Роль научно-технического прогресса в экономическом развитии общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 19:53, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - исследование природы и специфики сохранения, развития научно - технического прогресса.
Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть научно-технический прогресс, его сущность и проблемы воспроизводства экономической системой;
- проанализировать особенности современного этапа научно - технического прогресса;
- рассмотреть основные элементы политики в области поддержки научно - технического инновационного потенциала и др.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА……………………………………………………………………...5
1.1 Экономическое содержание и функции НТП............................................5
1.2 Особенности современного этапа научно-технического прогресса……7
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТРАСЛИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ………………………………..11
2.1 Научно-технический потенциал Республики Беларусь………………...11
2.2 Меры активизации НТП…………………………………………………..13
2.2.1 Финансирование НТП…………………………………………………..13
2.2.2 Кредитование НТП……………………………………………………...15
2.3 Активизация развития науки, инновационной и инвестиционной деятельности…………………………………………………………………......17
2.3.1 Развитие науки и инновационной деятельности……………………...17
2.3.2 Активизация инвестиционной деятельности………………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………....34
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….35

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 308.00 Кб (Скачать)

В настоящее время развитие металлургической науки на БМЗ непосредственно связано с концепцией перехода на выпуск наукоемких, импортозамещающих видов металлопродукции.

Одной из наиболее значимых инноваций, внедренных за последнее время, является разработка и промышленная реализация комплексной технологии производства высокоуглеродистой катанки на стане 150.

На современном этапе шинная промышленность идет по пути увеличения срока эксплуатации шин и гарантии полной безопасности движения транспортных средств на скоростных автострадах. С этой целью крупнейшими мировыми компаниями – производителями шин ведутся широкомасштабные работы по внедрению новых моделей шин. Это диктует повышение требований к исходному продукту – высокоуглеродистой катанке, и в первую очередь к ее физико-механическим свойствам, к структуре металла, а также стабильности этих параметров по всей длине металлопроката.

Специалисты БМЗ разработали и внедрили концепцию комплексного технологического процесса всего металлургического передела, включая выплавку, обработку, разливку и прокатку.

Концепция получила продолжение в реконструкции прокатного передела, которая включила разделение стана 320/150 на два отдельных современных прокатных стана 320 и 150 с внедрением на последнем инновационных процессов высокоскоростной прокатки и термомеханической обработки.

Для новой продукции на введенных производственных мощностях проведено коренное улучшение всей технологической схемы производства высокоуглеродистого металла: «дуговая сталеплавильная печь – установка печь-ковш – вакууматор – машина непрерывного литья заготовок – обжимной прокатный стан 850 – высокоскоростной проволочный стан 150».

В мощных электродуговых печах разработана комплексная физико-математическая модель тепловой работы печи. Выполнено моделирование обезуглероживания металлической ванны переменной массы, гидродинамических и массообменных процессов. Это позволило создать и реализовать технологию выплавки стали под пенистыми шлаками, освоить ресурсосберегающую технологию выплавки стали с использованием донной продувки инертным газом.

Разработаны новые идеи совмещенного процесса «затвердевание – охлаждение – нагрев заготовок», позволяющие прогнозировать температурные поля и напряжения в заготовках. Исследованы закономерности воздействия электромагнитного перемешивания на качество заготовок. Разработаны и реализованы энерго- и ресурсосберегающие режимы нагрева заготовок в нагревательных печах прокатных станов и другие технические методики.

В результате всех инновационных внедрений производство продукции на стане 150 возросло в 2,5 раза. Благодаря получению высококачественной катанки на ее базе в метизном производстве было освоено более 50 новых высокоэффективных видов метизной продукции.

Суммарный экономический эффект в виде дополнительно полученной прибыли за 2001–2005 годы с учетом окупаемости затрат на реконструкцию стана 150 составил более 51 млн. долл.

Тесно сотрудничает БМЗ с Московским институтом стали и сплавов (МИСиС), который выполняет заказы предприятия. На базе завода создана и действует Металлургическая школа для подготовки и переподготовки персонала.

Таким образом, в период 1997–2007 г.г. рост макроэкономических показателей составил 447%; инвестиции в основной капитал – 321%; реальные денежные доходы населения – 304%.

В первом квартале 2008 года Белоруссия стала лидером СНГ по росту промышленного производства. К примеру, производство продукции сельского хозяйства выросло на 6,8%, потребительских товаров – на 15,4%, общая площадь построенного жилья увеличилась на 9,5%.

