Роль налогов в регулировании экономики Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 23:38, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной работы является изучение и анализ налоговой системы и налогообложения в Республике Беларусь и выявление путей совершенствования налоговой системы РБ.
Для достижения этих целей определены следующие задачи:
изучение принципов, классификации и основных понятий налогообложения,
изучение налогов, как экономической категории государства,
изучение структуры налогового администрирования,
изучение налогов по способу их начисления и объекту обложения,
формирование моделей и рекомендаций по совершенствованию налогообложения в РБ.

Содержание

Введение 3
I. Понятие и сущность налогообложения 5
1.1 Основные понятия и принципы налогообложения………………………..5
1.2 Классификация и функции налогов………………………………………..9
II. Особенности налогообложение в Республике Беларусь 15
2.1. Налоги, уплачиваемые из выручки………………………………………15
2.2. Налоги, относимые на себестоимость……………………………………24
2.3. Налоги, уплачиваемые из прибыли………………………………………26
III. Пути усовершенствования налогообложения в Республике Беларусь 30
3.1. Пути реформирования налогообложения в РБ………………………….30
Заключение 34
Список используемых источников 36

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 60.85 Кб (Скачать)

Ставки  налогов:     

15% - по товарам, ввезенным на таможенную территорию РБ и выпущенных в сводное обращение в РБ,     

5% - других товаров, включая товары, реализуемые в магазинах беспошлинной торговли, а также соки, нектары, консервы овощные и фруктово-ягодные, мед, кофе, стиральные машины, электропылесосы, электроутюги, магнитофоны, видеокамеры, фотоаппараты, ввезенные на таможенную территорию РБ и выпущенные в свободное обращение в РБ.     

Освобождаются от уплаты налога:     

1. организации розничной торговли, расположенные в сельской местности,  за исключением реализации ликероводочных  и табачных изделий,     

2. организации общественного питания,  уплачивающие налог на услуги,     

3. организации и индивидуальные  предприниматели, используемые труд  инвалидов, численность которых  составляет более 50% списочной  численности работников в среднем  за отчетный месяц,     

4. религиозные организации.     

Налогом на продажу не облагается:

  • ритуальные принадлежности,
  • книжная и печатная продукция,
  • медицинская техника,
  • зоологические товары,
  • обручальные кольца.
  • телефонные карточки,
  • лотерейные билеты.

 

     Налог с продаж рассчитывается как:     

НП=(НБ*С)/100, где НБ- налогооблагаемая база, С- ставка налога.     

Плательщик  налога не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным предоставляют налоговым  органам декларацию о сумме начисленного налога. Уплата налога производиться  не позднее 22 числа месяца, следующего за отчетным.     

Налоги, уплачиваемые из валовой  выручки, включают в  себя:     

1. налог при упрощенной  системе налогообложения.     

Плательщиками налога являются предприятия и предприниматели  со среднемесячной численностью работников до 15 человек имеют право на применение упрощенной системы налогообложения, если в течение двух кварталов, предшествующих кварталу, с которого они претендуют на применение указанной системы  налогообложения, их ежеквартальная выручка  от реализации товаров (работ, услуг) не превышала размера 5000 базовых величин, установленных в данный период законодательством  РБ. Вновь созданные предприятия  с указанной численностью работников или вновь зарегистрированные предприниматели  могут применять упрощенную систему  налогообложения со дня своего создания. Объектом налогообложения при упрощенной системе налогообложения является валовая выручка, полученная от реализации продукции, товаров (работ, услуг) за отчетный период. Валовая выручка определяется как сумма выручки от реализации продукции, товаров (работ, услуг), иного  имущества и доходов от внереализационных  операций. Ставка налога при упрощенной системе налогообложения устанавливается  в размере 10% от валовой выручки.     

2. единый налог для  производителей сельскохозяйственной  продукции.     

Плательщиками налога являются производители сельскохозяйственной продукции, у которых выручка  от реализации произведенной ими  продукции растениеводства (кроме  цветов и декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства  и пчеловодства составляет не менее 70% от общей выручки за предыдущий финансовый год. Объектом налогообложения  является валовая выручка, которая  определяется как сумма выручки  от реализации продукции, товаров (работ, услуг), иного имущества и доходов  от внереализационных операций. Ставка единого налога установлена в  размере 2% от валовой выручки.     

