Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:28, реферат
Профсоюзы – общественные организации, представляющие и отстаивающие интересы наемных работников. В современной системе трудовых отношениях функции профсоюзов существенно расширились. Они превратились в важный социальный институт, взявший на себя ответственность за решение социально-экономических проблем общегосударственного характера, но, в сущности, остались добровольными объединениями, основанными на принципе свободы ассоциации. Данный процесс превращения будет рассмотрен ниже.
1. Профсоюзное движение – одна из составляющих рынка труда
1.1. Возникновение профсоюзного движения
1.2. Сущность профсоюзов, их задачи и функции
1.3. Особенности профсоюзного движения в России
2. Роль профсоюзного движения в социально-трудовых отношениях
2.1. Основные характеристики социально-трудовых отношений
2.2. Регулирование социально-трудовых отношений
2.3. Современные тенденции развития социально-трудовых отношений в России
Такой подход к оценке социально-трудовых
отношений в целом можно
Эти критерии охватывают социальную сторону отношений. Вместе с тем необходимо определить степень влияния социально-трудовых отношений на эффективность производства. Со всеми показателями, характеризующими социально-трудовые отношения, тесно связан показатель производительности труда. Причем, в одних случаях он оказывает влияние на их изменение, а в других - находится под их воздействием. Сложилась определенная система социально-трудовых факторов, которые оказывают определяющее воздействие на рост производительности труда.
Данные спорные вопросы
должны быть решены для успешной деятельности
системы социального
2.2. Регулирование социально-трудовых отношений
Социально-трудовые отношения имеют существенные отличительные особенности как в условиях плановой системы, так и в условиях рыночной и смешанной экономики, а также в условиях перехода от одной социально-экономической системы к другой. Независимо от экономической системы социально-трудовые отношения должны регулироваться государственными органами.
К задачам системы
Следует отметить, что в
условиях рыночной экономики государственное
регулирование трудовых отношений
имеет ограниченный характер и нацелено
на обеспечение граждан
К таким нормативно-правовым актам относятся трудовое законодательство, пенсионное законодательство, нормативные акты о защите социальных и трудовых прав отдельных категорий граждан и т.д.
Государством также
С точки зрения эффективного
регулирования социально-
Эта необходимость обусловливается, как минимум, следующими обстоятельствами и факторами.
С развитием социально-трудовых отношений сформировалось несколько моделей их регулирования:
Англо-саксонская модель практикуется в США, Великобритании, Тайване и некоторых других странах. Она характеризуется большей сближенностью трудового и гражданского права, большей свободой работодателя в отношениях найма и увольнения, преобладанием коллективно-договорного регулирования на уровне предприятия и фирмы, а не отрасли или региона, большей подвижностью рабочей силы, большей дифференциацией в оплате труда при ограниченном использовании законодательно устанавливаемого уровня минимальной оплаты.
Например, в США такой минимум не является обязательным для предприятий с годовым доходом менее 500 тыс. долларов, в Великобритании законодательно устанавливаемый минимум оплаты труда отсутствовал вплоть до прихода к власти лейбористского правительства в 1997 г.
Считается, что эта модель связана с более динамичным созданием новых рабочих мест, меньшей безработицей, более высокими темпами экономического роста. Вместе с тем данная модель приводит к увеличению дифференциации доходов среди лиц наемного труда и относительно низкому уровню оплаты труда для работников низкой квалификации.
Европейская модель характеризуется высоким уровнем правовой защищенности работника, развитым профсоюзным движением, жесткими нормами трудового права, ориентированными на сохранение существующих рабочих мест, жестким отраслевым тарифным регулированием, относительно высоким законодательно устанавливаемым минимальным уровнем оплаты труда и сравнительно небольшой дифференциацией размеров оплаты.
В настоящее время эта модель переживает серьезный кризис, выражающийся, прежде всего, в чрезвычайно высоком уровне безработицы (в странах Европейского Союза ее уровень существенно выше среднего для развитых стран), затрудненном доступе на рынок труда молодежи и лиц с невысоким уровнем квалификации, подрыве стимулирующей роли оплаты труда, снижении темпов экономического роста
Китайская модель сочетает жесткое регулирование трудовых отношений и относительно высокую социальную защищенность работников в государственном секторе и полное отсутствие правового регулирования в частном и концессионном секторах.
Эта модель устойчива в условиях восходящей стадии индустриализации, постоянного давления на рынок труда большого числа безработных и жесткого авторитарного политического режима, исключающего развитие рабочего движения.
Современная практика, сложившаяся в России, во многих своих проявлениях близка к китайской модели, однако имеет ряд особенностей, которые будут рассмотрены далее.
