Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 09:21, курсовая работа
На сегодняшний день нет такой страны, которая бы не имела связей с внешним миром. Понятия современное общество и международные отношения неотделимы друг от друга. А в экономической жизни общества такие взаимосвязи особенно ощутимы. Каждый день мы сталкиваемся с новостями о международных конгрессах, конференциях, соглашениях или, наоборот, спорах и разногласиях. Одним из видов таких взаимоотношений являются инвестиции, в данном случае иностранные.
Россию можно назвать новичком в данной отрасли, ведь мы относительно недавно стали открыты для зарубежных капиталов. Но несмотря на этот недолгий срок Россия постепенно и уверенно включается в данный процесс. В прессе активно обсуждаются такие вопросы, как инвестиционный климат и инвестиционный имидж регионов и страны в целом. Разрабатываются модельные программы по созданию благоприятных условий для иностранных инвестиций. Правительством и местными органами управления утверждаются инвестиционные проекты.
Оптовая торговля также остается одной из самых крупных сфер иностранных вложений: в 2009г. ее доля в общем объеме поступлений составила 27,8%.
В меньшей мере поступают иностранные инвестиции в строительство (1,20%), транспорт и связь (16,8%), финансовую деятельность (3,3%) и операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг (9,7%).
Остальные сферы практически не получают иностранных инвестиций, хотя являются очень важными для экономики страны. Это такие отрасли как обязательное социальное обеспечение, образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг, сельское хозяйство - их доля в общем объеме поступивших инвестиций колеблется от 0 до 0,50%. А между тем приток инвестиций в эти сферы значительно бы улучшил ситуацию в стране.
Участие зарубежных инвесторов в финансировании таких приоритетных для нашей страны сфер, как научные исследования и разработки, деятельность с использованием вычислительной техники и информационных технологий, также остается крайне незначительным (на уровне 0,10% всех накопленных капиталовложений). Очевидно, России предстоит еще немало сделать в целях выработки действенного алгоритма привлечения зарубежных инвестиций для финансирования приоритетных сфер экономики, связанных с научно-техническим прогрессом. При этом важно четко разграничить те сферы, которые останутся закрытыми для иностранцев, и те, где их участие должно разумно регулироваться и при необходимости стимулироваться.
Итак, на конец июня 2009 года наиболее привлекательными для иностранных инвесторов стали обрабатывающие производства, оптовая и розничная торговля и добыча полезных ископаемых. А ряд отраслей социального характера (это обязательное социальное обеспечение, образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг), сельское хозяйство можно сказать не участвуют в притоке иностранных инвестиций.
2.1. Инвестиционный климат и инвестиционный имидж Орловской области. SWOT- анализ субъекта.
Перед тем, как анализировать состояние инвестиционной привлекательности региона, следует разобраться в самих понятиях инвестиционного климата и инвестиционного имиджа.
Инвестиционный климат – комплекс объективных условий инвестирования, охватывающий экономические, политические и социальные компоненты, а именно – природные ресурсы, кадры, законодательство.
Инвестиционный имидж – комплексное отражение различных аспектов инвестиционного климата в представлениях инвестора.
Существуют три фактора, воздействующих на эти представления:
1)
фактическое состояние
2) представления и предпочтения инвесторов;
3)
характер информации о
Ниже
представлена таблица возможных
вариантов соотношения
Инвестиционный климат | Инвестиционный имидж | |
благоприятный | неблагоприятный | |
благоприятный | 1.1. | 1.2. |
неблагоприятный | 2.1. | 2.2. |
Вариант
1.1. - инвестиционные представления
соответствуют реальному
Вариант 1.2. - инвестиционный климат лучше инвестиционного имиджа. Подобная ситуация обусловлена плохой, неполной, неадекватной информацией о реальном положении дел и состоянии экономики.
Вариант
2.1. – позитивный инвестиционный имидж
при неблагоприятном
И последний вариант – 2.2. характеризуется неблагоприятным инвестиционным имиджем одновременно с неблагоприятным инвестиционным климатом. Ситуация аутсайдера.