Вывод: В целях обеспечения наибольших сборов налогов белорусские законодатели выбрали в качестве главных объектов налогообложения выручку от реализации продукции, работ и услуг, и заработную плату. Общее число налогов и сборов в Беларуси более 20. Наиболее значительным является налог на добавленную стоимость, система исчисления и уплаты которого в целом близка к системе, существующей в странах Европейского Союза.     

Разнообразие  видов экономической деятельности влечет уплату различных видов налогов  и платежей в бюджет, в т.ч. уплачиваемых из выручки: налог с продаж товаров  в розничной торговой сети; акцизы, налог на добавленную стоимость; налог с продаж в розничной торговле.     

По  налогу с продаж товаров в розничной  торговле объектом налогообложения  являются операции по реализации в  розничной торговой сети товаров (за исключением социально значимых товаров по перечню, утверждаемому  Советом Министров РБ, а также  бензина и дизельного топлива).

2.2. Налоги, относимые  на себестоимость     

Налоги, относимые на себестоимость продукции, включают:     

1. Налог за пользование  природными ресурсами (экологический  налог).     

Плательщиками налога являются: юридические лица РБ, иностранные юридические лица и международные организации, простые  товарищества, хозяйственные группы; филиалы, представительства и иные обособленные подразделения юридических  лиц РБ, имеющие отдельный баланс и текущий либо иной банковский счет; организации, финансируемые из бюджета.     

Налогом облагаются:

  • Объемы используемых (изымаемых, добываемых) природных ресурсов;
  • Объемы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду;
  • Объемы переработанной нефти и нефтепродуктов;
  • Объемы перемещаемых по территории РБ нефти и нефтепродуктов;
  • Объемы отходов производства, размещенных на объектах размещения отходов;
  • Объемы размещения товаров, помещенных под таможенный режим уничтожения и утративших свои потребительские свойства, а также отходов, образующихся в результате уничтожения товаров, помещенных под этот режим;
  • Объемы полезных ископаемых, добытых на разведанных за счет средств бюджета месторождениях, в стоимостном выражении.

 

      

Налог состоит из:

  • Платежей за использование (изъятие, добычу) природных ресурсов, платежей за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду, платежей за размещение отходов производства в пределах установленных лимитов, сверх установленных либо без установленных лимитов в случаях, предусмотренных законодательством;
  • Платежей за переработку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти;
  • Платежей за перемещение по территории РБ нефти и нефтепродуктов;
  • Платежей за геологоразведочные работы, выполненные за счет средств бюджета.

 

     Ставки  налога за использование природных  ресурсов и за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду устанавливаются  Советом Министров РБ по представлению  специально на то уполномоченных государственных  органов.     

2. Платежи за  землю (земельный налог).     

Плательщиками налога являются юридические и физические лица (включая иностранные), которым  земельные участки предоставлены  во владение, пользование либо в  собственность.      

Земельным налогом облагаются земли:

  • сельскохозяйственного назначения,
  • населенных пунктов,
  • промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения,
  • лесного фонда,
  • водного фонда.

 

     Размер  земельного налога определяется в зависимости  от качества и местоположения земельного участка и не зависит от результатов  хозяйственной и иной деятельности землевладельца, землепользователя  и собственника земель. Размер земельного налога на земли сельскохозяйственного  назначения определяется по данным кадастровой  оценки земли. Земельный налог устанавливается в виде ежегодных фиксированных платежей за гектар земельной площади.     

Вывод: Таким образом земельным налогом облагаются земельные участки, находящиеся во владении, пользовании или собственности юридических и физических лиц (в том числе иностранных). Земельный налог рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земельного участка. Земельным налогом не облагаются земли, подвергшиеся радиоактивному загрязнению, заповедники, земли историко-культурного назначения, земли населенных пунктов, земли организаций, осуществляющих социально-культурную деятельность, а также земельные участки некоторых категорий граждан (ветеранов войны, пенсионеров, инвалидов и лиц, пострадавших в результате Чернобыльской аварии, военнослужащих срочной службы, многодетных семей).     

Плательщиками экологического налога являются организации  и индивидуальные предприниматели.     

