Роль иностранного капитала в экономике России, его региональная структура и стратегия планирования привлечения иностранных инвестиций

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 09:21, курсовая работа

Описание работы

На сегодняшний день нет такой страны, которая бы не имела связей с внешним миром. Понятия современное общество и международные отношения неотделимы друг от друга. А в экономической жизни общества такие взаимосвязи особенно ощутимы. Каждый день мы сталкиваемся с новостями о международных конгрессах, конференциях, соглашениях или, наоборот, спорах и разногласиях. Одним из видов таких взаимоотношений являются инвестиции, в данном случае иностранные.

Россию можно назвать новичком в данной отрасли, ведь мы относительно недавно стали открыты для зарубежных капиталов. Но несмотря на этот недолгий срок Россия постепенно и уверенно включается в данный процесс. В прессе активно обсуждаются такие вопросы, как инвестиционный климат и инвестиционный имидж регионов и страны в целом. Разрабатываются модельные программы по созданию благоприятных условий для иностранных инвестиций. Правительством и местными органами управления утверждаются инвестиционные проекты.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа - Copy.doc

— 437.00 Кб (Скачать)

     Также программой предусмотрена модернизация комплекса налоговых льгот и изменение системы оценки экономической оправданности налоговых льгот, экспертиза разрабатываемых нормативных правовых актов, мероприятия по созданию положительного инвестиционного имиджа Орловской области (в частности, представление Орловской области на отраслевых и технологических выставках, конференциях; ежегодная организация Орловского экономического форума; организация дней области в других субъектах России и за рубежом; создание специализированного многоязычного интернет-портала об инвестиционной деятельности в Орловской области и др.). Общий объем финансирования 41,2 млн. рублей.26

     Что касается привлечении прямых иностранных инвестиций в Орловскую область, то на сегодняшний день, в регионе функционирует ряд производств с участием иностранного капитала. Объем инвестиций зарубежных инвесторов в 2010 году составил более 86 млн. долларов. Примерами таких компаний сегодня являются: ЗАО «Велор», ООО «Фригогласс Евразия», ОАО «Межгосметиз-Мценск», ЗАО «Санофи-Авентис Восток», филиал ЗАО «ГК «Таврида-Электрик».

     Так, в 2010 году ЗАО «Велор» было выпущено 17,3 млн. кв. м керамической плитки (110,3 % к уровню 2009 года)27. Введены в строй две новые производственные линии: по выпуску мозаичных декоративных элементов из гранита и производству плитки малых форматов. Инвестиции в основной капитал составили около 118,0 млн рублей28.

     На  ООО «Фригогласс Евразия» в 2010 году увеличено производство торгового  холодильного оборудования. В настоящее  время производственные мощности позволяют выпускать до 300 тыс. холодильных агрегатов в год.

     Филиал  ЗАО «ГК «Таврида-Электрик» - Орловский  электротехнический завод - новое предприятие, производящее более ста наименований электротехнической продукции.

     В 2010 году ОАО «Межгосметиз-Мценск» и ООО «Торговый дом «Меж- госметиз» вошли в состав американской компании «Линкольн Электрик Интернэшнл», которая объединяет 40 предприятий в 20 странах мира по производству сварочных материалов. В ближайшие два-три года планируется увеличение объемов производства продукции в два раза, дальнейшее расширение номенклатуры выпускаемых сварочных материалов.

     ЗАО «Санофи-Авентис Восток» - уникальное производство по выпуску в Орловской  области человеческого инсулина в промышленных масштабах.

     В целях государственной поддержки в 2010 году в рамках закона Орловской области «О налоге на имущество организаций» были предоставлены льготы ЗАО «Велор» и ООО «ФРИГОГЛАСС ЕВРАЗИЯ».

     На 2011 год аналогичные льготы установлены  по производству строительной керамики и производству фармацевтической продукции.

 

      Заключение

     Процессы  иностранного инвестирования являются в XXI веке основной движущей силой развития мировой экономики. Иностранный капитал является фактором экономического роста, дополнительным источником капитальных вложений в национальное производство товаров и услуг, сопровождаемых передачей новых технологий, новейших методов менеджмента, меняющих структуру, динамику развития экономики страны. Для России привлечение иностранного капитала весьма значимо. Для осуществления структурных реформ и модернизации экономики страна нуждается в огромных финансовых средствах, в том числе и от иностранных инвесторов.

