Роль налогов в регулировании экономики Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 23:38, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной работы является изучение и анализ налоговой системы и налогообложения в Республике Беларусь и выявление путей совершенствования налоговой системы РБ.
Для достижения этих целей определены следующие задачи:
изучение принципов, классификации и основных понятий налогообложения,
изучение налогов, как экономической категории государства,
изучение структуры налогового администрирования,
изучение налогов по способу их начисления и объекту обложения,
формирование моделей и рекомендаций по совершенствованию налогообложения в РБ.

Содержание

Введение 3
I. Понятие и сущность налогообложения 5
1.1 Основные понятия и принципы налогообложения………………………..5
1.2 Классификация и функции налогов………………………………………..9
II. Особенности налогообложение в Республике Беларусь 15
2.1. Налоги, уплачиваемые из выручки………………………………………15
2.2. Налоги, относимые на себестоимость……………………………………24
2.3. Налоги, уплачиваемые из прибыли………………………………………26
III. Пути усовершенствования налогообложения в Республике Беларусь 30
3.1. Пути реформирования налогообложения в РБ………………………….30
Заключение 34
Список используемых источников 36

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 60.85 Кб (Скачать)

 

     Налогом не облагаются здания и сооружения социально-культурного назначения, здания и сооружения организаций, принадлежащих обществам инвалидов, здания и сооружения, предназначенные для охраны окружающей среды и улучшения экологической обстановки, жилые помещения (квартиры, комнаты) в многоквартирных домах, принадлежащие физическим лицам на праве собственности, здания и строения (за исключением предназначенных и (или) используемых в установленном порядке для осуществления предпринимательской деятельности), принадлежащие пенсионерам и инвалидам и т.п.     

Вывод: Налог на прибыль взимается с организации (предприятия, банка, страховой компании и т.д.). прибыль для целей данного налога, как правило, определяется как доход от деятельности компании без вычетов и скидок.     

Налогооблагаемая  прибыль определяется как общая  сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг), иных ценностей (включая  основные средства, товарно-материальные ценности, нематериальные активы, ценные бумаги), имущественных прав и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.     

Налогом на недвижимость облагается стоимость  зданий и сооружений, объектов не завершенного строительства, а также стоимость  принадлежащих физическим лицам  жилых домов, садовых домиков, дач, жилых помещений (квартир, комнат), надворных  построек, гаражей, иных зданий и строений, в том числе не завершенных  строительством (далее - здания и строения).  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 

  1. Пути  усовершенствования налогообложения  в Республике Беларусь

3.1. Пути реформирования  налогообложения в РБ     

Применяемая в республике налоговая система  имеет общепризнанный набор налоговых  платежей, используемых в европейских  странах и в странах СНГ, однако активное участие Беларуси в региональных экономических группировках и, в  частности, в Евразийском экономическом  сообществе вызывает необходимость  реформирования национальной налоговой  системы.     

Формирование  равной налоговой нагрузки в пределах объединенной экономики является базовым  условием формирования единого налогового пространства, обеспечивающим свободу  движения товаров, труда и капитала и создающим равные условия развития национальных экономик. [7,c.36]     

Основное  направление совершенствования  налоговой системы республики и  приближения ее к уровню налогообложения  на территории единого экономического пространства - снижение налоговой  нагрузки.     

Несмотря  на то, что определенные подвижки в  области отчислений в бюджетные  фонды происходят, проблема их существования  в налоговой системе республики остается по-прежнему острой. Введение целевых фондов не должно идти вразрез  с общей налоговой политикой  налоговой гармонизации. Для этого  необходимо проводить развернутую  оценку влияния на экономические  процессы каждого платежа, последствий  их ведения и применения как на национальной территории, так и в  региональном союзе в целом. Появляется объективная необходимость регулирования  правовых отношений, возникающих при  установлении, изменении, отмене различных  платежей, применении льгот и санкций. Также должна быть определена программа, предусматривающая наряду с налоговой политикой политику поэтапной отмены целевых платежей. [6,c.24]      

Поэтому упорядочение бюджетных отношений  в части функционирования государственных  целевых фондов является первоочередной задачей налогового законодательства, позволяющей снизит общую нагрузку на налогоплательщика во всех отраслях экономики, выровнять базы налогообложения  и ускорить процесс унификации налоговой  системы в рамках проводимой политики налоговой гармонизации.     