Ставки  экологического налога установлены  Налоговым кодексом Республики Беларусь в зависимости от объекта налогообложения.      

Объектами налогообложения экологическим  налогом не признаются:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух мобильными источниками;
  • сброс сточных вод, отводимых в окружающую среду системой дождевой канализации с застроенной территории, на которой они образовались в результате выпадения атмосферных осадков;
  • захоронение отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения, в объемах захоронения таких отходов 50 и менее тонн в год;
  • импорт пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона, используемой для упаковки товаров, реализованных на экспорт, при условии раздельного учета.

2.3. Налоги, уплачиваемые  из прибыли     

Налоги, уплачиваемые из прибыли включают в  себя:     

1. Налог на прибыль.      

Плательщиками налога на прибыль являются юридические  лица Республики Беларусь, иностранные  юридические лица и международные  организации, осуществляющие деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, простые товарищества, хозяйственные группы.     

Налогооблагаемая  прибыль определяется как общая  сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг), иных ценностей (включая  основные средства, товарно-материальные ценности, нематериальные активы, ценные бумаги), имущественных прав и доходов  от внереализационных операций, уменьшенных  на сумму расходов по этим операциям.     

Налоговые льготы в виде снижения ставок налога установлены в законодательном  порядке для:

  • организаций, осуществляющих производство лазерно-оптической техники, у которых доля этой техники в стоимостном выражении в общем объеме их производства составляет не менее 50 процентов (уплачивают налог по ставке 10 процентов);
  • организаций, включенных в перечень высокотехнологичных организаций, утверждаемый Президентом Республики Беларусь, в части прибыли, полученной от реализации высокотехнологичных товаров (работ, услуг) собственного производства (ставка налога уменьшается на 50 процентов).

 

     Из  облагаемой налогом прибыли вычитаются суммы прибыли, направленные на финансирование капитальных вложений производственного  назначения и жилищного строительства, а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели.      

От  налога на прибыль  освобождаются:

  • организации, в которых более 50 процентов от списочной численности в среднем за период составляют инвалиды;
  • организации, осуществляющие эксплуатацию объектов придорожного сервиса в течение пяти лет с даты ввода в эксплуатацию таких объектов;
  • другие организации, указанные законодательством.

 

     2. налоги на доходы подразделяются на:     

налог на доходы по дивидендам и приравненным к  ним доходам.     

Плательщиками налога являются юридически лица (включая  иностранные юридические лица). Дивиденды  и приравненные к ним доходы, начисленные  организациями, облагаются по ставке 15%.     

налог на доходы, полученные в отдельных сферах деятельности.     

Плательщиками налога являются банки, небанковские кредитно-финансовые учреждения, страховые и перестраховочные организации, а также иные юридические  лица, получившие доходы от операций с  ценными бумагами. Налог на доходы кредитно-финансовыми учреждениями и страховыми организациями исчисляется  и уплачивается по ставке 30%, а иными  организациями по доходам от операций с ценными бумагами - по ставке 40%.     

Налог рассчитывается как:     

НП=(НБ*С)/100, где НБ- налогооблагаемая база, С- ставка налога.     

Плательщик  налога не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным предоставляют налоговым  органам декларацию о сумме начисленных  сборов. Уплата налога производиться  не позднее 22 числа месяца, следующего за отчетным.     

3. Налог на недвижимость.      

Плательщиками налога на недвижимость являются юридические  лица, иностранные юридические лица и международные организации, простые  товарищества (участники договора о совместной деятельности), хозяйственные группы и физические лица.      

Налогом облагается стоимость зданий и сооружений, объектов не завершенного строительства, а также стоимость принадлежащих  физическим лицам жилых домов, садовых  домиков, дач, жилых помещений (квартир, комнат), надворных построек, гаражей, иных зданий и строений, в том  числе не завершенных строительством (далее - здания и строения).     

Годовая ставка налога на недвижимость:

  • для организаций устанавливается в размере 1 процента;
  • для физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей - в размере 0,1 процента;
  • для организаций, имеющих объекты сверхнормативного незавершенного строительства и осуществляющих строительство новых объектов, устанавливается в размере 2 процентов со стоимости объектов сверхнормативного незавершенного строительства.

Информация о работе Роль налогов в регулировании экономики Республики Беларусь