Орловской области на сегодняшний день, к сожалению, подходит лишь последний вариант соотношения «климат-имидж». В апреле 2011 года правительство Орловской области утвердило долгосрочную целевую программу развития инвестиционной деятельности. Она призвана помочь региону догнать по уровню привлекательности соседей по ЦФО. Пока Орловщину относят к аутсайдерам "инвестиционной гонки".
В 2010 году губернатор Александр Козлов призвал руководителей районных центров превратить районные администрации в штабы по привлечению инвестиций. Муниципальные образования, согласно рекомендации, разработали инвестиционные паспорта своих территорий. А осенью 2010 года в Орле прошел очередной экономический форум, где было заключено немало соглашений.
Однако, несмотря на усилия, в рейтинге инвестиционного климата, составляемом агентством "Эксперт-Ра", по итогам последних двух лет Орловщина ниже соседей по ЦФО. По инвестиционному потенциалу она лишь на 63-м месте в стране. Вместе с Тамбовской, Ивановской и Костромской областями входит в число 15 регионов, имеющих рейтинг "3B2": "незначительный потенциал - умеренный риск". Большинство территорий Центральной России имеют рейтинг "3В1": "пониженный потенциал - умеренный риск". Лидерами же считаются Белгородская область, обладающая средним потенциалом, а также Воронежская и Липецкая области, чей рейтинг оценен как "пониженный потенциал - минимальный риск".
SWOT-анализ Орловской области 22
Сильные
стороны
1.Хорошее транспортно-географическое положение. 2.Относительно благоприятные агроклиматические условия. 3.Высокопродуктивное сельское хозяйство (растениеводство). 4.Достаточно современная промышленность, начавшая развиваться в 70-х годах. 5.Сглаженные отраслевые различия в оплате труда. 6.Высокая доля отчислений на социальные нужды. 7.Достаточный
уровень платежеспособного |
Слабые
стороны
1. Часть территории Орловской области подверглась воздействию радиоактивных выбросов с Чернобыльской АЭС. 2. Сильное постарение населения, особенно сельского. Сокращение численности населения. 3. Отсутствие развития наукоемкого производства в регионе. 4. Высокий
инвестиционный риск в 5. Высокий уровень безработицы. 6. Проблемы
инновационного развития |
Возможности
1. Оптимизация отраслевых структур, сбалансированность, пропорциональность развития отраслей. 2. Максимальное вовлечение в хозяйственный оборот и повышение эффективности использования природных, материальных и человеческих ресурсов. 3.Развитие инновационно-инвестиционной деятельности и технического перевооружения, разработки ресурсосберегающей политики, обеспечения экологической безопасности. 4. Развитие всех форм бизнеса: крупного, среднего, малого. 5.Восстановление и поддержание паритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию. 6. Формирование
эффективной конкурентной 7.Формирование разветвленной инфраструктуры (производственной, рыночной, социальной). |
Угрозы
1. Трудности развития обрабатывающих производств, уступающих импорту в конкуренции за внутренний рынок, создают угрозу возобновления тенденции к замедлению экономического роста. 2.Рост инвестиционного риска возможен за счет роста, как политических рисков, так и социальных рисков. 3.Специализация региона на наукоемких отраслях (машиностроении, химии и нефтехимии) делает экономику региона зависимой от инвестиций в НИОКР. 4. Сложная демографическая ситуация. 5. Высокая
конкуренция с регионами- |
2.2. Стратегия привлечения
В апреле 2011 года правительство Орловской области утвердило долгосрочную целевую программу развития инвестиционной деятельности. Она призвана помочь региону догнать по уровню привлекательности соседей по ЦФО. Пока Орловщину относят к аутсайдерам "инвестиционной гонки".
Главная задача программы - повысить привлекательность региона и избавиться от имиджа негостеприимной для бизнеса территории. Ради этого в прошлом году уже переписали региональное законодательство, предусмотрев для инвесторов льготы и преференции. Но рейтинг складывается не только из степени административного риска. В нем учитываются потребительский и трудовой потенциал, природные и туристические ресурсы, наличие производственных площадок и инфраструктуры. Со многими факторами на Орловщине не все благополучно. Например, по уровню использования туристического ресурса область занимает лишь 60-е место в стране. Потребительский потенциал в 2010 году упал до рекордно низкой 67-й позиции, а производственный - с 59-й до 65-й.23 Единственный показатель, по которому Орловщина вошла в двадцатку лучших, - обеспеченность инфраструктурой.
