Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 23:38, курсовая работа
Целью написания данной работы является изучение и анализ налоговой системы и налогообложения в Республике Беларусь и выявление путей совершенствования налоговой системы РБ.
Для достижения этих целей определены следующие задачи:
изучение принципов, классификации и основных понятий налогообложения,
изучение налогов, как экономической категории государства,
изучение структуры налогового администрирования,
изучение налогов по способу их начисления и объекту обложения,
формирование моделей и рекомендаций по совершенствованию налогообложения в РБ.
Введение 3
I. Понятие и сущность налогообложения 5
1.1 Основные понятия и принципы налогообложения………………………..5
1.2 Классификация и функции налогов………………………………………..9
II. Особенности налогообложение в Республике Беларусь 15
2.1. Налоги, уплачиваемые из выручки………………………………………15
2.2. Налоги, относимые на себестоимость……………………………………24
2.3. Налоги, уплачиваемые из прибыли………………………………………26
III. Пути усовершенствования налогообложения в Республике Беларусь 30
3.1. Пути реформирования налогообложения в РБ………………………….30
Заключение 34
Список используемых источников 36
косвенные - это платежи, включаемые в цену товара.
акциз - налог с оборота, взимаемый со стоимости товаров массового производства.
налог на добавленную стоимость, который является частью вновь созданной стоимости.
таможенная пошлина - косвенный налоги на импортные или экспортные товары, поступающие в доход бюджета государства.
4. по объекту обложения:
платежи, уплачиваемые из выручки от реализации:
платежи, включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг:
платежи, уплачиваемые из прибыли:
сборы, относимые юридическими лицами на финансовый результат:
Налогообложение в структуре общественных
отношений выполняет ряд чрезвычайно
1. фискальная - обеспечивает формирование доходов государства, создает материальную основу государственной политики. Мобилизуя через налоги часть национального дохода, государство входит в постоянное соприкосновение с участниками процесса производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на развитие экономики в нужном направлении,
2. регулирующая - состоит в способности налогов воздействовать на развитие экономики, обеспечивая ей устойчивый рост, устраняя возникающие диспропорции между объемом производства и платежеспособным спросом. Регулирующая функция реализуется через механизм налогового регулирования, который включает совокупность мер косвенного воздействия государства на развитие производства путем изменения нормы изъятия доходов у предприятий в бюджет, повышения или понижения общего уровня налогообложения, предоставления налоговых льгот, поощряющих деловую активность в отдельных сферах предпринимательства или регионах страны,
3. стимулирующая - ориентирует налоговый механизм на стимулирование плательщика к определенным действиям. Ради достижения необходимого ему эффекта государство может предоставлять льготы, отсрочки платежей, налоговых каникул. Задача стимулирующей функции состоит в том, чтобы на ряду с применением оптимального уровня изъятий, создавать стимулы для развития приоритетных отраслей и производств, обеспечивающих экономический прогресс общества,
4. Контрольная – состоит в том, что через налоги государство осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Благодаря денежной оценке сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками. Кроме того, через контрольную функцию налогообложения выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику,
5. Распределительная (социальная) – состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. [9,c.51]
Вывод: Таким образом, хозяйствующие субъекты уплачивают в бюджет и во внебюджетные фонды более двадцати видов налогов и сборов, которые в комплексе позволяют наиболее полно учесть платежеспособность налогоплательщиков, разнообразие форм их доходов, соблюсти принципы равенства и справедливости и эффективно регулировать процессы потребления и накопления.
Функция налога - это проявление
его сущности в действии, способ выражения его
свойств. Функция показывает, каким образом реализуется
2.1. Налоги, уплачиваемые из выручки
Налоги, уплачиваемые из выручки, подразделяются на:
1. Налог на добавленную стоимость.
Плательщиками налога являются организации и физические лица, признаваемые плательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РБ в соответствии с таможенным законодательством РБ, филиалы, представительства и иные обособленные подразделения белорусских организаций, имеющих отдельный баланс и текущий либо иной другой банковский счет. Объектами налогообложения являются: обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности на территории РБ; обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности за пределы РБ; товары, ввозимые на таможенную территорию РБ. [8,c.26]
Зачетный метод исчисления налога на добавленную стоимость заключается в том, что налогоплательщик вместе с выручкой за реализованные товары (работы, услуги) получает от своих покупателей не только стоимость своих товаров (работ, услуг), но и дополнительно налог, причитающийся к уплате в бюджет. В свою очередь каждый налогоплательщик сам производит различные платежи за товары (работы, услуги) в пользу других субъектов хозяйствования и при этом также, кроме стоимости товара (работы, услуги) уплачивает поставщику и НДС. Разница между полученным и уплаченным налогом уплачивается в бюджет, если она положительная, или возвращается (зачитывается) государством налогоплательщику, если она отрицательная.
