Роль налогов в регулировании экономики Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 23:38, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной работы является изучение и анализ налоговой системы и налогообложения в Республике Беларусь и выявление путей совершенствования налоговой системы РБ.
Для достижения этих целей определены следующие задачи:
изучение принципов, классификации и основных понятий налогообложения,
изучение налогов, как экономической категории государства,
изучение структуры налогового администрирования,
изучение налогов по способу их начисления и объекту обложения,
формирование моделей и рекомендаций по совершенствованию налогообложения в РБ.

Содержание

Введение 3
I. Понятие и сущность налогообложения 5
1.1 Основные понятия и принципы налогообложения………………………..5
1.2 Классификация и функции налогов………………………………………..9
II. Особенности налогообложение в Республике Беларусь 15
2.1. Налоги, уплачиваемые из выручки………………………………………15
2.2. Налоги, относимые на себестоимость……………………………………24
2.3. Налоги, уплачиваемые из прибыли………………………………………26
III. Пути усовершенствования налогообложения в Республике Беларусь 30
3.1. Пути реформирования налогообложения в РБ………………………….30
Заключение 34
Список используемых источников 36

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 60.85 Кб (Скачать)

 

     косвенные - это платежи, включаемые в цену товара.     

акциз - налог с оборота, взимаемый со стоимости товаров массового производства.      

налог на добавленную стоимость, который является частью вновь созданной стоимости.     

таможенная  пошлина - косвенный налоги на импортные или экспортные товары, поступающие в доход бюджета государства.     

4. по объекту обложения:      

платежи, уплачиваемые из выручки  от реализации:

  • НДС,
  • Акцизы,
  • Платежи по общему нормативу 3,9% (сельскохозяйственный сбор, отчисление в жилищно-инвестиционный фонд),
  • Налог на продажу в розничной торговле,
  • Таможенные сборы.

 

     платежи, включаемые в себестоимость  продукции, работ, услуг:

  • единый платеж от фонда оплаты труда,
  • отчисления в Фонд социальной защиты населения,
  • платежи за землю,
  • экологический налог,
  • отчисления в центральные инновационные фонды,
  • сбор на содержание и размещение отходов,
  • государственная пошлина.

 

     платежи, уплачиваемые из прибыли:

  • налог на недвижимость,
  • налог на доходы,
  • налог на прибыль,
  • транспортный сбор,
  • сбор на содержание и развитие инфраструктуры города.

 

     сборы, относимые юридическими лицами на финансовый результат:

  • оффшорный сбор - объектом налогообложения является перечисление денежных средств резидентом РБ нерезиденту, зарегистрированному в оффшорной зоне.

 

     Налогообложение в структуре общественных отношений  выполняет ряд чрезвычайно важных и сложных задач. Принципиально их можно свести к пяти основным функциям:     

1. фискальная - обеспечивает формирование доходов государства, создает материальную основу государственной политики. Мобилизуя через налоги часть национального дохода, государство входит в постоянное соприкосновение с участниками процесса производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на развитие экономики в нужном направлении,     

2. регулирующая - состоит в способности налогов воздействовать на развитие экономики, обеспечивая ей устойчивый рост, устраняя возникающие диспропорции между объемом производства и платежеспособным спросом. Регулирующая функция реализуется через механизм налогового регулирования, который включает совокупность мер косвенного воздействия государства на развитие производства путем изменения нормы изъятия доходов у предприятий в бюджет, повышения или понижения общего уровня налогообложения, предоставления налоговых льгот, поощряющих деловую активность в отдельных сферах предпринимательства или регионах страны,      

3. стимулирующая - ориентирует налоговый механизм на стимулирование плательщика к определенным действиям. Ради достижения необходимого ему эффекта государство может предоставлять льготы, отсрочки платежей, налоговых каникул. Задача стимулирующей функции состоит в том, чтобы на ряду с применением оптимального уровня изъятий, создавать стимулы для развития приоритетных отраслей и производств, обеспечивающих экономический прогресс общества,     

4. Контрольная – состоит в том, что через налоги государство осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Благодаря денежной оценке сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками. Кроме того, через контрольную функцию налогообложения выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику,     

5. Распределительная (социальная) – состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. [9,c.51]     

Вывод: Таким образом, хозяйствующие субъекты уплачивают в бюджет и во внебюджетные фонды более двадцати видов налогов и сборов, которые в комплексе позволяют наиболее полно учесть платежеспособность налогоплательщиков, разнообразие форм их доходов, соблюсти принципы равенства и справедливости и эффективно регулировать процессы потребления и накопления.     

Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его  свойств. Функция показывает, каким  образом реализуется общественное назначение данной экономической категории  как инструмента стоимостного распределения  и перераспределения доходов  государства отсюда возникает распределительная  функция налогов, отражающая их сущность как особого централизованного  звена распределительных отношений. Посредством налогов в государственном  бюджете концентрируются средства, направляемые затем на расширение народнохозяйственных проблем, как производственных, так  и социальных, (финансирование крупных  межотраслевых, комплексных целевых  программ  научно-технических, экономических  и др.)  
  
  
  
  
  
 

  1. Налогообложение в Республике Беларусь

2.1. Налоги, уплачиваемые  из выручки     

Налоги, уплачиваемые из выручки, подразделяются на:     

1. Налог на добавленную  стоимость.      

Плательщиками налога являются организации и физические лица, признаваемые плательщиками в  связи с перемещением товаров  через таможенную границу РБ в  соответствии с таможенным законодательством  РБ, филиалы, представительства и  иные обособленные подразделения белорусских  организаций, имеющих отдельный  баланс и текущий либо иной другой банковский счет. Объектами налогообложения  являются: обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности  на территории РБ; обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных  прав на объекты интеллектуальной собственности  за пределы РБ; товары, ввозимые на таможенную территорию РБ. [8,c.26]     

Зачетный  метод исчисления налога на добавленную  стоимость заключается в том, что налогоплательщик вместе с выручкой за реализованные товары (работы, услуги) получает от своих покупателей не только стоимость своих товаров (работ, услуг), но и дополнительно  налог, причитающийся к уплате в  бюджет. В свою очередь каждый налогоплательщик сам производит различные платежи  за товары (работы, услуги) в пользу других субъектов хозяйствования и  при этом также, кроме стоимости  товара (работы, услуги) уплачивает поставщику и НДС. Разница между полученным и уплаченным налогом уплачивается в бюджет, если она положительная, или возвращается (зачитывается) государством налогоплательщику, если она отрицательная.        

Ставки  налога на добавленную  стоимость:     

0%: при реализации экспортируемых товаров; работ (услуг) по сопровождению, погрузке, перегрузке и иных подобных работ (услуг), непосредственно связанных с реализацией экспортируемых товаров; экспортируемых транспортных услуг, включая транзитные перевозки, а также экспортируемых услуг по производству товаров из давальческого сырья (материалов).     

10%: при реализации производимой на территории РБ продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства; при реализации предприятиями продовольственных товаров и товаров для детей по перечням, определяемым Советом Министров РБ по согласованию с Президентом РБ; при ввозе на таможенную территорию РБ продовольственных товаров и товаров для детей по перечням, определяемым Советом Министров РБ по согласованию с Президентом РБ.     

18%: во всех других случаях реализации товаров (работ, услуг),     

9.09%: при реализации товаров (работ, услуг) по регулируемым розничным ценам с учетом НДС,     

15.25%: при реализации товаров (работ, услуг) по регулируемым розничным ценам с учетом НДС.     

Освобождаются от налогообложения  НДС обороты от реализации на территории РБ:

  • лекарственные средства, а также медицинская техника,
  • услуги по уходу за больными,
  • услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях,
  • услуги в сфере образования, связанные с учебным процессом,
  • жилищно-коммунальные услуги, оказываемые населению,
  • услуги по перевозке пассажиров государственным транспортом,
  • услуги связи населению,
  • услуги адвокатов населению.

 

     2. Акцизы.     

Плательщиками акцизов являются: организации и  индивидуальные предприниматели производящие подакцизные товары, ввозящие их на таможенную территорию РБ и (или) реализующие  ввезенные на таможенную территорию РБ подакцизные товары; филиалы, представительства  и иные обособленные подразделения  белорусских организаций, имеющие  отдельный баланс и текущий либо иной банковский счет.     