2.3. Современные тенденции развития социально-трудовых отношений в России
Переход от «государственно-
Профсоюзы занимают особое
место в становлении
Профсоюзы именуются и рассматриваются не только как определенного вида организации, к ним также применимо понятие «институт», когда говорится о профсоюзах как об организации, инструменте, обеспечивающем социальную защиту работников.
Применительно к России условно-трансформационные процессы перехода к рыночным отношениям можно классифицировать на три периода (этапа):
− Либерализации или «шоковой терапии» (90-е годы XX века).
− Модернизации (начало XXI века).
− Экономического подъема.
Преобразования в период либерализации (конец 80-х – 90-е годы ХХ века): экономические реформы в России затронули интересы всех социальных слоев общества. В условиях отсутствия реальных рычагов воздействия на экономические процессы работники наемного труда вынуждены были прибегнуть к коллективным акциям протеста. Профсоюзы России, ранее являясь структурным подразделением ВЦСПС, слабо реагировали на идущие в стране преобразования.
Однако в новых условиях профсоюзы оказались весьма институциональным образованием, которое, несмотря на существенные социальные трансформации и изменения их социально-групповой базы, сохранилось как организация, и, прежде всего потому, что сохранилась общественная потребность в профсоюзах.
Осмысление роли, стратегии и тактики профсоюзов, объединенных ФНПР проходило в три этапа.
Для первого этапа (становление ФНПР, определение ее роли и места в российском обществе, поиск форм и методов профсоюзной работы, 1990 –1993 гг.) было характерно, что борьба за социальные права трудящихся осуществлялась в условиях, когда профсоюзы непосредственно имели крепкую материально-финансовую базу и управляли средствами фонда социального страхования.
Специфика первого этапа состоит в том, что сложился своеобразный механизм перехода профсоюзов к коллективным акциям протеста. Этим акциям, как правило, предшествовала большая организаторская работа в профсоюзных организациях, прежде всего, о первичках, выдвижение определенных требований, провозглашение призывов.
Второй этап (реформирование профсоюзов) обусловлен опасностью противоправной ликвидации ФНПР в октябре 1993 года. Произошла смена руководства. Внеочередной съезд (1993 год) принял решение отказаться от противостояния с правительством13. На этом этапе (октябрь 1993 – 1996 годы) происходило переосмысление и изменение направлений деятельности
профсоюзов в условиях проведения государственной политики отторжения
профсоюзов от участия в управлении и организации контроля за расходованием средств социального страхования, попыток снижения тарифов страховых взносов и консолидации внебюджетных средств в федеральном бюджете,образования и роста задолженностей по выплате пенсий и социальных пособий.
Специфика второго этапа заключается в том, что в основном, в это время завершается формирование правовой базы забастовочного движения,
принимаются Федеральные законы «О порядке разрешения коллективных
трудовых споров», «О профессиональных союзах их правах и гарантиях
деятельности» и др.
Специфика третьего этапа (1996 год – по настоящее время) заключается в том, что в соответствии с программными решениями III Съезда ФНПР активно использовались возможности развивающегося социального партнерства.
Этот этап деятельности профсоюзов совпал с периодом модернизации.
Преобразования в период модернизации обусловлены тем, что в 2000 году произошла смена федеральной исполнительной и законодательной властей страны.
Впервые за последние годы стало возможным перейти в отношениях между социальными партнерами от конфронтации к сотрудничеству и взаимодействию.
IV съезд ФНПР (ноябрь 2002 года) призвал федеральные органы исполнительной и законодательной власти к проведению взвешенных социальных реформ с учетом последствий их реализации в интересах большинства российских граждан.
На V съезде ФНПР (ноябрь 2006 года) в отчетном докладе Генерального Совета было подчеркнуто: «В 2002–2006 годах профсоюзы действовали в условиях реформирования ключевых направлений жизни общества. На фоне административной реформы шли коренные преобразования. Начали реализовываться приоритетные национальные проекты».
Позиция ФНПР по совершенствованию системы оплаты труда заключалась в том, что заработная плата работников должна соответствовать прожиточному уровню (минимальной сумме денежных доходов, достаточных для удовлетворения объективно необходимых потребностей в пище, одежде, культурно-бытовых и других услугах при существующем уровне розничных цен).
Перемены, вызванные переходным периодом, внесли определенные изменения и в содержание правотворческой деятельности профсоюзов.
Концентрация усилий ФНПР, ее членских организаций по разработке принципиальных предложений, законодательно усиливающих права работников и профсоюзов, составляют основу правотворческой работы, что определяет ее содержание и характер.
Самым значительным этапом правотворческой деятельности ФНПР стала работа над Трудовым кодексом. В условиях становления рыночных отношений особое значение приобрело содержание правоприменительной деятельности профсоюзов. Только в 2005 году юристы ФНПР провели юридическую экспертизу более 5 тысяч законопроектов и иных нормативно-правовых актов.