Ставки налога на добавленную стоимость:
0%: при реализации экспортируемых товаров; работ (услуг) по сопровождению, погрузке, перегрузке и иных подобных работ (услуг), непосредственно связанных с реализацией экспортируемых товаров; экспортируемых транспортных услуг, включая транзитные перевозки, а также экспортируемых услуг по производству товаров из давальческого сырья (материалов).
10%: при реализации производимой на территории РБ продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства; при реализации предприятиями продовольственных товаров и товаров для детей по перечням, определяемым Советом Министров РБ по согласованию с Президентом РБ; при ввозе на таможенную территорию РБ продовольственных товаров и товаров для детей по перечням, определяемым Советом Министров РБ по согласованию с Президентом РБ.
18%: во всех других случаях реализации товаров (работ, услуг),
9.09%: при реализации товаров (работ, услуг) по регулируемым розничным ценам с учетом НДС,
15.25%: при реализации товаров (работ, услуг) по регулируемым розничным ценам с учетом НДС.
Освобождаются от налогообложения НДС обороты от реализации на территории РБ:
2. Акцизы.
Плательщиками акцизов являются: организации и индивидуальные предприниматели производящие подакцизные товары, ввозящие их на таможенную территорию РБ и (или) реализующие ввезенные на таможенную территорию РБ подакцизные товары; филиалы, представительства и иные обособленные подразделения белорусских организаций, имеющие отдельный баланс и текущий либо иной банковский счет.
Объект обложения акцизами в зависимости от установленных в отношении подакцизных товаров ставок акцизов определяется:
а) по произведенным подакцизным
- как объем произведенных
- как стоимость подакцизных
б) по подакцизным товарам, ввозимых на таможенную территорию РБ:
- как объем ввозимых
- как таможенная стоимость,
в) при реализации ввезенных на
таможенную территорию РБ подакцизных товаров,
в отношении которых
г) при реализации ввезенных на
таможенную территорию РБ без уплаты акцизов
подакцизных товаров, в отношении которых установлены твердые
(специфические) ставки акцизов, - как объем реализованных
подакцизных товаров в
При исчислении акцизов (кроме акцизов,
взимаемых при ввозе
При натуральной оплате труда подакцизными товарами собственного производства, обмене с участием подакцизных товаров, их передаче безвозмездно или по ценам ниже рыночных объектом налогообложения являются:
- по товарам, на которые
-по товарам, на которые
установлены адвалорные ставки
акцизов,- стоимость подакцизных
товаров, определяемая исходя
из максимальных отпускных цен
без учета акцизов на
Акцизы не уплачиваются по подакцизным товарам,
вывозимых за пределы РБ. Указанное положении не
распространяется на подакцизные товары,
экспортируемые из РБ в государства - участники Содружества
Сумма акцизов, подлежащая уплате по подакцизным товарам, происходящим и ввозимым с территорий государств - участников Содружества Независимых Государств, уменьшатся на сумму акцизов, фактически уплаченную в стране их происхождения. Настоящее положение применяется на условиях взаимности в порядке, определяемом Советом Министров РБ.
Акцизами облагаются следующие товары:
На всей территории РБ действуют единые
ставки акцизов как для товаров, произведенных плательщиками
Сумма акциза рассчитывается следующими способами:
1. сумма акцизов по товарам, на
которые установлены
А=Н*С/100, где А - сумма акциза, Н - стоимость товара без акциза, С- ставка акциза в %.
2. сумма акцизов по товарам, на которые установлены твердые ставки
А=V*С, где А - сумма акциза, V - объем продукции в натуральном выражении, С - ставка акциза.
Расчеты предоставляются не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным. Окончательный расчет должен быть произведен не позднее 22 числа месяца, следующего за отчетным.
3. Налог с продаж товаров в розничной торговле.
Плательщиками сбора являются
организации и индивидуальные предприниматели в
соответствии с законодательством; филиалы,
представительства и иные обособленные
подразделения организаций, как имеющие,
так и не имеющие обособленного баланса и
Информация о работе Роль налогов в регулировании экономики Республики Беларусь