Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 19:53, курсовая работа
Цель работы - исследование природы и специфики сохранения, развития научно - технического прогресса.
Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть научно-технический прогресс, его сущность и проблемы воспроизводства экономической системой;
- проанализировать особенности современного этапа научно - технического прогресса;
- рассмотреть основные элементы политики в области поддержки научно - технического инновационного потенциала и др.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА……………………………………………………………………...5
1.1 Экономическое содержание и функции НТП............................................5
1.2 Особенности современного этапа научно-технического прогресса……7
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТРАСЛИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ………………………………..11
2.1 Научно-технический потенциал Республики Беларусь………………...11
2.2 Меры активизации НТП…………………………………………………..13
2.2.1 Финансирование НТП…………………………………………………..13
2.2.2 Кредитование НТП……………………………………………………...15
2.3 Активизация развития науки, инновационной и инвестиционной деятельности…………………………………………………………………......17
2.3.1 Развитие науки и инновационной деятельности……………………...17
2.3.2 Активизация инвестиционной деятельности………………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………....34
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….35
Государственные предприятия имеют право передавать часть средств фондам развития производства, науки и техники предприятия смежникам и НТО для стимулирования решения сложных технических проблем, ускорения технического перевооружения производства, а также использовать их в порядке долевого участия для строительства и реконструкции объектов совместного пользования, образования временных научно-технических коллективов, консорциумов и т.д.[ 6, с. 105].
2.2.3. Кредитование НТП
В условиях самофинансирования резко увеличиваются кредиты на научно-техническое развитие. Банки становятся главными центрами финансирования НТП, выдающими кредиты на выпуск новой продукции, освоение новой технологии, разработку новой техники, внедрение новой организации производства, повышение качества и надежности изделий.
Банки не просто откликаются на просьбы о ссудах, а рекомендуют нововведения, на которые целесообразно брать кредит, выступают в качестве пайщиков с последующим участием в прибылях в создании и внедрении принципиально новых видов техники и продукции, не уступающих мировому уровню. Сроки кредитования устанавливаются банком с учетом отраслевых нормативов обновления продукции и окупаемости затрат. При этом банк становится равноправным экономическим партнером предприятия, стороны несут взаимную ответственность за успешное освоение нововведения или результаты деятельности реконструируемого производства.
Банковский факторинг – привлечение на хранение свободных средств НТО и предприятий (с оплатой по договору) и их использование для помощи клиентам, имеющим временные финансовые затруднения (срочная оплата их платежных документов и счетов в день отгрузки товара) и перекупки права на получение задержанных покупателями платежей.
Выделяется два вида кредитов: на приобретение научно-технической продукции, предназначенной для обновления производства и на создание этой продукции. Банк проверяет включение предприятием соответствующих затрат в свой план, эффективность новшества по договору, источники погашения кредита в намеченные сроки.
В новых условиях хозяйствования наряду с кредитами на отдельные мероприятия НТП банки могут выдавать долгосрочный кредит на организацию выпуска новой продукции по полному циклу от НИР и создания опытных образцов до ее серийного производства. Он погашается за счет фонда развития производства, науки и техники предприятия.
При низкой экономической эффективности проектов технического перевооружения и реконструкции производств банк может требовать государственной экспертизы крупных проектов и при низкой оценке их научно-технического уровня приостанавливать финансирование и кредитование.
Создается конкурентная основа финансированию: банк выбирает наиболее эффективные для кредитования нововведения и организации, а предприятия – банк, предлагающий более выгодные условия выдачи ссуд. Промстройбанк – агент государства по кредитованию при поддержке бюджета общесоюзных программ финансирует стратегические направления НТП, в том числе поисковые исследования, развитие наукоемких производств.
Коммерческие банки концентрируют свободные средства предприятий и населения и выдают своим пайщикам кредиты на обновление продукции и производственных фондов, срочную перестройку технологии.
Инновационные банки после соответствующей экспертизы выдают кредиты творческим коллективам и отдельным изобретателям, берут на себя долю риска при проведении НИОКР, объявляют конкурс на лучшие решения технических задач.
Коммерческие банки не ведут материального производства, торговлю материальными ценностями и страхование. Их роль в стимулировании НТП связана с ведением счетов клиентов, финансированием капиталовложений по поручению инвесторов, выпуском акций, облигаций и иных ценных бумаг, операциям с ними по поручению клиентов.
