Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 23:38, курсовая работа
Целью написания данной работы является изучение и анализ налоговой системы и налогообложения в Республике Беларусь и выявление путей совершенствования налоговой системы РБ.
Для достижения этих целей определены следующие задачи:
изучение принципов, классификации и основных понятий налогообложения,
изучение налогов, как экономической категории государства,
изучение структуры налогового администрирования,
изучение налогов по способу их начисления и объекту обложения,
формирование моделей и рекомендаций по совершенствованию налогообложения в РБ.
Введение 3
I. Понятие и сущность налогообложения 5
1.1 Основные понятия и принципы налогообложения………………………..5
1.2 Классификация и функции налогов………………………………………..9
II. Особенности налогообложение в Республике Беларусь 15
2.1. Налоги, уплачиваемые из выручки………………………………………15
2.2. Налоги, относимые на себестоимость……………………………………24
2.3. Налоги, уплачиваемые из прибыли………………………………………26
III. Пути усовершенствования налогообложения в Республике Беларусь 30
3.1. Пути реформирования налогообложения в РБ………………………….30
Заключение 34
Список используемых источников 36
Налогом не облагаются здания и сооружения социально-культурного назначения, здания и сооружения организаций, принадлежащих обществам инвалидов, здания и сооружения, предназначенные для охраны окружающей среды и улучшения экологической обстановки, жилые помещения (квартиры, комнаты) в многоквартирных домах, принадлежащие физическим лицам на праве собственности, здания и строения (за исключением предназначенных и (или) используемых в установленном порядке для осуществления предпринимательской деятельности), принадлежащие пенсионерам и инвалидам и т.п.
Вывод: Налог на прибыль взимается с организации (предприятия, банка, страховой компании и т.д.). прибыль для целей данного налога, как правило, определяется как доход от деятельности компании без вычетов и скидок.
Налогооблагаемая прибыль определяется как общая сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг), иных ценностей (включая основные средства, товарно-материальные ценности, нематериальные активы, ценные бумаги), имущественных прав и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
Налогом на недвижимость облагается
стоимость зданий и сооружений, объектов
не завершенного строительства, а также стоимость
принадлежащих физическим лицам жилых домов,
садовых домиков, дач, жилых помещений (квартир,
комнат), надворных построек, гаражей,
иных зданий и строений, в том числе не завершенных
строительством (далее - здания и строения).
3.1. Пути реформирования налогообложения в РБ
Применяемая в республике налоговая система имеет общепризнанный набор налоговых платежей, используемых в европейских странах и в странах СНГ, однако активное участие Беларуси в региональных экономических группировках и, в частности, в Евразийском экономическом сообществе вызывает необходимость реформирования национальной налоговой системы.
Формирование равной налоговой нагрузки в пределах объединенной экономики является базовым условием формирования единого налогового пространства, обеспечивающим свободу движения товаров, труда и капитала и создающим равные условия развития национальных экономик. [7,c.36]
Основное направление совершенствования налоговой системы республики и приближения ее к уровню налогообложения на территории единого экономического пространства - снижение налоговой нагрузки.
Несмотря на то, что определенные
подвижки в области отчислений в бюджетные
фонды происходят, проблема их существования
в налоговой системе республики остается
по-прежнему острой. Введение целевых фондов
не должно идти вразрез с общей налоговой политикой
налоговой гармонизации. Для этого необходимо
проводить развернутую оценку влияния на
экономические процессы каждого платежа,
последствий их ведения и применения как на
национальной территории, так и в региональном
союзе в целом. Появляется объективная необходимость
Поэтому упорядочение бюджетных отношений в части функционирования государственных целевых фондов является первоочередной задачей налогового законодательства, позволяющей снизит общую нагрузку на налогоплательщика во всех отраслях экономики, выровнять базы налогообложения и ускорить процесс унификации налоговой системы в рамках проводимой политики налоговой гармонизации.
Один из вариантов налогового реформирования предполагает:
Как предложенные изменения отразятся на структуре налоговых платежей и общей величине налоговой нагрузки показано в таблице 3.1
Таблица 3.1.Уровень изъятия и отчислений в условиях действующей налоговой системы и предлагаемого варианта реформирования
показатели |
в % к ВВП при действующей налоговой системе |
в % к ВВП при варианте реформирования |
отклонение |
НДС |
8,5 |
5,4 |
-3,1 |
Акцизы |
2,3 |
2,0 |
-0,3 |
Отчисления в целевые фонды |
6,5 |
- |
-6,5 |
Продолжение
ФСЗ |
11,4 |
8,3 |
-3,1 |
Налог на прибыль |
4,0 |
4,2 |
+0,2 |
Подоходный налог |
3,4 |
3,5 |
+0,1 |
Прочие |
3,6 |
5,0 |
+1,4 |
Общая сумма всех платежей |
39,7 |
28,4 |
-11,3 |
Примечание: Источник: [4,c.35]
Основной целью корректировок налоговой системы является достижение баланса интересов государства (по сбору налогов) и бизнеса (по возможностям экономического развития).
Вывод: Таким образом, в качестве основных направлений реформирования налоговой системы можно предложить поэтапное решение наиболее актуальных для реального сектора экономики задач:
Изучив состояние системы налогообложения в Республике Беларусь, можно сделать определенные выводы.
Налоги - необходимое звено
Хозяйствующие субъекты уплачивают в бюджет и во внебюджетные фонды более двадцати видов налогов и сборов, которые в комплексе позволяют наиболее полно учесть платежеспособность налогоплательщиков, разнообразие форм их доходов, соблюсти принципы равенства и справедливости и эффективно регулировать потребления и накопления.
Для Республики Беларусь в связи со становлением
налоговой системы особое значение приобретает принцип разумного
сочетания ее гибкости со стабильностью,
обеспечивающий адекватность налогов
меняющейся экономической ситуации и одновременно
создающий гарантию постоянства налоговой нагрузки
в течение длительного времени.
Главные недостатки налоговой системы РБ можно свести к следующим:
Вместе с тем серьезным недостатком
отечественной налоговой
Тем не менее, налоговая система Республики
Беларусь от начала своего становления
достигла сравнимо лучших результатов
в уровне налоговой нагрузки и организации всего процесса
налогообложения.
Информация о работе Роль налогов в регулировании экономики Республики Беларусь