Роль оптовых предприятия в экономике РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 11:08, дипломная работа

Описание работы

Оптовая торговля является важным рычагом маневрирования материальными ресурсами, способствует сокращению излишних запасов продукции на всех уровнях и устранению товарного дефицита, принимает участие в формировании региональных и отраслевых товарных рынков. Через оптовую торговлю усиливается воздействие потребителей на производителей; в свою очередь изготовитель сам подбирает потребителей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1. Сущность оптовой торговли и перспективы её развития…………………4
2. Предприятия оптовой торговли и их функции……………………………11
2.1 Типы и виды оптовых предприятий и их роль в процессе товародвижения……………………………………………………………….11
2.2 Организационная структура предприятий оптовой торговли………….15
2.3 Классификация оптовых торговцев……………………………………...17
2.4 Транзитная и складская формы оптовой торговли……………………...24
2.5 Товарные склады…………………………………………………………..27
2.6 Оптовые рынки…………………………………………………………….29
2.7 Биржевая торговля………………………………………………………...32
3. Коммерческая работа по продаже товаров на предприятиях оптовой торговли…………………………………………………………………………36
4. Воздействие оптовой торговли на промышленность и розничную торговлю………………………………………………………………………..40
5. Виды и формы оптового товарооборота…………………………………...42
6. Роль оптовых предприятия в процессе товародвижения………………....45
Заключение……………………………………………………………………..51
Список литературы…………………………………………………………….53

Работа содержит 1 файл

дипломная работа.docx

— 79.60 Кб (Скачать)

     В зависимости от объема, структуры, видов  и форм определяются показатели хозяйственно-финансовой деятельности предприятия.

     Оптовая торговля занимает промежуточное положение  между промышленностью и розничной  торговлей, активно воздействует на производство и реализацию населению  товаров

 

  1. Виды и  формы оптового товарооборота.
 

     Оптовый товарооборот является одним из основных показателей хозяйственной деятельности оптовых предприятий. Его объем  и структура характеризуют степень  развития производства и уровень  народного потребления.

     В зависимости от объема, структуры, видов  и форм определяются показатели хозяйственно-финансовой деятельности предприятия.

     Различают первичный оптовый оборот - это продажа товаров промышленными предприятиями непосредственно розничной торговле и оптовым предприятием, и посреднический оборот - это продажа товара оптовыми предприятиями - розничным.

     Оптовый оборот имеет другое экономическое  содержание, чем выручка от реализации продукции в промышленности или  розничный товарооборот. Оптовый  оборот не отражает производство и  продажу товаров непосредственно  населению для личного потребления, а характеризует движение товаров  из сферы производства в сферу  обращения.

     По  размеру оборота различают: крупный, средний и мелкий товарооборот.

     Крупный оптовый товарооборот возникает при получении товаров от предприятий крупными партиями и отправке их по звеньям оптовой торговли.

     Средний оптовый товарооборот образуется у оптовых предприятий, которые покупают товар не только у промышленности, но и других крупных оптовых предприятий.

     Мелкий  оптовый товарооборот образуется на оптовых базах у низовых оптовых предприятий.

     В зависимости от назначения товарных ресурсов оптовый товарооборот разделяется  на три вида: оборот по реализации, внутрисистемный  и межреспубликанский.

     Оптовый товарооборот по реализации включает продажу товаров организациям и предприятиям розничной торговли, расположенным в районе деятельности оптового предприятия.

     Внутрисистемный оптовый товарооборот определяет взаимный отпуск товаров оптовыми предприятиями в одну систему в пределах одной республики.

     Межреспубликанский  товарооборот охватывает продажу товаров за пределы республики на основе свободной купли-продажи.

     Таким образом, внутрисистемный и межреспубликанский оптовый товарооборот отражают движение товаров между звеньями оптовой  торговли.

     Сумма трех видов оптового товарооборота  составляет валовой оптовый товарооборот.

     Оптовый товарооборот по каждому из трех видов  подразделяется на две формы:

  • складской (Продажа товаров со складов оптовых предприятий. Завезенные на склады товары проверяются, сортируются, комплектуются и т. д.)
  • транзитный (Поставка товаров производителями непосредственно розничной торговле, опту, минуя промежуточные звенья)
 

     Оптовая продажа товаров транзитом может  проводится с участием в расчетах (с вложением средств) и без  участия в расчетах (организуемый оборот).

