейших страховых компаний за рубежом показывает, что целый ряд направлений и функций маркетинга является общим в деятельности различных страховщиков. К ним относятся ориентация страховых компаний на конъюнктуру рынка, максимальное приспособление разрабатываемых условий отдельных видов страхования к неудовлетворенным и потенциальным страховым интересам. Общепризнанной в западной практике страхового менеджмента является модель «4 Р» (4 МИКС), которая состоит из четырех уровней управления:
страхователи — увеличение их числа является целью усилий маркетинга страховщика. Любая страховая компания в условиях рынка существует только тогда, когда имеется спрос на страховые услуги, которые она предлагает;
страховые услуги — перечень видов договоров страхования, по которым работает данный страховщик;
цена страхового обслуживания - тарифная ставка, применяемая при заключении конкретного вида договора страхования. Соизмеряется величиной страхового риска, расходами страховщика на ведение дела и др.;
рынок — физическая и юридическая возможность приобретения страховой услуги конкретным страхователем. Обусловлена наличием развитой инфраструктуры страхового сервиса, информационным обслуживанием, гибкостью деловой стратегии страховщика и другими факторами. Опыт зарубежных страховых компаний показывает, что процесс маркетинга включает в себя целый ряд действий, которые могут быть сведены к двум основным функциям: формирование спроса на страховые услуги и удовлетворение страховых интересов клиентуры. С точки зрения экономической теории, формирование спроса — это целенаправленное воздействие на потенциальных покупателей в целях повышения существующего уровня спроса до желаемого уровня, приближающегося к уровню предложения данной компании. С точки зрения маркетинга, применительно к страховому рынку эта функция в первую очередь включает в себя целый ряд мероприятий по привлечению клиентуры как потенциальных страхователей к услугам данного страхового общества. Данная функция находит реализацию в использовании ряда методов и средств влияния на потенциальных страхователей: влияние и убеждение с помощью целенаправленной рекламы, широкий комплекс организационных мероприятий по заключению договоров страхования, дифференциация тарифов на страховые услуги, сочетание страховых услуг с различными формами торгового и юридического обслуживания. Задача планирования стратегии и тактики маркетинга состоит не только в том, чтобы завладеть страховым рынком, но и в осуществлении постоянного контроля за формированием спроса, чтобы в нужный момент перестроить стратегические программы и тактику конкурентной борьбы в соответствующем направлении. Вторая основная функция маркетинга заключается в удовлетворении страховых интересов. Реализация этой функции с помощью высокой культуры страхового обслуживания — залог нового спроса на страховые услуги. Страховые компании расходуют большие средства на совершенствование организации продаж страховых полисов, улучшение обслуживания клиентов и поддержание своего имиджа. Если спрос на страховые услуги начинает падать, руководство службы маркетинга страховщика должно выявить причины падения и принять соответствующие меры, направленные на их устранение. Такими конкретными мерами могут быть улучшение имиджа компании, повышение качества обслуживания, пересмотр тарифов и т.д.
Маркетинг страховщика включает в себя следующие основные элементы:
• изучение потенциальных страхователей;
• изучение мотивов потенциального клиента при заключении договора страхования;
• анализ собственно рынка страховой компании;
• исследование продукта (вида страховых услуг);
• анализ
форм и каналов продвижения
• изучение конкурентов, определение форм и уровня конкуренции;
• исследование рекламной деятельности;
• определение наиболее эффективных способов продвижения страховых услуг от страховщика к потенциальному клиенту.
С учетом изложенных элементов маркетинга разрабатывается общая стратегия маркетинга страховой компании.