Роль монополии в условиях России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 16:35, реферат

Описание работы

Разрушение рынков монополистами не сулит экономике ничего хорошего. Подавляя конкуренцию, они подавляют стимулы к технологическим инновациям, делают экономику чрезвычайно расточительной, развивающейся главным образом за счет привлечения дополнительных ресурсов, обрекают ее на низкую эффективность. Для получения прибыли в отсутствии конкурентов не обязательно осваивать эффективные технологии, снижать затраты и расширять сбыт, достаточно навязать потребителям монопольные цены.

Работа содержит 1 файл

роль монополии.docx

— 45.45 Кб (Скачать)

 

Принятие этих и некоторых других временных мер поддержки отрасли  будет способствовать снятию социальной напряженности в стране, а правительство  получит надежный источник пополнения государственного бюджета.

 

Таким образом, если раньше отрасли  текстильной и легкой промышленности обеспечивали более 20% доходной части  бюджета, а сегодня, после фактического развала текстильной промышленности (используется не более 20% ее промышленного  потенциала), в бюджет поступает  не более чем 3%.

 

В 1994 г., к примеру, около 10% продукции  монополистического объединения «Рослегпром» было отправлено в Голландию, Германию, Чехию, США. Рекламаций нет. Весной 1995 г. объединению был вручен международный приз "Золотой Глобус" за конкурентоспособную высококачественную продукцию и успехи в интеграции в мировую экономику. Руководители объединения надеются , что в 1998 году объединению удастся выпустить более 40% изделий по заказам западных фирм. Думается, что это должно спасти коллектив от разорения. Но если в ближайшее время Президент, Правительство, наконец, Государственная Дума не изменят отношение к текстильной промышленности, их ничто не спасет.

 

В последнее время много говорится  об инфляции и путях ее уменьшения, мы много слышим от самых высоких  руководителей обещаний, конкретные данные публикуются в печати, но им уже мало кто верит. Только рост промышленного производства приведет к постепенному снижению инфляции, укреплению рубля, к росту благосостояния народа.

 

Недавно правительство Москвы издало постановление, в котором попыталось хоть в какой-то мере оказать помощь промышленности товаров народного  потребления города, находящейся  в кризисном состоянии. Но, к сожалению, меры, предусмотренные в этом постановлении, недостаточны, так как для решения  вопросов, определенных этим постановлением, необходимо решение федерального правительства. Такое решение подготовлено, но, по сведениям, которыми мы располагаем, проект постановления Правительства  России завис в аппарате министерств. Проектом этого постановления предусмотрены  важные мероприятия, направленные на стабилизацию работы предприятий текстильной  и легкой промышленности, на защиту интересов отечественных производителей и предпринимателей. Расчеты показывают, что осуществление мер, предусмотренных  данным проектом постановления, позволило  бы заметно стабилизировать работу предприятий и в конечном счете увеличить поступление средств в бюджет. Только по предприятию «Рослегпром» дополнительные поступления средств в бюджет составили бы 8,2 млрд руб., а расходы из бюджета для проведения этих мероприятий - 5,8 млрд руб., т. е. выигрыш государства составит 2,4 млрд руб. плюс полное использование мощностей отечественных предприятий, полная занятость рабочих, рост платежеспособного спроса населения.

 

Вместе с тем должно сказать, что при внимательном ознакомлении с этим проектом видно, что и в  случае его принятия далеко не все  проблемы текстильной промышленности будут решены.

 

Думается, что необходима разумная система налогов, которая способствовала бы развитию отечественного предпринимательства. Нынешняя налоговая система разрушает  промышленность, так как забирает в бюджет до 96% прибыли.

 

Вся налоговая система построена  так, чтобы сегодня, именно сегодня, а еще лучше вчера, получить деньги, забывая о том, что лучше организовать дело так, чтобы ожила промышленность, тогда завтра бюджет получил бы значительные средства. Почему-то только в одной  стране мира - России - часть налогов  платится вперед. Предприятия и так  не располагают оборотными средствами, а если, не продав еще продукцию, заплатить налоги, на что же тогда  жить? Налоги платятся за все, например за имущество. Имущество - это основные средства - здания, сооружения, техника, транспорт. Но в России имущество - это еще и сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, незавершенное производство и т. п. Получив кредит в банке на обеспечение текущей деятельности, т. е. фактически на пополнение оборотных средств, акционеры вынуждены платить банку за кредит 195-200% годовых, платить еще и государству за этот же кредит, но уже по другому механизму - поскольку на эти средства они купили все необходимое для производства с уплатой НДС и спецналога, а платят еще и налог за имущество.