Во многих странах действуют инновационные фонды, которые не предоставляют ссуду, а приобретают у владельца изобретения исключительное право на его использование. Фонд ищет заинтересованное в новшестве предприятие и заключает с ним предпринимательский договор на условиях продажи лицензии или соглашения о сотрудничестве на основе разделения риска и взаимной выгоды. Фонд проводит доработку нововведения, расчеты, эксперименты и т.д. При отрицательном результате затраты фонда не возмещаются, при успехе он получает обусловленную в договоре часть прибыли.
Внешэкономбанк выдает валютные кредиты на расширение экспорта конкурентоспособной техники, а также на импорт технологии, приобретение лицензий, создание совместных предприятий [7, с. 232].
2.3 Активизация развития науки, инновационной и инвестиционной деятельности
2.3.1 Развитие науки и инновационной деятельности
Будущее Республики Беларусь – за инновационным развитием. Именно так определил Глава государства А.Г. Лукашенко главный вектор социально-экономического развития нашей страны в своем Послании белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь в марте 2006 г. Совет Министров Республики Беларусь разработал Государственную программу инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 г.г.
Целью Государственной программы является обеспечение интенсивного развития национальной экономики в рамках белорусской экономической модели. Одним из важнейших параметров, характеризующих возможности инновационного развития страны, является наукоемкость валового внутреннего продукта (ВВП), которая в Беларуси в 2001-2006 г.г. составила 0,6-0,7% ( по методике ОЭСР) и 0,7-0,8% ( по методике СНГ). В первой двадцатке стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала наукоемкость ВВП от 1,4% в Ирландии до 4% в Швеции. На общем собрании Национальной академии наук Беларуси отмечалось, что при наукоемкости ВВП не менее 1% в год в течении пяти-семи лет начинается разрушение научно-технического потенциала страны. А это влечет за собой снижение конкурентоспособности экономики. В Беларуси такой низкий уровень финансирования науки сохраняется более десяти лет. Следовательно, эти отрицательные процессы зашли уже далеко. В январе 2008 г. И. Войтов, заместитель председателя Государственного комитета по науке и технологиям, сообщил на пресс-конференции о планируемом увеличении данного показателя на 3%, но тем не менее в настоящее время наукоемкость ВВП в республике составляет менее 1%. К 2010 г. в Беларуси планируется достичь уровня в 1,4% [8].
Инновационный путь развития – одна из приоритетных задач социально-экономического развития страны, которая определяет стратегическую цель государственной научно-технической и инновационной политики по созданию благоприятных правовых, экономических и социальных условий для развития науки, постоянного повышения технологического уровня производства и конкурентоспособности продукции, уровня и качества жизни населения, укрепления национальной безопасности страны.
Указом Президента Республики Беларусь от 6 июля 2005 г. на 2006-2010 г.г. в основу направлений научно-технической и инновационной деятельности в Республике Беларусь на 2006 – 2010 годы будут положены:
ресурсосберегающие и энергоэффективные технологии производства конкурентоспособной продукции;
новые материалы и новые источники энергии;
медицина и фармация;
информационные и телекоммуникационные технологии;
технологии производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции;
промышленные биотехнологии;
экология и рациональное природопользование.
Реализация указанных приоритетов позволит создать новейшие технологии производства машиностроительной и сельскохозяйственной продукции, электронной, вычислительной и оптоволоконной техники, строительных материалов, а также медицинские и биологические, тонкие химические, информационные технологии.
Для этого предусматриваются:
создание высокоточного автоматизированного оборудования, включая гибкие производственные модули и инструмент;
разработка физических, химических и биотехнологических процессов получения новых веществ и материалов различного функционального назначения, включая наноматериалы и нанотехнологии, новые технологии формообразования, упрочения и восстановления изделий из металлических и неметаллических материалов;
создание систем и средств измерения, технической диагностики, оптико-механических и оптико-электронных изделий нового поколения;
создание нового поколения интегральной элементной базы промышленной и бытовой техники, оборудования для ее производства, опто- и СВЧ-электроники, современных электротехнических изделий микросенсорики;
создание нового поколения дорожной, внедорожной и специальной техники, транспорта общего назначения, двигателей для их оснащения;
разработка и внедрение энергоэффективного оборудования, материалов и технологий, в том числе ориентированных на использование местных топливно-энергетических ресурсов, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии;
разработка и производство автоматизированных систем управления.
