Роль налогов в регулировании экономики Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 19:55, курсовая работа

Описание работы

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменения форм которого неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги – основной источник доходов государства. Кроме этой чисто финансовой функции налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса, поэтому данная тема курсовой работы является актуальной в настоящее время.

Содержание

Введение 3
I. Понятие и сущность налогообложения 5
1.1 Основные понятия и принципы налогообложения………………………..5
1.2 Классификация и функции налогов………………………………………..9
II. Особенности налогообложение в Республике Беларусь 15
2.1. Налоги, уплачиваемые из выручки………………………………………15
2.2. Налоги, относимые на себестоимость……………………………………24
2.3. Налоги, уплачиваемые из прибыли………………………………………26
III. Пути усовершенствования налогообложения в Республике Беларусь 30
3.1. Пути реформирования налогообложения в РБ………………………….30
Заключение 34
Список используемых источников 36

Работа содержит 1 файл

курс.docx

— 66.97 Кб (Скачать)

     Налог состоит из:

  • Платежей за использование (изъятие, добычу) природных ресурсов, платежей за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду, платежей за размещение отходов производства в пределах установленных лимитов, сверх установленных либо без установленных лимитов в случаях, предусмотренных законодательством;
  • Платежей за переработку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти;
  • Платежей за перемещение по территории РБ нефти и нефтепродуктов;
  • Платежей за геологоразведочные работы, выполненные за счет средств бюджета.

     Ставки  налога за использование природных  ресурсов и за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду устанавливаются  Советом Министров РБ по представлению  специально на то уполномоченных государственных  органов.

     2. Платежи за землю (земельный налог).

     Плательщиками налога являются юридические и физические лица (включая иностранные), которым  земельные участки предоставлены  во владение, пользование либо в  собственность.

     Земельным налогом облагаются земли:

  • сельскохозяйственного назначения,
  • населенных пунктов,
  • промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения,
  • лесного фонда,
  • водного фонда.

     Размер  земельного налога определяется в зависимости  от качества и местоположения земельного участка и не зависит от результатов  хозяйственной и иной деятельности землевладельца, землепользователя  и собственника земель. Размер земельного налога на земли сельскохозяйственного  назначения определяется по данным кадастровой  оценки земли. Земельный налог устанавливается в виде ежегодных фиксированных платежей за гектар земельной площади.

     Вывод: Таким образом земельным налогом облагаются земельные участки, находящиеся во владении, пользовании или собственности юридических и физических лиц (в том числе иностранных). Земельный налог рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земельного участка. Земельным налогом не облагаются земли, подвергшиеся радиоактивному загрязнению, заповедники, земли историко-культурного назначения, земли населенных пунктов, земли организаций, осуществляющих социально-культурную деятельность, а также земельные участки некоторых категорий граждан (ветеранов войны, пенсионеров, инвалидов и лиц, пострадавших в результате Чернобыльской аварии, военнослужащих срочной службы, многодетных семей).

     Плательщиками экологического налога являются организации  и индивидуальные предприниматели.

     Ставки  экологического налога установлены  Налоговым кодексом Республики Беларусь в зависимости от объекта налогообложения.

     Объектами налогообложения экологическим  налогом не признаются:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух мобильными источниками;
  • сброс сточных вод, отводимых в окружающую среду системой дождевой канализации с застроенной территории, на которой они образовались в результате выпадения атмосферных осадков;
  • захоронение отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения, в объемах захоронения таких отходов 50 и менее тонн в год;
  • импорт пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона, используемой для упаковки товаров, реализованных на экспорт, при условии раздельного учета.

2.3. Налоги, уплачиваемые  из прибыли

     Налоги, уплачиваемые из прибыли включают в  себя:

     1. Налог на прибыль.

     Плательщиками налога на прибыль являются юридические  лица Республики Беларусь, иностранные  юридические лица и международные  организации, осуществляющие деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, простые товарищества, хозяйственные группы.

     Налогооблагаемая  прибыль определяется как общая  сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг), иных ценностей (включая  основные средства, товарно-материальные ценности, нематериальные активы, ценные бумаги), имущественных прав и доходов  от внереализационных операций, уменьшенных  на сумму расходов по этим операциям.

     Налоговые льготы в виде снижения ставок налога установлены в законодательном  порядке для:

  • организаций, осуществляющих производство лазерно-оптической техники, у которых доля этой техники в стоимостном выражении в общем объеме их производства составляет не менее 50 процентов (уплачивают налог по ставке 10 процентов);
  • организаций, включенных в перечень высокотехнологичных организаций, утверждаемый Президентом Республики Беларусь, в части прибыли, полученной от реализации высокотехнологичных товаров (работ, услуг) собственного производства (ставка налога уменьшается на 50 процентов).

     Из  облагаемой налогом прибыли вычитаются суммы прибыли, направленные на финансирование капитальных вложений производственного  назначения и жилищного строительства, а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели. 

     От  налога на прибыль  освобождаются:

  • организации, в которых более 50 процентов от списочной численности в среднем за период составляют инвалиды;
  • организации, осуществляющие эксплуатацию объектов придорожного сервиса в течение пяти лет с даты ввода в эксплуатацию таких объектов;
  • другие организации, указанные законодательством.

     2. налоги на доходы подразделяются на:

     налог на доходы по дивидендам и приравненным к  ним доходам.

     Плательщиками налога являются юридически лица (включая  иностранные юридические лица). Дивиденды  и приравненные к ним доходы, начисленные  организациями, облагаются по ставке 15%.

