Роль научно-технического прогресса в экономическом развитии общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 19:53, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - исследование природы и специфики сохранения, развития научно - технического прогресса.
Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть научно-технический прогресс, его сущность и проблемы воспроизводства экономической системой;
- проанализировать особенности современного этапа научно - технического прогресса;
- рассмотреть основные элементы политики в области поддержки научно - технического инновационного потенциала и др.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА……………………………………………………………………...5
1.1 Экономическое содержание и функции НТП............................................5
1.2 Особенности современного этапа научно-технического прогресса……7
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТРАСЛИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ………………………………..11
2.1 Научно-технический потенциал Республики Беларусь………………...11
2.2 Меры активизации НТП…………………………………………………..13
2.2.1 Финансирование НТП…………………………………………………..13
2.2.2 Кредитование НТП……………………………………………………...15
2.3 Активизация развития науки, инновационной и инвестиционной деятельности…………………………………………………………………......17
2.3.1 Развитие науки и инновационной деятельности……………………...17
2.3.2 Активизация инвестиционной деятельности………………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………....34
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….35

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 308.00 Кб (Скачать)

   государственное регулирование инновационных процессов преимущественно экономическими методами, стимулирование деловой активности в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности через совершенствование политики заработной платы, системы налоговых, кредитных и других экономических льгот;

   ориентация инновационной деятельности на социально-экономические и научно-технические приоритеты в целях насыщения внутреннего рынка отечественными конкурентоспособными товарами, импортозамещения и выхода с наукоемкой продукцией на мировые рынки;

   развитие и расширение рынка инновационных услуг, поддержка конкуренции в инновационной сфере, поддержка деятельности по внедрению инноваций в производственную и социальную сферы;

   концентрация ресурсов на приоритетных для страны направлениях научно-технического развития;

   эффективное использование научно-технического потенциала и обеспечение правовой охраны объектов интеллектуальной собственности.

Для реализации утвержденных приоритетных направлений потребуется проведение комплекса мер, направленных на повышение уровня научных исследований и разработок и в целом роли науки в инновационном развитии экономики.

В прогнозируемом периоде предусматривается существенное увеличение финансовых затрат на исследования и разработки. Затраты на исследования и разработки в 2010 г. будут увеличены не менее чем в 2,5-3 раза по сравнению с 2005 г. Будет обеспечена концентрация ресурсов на приоритетных направлениях научно-технической деятельности.

Важнейшими задачами политики сохранения и развития кадрового потенциала научно-технического комплекса страны являются повышение уровня оплаты научного труда, экономической и социальной защищенности ученых и престижа научной деятельности; омоложение кадрового состава науки, создание условий для привлечения и закрепления талантливой молодежи в сфере науки и технологий; сокращение интеллектуальной эмиграции и создание условий для возвращения в страну ученых и специалистов, работающих за рубежом. Для повышения эффективности кадровой политики в научной сфере будут продолжены работы по стимулированию научной деятельности и планированию подготовки научных кадров высшей квалификации с учетом потребности развития науки и отраслей экономики.

В целях ускорения процессов обновления и развития материально-технической базы науки Программой материально-технического переоснащения научных организаций на 2006-2010 г.г. предусматривается направлять на развитие материально-технической базы науки не менее 10% общего объема финансирования науки из средств республиканского бюджета.

Особое внимание будет уделено совершенствованию инновационной инфраструктуры (технопарки, инновационные центры и центры трансфера технологий). В целях ускоренного внедрения результатов научной деятельности и их освоения в производстве, создания новых видов и совершенствования потребительских характеристик выпускаемой продукции будут восстановлены на современной основе конструкторские бюро при НИИ и крупных субъектах хозяйствования.

Предусматривается расширение международного научно-технического сотрудничества, и в первую очередь Беларуси и России, в рамках межгосударственных научно-технических программ, а также в рамках двусторонних белорусско-российских научно-технических проектов. Большое внимание будет уделено созданию рыночных механизмов и инфраструктуры международного сотрудничества (совместных научных центров, технопарков, центров трансфера технологий и др.), созданию условий для привлечения зарубежных инвестиций для проведения научных исследований и разработок в целях последующего использования результатов совместной деятельности на внутреннем и международном рынках наукоемкой продукции.

Большое значение придается укреплению информационно-коммуникационного потенциала страны.

