Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 09:21, курсовая работа
На сегодняшний день нет такой страны, которая бы не имела связей с внешним миром. Понятия современное общество и международные отношения неотделимы друг от друга. А в экономической жизни общества такие взаимосвязи особенно ощутимы. Каждый день мы сталкиваемся с новостями о международных конгрессах, конференциях, соглашениях или, наоборот, спорах и разногласиях. Одним из видов таких взаимоотношений являются инвестиции, в данном случае иностранные.
Россию можно назвать новичком в данной отрасли, ведь мы относительно недавно стали открыты для зарубежных капиталов. Но несмотря на этот недолгий срок Россия постепенно и уверенно включается в данный процесс. В прессе активно обсуждаются такие вопросы, как инвестиционный климат и инвестиционный имидж регионов и страны в целом. Разрабатываются модельные программы по созданию благоприятных условий для иностранных инвестиций. Правительством и местными органами управления утверждаются инвестиционные проекты.
Любое государство как институт власти выполняет активную роль в разработке и реализации политики привлечения зарубежных инвестиций для содействия экономическому росту страны; обеспечения экономического суверенитета и/или получения максимально возможных экономических преимуществ.
Первая цель требует установления более высокого уровня иностранной собственности в уставном капитале фирмы и контроля в руках зарубежных собственников, например, в тех отраслях, привлечение капиталовложений в которые положительно влияет на рост производительности труда в принимающей стране. Напротив, вторая цель требует более высокого уровня национальной собственности и сохранения контроля над местными инвесторами.
В целом национальная политика принимающего государства влияет на отраслевые направления инвестиционных вложений, и в меньшей степени на величину привлекаемого капитала.
Стабильная политическая и макроэкономическая ситуация в стране, открытость национальной экономики, наличие адекватной инфраструктуры и коммуникаций, сохранение предсказуемой и эффективной правовой и институциональной среды лежат в основе инвестиционной привлекательности страны.
Таким образом, привлечение иностранных инвестиций в экономику РФ должно способствовать решению следующих проблем социально-экономического развития7:
1.3. Иностранные инвестиции в экономике России: региональная и отраслевая структура
Иностранные инвестиции, направляемые в экономику России, распределены между регионами страны и отраслями экономики крайне неравномерно. Эта неравномерность обуславливается различиями в уровне развития экономического потенциала (производственной и финансовой сферы, инфраструктуры, наличия ресурсов), емкости потребительского рынка, налоговых и других льгот в субъекте Российской Федерации.
Большая
часть иностранных инвестиций идет
либо в регионы с развитой торговой,
транспортной и информационной инфраструктурой,
а также высоким
Нетрудно понять причины высокой инвестиционной привлекательности крупнейших городов – Москвы и Санкт-Петербурга. Это прежде всего высокая емкость рынка сбыта, высокий уровень развития инфраструктуры бизнеса. Для большинства регионов-лидеров характерно приграничное положение (Карелия, Мурманская область, Хабаровский и Приморский край), а также наличие природных ресурсов, на экспорт которых и нацелена деятельность совместных предприятий.
