Роль инвестиций

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 15:18, курсовая работа

Описание работы

Разрешая противоречия, человечество прошло путь от первобытной экономики, базировавшейся на примитивных орудиях труда, до высокоразвитых современных хозяйственных структур с мощными техническими и информационными системами, от уравнительного распределения до сложнейших форм экономических и социальных отношений.

Время, в которое мы живём, - эпоха перемен. Наше общество осуществляет исключительно трудный, во многом противоречивый, но исторически неизбежный и необходимый процесс перехода к рыночной экономике. В этих условиях разрушаются привычные стереотипы восприятия мира, происходит глубокое переосмысление базовых, концептуальных постулатов в теории общественного развития. Экономическая наука РБ, как и других стран СНГ, вырывается из объятий догматизма и схоластики, выходи на дорогу мировой экономической мысли.

Работа содержит 1 файл

курсовой.doc

— 227.00 Кб (Скачать)

 

2. Инвестиционная политика и её особенности в Республике Беларусь.

   2.1. Закон РБ об инвестициях.

  

  В январе 1997 года был принят ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ (Закон Республики Беларусь № 99-З от 05.12.97 г. вступил в силу 22.01.98 г.)

   Этот  закон определяет правовые принципы, условия и механизм реализации  инвестиционной деятельности иностранных  инвесторов на территории Республики  Беларусь, закрепляет гарантии осуществления прав и обязанностей иностранных инвесторов. Закон направлен на создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций в республику в целях более эффективного экономического и социального развития Республики Беларусь, расширения ее международного экономического сотрудничества и интеграции в мировую экономику.

   Положения  настоящего Закона действуют  на территории Республики Беларусь  применительно ко всем иностранным  инвесторам и предприятиям с  иностранными инвестициями.

   Положения Закона о инвестициях могут быть изменены или отменены только путем внесения соответствующих изменений в данный Закон. Изменение настоящего Закона или другого законодательства Республики Беларусь, ухудшающее положение иностранных инвесторов для предприятий с иностранными инвестициями, обратной силы не имеет.

     Республика Беларусь гарантирует соблюдение законных прав и интересов иностранных инвесторов и создаваемых с их участием предприятий.

    Иностранные инвестиции на территории Республики Беларусь не могут быть национализированы, реквизированы, изъяты, захвачены, принудительно куплены либо взяты или подвергнуты другим действиям, эквивалентным по последствиям и ведущим к лишению иностранного инвестора его права собственности либо контроля или существенного преимущества его инвестиций (далее - принудительное отчуждение), кроме как по приговору или решению суда, а также по мотивам общественной необходимости (в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и других обстоятельств, носящих чрезвычайный характер) например если у президента болит хуй, при соблюдении определенных законом условий и порядка, со своевременным и полным (адекватным и эффективным) компенсированием стоимости отчужденного имущества.           Своевременность компенсации означает, что она должна выплачиваться без задержки, а адекватность означает, что она должна быть равной фактической стоимости принудительно отчужденных инвестиций на момент, непосредственно предшествовавший осуществлению принудительного отчуждения или его публичному объявлению в зависимости от того, что из них имело место ранее, а также выплачиваться с включением процентов, исчисленных согласно курсу соответствующей валюты на Лондонском межбанковском рынке (LIBOR) за период с даты принудительного отчуждения (или его публичного объявления) до даты фактической выплаты компенсации.

Эффективность компенсации означает, что она  может переводиться за границу без  ограничений. За перевод суммы компенсации  за границу налоги и другие удержания  не взимаются.

Убытки, причиненные  иностранному инвестору либо предприятию с иностранными инвестициями в результате принудительного отчуждения, возмещаются органом, принявшим решение о принудительном отчуждении.

Подсчет фактических  убытков, указанных в части второй настоящей статьи, основывается на оценке, произведенной независимым экспертом, назначенным совместным соглашением между иностранным инвестором либо предприятием с иностранными инвестициями и соответствующим государственным органом, принявшим решение о принудительном отчуждении иностранных инвестиций. В случае разногласия относительно выбора эксперта его назначение осуществляется судом. Сроки проведения экспертизы убытков, представления отчета и оплаты услуг эксперта определяются сторонами или судом.

   Компенсация определяется и выплачивается в валюте, в которой были произведены первоначальные инвестиции, или, если первоначальные инвестиции были произведены в натуре, - в любой иностранной валюте, которую принимает иностранный инвестор. По желанию инвестора компенсационные средства могут быть направлены на счет инвестора в иностранном банке.

2.2. Причины и следствия инвестиционного кризиса в РБ.