Многие из простаивавших в 90-е годы предприятий сейчас работают на полную мощность, заложенную при строительстве, и этих мощностей уже не хватает. Для расширения и модернизации производства необходимы инвестиции. В этом проблем нет. Инвесторов привлекает стабильная политическая и экономическая ситуации, положительная динамика экономического роста, выгодное географическое положение, доступность к рынкам ЕС и СНГ. Доля России в иностранных инвестициях в экономику республики составляет 22,8%, Англии – 17,8%. Создан консультативный совет по иностранным инвестициям (КСИИ), возглавляемый премьер-министром республики Сергеем Сидорским. Причем запланированные цифры по инвестициям находятся в постоянной корректировке в сторону увеличения.

Для привлечения инвестиций в Белоруссии планируется акционирование государственных объектов: 519 предприятий госсобственности подготовлено к приватизации. При акционировании предприятия должны соблюдаться три условия. Во-первых, у приобретателя должны быть средства не только на покупку, но и на развитие предприятия на 10 лет вперед. Во-вторых, инвестор должен иметь сырье, чтобы обеспечить загрузку производства. И в-третьих, располагать рынками сбыта. Только при наличии этих условий рассматривается возможность акционирования объекта [11].

Республика Беларусь является полноправным членом Международного сообщества государств, избравших стратегию инновационного развития. Инновации становятся не только главным фактором развития национальной экономики, но и важнейшим условием социального прогресса. А высокий интеллектуальный потенциал белорусского общества, всестороннее развитие личности, разумная инновационная политика белорусского государства выступают в качестве гаранта решения актуальных проблем страны [12].

 

2.3.2 Активизация инвестиционной деятельности

Стратегическая цель инвестиционной политики состоит в мобилизации и эффективном использовании инвестиционных ресурсов для реализации общегосударственных приоритетов и перестройки экономики в соответствии с запросами внутреннего и внешних рынков.

Инвестиции в основной капитал в 2010 г. увеличатся в 2,15 раза. Удельный вес в ВВП возрастет с 23,3% в 2005 г. до 30% в 2010г.

Приоритетом инвестиционной политики станет привлечение инвестиционных ресурсов в производственную сферу и сосредоточение их на реализации инвестиционных проектов с высокими наукоемкими и ресурсосберегающими технологиями экспортной и импортозамещающей направленности. Реализация таких проектов будет осуществляться с государственной поддержкой в установленных законодательством формах.

Продолжится практика особого контроля Правительства за реализацией приоритетных инвестиционных проектов. Планируется создание производства газетной бумаги в Шклове, мощностей по выпуску горячекатаных бесшовных труб на Белорусском металлургическом заводе и др.

В сельском хозяйстве инвестиционные ресурсы будут направляться на развитие агрогородков, создание высокоэффективных и экологически чистых технологий производства продуктов питания, реконструкцию и модернизацию предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья с использованием современных технологий.

В строительном комплексе предусматривается привлекать инвестиции в экспортоориентированные и импортозамещающие производства, в жилищное строительство, а также на разработку и внедрение ресурсо- и энергосберегающих технологий.

Предполагается сконцентрировать инвестиционные ресурсы для обновления основных средств на транспорте.

Возрастут объемы инвестирования в интеллектуальный капитал как наиболее эффективный объект размещения ресурсов.

Будет обеспечиваться четкое разграничение инвестиционных обязательств государства между органами исполнительной власти республики и регионов. Доля инвестиций из республиканского бюджета постепенно будет уменьшаться, а роль инвестиций, направляемых из средств местных органов власти, увеличиваться.

В перспективе активизации инвестиционной деятельности государства будет базироваться на использовании инструментов частно-государственного партнерства. Получат дальнейшее развитие лизинговая деятельность и новые для Беларуси формы инвестирования: строительные сбережения, ипотечное кредитование, облигационные займы, концессии и т.п.

В число приоритетных направлений инвестирования в 2006-2010 г.г. входит развитие объектов инфраструктуры прогрессивных видов услуг: телекоммуникационных, информационных, консалтинговых, страховых, финансовых и др.

Потребуется расширение экспорта капитала путем создания транснациональных и международных лизинговых компаний, консорциумов, ФПГ и других горизонтально и вертикально интегрированных структур типа холдингов и конгломераторов, в том числе финансовых (например, экспорт капитала в виде создания белорусских оптовых рынков с комплексом социальной инфраструктуры в Российской Федерации).