Объект  обложения акцизами в зависимости  от установленных  в отношении подакцизных  товаров ставок акцизов  определяется:     

а) по произведенным подакцизным товарам:      

- как объем произведенных подакцизных  товаров в натуральном выражении,  в отношении которых установлены  твердые (специфические) ставки  акцизов,      

- как стоимость подакцизных товаров,  определяемая исходя из отпускных  цен без учета акцизов, на  которые установлены адвалорные  ставки акцизов,      

б) по подакцизным товарам, ввозимых на таможенную территорию РБ:     

- как объем ввозимых подакцизных  товаров в натуральном выражении,  в отношении которых установлены  твердые (специфические) ставки  акцизов,      

- как таможенная стоимость, увеличенная  на подлежащие уплате суммы  таможенной пошлины ми сборов  за таможенное оформление, - по  подакцизным товарам, в отношении  которых установлены адвалорные  ставки акцизов,      

в) при реализации ввезенных на таможенную территорию РБ подакцизных товаров, в отношении которых установлены  адвалорные ставки акцизов, - как стоимость (без учета акцизов) реализованных  товаров,     

г) при реализации ввезенных на таможенную территорию РБ без уплаты акцизов  подакцизных товаров, в отношении  которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов, - как объем реализованных  подакцизных товаров в натуральном  выражении.      

При исчислении акцизов (кроме акцизов, взимаемых при ввозе подакцизных  товаров) в облагаемый оборот включается фактически отгруженные (переданные, использованные на собственные нужды) в отчетном периоде подакцизные товары.      

При натуральной оплате труда подакцизными товарами собственного производства, обмене с участием подакцизных товаров, их передаче безвозмездно или по ценам  ниже рыночных объектом налогообложения  являются:     

- по товарам, на которые установлены  твердые ставки акцизов, - объем  таких товаров,      

-по товарам, на которые  установлены адвалорные ставки  акцизов,- стоимость подакцизных  товаров, определяемая исходя  из максимальных отпускных цен  без учета акцизов на аналогичные  товары собственного производства  на момент передачи готовых  товаров, а при их отсутствии - исходя из рыночных цен, сложившихся  в данном регионе на аналогичны  товары в предыдущем отчетном  периоде.     

Акцизы  не уплачиваются по подакцизным товарам, вывозимых за пределы РБ. Указанное  положении не распространяется на подакцизные  товары, экспортируемые из РБ в государства - участники Содружества Независимых  Государств (кроме государств, в  торговых отношениях с которыми осуществляется взимание акцизов по принципу страны назначения). Подакцизные товары, вывозимые  в порядке товарообмена подлежат обложению акцизами.     

Сумма акцизов, подлежащая уплате по подакцизным  товарам, происходящим и ввозимым с  территорий государств - участников Содружества  Независимых Государств, уменьшатся на сумму акцизов, фактически уплаченную в стране их происхождения. Настоящее положение применяется на условиях взаимности в порядке, определяемом Советом Министров РБ.     

Акцизами  облагаются следующие  товары:

    • спирт технический,
    • алкогольная продукция,
    • табачная продукция,
    • нефть и нефтепродукты,
    • ювелирные изделия,
    • легковые автомобили и микроавтобусы.

 

     На  всей территории РБ действуют единые ставки акцизов как для товаров, произведенных плательщиками акцизов, так и для товаров, ввозимых плательщиками  акцизов на таможенную территорию РБ и (или) реализуемых на таможенной территории РБ. Ставки акцизов на товары могут  устанавливаться в абсолютной сумме  на физическую единицу измерения  подакцизных товаров (твердые (специфические) ставки) или в процентах от стоимости  товаров (адвалорные ставки). Ставки акцизов  устанавливаются Советом Министров  РБ по согласованию с Президентом  РБ.     

Сумма акциза рассчитывается следующими способами:     

1. сумма акцизов по товарам, на  которые установлены адвалорные  ставки:      

А=Н*С/100, где А - сумма акциза, Н - стоимость  товара без акциза, С- ставка акциза в %.     

2. сумма акцизов по товарам, на  которые установлены твердые  ставки     

А=V*С, где А - сумма акциза, V - объем продукции  в натуральном выражении, С - ставка акциза.      

Расчеты предоставляются не позднее 20 числа  месяца, следующего за отчетным. Окончательный  расчет должен быть произведен не позднее 22 числа месяца, следующего за отчетным.     

3. Налог с продаж  товаров в розничной торговле.      

Плательщиками сбора являются организации и  индивидуальные предприниматели в  соответствии с законодательством; филиалы, представительства и иные обособленные подразделения организаций, как имеющие, так и не имеющие  обособленного баланса и текущего и иного банковского счета, которые  уплачивают налог в бюджет по месту  получения выручки. Объектом обложения  являются операции по реализации в  розничной торговой сети товаров.     

Информация о работе Роль налогов в регулировании экономики Республики Беларусь