В отраслях экономики указанные направления будут реализовываться через государственные научно-технические программы, которые будут направлены на разработку передовых технологий и новых видов наукоемкой экспортоориентированной и импортозамещающей продукции на основе собственной сырьевой и материально-технической базы, организацию ее серийного выпуска. Тем самым создаются условия для технологического обновления производства, повышения конкурентоспособности продукции белорусских предприятий на мировом рынке.
Дальнейшее развитие получит технологическая база науки и инновационная инфраструктура.
Для реализации государственной научно-технической и инновационной политики потребуются:
в области фундаментальных исследований – углубление знаний о природе, человеке и обществе, качество которых должно соответствовать мировому уровню развития науки
в области прикладных исследований и разработок – направление основных усилий на разработку стратегии устойчивого социально-экономического развития республики, духовного и культурного совершенствования общества; создание передовых технологий и новой конкурентоспособной продукции; развитие программно-целевого метода планирования научных исследований и разработок с учетом конкретных потребностей отраслей реального сектора экономики; повышение результативности фундаментальных, прикладных исследований и разработок, государственных научно-технических программ и инновационных проектов, основными критериями которых должны быть новизна созданных объектов интеллектуальной собственности, подтвержденных патентами на изобретения, а также спрос на научные разработки и вклад научных коллективов в наращивание наукоемкого экспорта;
в производственной сфере – приоритетное внедрение инноваций во всех секторах экономики и использование в производстве наукоемких технологий; стимулирование развития высокотехнологичных производств; преимущественное инвестирование наиболее перспективных инновационных проектов; повышение инновационной активности и восприимчивости национальных производств; внедрение в производство мировых стандартов качества продукции и защиты окружающей среды; усиление инновационных возможностей методом экономического стимулирования отраслевых конструкторских бюро и опытных производств; обеспечение разработки новых импортозамещающих технологий на основе собственной сырьевой базы и создание условий для технологического обновления производства с использованием отраслевого научно-технического потенциала как связующего звена между фундаментальными, прикладными исследованиями и реальным сектором производства;
в аграрном секторе особое внимание будет уделено разработке адаптивных ресурсоэнергосберегающих, экологически безопасных технологий, технологических комплексов, сельскохозяйственных машин и оборудования для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции на основе воспроизводства почвенного плодородия, создания новых конкурентоспособных и импортозамещающих сортов растений, удобрений, пород животных, производства новых продуктов питания;
в области охраны и использования интеллектуальной собственности – создание эффективной многоуровневой системы охраны интеллектуальной собственности и необходимой инфраструктуры, защита перспективных научно-технических разработок с целью недопущения их утечки за рубеж, формирование действенного механизма стимулирования использования объектов интеллектуальной собственности посредством коммерциализации объектов авторских и смежных прав как одного из существенных факторов повышения эффективности экономики, создания конкурентоспособной продукции, активизации инновационных процессов;
в области инновационной деятельности – ускоренные разработка и освоение новых видов конкурентоспособной продукции и передовых технологий, развитие новых институциональных и организационных форм инновационной деятельности, таких, как научно-внедренческие и научно-технические центры, технопарки и технополисы, других форм. Большое внимание будет уделено развитию Парка высоких технологий, основным направлением деятельности которого будет разработка новых и высоких технологий, направленных на повышение конкурентоспособности национальной экономики;
в сфере государственного управления наукой и инновациями – обоснование долгосрочной стратегии развития науки, основанной на использовании эффективных форм интеграции науки, производства и образования; усиление целевой ориентации на решение приоритетных для страны проблем; стимулирование перспективных разработок государственного значения и совершенствование механизма их отбора; первоочередная поддержка государственных научно-технических программ и инновационных проектов, направленных на расширение экспорта, импортозамещение, ресурсосбережение, совершенствование и обновление наиболее эффективных производств, формирование спроса, в удовлетворении которого отечественная наукоемкая продукция играла бы доминирующую роль; проведение эффективной региональной политики в сфере научно-технической и инновационной деятельности; развитие национальной инновационной системы страны.
Основными принципами инновационной политики Республики Беларусь должны стать:
Информация о работе Роль научно-технического прогресса в экономическом развитии общества