Рост инвестиций будет обеспечен в основном за счет собственных средств юридических лиц и домашних хозяйств. Для увеличения собственного инвестиционного потенциала предусматривается совершенствование механизмов стимулирования использования амортизационных отчислений и капитализируемой прибыли. Потребуется дальнейшее увеличение кредитования инвестиционной деятельности банковской системой, в том числе за счет привлечения банками внешнего капитала.

С учетом инвестиционной политики государства, ориентированной на внутренние финансовые ресурсы, особое внимание будет уделено организации бизнес-планирования на уровне субъектов хозяйствования, повышению качества разработки и оценки бизнес-планов, подготовке специалистов в этой сфере. Это позволит вовлечь субъекты хозяйствования республики в единый инвестиционный процесс, даст возможность выявить дополнительные внутренние резервы коммерческих организаций, повысит результативность использования собственных средств и привлекаемых кредитов банков на цели инвестирования.

Важную роль в увеличении объемов инвестиций будет играть трансформация частных сбережений в инвестиционный капитал. Она будет проводиться путем непосредственного направления доходов населения на строительство жилья, создание и развитие собственного дела ( например, в сфере услуг и ремесленничества), а также на покупку ценных бумаг, увеличение депозитов граждан и средств негосударственных пенсионных фондов как основы для кредитования инвестиционных проектов и программ.

Главным объектом инвестирования должно быть внедрение новых и высоких технологий V-VI технологических укладов. Предполагается продолжить работу по созданию равных условий деятельности для иностранных и отечественных товаропроизводителей, заключению многосторонних и двусторонних международных соглашений в области инвестиционной деятельности. Для этого предстоит кардинально улучшить информационное обеспечение иностранных инвесторов, активизировать работу по расширению действующих и поиску новых иностранных кредитных линий.

В этих целях будут предприниматься меры по увеличению в 2006-2010 г.г. кредитов для реализации инвестиционных проектов в реальном секторе экономики по иностранным кредитным линиям, открытым под гарантии Правительства: АКА Гермес, Медиобанк, Италия, кредитной линии банков КНР и других иностранных кредитных линий.

Совершенствование правового обеспечения инвестиционной деятельности в 2006-2010 г.г. предполагается осуществлять в направлении упрощения порядка государственной регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями, расширения гарантий государства по неизменности законодательства для инвесторов, в том числе иностранных. Потребуется создать единое инновационно-инвестиционное пространство с Россией [9, с.64].

На сегодняшний день Республика Беларусь является успешно развивающимся государством, ведущим равноправный политический и экономический диалог со всеми странами мира. Созидание подлинного суверенитета и независимости государства для Республики Беларусь осложнялось тем, что она не имеет ни нефти, ни газа – тех ресурсов, которые могли бы обеспечить белорусской экономике энергетическую защищенность. Эффективность государства все эти годы строится исходя из тех ресурсов, которыми располагает страна. Это, прежде всего, высокая образованность и трудолюбие граждан, социальная ответственность власти перед обществом, не позволившей разбазарить государственную собственность различным «приватизаторам». Беларусь не пошла на разрушение позитивного советского опыта, не стала бездумно проводить тотальную приватизацию. Но она не застыла в прошлом, а последовательно двигалась вперед, модернизируя свой промышленный потенциал, используя современный опыт инновационных практик и технологий.

Беларусь вносит весомый вклад в обеспечение региональной стабильности и безопасности, является надежным экономическим партнером для многих государств мира.

Все наши сегодняшние успехи и достижения – это результат ежедневной работы каждого белоруса. Эффективность белорусской экономики признается компетентными международными организациями. Наш промышленный потенциал хорошо известен за пределами страны. И по многим другим позициям мы не уступаем высокоразвитым государствам.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На экономические и социальные процессы в обществе влияют многие факторы, но ускорение НТП является главным из них. НТП — это непрерывный процесс внедрения новой техники и технологии, организации производства и труда на основе достижений и реализации знаний. Понятие НТП шире, чем понятие НТР. Научно-техническая революция — это составная часть НТП.

Любое государство, чтобы не отстать в своем научно-техническом развитии, должно разрабатывать и осуществлять единую государственную техническую политику. Под единой государственной научно-технической политикой понимаются выбор важнейших направлений НТП и их реализация с мощной поддержкой государства.

<

Информация о работе Роль научно-технического прогресса в экономическом развитии общества