     налог на доходы, полученные в отдельных сферах деятельности.

     Плательщиками налога являются банки, небанковские кредитно-финансовые учреждения, страховые и перестраховочные организации, а также иные юридические  лица, получившие доходы от операций с  ценными бумагами. Налог на доходы кредитно-финансовыми учреждениями и страховыми организациями исчисляется  и уплачивается по ставке 30%, а иными  организациями по доходам от операций с ценными бумагами - по ставке 40%.

     Налог рассчитывается как:

     НП=(НБ*С)/100, где НБ- налогооблагаемая база, С- ставка налога.

     Плательщик  налога не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным предоставляют налоговым  органам декларацию о сумме начисленных  сборов. Уплата налога производиться  не позднее 22 числа месяца, следующего за отчетным.

     3. Налог на недвижимость.

     Плательщиками налога на недвижимость являются юридические  лица, иностранные юридические лица и международные организации, простые  товарищества (участники договора о совместной деятельности), хозяйственные группы и физические лица.

     Налогом облагается стоимость зданий и сооружений, объектов не завершенного строительства, а также стоимость принадлежащих  физическим лицам жилых домов, садовых  домиков, дач, жилых помещений (квартир, комнат), надворных построек, гаражей, иных зданий и строений, в том  числе не завершенных строительством (далее - здания и строения).

     Годовая ставка налога на недвижимость:

  • для организаций устанавливается в размере 1 процента;
  • для физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей - в размере 0,1 процента;
  • для организаций, имеющих объекты сверхнормативного незавершенного строительства и осуществляющих строительство новых объектов, устанавливается в размере 2 процентов со стоимости объектов сверхнормативного незавершенного строительства.

     Налогом не облагаются здания и сооружения социально-культурного назначения, здания и сооружения организаций, принадлежащих обществам инвалидов, здания и сооружения, предназначенные для охраны окружающей среды и улучшения экологической обстановки, жилые помещения (квартиры, комнаты) в многоквартирных домах, принадлежащие физическим лицам на праве собственности, здания и строения (за исключением предназначенных и (или) используемых в установленном порядке для осуществления предпринимательской деятельности), принадлежащие пенсионерам и инвалидам и т.п.

     Вывод: Налог на прибыль взимается с организации (предприятия, банка, страховой компании и т.д.). прибыль для целей данного налога, как правило, определяется как доход от деятельности компании без вычетов и скидок.

     Налогооблагаемая  прибыль определяется как общая  сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг), иных ценностей (включая  основные средства, товарно-материальные ценности, нематериальные активы, ценные бумаги), имущественных прав и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

     Налогом на недвижимость облагается стоимость  зданий и сооружений, объектов не завершенного строительства, а также стоимость  принадлежащих физическим лицам  жилых домов, садовых домиков, дач, жилых помещений (квартир, комнат), надворных  построек, гаражей, иных зданий и строений, в том числе не завершенных  строительством (далее - здания и строения). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Пути  усовершенствования налогообложения  в Республике Беларусь

3.1. Пути реформирования налогообложения в РБ

     Применяемая в республике налоговая система  имеет общепризнанный набор налоговых  платежей, используемых в европейских  странах и в странах СНГ, однако активное участие Беларуси в региональных экономических группировках и, в  частности, в Евразийском экономическом  сообществе вызывает необходимость  реформирования национальной налоговой  системы.

     Формирование  равной налоговой нагрузки в пределах объединенной экономики является базовым  условием формирования единого налогового пространства, обеспечивающим свободу  движения товаров, труда и капитала и создающим равные условия развития национальных экономик. [7,c.36]

     Основное  направление совершенствования  налоговой системы республики и  приближения ее к уровню налогообложения  на территории единого экономического пространства - снижение налоговой  нагрузки.

     Несмотря  на то, что определенные подвижки в  области отчислений в бюджетные  фонды происходят, проблема их существования  в налоговой системе республики остается по-прежнему острой. Введение целевых фондов не должно идти вразрез  с общей налоговой политикой  налоговой гармонизации. Для этого  необходимо проводить развернутую  оценку влияния на экономические  процессы каждого платежа, последствий  их ведения и применения как на национальной территории, так и в  региональном союзе в целом. Появляется объективная необходимость регулирования  правовых отношений, возникающих при  установлении, изменении, отмене различных  платежей, применении льгот и санкций. Также должна быть определена программа, предусматривающая наряду с налоговой политикой политику поэтапной отмены целевых платежей. [6,c.24]

     Поэтому упорядочение бюджетных отношений  в части функционирования государственных  целевых фондов является первоочередной задачей налогового законодательства, позволяющей снизит общую нагрузку на налогоплательщика во всех отраслях экономики, выровнять базы налогообложения  и ускорить процесс унификации налоговой  системы в рамках проводимой политики налоговой гармонизации.

     Один  из вариантов налогового реформирования предполагает:

  • Переход на единую ставку изъятия налога на добавленную стоимость в размере 18% по всем видам налогооблагаемых оборотов с учетом полного возмещения сумм налога по нулевой ставке,
  •   Полную отмену отчислений от выручки в целевые фонды и единого платежа от фонда оплаты труда,
  • Снижение ставки взносов на социальную защиту до 26. [4,c.35]

     Как предложенные изменения отразятся на структуре налоговых платежей и общей величине налоговой нагрузки показано в таблице 3.1  

Информация о работе Роль налогов в регулировании экономики Республики Беларусь