 

Известно, что в стране создан гигантский бюрократический аппарат, и чем  дальше, тем создается еще большее  количество новых управленческих структур. Не пора ли подумать о сокращении аппарата и строжайшей экономии и в этой немалой части бюджетных расходов?

 

Нужна разумная внешнеэкономическая  политика, которая определялась бы не какими-либо политическими пристрастиями, а интересами развития российской экономики. Нужны усилия правительства по возвращению  отечественных фирм на мировой рынок, в те страны, с которыми Россия традиционно  торговала.

 

В то же время нужно защитить своего производителя и свой рынок. Известны пути так называемых "челноков" и другие пути, по которым в Россию проникает продукция крайне низкого  эстетического и качественного  уровня. В то же время, например, отечественные  текстильная, швейная, трикотажная, обувная  отрасли промышленности, прошедшие  в 80-е гг. через техническое перевооружение, имеют возможность обеспечить свой рынок продукцией, которая, как уже  говорилось выше, с большим успехом  продается в европейских странах  и США.

 

Необходимо поощряяь ввоз сырья, не производимого на внутреннем рынке, но крайне нужного для отечественной промышленности. Для этого прежде всего надо бы отменить НДС и таможенные пошлины на некоторые виды сырья. И это не какие-то льготы, это защита своего производителя.

 

Необходимо стимулировать инвестиционную активность, прежде всего предпринимателей. Нужно создать условия, при которых  банки были бы заинтересованы во вложениях  средств в долгосрочные программы. Одним из таких стимулов может быть уменьшение норм резервирования в тех случаях, когда средства пошли на долгосрочные кредиты. Должна измениться и позиция самого государства как инвестора за счет создания системы гарантий и страхования инвестиций.

 

Автор курсовой работы прекрасно понимает, что на пути к возрождению текстильной  промышленности России еще много  преград и трудностей, которые  надо преодолеть. Сократить этот путь способно только сильное государство.

 

Предприятия текстильной, легкой, местной  промышленности и бытового обслуживания населения, казалось бы, должны были быстро и эффективно адаптироваться к условиям рыночной экономики. Они, кстати, в наибольшей мере охвачены приватизацией.

 

В соответствии с Государственными программами приватизации на 95% предприятий  текстильной и легкой промышленности осуществлено преобразование форм собственности. Однако приватизация не создала эффективного собственника, вследствие чего центральная (исходная) задача приватизации оказалась  невыполненной.

 

Если говорить об эффективности  деятельности предприятий, то она не только не повысилась, но и «благодаря»  тому, что ряд приватизированных  предприятий новые хозяева пытаются перепрофилировать под склады и  другие подсобные помещения, часть  производственных мощностей, да и целые  производственные объекты, остановлены, обесценены и физически разрушаются.

 

В ходе приватизации зачастую возникает  разрыв технологических связей. Фирменные  магазины приватизировались отдельно от предприятий и в настоящее  время перепрофилированы на продажу  винно-водочных, табачных изделий и  импортных продуктов питания. Несмотря на конкурентоспособность продукции  указанных отраслей, торговля ее не берет, и предприятиям приходится самостоятельно сбывать продукцию, не имея торговых площадей.

 

Рассматривая последствия проводимых реформ в целом, следует подчеркнуть, что масштабы спада производства в текстильной и легкой промышленности значительно превышают спад по промышленности страны в целом. Падение объемов  производства ,к примеру, в 1994 г. составило 40-60% по всей номенклатуре, а в первом полугодии 1995 г. - 35-50%. Крайне тяжелое положение сложилось и в социальной сфере этих отраслей: в вынужденных отпусках или в режиме неполной рабочей недели находится 70% работающих. В ряде регионов с преобладанием предприятий указанных отраслей сложилась критическая ситуация на рынке труда.

 

Профсоюз местной промышленности и бытового обслуживания сообщает, что изменение форм собственности  отрицательно сказалось на развитии этих отраслей, особенно последней.

 

В сфере бытовых услуг продолжают действовать факторы, которые отрицательно влияют на стабилизацию деятельности предприятий бытового обслуживания. Один из них - неуправляемый рост цен. Цены по услугам химической чистки, прачечных, бань и проката только за 1994 г. выросли на 360-410%. Индекс цен на бытовые услуги в апреле 1995 г. по сравнению с декабрем 1994 г. составил 146%, на водоснабжение и канализацию - 257%, коммунальные услуги - 241% и т. д. Из-за снижения жизненного уровня населения падает спрос на бытовые услуги. В результате все виды услуг убыточны, что отрицательно сказалось на финансовом состоянии предприятий бытового обслуживания населения.