     Транзитный  оборот с участием в расчетах рассчитывается сначала с поставщиками, а затем в качестве продавца товара предъявляет счета для оплаты покупателям. При этом оптовые предприятия используют свои оборотные средства, пользуются кредитами банков, уплачивают в бюджет налог на прибыль, получают оптово-сбытовые скидки.

     Транзитный  оборот без участия в расчетах предусматривает лишь посредническую деятельность оптовой торговли, расчеты же за товары производители  и покупатели ведут непосредственно между собой. Роль оптового звена ограничивается организацией договорных связей и поставок товаров. Оно участвует в размещении заказов и составлении спецификаций на товары, контролирует ход их отгрузки. В этом случае оптовые предприятия не получают оптово-сбытовые скидки. 

  1. Роль оптовых предприятий в процессе товародвижения

     Оптовая торговля имеет обширную сеть предприятий. Это предприятия разных форм собственности, она разделены также по ведомственной  принадлежности. Структурная политика поддержки, развития и расширения оптовой  торговли, которая целенаправленно  проводится в России, ставит долговременной целью обеспечение максимального  рыночного разнообразия тех структур, которые осуществляют оптовую торговую работу. Это в конечном счете даст возможность наполнить наш потребительский  рынок любыми пользующимися спросом  товарами, создаст благоприятные  условия для их беспрепятственного движения по цепям распределения, активизирует коммерческую деятельность отечественных  производителей товаров (работ, услуг).

     Права предприятий оптовой торговли существенно  расширяются. Эти предприятия могут  самостоятельно определять свою специализацию, зону и сферу деловой работы, уровень  автономности деятельности и функционально-торговую ориентацию.

     Оптовая торговля в сегодняшних условиях должна быть максимально гибкой и  иметь возможность оперативно реагировать  на любые имеющие место изменения (как негативные, так и позитивные) экономических условий хозяйствования. Обеспечивается это на основе последовательного  и неуклонного развития видового и типового разнообразия структур оптовой  торговли на потребительском рынке  страны.

     Типовое разнообразие оптовых предприятий  определяется масштабами их коммерческой работы, с учетом этого выделяются оптовые организации общенационального (федерального) уровня и уровня регионального (внутри регионального).

     Предприятия оптовой торговли общенационального (федерального) уровня являются базисом  всей внутриотраслевой системы оптовой  торговли. Эти предприятия гарантируют  ее стратегическую стабильность и повседневную устойчивость. Их важнейшая задача - создание необходимой и выверенной системы каналов товародвижения, которая предназначена для обслуживания мощных и больших отечественных товаропроизводителей, а также крупных зарубежных предприятий-изготовителей и поставщиков товаров.

     Предприятия оптовой торговли общенационального  уровня обслуживают клиентов и продают  товары на всей территории нашей страны. К ним причисляются оптовики, которые  обеспечивают федеральные нужды, в  том числе оптовые предприятия  межрегионального характера, которые  обслуживают районы Дальнего Востока, Крайнего Севера и местности (районы) досрочного завоза. К ним причисляются предприятия оптовой торговли, которые  обслуживают исторически сформировавшиеся центры изготовления хрусталя, текстильных  товаров, керамики, мебели и иных товаров. С учетом всего этого развивается  товарный ассортимент предприятий  оптовой торговли общенационального  масштаба и фирм-оптовиков межрегионального характера.

     Наиболее  часто применяемой организационно-правовой формой предприятий оптовой торговли общенационального уровня по праву  являются открытые акционерные общества (ОАО) с весомой долей государства  в сформированных уставных капиталах  этих обществ. Оптовиками такого рода могут быть в том числе государственные  концерны.

     В перспективе предприятия оптовой  торговли общенационального уровня составят основу создания мощнейших  торгово-финансовых концернов, транснациональных  компаний и торгово-промышленных групп.