     Иностранные инвестиции, направляемые в экономику  России, распределены между регионами  страны и отраслями экономики  крайне неравномерно. Эта неравномерность обуславливается различиями в уровне развития экономического потенциала (производственной и финансовой сферы, инфраструктуры, наличия ресурсов), емкости потребительского рынка, налоговых и других льгот в субъекте Российской Федерации.

     Главной причиной неравномерного распределения  инвестиций в России также является то, что в регионах, привлекательных  для инвесторов, имеется больший  ресурсный потенциал, выше платежеспособный спрос, лучше развита инфраструктура. Кроме того, существен уровень риска по иностранным инвестициям в различные регионы.

     Отраслевая  структура иностранных инвестиций по Российской Федерации также крайне неравномерна. Основная доля их направляется либо в экспортноориентированные отрасли, либо в сверхприбыльные проекты с малыми сроками окупаемости. Такой отраслевой перекос не случаен. Сегодня он отражает реальное положение России в международном разделении труда. Страна выступает на мировой арене как экспортер сырьевых ресурсов и продуктов первого передела и как импортер иностранной высокотехнологичной продукции и услуг, рассчитанных на потребительский спрос.

     Орловская область на сегодняшний день, к сожалению, является регионов аутсайдером по рангу инвестиционной привлекательности. Основные факторы, влияющие на выбор инвесторов, недостаточно разработаны или вообще отсутствуют в регионе. К таким факторам относятся: инфраструктура, административное управление, высококвалифицированные кадры, налоговая, бюджетная система, тарифы, обеспечение поставщиками создаваемых в результате инвестиций производств.

     В апреле 2011 года правительство Орловской области утвердило долгосрочную целевую программу развития инвестиционной деятельности. Она призвана помочь региону догнать по уровню привлекательности соседей по ЦФО. 

 

Библиографический список

  1. Ахмадов Э. Н. О. Иностранные инвестиции в российской экономике в посткризисный период // Материалы Международной студенческой научно-практической конференции / отв. науч. ред. С.В. Иванова. – М: ГОУ ВПО «РЭУ им. Г.В.Плеханова», 2011 – С.20-23
  2. Ивасенко А.Г. Иностранные инвестиции: учебное пособие / Ивасенко А.Г., Никонова Я.И. – М: Кнорус, 2010. – 272с.
  3. Ивасенко А.Г. Инвестиции: источники и методы финансирования: учебное пособие / Ивасенко А.Г., Никонова Я.И. – М: Омега-Л, 2009. – 261с.
  4. Касимова Ф.А. Роль прямых иностранных инвестиций в экономике России и анализ их объемов в посткризисный период // Материалы Международной студенческой научно-практической конференции / отв. науч. ред. С.В. Иванова. – М: ГОУ ВПО «РЭУ им. Г.В.Плеханова», 2011 – С.49-51
  5. Ключенко С.А. Анализ структуры и динамики иностранных инвестиций как фактора экономического развития Российской Федерации //Финансы и кредит.- 2009.-№06.-С.61-65.
  6. Лучко М.Л. Мировые тенденции иностранного инвестирования: спад или подъем? //Аудит и финансовый анализ.-2010.-№01.-С.247-252
  7. Об утверждении долгосрочной областной целевой программы «Развитие инвестиционной деятельности в Орловской области в 2011-2015 годах»: постановление Правительства Орловской области от 29 апреля 2011г. №132 // электронный ресурс Гарант: www.garant.ru/hotlaw/orel/324516/
  8. Передельский Д. Поправить имидж // Российская газета. – 2011. – №5479 – электронный ресурс: www.rg.ru/2011/05/17
  9. Портал Орловской области / электронный ресурс – адрес доступа: www.orel-region.ru
  10. Рейтинговое агентство Эксперт-Ра / электронный ресурс, адрес доступа: www.raexpert.ru
  11. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в РФ» №160-ФЗ от 9 июля 1999г.//Нормативная база «Консультант Плюс».
  12. Федеральная служба государственной статистики / электронный ресурс – адрес доступа: www.gks.ru

