Роль налогов в регулировании экономики Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 19:55, курсовая работа

Описание работы

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменения форм которого неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги – основной источник доходов государства. Кроме этой чисто финансовой функции налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса, поэтому данная тема курсовой работы является актуальной в настоящее время.

Содержание

Введение 3
I. Понятие и сущность налогообложения 5
1.1 Основные понятия и принципы налогообложения………………………..5
1.2 Классификация и функции налогов………………………………………..9
II. Особенности налогообложение в Республике Беларусь 15
2.1. Налоги, уплачиваемые из выручки………………………………………15
2.2. Налоги, относимые на себестоимость……………………………………24
2.3. Налоги, уплачиваемые из прибыли………………………………………26
III. Пути усовершенствования налогообложения в Республике Беларусь 30
3.1. Пути реформирования налогообложения в РБ………………………….30
Заключение 34
Список используемых источников 36

Работа содержит 1 файл

курс.docx

— 66.97 Кб (Скачать)

     1. в зависимости от каналов поступления различают:

     республиканские или общегосударственные налоги (взимаются центральным правительством на основании государственного законодательства РБ и направляются в государственный бюджет), к которым относятся:

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • налог на прибыль;
  • налоги на доходы;
  • подоходный налог с физических лиц;
  • экологический налог;
  • налоги с пользователей природных ресурсов;
  • налоги на имущество;
  • земельный налог;
  • дорожные налоги и сборы;
  • таможенная пошлина и таможенные сборы;
  • гербовый сбор;
  • оффшорный сбор;
  • консульский сбор;
  • экологический сбор за проезд автотранспортных средств по территориям национальных парков и заповедников;
  • государственная пошлина;
  • регистрационные и лицензионные сборы;
  • патентные пошлины. [5,c.38]

     местные или региональные налоги (взимаются местными органами управления на соответствующей территории и поступают в местный бюджет), к которым относятся:

  • налог с розничных продаж;
  • налог за услуги;
  • налог на рекламу;
  • сборы с пользователей.

     2. по видам плательщиков:

  • взимаемые с юридических лиц,
  • взимаемые с физических лиц.

     3. по способу изъятия:

     прямые - направлены на имущественные объекты или доходы юридических и физических лиц.

     реальные - взимаются с отдельных видов имущества налогоплательщиков на основе перечня, учитывающего среднюю, а не действительную доходность налогоплательщика. К ним относятся:

  • земельный налог,
  • налог с объектов строений,
  • налог с владельцев транспортных средств,
  • сельскохозяйственный налог.

     личные - это налоги на доход или имущество физических и юридических лиц, взимаемые с источников дохода или по декларации, при исчислении которых принимается во внимание финансовое положение налогоплательщика. К ним относятся:

  • подоходный налог с населения,
  • налог на прибыль предприятий,
  • налог на прибыль иностранных юридических лиц от деятельности на территории РБ,
  • налог на доходы.

     косвенные - это платежи, включаемые в цену товара.

     акциз - налог с оборота, взимаемый со стоимости товаров массового производства.

     налог на добавленную стоимость, который является частью вновь созданной стоимости.

     таможенная  пошлина - косвенный налоги на импортные или экспортные товары, поступающие в доход бюджета государства.

     4. по объекту обложения:

     платежи, уплачиваемые из выручки  от реализации:

  • НДС,
  • Акцизы,
  • Платежи по общему нормативу 3,9% (сельскохозяйственный сбор, отчисление в жилищно-инвестиционный фонд),
  • Налог на продажу в розничной торговле,
  • Таможенные сборы.

     платежи, включаемые в себестоимость  продукции, работ, услуг:

  • единый платеж от фонда оплаты труда,
  • отчисления в Фонд социальной защиты населения,
  • платежи за землю,
  • экологический налог,
  • отчисления в центральные инновационные фонды,
  • сбор на содержание и размещение отходов,
  • государственная пошлина.

     платежи, уплачиваемые из прибыли:

  • налог на недвижимость,
  • налог на доходы,
  • налог на прибыль,
  • транспортный сбор,
  • сбор на содержание и развитие инфраструктуры города.

     сборы, относимые юридическими лицами на финансовый результат:

  • оффшорный сбор - объектом налогообложения является перечисление денежных средств резидентом РБ нерезиденту, зарегистрированному в оффшорной зоне.