 

С 1990 г. практически прекратили существование 50% предприятий, занятых различными видами услуг: химическая чистка, прокат. Численность работающих в отрасли  составила 45% к уровню 1990 г. Тяжелое  положение с бытовым обслуживанием  особенно остро сказалось на сельских жителях, а также жителях северных и отдаленных территорий.

 

В условиях нестабильной экономики  в стране проведенная приватизация осложнила работу по защите социально-экономических  интересов трудящихся предприятий  службы быта. В результате разукрупнения  предприятий этой службы в регионах бывшие ателье, мастерские, парикмахерские, фотографии стали самостоятельными и, как правило, частными предприятиями с численностью работающих не более 5-10 человек. Из-за сложного финансового положения этих предприятий предусмотренные в колдоговоре мероприятия по социальной поддержке трудящихся часто не выполняются. Уровень заработной платы рабочих, особенно в районах, низкий - в пределах 45-80 тыс. руб. в месяц. Более 30% работников отрасли попали под сокращение, а остальные работают с неполной нагрузкой, вынуждены уходить в административные отпуска.

 

Все это обусловливает невозможность  реализации мероприятий, предусмотренных  коллективными договорами, особенно в части своевременной выплаты  заработной платы, решения социальных вопросов трудовых коллективов.

 

Профсоюз отмечает: внешнее благополучие в акционерных обществах не отражает реального положения дел. Многие моменты не предаются огласке. Это  происходит в связи с тем, что  работники находятся в полной зависимости от работодателя в части  размера заработной платы, сохранения за ними занимаемых должностей, предоставления социальных льгот, жилья, путевок и  т. д.

 

При акционировании предприятий профсоюз остается единственным реальным защитником интересов трудящихся. Но именно с  профсоюзными организациями у работодателей  возникают наибольшие трения по вопросам выполнения трудового законодательства, своевременного расчета по заработной плате с работниками. Некоторые  руководители пытаются ущемлять права  профсоюзных организаций.

 

Рассмотрим , к примеру, отзывы территориальных профсоюзных организаций Белгородского и Псковского областных Советов профсоюзов и Совета Федерации профсоюзов Приморского края. В целом эти отзывы охватывают анализ результатов деятельности более 2500 приватизированных предприятий этих субъектов федерации.

 

В Белгородской области приватизировано 1450 предприятий, из которых 61% относились до приватизации к муниципальной  собственности, 22% - к собственности  субъектов Федерации, 17%-к федеральной  собственности.

 

Создание наибольшего количества приватизированных предприятий  пришлось на 1992 г., когда была активно  проведена приватизация объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения. На их долю приходилось  около 78%общего количества приватизированных  предприятий области.

 

На основании устного опроса работников многих предприятий приватизация оценивается отрицательно как процесс, в результате которого они стали  менее социально защищенными перед работодателями.

 

По мнению Псковского областного Совета профсоюзов, события последних двух лет Показали, что даже использованный трудовыми коллективами второй вариант приватизации не принес им экономического успеха и не создал условий для активного участия трудовых коллективов в управлении производством.

 

За 1993 г. второй вариант льгот использовали 75% предприятий, ставших акционерными. Однако, по итогам года оказалось, что на большинстве предприятий произошла концентрация контрольного пакета акций в руках узкой группы руководящих работников и других физических лиц.

 

Совет Федерации профсоюзов Приморского  края сообщает: в крае с начала процесса приватизации по 1 августа 1996 г. приватизировано 1399 предприятий. В торговле и общественном питании приватизация началась раньше, чем в других отраслях, но ситуация не лучше, чем где-либо. Причина - админис­тративные методы проведения приватизации, грубейшие нарушения. Органы исполнительной власти, комитеты по управлению имуществом на местах проводят политику вытеснения торговых работников из их профессиональной сферы. Предприятия скупаются под офисы, бары, видео- и игровые салоны, нередко годами стоят закрытыми. Молоком, хлебом, овощами приватизированные предприятия торгуют неохотно, в минимальных объемах, а то и вовсе избавляются от этих хлопотных и нерентабельных товаров.

 

Все это заставляет иначе взглянуть  на приватизацию, обратить внимание властей  на необходимость внести коррективы в ход приватизации. Иначе сиюминутная  финансовая выгода обернется социальным взрывом населения.

 

Проведен опрос в отраслях промышленности, торговли, общественного питания, службе быта, транспорте, среди руководящих  работников, работников среднего звена, рабочих и профсоюзных работников по разработанной в данном исследовании анкете. Он показал, что большая часть  руководящих работников и в целом  работников среднего звена, рабочих  и профсоюзных работников высказала отрицательное отношение к приватизации. В пользу приватизации высказался тот слой руководителей, который завладел большей частью акций и почувствовал себя полноправным хозяином положения.

Информация о работе Роль монополии в условиях России