 

      Приложение 1 29

     Поступление иностранных инвестиций по субъектам  РФ

  2007 2008 2009
Млн. долл. США В про- 
центах 
к итогу
Млн. долл. США В про- 
центах 
к итогу
Млн. долл. США В про- 
центах 
к итогу
Российская  Федерация 120941 100 103769 100 81927 100
Центральный 
федеральный округ
78722 65,1 55393 53,4 49436 60,3
Белгородская  область 537 0,5 2400 2,3 48 0,1
Брянская  область 17 0,0 43 0,0 35 0,0
Владимирская  область 483 0,4 674 0,7 531 0,7
Воронежская область 160 0,1 120 0,1 196 0,2
Ивановская  область 43 0,0 112 0,1 84 0,1
Калужская область 381 0,3 1503 1,5 1133 1,4
Костромская область 28 0,0 40 0,0 38 0,0
Курская область 32 0,0 1 0,0 3 0,0
Липецкая  область 199 0,2 1763 1,7 331 0,4
Московская  область 5250 4,4 6686 6,5 4528 5,5
Орловская область 49 0,0 30 0,0 3 0,0
Рязанская область 119 0,1 297 0,3 90 0,1
Смоленская  область 31 0,0 93 0,1 254 0,3
Тамбовская  область 39 0,0 36 0,0 3 0,0
Тверская  область 78 0,1 117 0,1 220 0,3
Тульская  область 177 0,2 430 0,4 489 0,6
Ярославская область 226 0,2 210 0,2 133 0,2
г. Москва 70873 58,6 40838 39,4 41317 50,4
Северо-Западный 
федеральный округ
9704 8,0 14488 13,9 9149 11,2
Республика  Карелия 157 0,1 110 0,1 239 0,3
Республика  Коми 389 0,3 932 0,9 904 1,1
Архангельская область 990 0,8 1563 1,5 590 0,7
в том  числе Ненецкий 
автономный округ
794 0,7 1361 1,3 483 0,6
Вологодская область 178 0,2 4143 4,0 69 0,1
Калининградская область 299 0,3 376 0,4 112 0,1
Ленинградская область 1015 0,8 961 0,9 1247 1,5
Мурманская область 63 0,1 55 0,1 62 0,1
Новгородская  область 296 0,2 372 0,3 378 0,5
Псковская область 33 0,0 49 0,0 23 0,0
г. Санкт-Петербург 6284 5,2 5927 5,7 5525 6,8
Южный 
федеральный округ
2166 1,8 3208 3,1 1764 2,2
Республика  Адыгея 8 0,0 45 0,0 46 0,1
Республика  Дагестан 3 0,0 14 0,0 18 0,0
Кабардино-Балкарская 
Республика
- - - - - -
Республика  Калмыкия - - - - - -
Карачаево-Черкесская 
Республика
- - - - - -
Республика  Северная 
Осетия-Алания
52 0,0 4 0,0 1 0,0
Краснодарский край 715 0,6 1179 1,1 580 0,7
Ставропольский  край 295 0,3 760 0,7 100 0,1
Астраханская  область 42 0,0 27 0,0 52 0,1
Волгоградская область 184 0,2 82 0,1 225 0,3
Ростовская  область 867 0,7 1097 1,2 742 0,9
Приволжский 
федеральный округ
5973 4,9 7712 7,4 5280 6,4
Республика  Башкортостан 320 0,2 178 0,2 169 0,2
Республика  Марий Эл 3 0,0 0,5 0,0 28 0,0
Республика  Мордовия 40 0,0 25 0,0 57 0,1
Республика  Татарстан 1679 1,4 2594 2,5 2240 2,7
Удмуртская  Республика 78 0,1 78 0,1 87 0,1
Чувашская Республика 94 0,1 27 0,0 46 0,1
Пермский  край 226 0,2 475 0,4 346 0,4
Кировская область 6 0,0 114 0,1 186 0,2
Нижегородская область 410 0,3 709 0,7 263 0,3
Оренбургская  область 529 0,4 487 0,4 546 0,7
Пензенская  область 45 0,0 54 0,1 34 0,0
Самарская область 2367 2,0 2654 2,6 1054 1,3
Саратовская область 92 0,1 111 0,1 197 0,3
Ульяновская область 84 0,1 206 0,2 27 0,0
Уральский 
федеральный округ
3246 2,7 6555 6,3 5590 6,8
Курганская  область 24 0,0 49 0,0 40 0,0
Свердловская  область 1338 1,1 2114 2,0 1367 1,7
Тюменская область 558 0,5 1226 1,2 1625 2,0
в том  числе:            
Ханты-Мансийский 
автономный округ - Югра
153 0,1 294 0,3 105 0,1
Ямало-Ненецкий 
автономныйокруг
390 0,3 914 0,9 1056 1,3
Челябинская область 1326 1,1 3166 3,1 2558 3,1
Сибирский 
федеральный округ
14870 12,3 7742 7,5 2733 3,3
Республика  Алтай - - 2 0,0 0,4 0,0
Республика  Бурятия 100 0,1 232 0,2 104 0,1
Республика  Тыва 3 0,0 36 0,0 23 0,0
Республика  Хакасия 103 0,1 224 0,2 31 0,0
Алтайский край 2 0,0 5 0,0 79 0,1
Забайкальский край 78 0,1 79 0,1 49 0,1
Красноярский  край 12343 10,2 3707 3,6 218 0,3
Иркутская область 361 0,3 637 0,6 345 0,4
Кемеровская область 579 0,4 1120 1,1 607 0,7
Новосибирская область 220 0,2 443 0,4 562 0,7
Омская  область 601 0,5 578 0,6 489 0,6
Томская область 480 0,4 679 0,7 226 0,3
Дальневосточный 
федеральный округ
6260 5,2 8671 8,4 7975 9,8
Республика  Саха (Якутия) 832 0,7 666 0,7 1117 1,4
Камчатский  край 38 0,0 200 0,2 54 0,1
Приморский  край 31 0,1 804 0,8 81 0,1
Хабаровский край 249 0,2 240 0,2 265 0,3
Амурская область 131 0,1 138 0,1 212 0,3
Магаданская область 14 0,0 5 0,0 5 0,0
Сахалинская область 4964 4,1 6204 6,0 5769 7,0
Еврейская автономная 
область
1 0,0 11 0,0 3 0,0
Чукотский автономный округ - - 403 0,4 469 0,6