Один  из вариантов налогового реформирования предполагает:

  • Переход на единую ставку изъятия налога на добавленную стоимость в размере 18% по всем видам налогооблагаемых оборотов с учетом полного возмещения сумм налога по нулевой ставке, 
  • Полную отмену отчислений от выручки в целевые фонды и единого платежа от фонда оплаты труда,
  • Снижение ставки взносов на социальную защиту до 26. [4,c.35]

 

     Как предложенные изменения отразятся  на структуре налоговых платежей и общей величине налоговой нагрузки показано в таблице 3.1    

 

 

     Таблица 3.1.Уровень  изъятия и отчислений в условиях действующей налоговой системы  и предлагаемого варианта реформирования 

 

 

 

показатели

в % к ВВП при  действующей налоговой системе

в % к ВВП при  варианте реформирования

отклонение

НДС

8,5

5,4

-3,1

Акцизы

2,3

2,0

-0,3

Отчисления  в целевые фонды

6,5

-

-6,5


 

           

 

 

 

Продолжение

ФСЗ

11,4

8,3

-3,1

Налог на прибыль

4,0

4,2

+0,2

Подоходный  налог

3,4

3,5

+0,1

Прочие

3,6

5,0

+1,4

Общая сумма всех платежей

39,7

28,4

-11,3


 

  
     

Примечание: Источник: [4,c.35]     

Основной  целью корректировок налоговой  системы является достижение баланса  интересов государства (по сбору  налогов) и бизнеса (по возможностям экономического развития).

 

 

 

     Вывод: Таким образом, в качестве основных направлений реформирования налоговой системы можно предложить поэтапное решение наиболее актуальных для реального сектора экономики задач:

  • снижение налогового бремени на фонд оплаты труда,
  • уменьшение количества платежей за счет объединения сходных или отмены мелких налогов и сборов с высокими издержками на их администрирование,
  • снижение ставок некоторых видов налогов по мере расширения базы налогообложения,
  • максимальное упрощение налогообложения индивидуальных предпринимателей. [1,c.32]

Заключение

 

     Изучив  состояние системы налогообложения в Республике Беларусь, можно сделать определенные выводы.     

Налоги - необходимое звено экономических  отношений в обществе. Они являются основным источником доходной части  бюджетов всех уровней и эффективным  инструментом государственного регулировании  социально-экономических отношений.[2,c.36]      

Хозяйствующие субъекты уплачивают в бюджет и во внебюджетные фонды более двадцати видов налогов и сборов, которые  в комплексе позволяют наиболее полно учесть платежеспособность налогоплательщиков, разнообразие форм их доходов, соблюсти принципы равенства и справедливости и эффективно регулировать потребления  и накопления.      

Для Республики Беларусь в связи со становлением налоговой системы особое значение приобретает принцип разумного  сочетания ее гибкости со стабильностью, обеспечивающий адекватность налогов  меняющейся экономической ситуации и одновременно создающий гарантию постоянства налоговой нагрузки в течение длительного времени.     

Главные недостатки налоговой системы РБ можно свести к следующим:

  • практикуется многократное обложение разными налогами одной и той же базы,
  • налоговая система перегружена большим количеством налогов и платежей,
  • доминирование косвенных налогов по сравнению с прямыми,
  • регулирование налогов осуществляется с помощью многочисленных нормативных актов, инструктивных и методических материалов, принимаемых органами исполнительной власти,
  • роль налоговой инспекции сужена до наложения штрафных санкций вместо активной профилактики налоговых нарушений.

 

     Вместе  с тем серьезным недостатком  отечественной налоговой системы  является рассредоточение элементов  ее нормативно-правовой регламентации  по многочисленным законам и подзаконным  актам, что вызывает вполне справедливые нарекания у налогоплательщиков. Ситуация еще более усугубляется недостаточной конкретизацией отдельных  норм налогового законодательства и  противоречивостью их интерпретации.      

Тем не менее, налоговая система Республики Беларусь от начала своего становления  достигла сравнимо лучших результатов  в уровне налоговой нагрузки и  организации всего процесса налогообложения.  
  
  
  

Список используемых источников

  1. Винокурова  Т.П. Оценка фискального климата  в налогообложении в РБ // Бухгалтерский учет и анализ - 2009 - №12, с.31-33.
  2. Григорчук М.О. Налоги-2011 //Налоговый вестник- 2010- №22, с 31-36.
  3. Змачинская Г.Н. Правовые акты в сфере налогообложения. Общие положения и специфика/Г.Н. Змачинская, А.В. Козляков - Мн.: ИЧУП «Бухгалтерская газета», 2009. - 64с.
  4. Иванова И. Налогообложение //Консультант - 2010 - №7, с.51-55.
  5. Киреева Е. Пути реформирования национальной налоговой системы в условиях вхождения в региональные экономические союзы // Финансы, учет, аудит, - №5 - 2009. с. 32-36.
  6. Комментарий к Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь / С.В.Авдеенко, И.С.Андреюк, М.О.Григорчук и др. - Мн.: УП «Светоч», 2007. - 352с.
  7. Налоги: Учебник/ Н.Е.Заяц, М.К.Фисенко, Т.И.Василеская и др.; Под общ.ред. Н.Е.Заяц, Т.И.Василевской. - Мн.: БГЭУ,2009. - 368с.
  8. Полежаев В.А. О развитии модели налогообложения // Финансы - 2010 -№9, с.36-39.
  9. Сушкова Т. Особенности налогообложения // Финансовый директор - 2010 - №4, с.21-30.

Информация о работе Роль налогов в регулировании экономики Республики Беларусь