Электронная готовность к информационному обществу определяется состоянием тех отраслей и сфер, которые являются важными для участия Республики Беларусь в мире информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Приоритетное развитие ИКТ способно радикальным образом повысить социально-экономическое развитие страны [9, с. 58].

В настоящее время информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) стали одним из важнейших факторов, влияющих на развитие общества и определяющих конкурентоспособность национальной экономики. Они обеспечивают создание, накопление и распространение информации, знаний, опыта и навыков, лежащих в основе новых технологий.

ИКТ оказывают решающее влияние на все стороны жизни современного общества:

–функционирование органов государственного управления и их взаимодействие с бизнесом и населением («Электронное правительство»);

– развитие производительных сил («Экономика, основанная на знаниях»);

– повседневную жизнь граждан (электронное образование и телеобучение, телемедицина) [10].

Основные принципы, приоритеты и направления реализации единой государственной политики в области информатизации и развития ИКТ отражены в Концепции объединения информационных ресурсов государственных органов Республики Беларусь, а также в Государственной программе информатизации Республики Беларусь «Электронная Беларусь». Основной целью данной программы является формирование в стране единого информационного пространства как одного из этапов перехода к информационному обществу, обеспечивающего создание условий для повышения эффективности функционирования экономики, государственного управления, обеспечения прав на свободный поиск, передачу, распространение информации о состоянии экономического и социального развития общества.

Таким образом, планируется дальнейшее развитие инновационно ориентированной национальной экономики, дополненной социокультурными, политическими и правовыми инновациями для развития общества, государства и личности [9, с. 64].

В соответствии с перечнем государственных научно-технических программ (ГНТП) на 2006-2010г.г.,утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.01.2006 г. №5, в республике будет создано 367 наименований машин, оборудования и приборов, 288 новых материалов, разработан 371 технологический процесс, 94 системы автоматизации, 213 наименований другой продукции. На базе научных разработок планируется создать 220 новых производств.

В соответствии с планом реализации программы предусмотрена реализация 957 проектов. Из них 194 относятся к так называемому первому уровню, 322 – ко второму и 441– к третьему.

Первый уровень – это строительство новых заводов, второй – создание на заводах, в том числе уже имеющихся, новых производств, а третий – «расшивка» узких мест на имеющихся производствах.

Общий объем финансирования проектов составит 15,8 трлн. белорусских руб.

При этом государственными заказчиками предусматривается выполнение 65% проектов на основе внедрения отечественных технологий и 35% проектов – на основе зарубежных.

В стране ежегодно создается около 400 новых производственных технологий. В их разработке участвуют более 140 различных организаций. Финансирование научной, научно-технической и инновационной деятельности осуществляется в соответствии с Законом «О бюджете Республики Беларусь на 2008 год». Общий объем ассигнований на науку за счет средств республиканского бюджета составляет 434 млрд. белорусских руб.

При выполнении государственных научно-технических программ (ГНТП) достигнут такой уровень, когда практически все разработки внедряются, срок окупаемости бюджетных затрат на выполнение НИОКР по этим программам за прошлое пятилетие составил до полутора лет, а по итогам 2006–2007 годов – менее одного года.

Основными направлениями деятельности по переводу экономики на инновационный путь развития станут повышение научных исследований и разработок по части вклада в развитие реального сектора экономики, решение вопросов коммерциализации исследований и разработок. Это, в свою очередь, позволит стимулировать труд ученых и разработчиков, укрепить материально-техническую базу науки и разработать приоритетные направления научной и научно-технической деятельности на ближайшую пятилетку. Безусловно, инновационный путь развития будет способствовать развитию международного научно-технического сотрудничества.

Особую роль в осуществлении программы инновационного развития играет Министерство промышленности Республики Беларусь, уделяющее программе приоритетное внимание. В отрасли реализуется ряд научно-технических программ «GALS-технологии», «Машиностроение», «Радиоэлектроника».

При реализации программы завершены 24 проекта. Среди них – создание нового производства бесшовных горячекатаных труб на Белорусском металлургическом заводе, тракторов «Беларусь-921» на Сморгонском агрегатном заводе, стиральных автоматических машин ЗАО «Атлант». Произведена реконструкция линии формовки сталелитейного цеха Могилевского автомобильного завода. Реализованы и многие другие проекты.

Новые виды инновационной продукции планируют в ближайшем будущем освоить завод «Могилев-лифтмаш», ОАО «Горизонт», РУП «Витязь», НПО «Интеграл», Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов.