       Приложение 2. 30

     Поступление иностранных инвестиций по видам экономической деятельности.

  2007 2008 2009
Млн. долл. США В процен- 
тах к итогу
Млн. долл. США В процен- 
тах к итогу
Млн. долл. США В процен- 
тах к итогу
Иностранные инвестиции -  
всего
120941 100 103769 100 81927 100
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 468 0,4 862 0,8 437 0,5
рыболовство, рыбоводство 49 0,0 27 0,0 45 0,1
добыча  полезных ископаемых 17393 14,4 12396 12,0 10327 12,6
обрабатывающие  производства 31948 26,4 33914 32,7 22216 27,1
производство  и распределение  
электроэнергии, газа и воды
822 0,7 3394 3,3 437 0,5
строительство 2911 2,4 3387 3,3 1012 1,2
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий  и предметов личного пользования 47310 39,1 23905 23,0 22792 27,8
транспорт и связь 6703 5,5 4861 4,7 13749 16,8
финансовая  деятельность 4450 3,7 4977 4,8 2658 3,3
операции  с недвижимым  
имуществом, аренда и предоставление услуг
8414 7,0 15378 14,8 7937 9,7
государственное управление и обеспечение военной  безопасности; социальное страхование 48 0,0 26 0,0 25 0,0
образование 3 0,0 0,0 0,0 0,4 0,0
здравоохранение и предоставление социальных услуг 68 0,1 20 0,0 26 0,0
предоставление  прочих коммунальных, социальных  
и персональных услуг
295 0,2 434 0,4 126 0,2

Информация о работе Роль иностранного капитала в экономике России, его региональная структура и стратегия планирования привлечения иностранных инвестиций