В программе появились идеи, с успехом внедренные в Белгородской, Тульской, Калужской областях и даже в Татарстане, куда ездил губернатор.
Созданию сети индустриальных и промышленных парков в программе отведено особое место. Они позиционируются как "структуры, формирующие максимально комфортные условия для создания новых производств". Правительство берет на себя обязательства полностью подготовить для инвестора площадку. За счет бюджета предстоит выкупать землю, сформировать ее кадастровый паспорт, подвести коммуникации, включая дороги. От инвестора же потребуют оплатить экспертизу проекта и взять на себя ряд социальных обязательств.
Сопровождением проектов по созданию индустриальных парков будут заниматься специально созданные с участием области открытые акционерные общества. Как раз по такому сценарию под райцентром Мценск уже создают первый индустриальный парк площадью 140 гектаров - в некотором смысле "слепок" с калужских парков. Презентовать площадку власти планируют уже осенью на очередном экономическом форуме.
В Туле орловцев заинтересовал такой способ улучшения имиджа, как создание "Центра государственно-частного партнерства". Он войдет в состав регионального "Агентства по привлечению инвестиций и работе с инвесторами". Параллельно должен заработать "Фонд инвестиционных грантов".
Уже в ближайшем будущем обо всех изменениях инвестиционного климата можно будет узнать в Интернете. Правительство поставило задачу создать многоязычный портал об инвестиционной деятельности, что обойдется бюджету еще в два миллиона рублей. Деньги потратят на разработку дизайна, программирование и регистрацию сайта, а также его поддержку, продвижение и перевод на иностранные языки. На портале разместят инвестиционный паспорт региона, базу данных обо всех реализуемых инвестпроектах и сведения о свободных участках и производственных площадях.
Региональные власти рассчитывают, что принятая программа поможет Орловщине подняться на верхние строчки рейтинга. Пока она от них довольно далека, чего не скажешь о соседях. В "топ-10" регионов с минимальным риском эксперты включили Липецкую, Воронежскую, Тамбовскую и Калужскую области.
Мероприятия программы будут реализованы за счет средств бюджета Орловской области и внебюджетных источников. Общий объем финансирования Программы на 2011 - 2015 годы составляет более 3,191 млрд. рублей, в том числе из областного бюджета – 3,141 млрд. рублей, внебюджетных источников – 50 млн. рублей.24
В числе основных мероприятий программы: создание специализированного агентства по привлечению инвестиций и работе с инвесторами, включая Центр государственно-частного партнерства –объем финансирования 1,5 млн. рублей; создание инфраструктуры сопровождения инвестиционных проектов – объем финансирования 371,5 млн. рублей; создание Фонда инвестиционных грантов для поддержки проектов, реализуемых субъектами малого и среднего предпринимательства – 120 млн.рублей; организация индустриальных и технологических парков – 250 млн.руб.25
Согласно постановлению, Агентство по привлечению инвестиций будет сопровождать инвесторов на всех этапах реализации проекта: от подготовки бизнес-плана до ввода в эксплуатацию вновь построенных объектов. Фонд инвестиционных грантов создается для поддержки инновационных и социально значимых инвестиционных проектов стоимостью до пятидесяти млн. рублей, реализуемых субъектами малого и среднего предпринимательства. Создание и развитие индустриальных парков предполагается на основе государственно-частного партнерства. Индустриальные парки будут обладать готовой инфраструктурой, позволяющей потенциальным резидентам немедленно начать установку оборудования.
К мероприятиям программы, направленным на содействие развитию приоритетных направлений инвестиционной деятельности относятся субсидирование процентной ставки по кредитам, привлекаемым инвесторами; субсидирование затрат на обследование конкурентоспособности продукции и эффективности сбытовых структур; субсидирование обеспечения промышленных площадок объектами инфраструктуры на территории муниципальных образований области; предоставление государственных гарантий для стимулирования инвестиционной деятельности и обеспечения обязательств по кредитам и займам, привлекаемым инвесторами для реализации крупномасштабных инвестиционных проектов с высокой социально-экономической значимостью.