 

   Состояние инвестиционного сектора определяется общими макроэкономическими условиями, а также финансовым положением субъектов хозяйствования. В этом отношении  затяжной экономический кризис переходного периода парализовал прежде всего инвестиционное развитие. Так, если по показателю ВВП РБ в 2000 г. вышла на уровень 88,7% к 1990 г., то по показателю инвестиций в 2000 г. было обеспечено только 51,6% от уровня 1990 г., в том числе в объекты производственного назначения – 45,2%, непроизводственного – 66,2%. Объём же строительно-монтажных работ составил всего 38,6% от уровня 1990 года. Этот факт обнаруживает отсутствие даже простого воспроизводства основных фондов и является наглядным свидетельством глубины инвестиционного кризиса.

   Факторы сдерживания инвестиций в народном хозяйстве носят системный характер. Их корни находятся в реальном, в бюджетном и в банковском секторе.

   Факторы реального сектора: 

  • значительное падение(в первые годы перестройки), а в последующем сохранение относительно низких темпов роста реального сектора экономики;
  • высокие темпы инфляции и снижение обменного курса белорусского рубля на протяжении длительного времени;
  • низкий уровень рентабельности большинства предприятий реального сектора экономики, который превышает процентные ставки по кредитам и делает нерентабельными инвестиционные проекты предприятий;
  • низкий уровень доходов населения, ограничивающий возможности сбережений и инвестиций;
  • малая норма накопления всеми агентами экономических отношений. Удельный вес сбережений населения и предприятий в ВВП в Беларуси составил в 1998 г. 26,1 (в 1995 г. 21%, в 1990 г. 29%), тогда как в Японии, Китае, Корее и ряде других стран, переживавших период технологической модернизации, показатель доли сбережений населения доходил до 60% и сегодня продолжает оставаться высоким. В частности, в 1998 году этот показатель составил в Сингапуре 51.3, Малайзии 48.5, в Китае 42.6, Китае 42.6, Корее 33,8 процента. Правда, склонность к сбережениям в Беларуси значительно выше, чем в России, где в 1998 г. их доля не превышала 16.3%.
 
 

 Факторы бюджетного сектора: 

  • наличие устойчивого  дефицита государственного бюджета, что  при недостатке внутренних накоплений и внешних источников порождает потребность в го финансировании банковской системой и является главной причиной затяжной высокой инфляции в стране;
  • отток потенциальных инвестиционных ресурсов банков и предприятий на покупку государственных ценных бумаг.
 

Факторы банковского сектора.

       Они испытывают на себе воздействие  кризиса в реальном и бюджетном  секторе, являются их результатом,  а также имеют свою системную  специфику. К таким системно-специфическим  факторам, сдерживающим развитие  инвестиционного(долгосрочного) банковского кредитования, относятся: 

    • низкая капитализация  банков. Совокупный капитал банковской системы не превышает 5% ВВП, что значительно  меньше аналогичных показателей стран Центральной и Восточной Европы;
    • ограничение по ликвидности, обусловленное дисбалансом долгосрочной составляющей ресурсной базы банков и объёмом долгосрочных активных операций банков. Так, привечённые средства банков( на срок привлечения более 1 года) на 1.01.2001 составили 15,6% совокупных ресурсов банков, тогда как доля долгосрочных кредитов(со сроком погашения более 1 года) – 46,1% валовых активов банков. Указанные диспропорции сдерживают инвестиционное кредитование, поскольку основная масса инвестиционных кредитов имеет срок погашения более года. В свою очередь, и форсирование долгосрочного кредитования усугубляет подобные диспропорции;
    • бремя проблемной задолженности, доля которой в банковском секторе РБ составляет 12% при допустимом международными стандартами уровне 5%;
    • структура активных операций банков, в которой доля кредитов достигла предельного значения по общепринятым международным подходам(60%);
    • узость ресурсной базы банков, обусловленная низким удельным весом средств населения, предприятий, а также нерезидентов;
    • региональные диспропорции в распределении банковских ресурсов;
    • структура собственности банков, которая характеризуется ярко выраженной государственной монополией. В частности, доля Правительства, а также предприятий и организаций государственной собственности в собственном капитале банков составляла на 01.10.2001 88%. Отсюда проистекает и значительная степень централизации банковских ресурсов. Так, доля 7 банков, уполномоченных обслуживать государственные программы и мероприятия, составляла на 01.10.2001 77,3%. В результате на Правительство ложится финансовая нагрузка по поддержанию ресурсной обеспеченности и ликвидности государственного сегмента банковской системы, что сопряжено с издержками дополнительной эмиссии.
 