     Налогообложение в структуре общественных отношений  выполняет ряд чрезвычайно важных и сложных задач. Принципиально их можно свести к пяти основным функциям:

     1. фискальная - обеспечивает формирование доходов государства, создает материальную основу государственной политики. Мобилизуя через налоги часть национального дохода, государство входит в постоянное соприкосновение с участниками процесса производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на развитие экономики в нужном направлении,

     2. регулирующая - состоит в способности налогов воздействовать на развитие экономики, обеспечивая ей устойчивый рост, устраняя возникающие диспропорции между объемом производства и платежеспособным спросом. Регулирующая функция реализуется через механизм налогового регулирования, который включает совокупность мер косвенного воздействия государства на развитие производства путем изменения нормы изъятия доходов у предприятий в бюджет, повышения или понижения общего уровня налогообложения, предоставления налоговых льгот, поощряющих деловую активность в отдельных сферах предпринимательства или регионах страны,

     3. стимулирующая - ориентирует налоговый механизм на стимулирование плательщика к определенным действиям. Ради достижения необходимого ему эффекта государство может предоставлять льготы, отсрочки платежей, налоговых каникул. Задача стимулирующей функции состоит в том, чтобы на ряду с применением оптимального уровня изъятий, создавать стимулы для развития приоритетных отраслей и производств, обеспечивающих экономический прогресс общества,

     4. Контрольная – состоит в том, что через налоги государство осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Благодаря денежной оценке сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками. Кроме того, через контрольную функцию налогообложения выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику,

     5. Распределительная (социальная) – состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. [9,c.51]

     Вывод: Таким образом, хозяйствующие субъекты уплачивают в бюджет и во внебюджетные фонды более двадцати видов налогов и сборов, которые в комплексе позволяют наиболее полно учесть платежеспособность налогоплательщиков, разнообразие форм их доходов, соблюсти принципы равенства и справедливости и эффективно регулировать процессы потребления и накопления.

     Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его  свойств. Функция показывает, каким  образом реализуется общественное назначение данной экономической категории  как инструмента стоимостного распределения  и перераспределения доходов  государства отсюда возникает распределительная  функция налогов, отражающая их сущность как особого централизованного  звена распределительных отношений. Посредством налогов в государственном  бюджете концентрируются средства, направляемые затем на расширение народнохозяйственных проблем, как производственных, так  и социальных, (финансирование крупных  межотраслевых, комплексных целевых  программ  научно-технических, экономических  и др.) 
 
 
 
 
 
 

  1. Налогообложение в Республике Беларусь

2.1. Налоги, уплачиваемые  из выручки

     Налоги, уплачиваемые из выручки, подразделяются на:

     1. Налог на добавленную  стоимость. 

     Плательщиками налога являются организации и физические лица, признаваемые плательщиками в  связи с перемещением товаров  через таможенную границу РБ в  соответствии с таможенным законодательством  РБ, филиалы, представительства и  иные обособленные подразделения белорусских  организаций, имеющих отдельный  баланс и текущий либо иной другой банковский счет. Объектами налогообложения  являются: обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности  на территории РБ; обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных  прав на объекты интеллектуальной собственности  за пределы РБ; товары, ввозимые на таможенную территорию РБ. [8,c.26]

     Зачетный  метод исчисления налога на добавленную  стоимость заключается в том, что налогоплательщик вместе с выручкой за реализованные товары (работы, услуги) получает от своих покупателей не только стоимость своих товаров (работ, услуг), но и дополнительно  налог, причитающийся к уплате в  бюджет. В свою очередь каждый налогоплательщик сам производит различные платежи  за товары (работы, услуги) в пользу других субъектов хозяйствования и  при этом также, кроме стоимости  товара (работы, услуги) уплачивает поставщику и НДС. Разница между полученным и уплаченным налогом уплачивается в бюджет, если она положительная, или возвращается (зачитывается) государством налогоплательщику, если она отрицательная.  

     Ставки  налога на добавленную  стоимость:

     0%: при реализации экспортируемых товаров; работ (услуг) по сопровождению, погрузке, перегрузке и иных подобных работ (услуг), непосредственно связанных с реализацией экспортируемых товаров; экспортируемых транспортных услуг, включая транзитные перевозки, а также экспортируемых услуг по производству товаров из давальческого сырья (материалов).

     10%: при реализации производимой на территории РБ продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства; при реализации предприятиями продовольственных товаров и товаров для детей по перечням, определяемым Советом Министров РБ по согласованию с Президентом РБ; при ввозе на таможенную территорию РБ продовольственных товаров и товаров для детей по перечням, определяемым Советом Министров РБ по согласованию с Президентом РБ.

     18%: во всех других случаях реализации товаров (работ, услуг),

     9.09%: при реализации товаров (работ, услуг) по регулируемым розничным ценам с учетом НДС,

     15.25%: при реализации товаров (работ, услуг) по регулируемым розничным ценам с учетом НДС.

     Освобождаются от налогообложения  НДС обороты от реализации на территории РБ:

  • лекарственные средства, а также медицинская техника,
  • услуги по уходу за больными,
  • услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях,
  • услуги в сфере образования, связанные с учебным процессом,
  • жилищно-коммунальные услуги, оказываемые населению,
  • услуги по перевозке пассажиров государственным транспортом,
  • услуги связи населению,
  • услуги адвокатов населению.

Информация о работе Роль налогов в регулировании экономики Республики Беларусь