Инновационное развитие невозможно без высокого уровня образования и квалификации рабочих и технических кадров. В стране сохраняется достаточно высокий образовательный уровень. Белоруссия сохраняет одно из лидирующих мест среди стран СНГ в науке, а средний уровень оплаты труда работников научной сферы на 30% выше, чем в среднем по экономике, и на 26% выше, чем в промышленности.

Высшее образование имеют 24,2% работающих в экономике, среднее специальное – 22,8%, профессионально-техническое – 19,8%, общее среднее – 29,7%, общее базовое – 3,5% работающих. В Белоруссии также развита система подготовки научных кадров высшей квалификации. Так, на конец 2007 года в аспирантуре обучались 4,5 тыс. человек, а численность докторантов составила около 150 человек.

Свой существенный вклад в инновационное развитие страны вносит Республиканское унитарное предприятие «Белорусский металлургический завод» (РУП БМЗ). Это крупное производственное объединение, в состав которого входят четыре предприятия: «БМЗ», РУП «Речицкий метизный завод», ОАО «Могилевский металлургический завод» и ОАО «Завод «Легмаш».

Головным предприятием объединения является РУП «БМЗ», введенное в эксплуатацию в 1984 году. Предприятие структурно состоит из трех основных производств, связанных общей технологической цепочкой, – сталеплавильного, прокатного и метизного.

За шесть месяцев 2008 года РУП «БМЗ» отгружено 1млн. 335,2 тыс. тонн товарной продукции, на 2 трлн. 326.3 млрд. руб., или 138,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Объем экспорта металлопродукции вырос до 915,5 млн. долл., а импорта – до 367.4 млн. долл.

Предприятие экспортирует продукцию более чем в 50 стран. Экспортные поставки расширяются, завод создает дилерскую сеть в наиболее перспективных для рынков сбыта металлопродукции регионах мира. Созданы совместные торговые предприятия в Германии, Австрии, США, Китае, Литве, Польше и России.

По уровню реализации товарной продукции РУП «БМЗ» занимает ведущее место в Министерстве промышленности Республики Беларусь.

Инвестиции в основной капитал за 1-е полугодие 2008 года составили 135,1 млрд. руб.

Отличительной особенностью реализуемой инвестиционной программы РУП «БМЗ» является ее направленность на поэтапное проведение комплексной полномасштабной реконструкции и модернизации производства по всем технологическим переделам.

Рост объемов промышленной продукции достигается за счет улучшения структуры выпускаемой продукции, реконструкции и модернизации металлургического и метизного производств, и, таким образом, увеличиваются объемы продаж более дорогих, пользующихся повышенным спросом видов продукции.

В июле 2007 года в рамках Государственной программы инновационного развития Беларуси на 2007–2010 годы предприятием введены производственные мощности по выпуску бесшовных горячекатаных труб.

Сегодня трубная продукция РУП «БМЗ» поставляется не только на внутренний рынок, но и отгружается на экспорт (Италия, Австрия, Эстония, Великобритания, Латвия, Литва, Германия, Франция, Чехия, Польша, Норвегия, Испания, США), а также в Россию и на Украину.

Основным технологическим оборудованием трубопрокатного цеха является трубопрокатный агрегат с непрерывным станом новой конструкции PQF, изготовленный и поставленный фирмой SMS Meer. Новый цех выпускает продукцию широкого сортамента. Это трубы для машиностроительной промышленности, котельные трубы, нефтегазопроводные трубы (без резьбы) и прочие.

Качество труб на различных этапах технологического процесса контролируется новейшей системой лазерного измерения толщины стенок LASUS, двумя установками обнаружения поверхностных дефектов при помощи вихревых токов.

Предприятием выполнена программа сертификации трубной продукции и системы менеджмента качества по требованиям международных стандартов. На текущий момент завод располагает 5 сертификатами соответствия на систему качества и 39 сертификатами одобрения на различные виды продукции. За 2007–2008 годы получено 12 новых сертификатов соответствия на продукцию.

На сегодняшний день трубопрокатный комплекс динамично развивается – освоено 182 наименования труб, из них 63 позиции различных типоразмеров, а также порядка 22 марок стали.

За 6 месяцев 2008 года БМЗ произведено 21,6 тыс. тонн стальных труб, большая часть которых отгружена на экспорт.

Создание производства горячекатаных бесшовных труб является не единственным инновационным проектом, реализующимся на РУП «БМЗ» за последние годы.

Информация о работе Роль научно-технического прогресса в экономическом развитии общества