Факторы внешнего сектора.

     Они выражаются в слабом притоке  инвестиций из-за рубежа как в реальный сектор, так и в банковскую систему. РБ имеет один из самых низких среди стран Центральной и Восточной Европы показатель привлечения иностранных инвестиций в страну по всем каналам инвестирования.

    Ощутимо  низка доля иностранного капитала и в банковской системе. В совокупном уставном фонде белорусских банков она составляет около 10%. При этом российские банки обеспечивают почти половину всего присутствия иностранного капитала в банковской системе РБ. По принятым же для нашей страны критериям экономической безопасности, доля иностранного инвестора в банковской системе может достигать 25%.

    Таким  образом, анализ положения дел  в инвестиционной сфере позволяет  сделать следующие выводы: 

  1. Неэффективность банковского сектора обусловлена слабостью реального, бюджетного и внешнего секторов. Отсюда решение проблемы преодоления инвестиционного кризиса может заключаться в комплексном финансовом оздоровлении, что предполагает новые общесистемные институциональные решения.
  2. Дисбалансы в структуре ресурсной базы банков и стимулирование инвестиционной активности банков приводят к ещё большей диспропорциональности и росту системных рисков. Поэтому во главу угла содействия инвестиционной активности банков должно быть положено укрепление долгосрочной ресурсной базы.
  3. Подкрепление финансов банковской системы за счёт внешних источников предполагает реализацию системы мер по интеграции в мировые финансовые рынки.
 

    Выход  из сложившейся системной кризисной  ситуации в сфере инвестиций  потребует реализации серии взаимосвязанных институциональных изменений.

   Как показывает международный опыт, задача укрепления банковской системы и финансового оздоровления предприятий может быть решена при более тесном взаимодействии финансов банков и нефинансовых предприятий. Речь идёт об институционально-правовых предпосылках формирования финансово-промышленных групп, прежде всего белорусско-российских. Исходя из этого, нам следует уже сейчас позаботится о создании механизмов объединения финансов банковской системы и финансов предприятий, как это было сделано в Чехии, а ещё ранее в ФРГ и Японии. Банки должны получить больший доступ к активам предприятий.

   Дальнейшим  принципиальным направлением системных  изменений является разработка  модели финансовых домов(холдингов), что предполагает расширение банковских групп за счёт институциональных инвесторов и небанковских финансовых организаций. В состав финансового дома входят банки(группы банков), предприятия, страховые, пенсионные, инвестиционные и трастовые компании(фонды).

   Создание  сегмента государственных инвестиционных  банков потребует значительной  институциональной и правовой  проработки.  

2.3. Опыт Японии по преодолению послевоенного кризиса.

 

   На мой взгляд, необходимо активно использовать опыт других стран, находившихся в сходной с Беларусью ситуацией. Наиболее интересен в этом плане, на мой взгляд, опыт послевоенной Японии. Условия её экономического развития те показатели, которых впоследствии достигло это государство, во многом могут стать определяющими для развития экономики нашей страны. Это, в частности, касается: высокого уровня инфляции; зависимости предприятий от банковских кредитов; повышения доли самофинансирования предприятий в условиях отсутствия больших запасов полезных ископаемых, особенно нефти и газа; наличия дешевых рабочих ресурсов; низкого уровня сбережений населения; неразвитости фондового рынка и отсутствия альтернатив вложения в банковские депозиты и, что особенно важно, недостатка финансовых ресурсов в экономике.

    Во-первых, наибольшее значение придавалось экспортной ориентации экономики. Причем к экспортной продукции предъявлялись требования наукоемкой, высокотехнологичной продукции, для производства которой необходимо было пойти по пути:

  • разработки собственных технологий;
  • покупки зарубежных технологий (патентов);
  • замены техники (обновление основных фондов, оборудования);
  • привлечения иностранных инвестиций.

   Правительство Японии сразу же отказалось от иностранных инвестиций. Экономисты этой страны пришли к выводу, что иностранный инвестор никогда не вкладывает средства в те отрасли экономики, которые являются “локомотивом” развития государства, и отвергли такой вариант. В то же время Япония испытывала острый недостаток финансовых ресурсов, поэтому дорогой вариант разработки собственных технологий также был отложен. В итоге правительство остановилось на закупке патентов за рубежом и замене (обновлении) техники, то есть закупке единичной партии оборудования (например, новых станков) и изготовлении аналогичного, но собственными силами и в массовом порядке.

Информация о работе Роль инвестиций