     Процессы  оптовой продажи товаров завершают  предприятия оптовой торговли регионального  уровня. Товары закупаются ими непосредственно  у предприятий-изготовителей и  у оптовиков федерального уровня, и в зоне своей коммерческой деятельности они доводят их до покупателей-оптовиков  любого типа. Главная задача их хозяйственной  работы - обеспечение товарами тех  региональных рынков, где они расположены. В эту группу предприятий оптовой торговли включаются автономные структуры оптовой торговли, отделы сбыта промпредприятий, а также оптовые службы крупных предприятий розничной торговли. Эти предприятия-оптовики функционируют как правило в виде акционерных обществ и хозяйственных товариществ.

     Следует заметить, что на региональном уровне все шире получают распространение  разные объединения хозяйствующих субъектов. Они формируются как в виде групп оптовых компаний торгового профиля, так и в виде цепей оптово-розничных.

     Каждый  тип предприятий оптовой торговли может функционировать в разных видах. Предприятия-оптовики по видам  классифицируются следующим образом:

     - специализирующиеся на торговой  деятельности оптового плана,  ведущие полный комплекс операций  закупочно-сбытового характера с  переходом права собственности  на реализуемый товар к этому  оптовику. Их именуют независимыми оптовыми торговцами;

     - посреднические структуры оптовой  торговли, которые не используют  в своей коммерческой деятельности  переход прав собственности на  реализуемый товар. Их называют дистрибьюторами;

     - компании-организаторы оптового  товарного оборота.

     Независимые торговцы, которые специализируются на комплексной оптовой торговле, в перспективе составят основу структуры оптовых организаций на потребительском рынке. Основная их задача - формирование в среднем звене цепи товародвижения необходимых и по возможности оптимальных условий для выхода на товарный рынок преимущественно мощных товаропроизводителей и крупных розничных торговцев. Ими могут являться как специализирующиеся на отдельных группах товаров, так и универсальные многопрофильные оптовые торговцы. Такие оптовые торговцы могут предлагать клиентам максимально полный перечень оказываемых услуг.

     Оптовики-посредники могут выступать в процессе ведения хозяйственных операций как предприятия-брокеры или агенты (дистрибьюторы). Как правило, они действуют по поручению своего клиента и по большей части за его счет. Основным предметом их деятельности является полное и достоверное информационное обеспечение.

     Организаторами  оптового товарного оборота являются оптовые ярмарки, товарные биржи, оптовые продовольственные рынки и аукционы Это важная составляющая оптовой инфраструктуры. Их основной задачей следует признать создание необходимых и по возможности оптимальных условий для ведения оптовой торговли. Следует отметить, что они не вправе быть субъектами оптовой торговли.

     Важное  звено, обеспечивающее необходимую  интенсивность и ускорение процесса товародвижения в условиях перехода к рыночным отношениям, - оптовая  торговля. Организуя движение товаров  по каналам распределения, оптовая  торговля способствует синхронизации  производства и потребления товаров.

     Являясь неотъемлемым звеном единой системы  товародвижения, оптовая торговля требует  коренной перестройки. Поэтому одна из важных долговременных задач государственной  политики в области оптовой торговли - ее структурная перестройка, предусматривающая  распространение таких форм ее организации, которые должны быть максимально  сориентированы на малое предпринимательство  в среде пользователей услугами оптового звена.

     За  последние годы произошло резкое сокращение объемов оптовых операций. Существенно снизилась роль оптовых  предприятий в снабжении розничных  предприятий товарами. В этой связи  следующей задачей государственной  политики в области развития оптовой  торговли является прекращение спада  и стабилизации объемов оптовых  операций. 
Сложившийся потенциал оптового звена должен быть активно использован для стимулирования и всемерного поддержания межрегиональных интеграционных процессов на потребительском рынке.

     Имеющаяся материально-техническая база оптовой  торговли создавалась на протяжении многих десятилетий. Требует обновления складское хозяйство. Это должно происходить как за счет строительства  новых современных складов, оснащенных прогрессивным технологическим  оборудованием, так и за счет реконструкции  и технического переоснащения действующих  складов, рационализации имеющейся материально-технической базы.

Информация о работе Роль оптовых предприятия в экономике РФ