Среди всех российских регионов, приоритетных для иностранных инвестиций, выделим следующие:
Таким образом, можно выделить три основных уровня регионального привлечения инвестиций в России: Москва, сырьевые регионы и крупные индустриальные центры и регионы, находящиеся в непосредственной близости от них. Доля Москвы изменяется, но в среднем она составляет около 40% всех ПИИ в Россию.9 Среди сырьевых регионов лидируют Татарстан, Тюменская, Омская области, Красноярский край. Достаточно существенные объемы ПИИ приходятся на Санкт-Петербург, Нижегородскую и Московскую области.10
Таблица 2 Поступление иностранных инвестиций по субъектам РФ11
2007 | 2008 | 2009 | ||||
Млн. долл. США | В про- центах к итогу |
Млн. долл. США | В про- центах к итогу |
Млн. долл. США | В про- центах к итогу | |
Российская Федерация | 120941 | 100 | 103769 | 100 | 81927 | 100 |
Центральный федеральный округ |
78722 | 65,1 | 55393 | 53,4 | 49436 | 60,3 |
Северо-Западный федеральный округ |
9704 | 8,0 | 14488 | 13,9 | 9149 | 11,2 |
Южный федеральный округ |
2166 | 1,8 | 3208 | 3,1 | 1764 | 2,2 |
Приволжский федеральный округ |
5973 | 4,9 | 7712 | 7,4 | 5280 | 6,4 |
Уральский федеральный округ |
3246 | 2,7 | 6555 | 6,3 | 5590 | 6,8 |
Сибирский федеральный округ |
14870 | 12,3 | 7742 | 7,5 | 2733 | 3,3 |
Дальневосточный федеральный округ |
6260 | 5,2 | 8671 | 8,4 | 7975 | 9,8 |
В 2009 году 60,3% всех иностранных инвестиций приходилось на ЦФО, из них Москва составила 50,4%. 12 Второе место занял СЗФО, - 11,2% от общего количества иностранных инвестиций в 2009. Из них 6,8% пришлось на Санкт-Петербург.13 И третье место по процентному соотношению занял Дальневосточный федеральный округ, 9,8% от общего числа, из них 7% составила Сахалинская область.14
Главной причиной неравномерного распределения инвестиций в России является то, что в регионах, привлекательных для инвесторов, имеется больший ресурсный потенциал, выше платежеспособный спрос, лучше развита инфраструктура. Кроме того, существен уровень риска по иностранным инвестициям в различные регионы.
Российским рейтинговым агентством «Эксперт-Ра» ежегодно просчитываются такие рейтинги, как:
В десятку лидеров по инвестиционной привлекательности, согласно рейтингам «Эксперт-Ра», за 2009-2010 гг. вошли: Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Свердловская область, Краснодарский край, Ханты-Мансийский автономный округ, Республика Татарстан, Красноярский, Пермский края и Нижегородская область.
Исходя из вышеперечисленных рейтингов за 2009-2010 года, следуют несколько выводов.
Самый сильный удар кризиса пришелся на промышленные центры страны. Провал внешней конъюнктуры поставил в крайне тяжелую ситуацию регионы, основой экономической базы которых составляют металлургические и химические предприятия. Еще более сложным оказалось положение областей, специализирующихся на машиностроении. В результате в зону повышенного риска вошли регионы Сибири, Урала, Поволжья.
В Сибирском федеральном округе значимое снижение уровня инвестиционного риска продемонстрировал лишь Красноярский край. Минимальный уровень риска в округе сохранила Омская область. На Урале добиться снижения инвестиционных рисков сумели в основном нефтегазодобывающие регионы.
В
Приволжском федеральном
В конкурентной борьбе за привлечение инвестиций все чаще побеждают регионы новой формации. Как правило, это относительно некрупные регионы, добившиеся реальных успехов в сфере диверсификации экономики за счет развития несырьевых отраслей промышленности и агропромышленного сектора. Их представительство среди десятки регионов с минимальным инвестиционным риском ежегодно увеличивается. В этом рейтинге к уже обжившимся в группе лидеров Липецкой, Воронежской, Тамбовской и Пензенской областями добавилась Калужская область.
Конечно, свой вклад в развитие этих регионов внесла и агропромышленная составляющая. Благоприятная конъюнктура цен на сельскохозяйственное сырье в прошлом году в значительной мере компенсировала потери от кризиса. Кроме того, Низкие социальные риски, спокойная криминальная обстановка в сочетании с эффективным управлением и активной и гибкой позицией региональных администраций в работе с инвесторами создают комфортную среду для привлечения внешних капиталовложений. Благоприятный для инвестора климат постепенно конвертируется в рост потенциала.
Как видно из рейтинга, позитивную динамику по уровню интегрального риска или по крайней мере его стабильность несмотря на общее посткризисное ослабление региональных экономики, демонстрируют Калужская, Рязанская, Владимирская и Тверская (+32 позиции)17 области (последняя использует преимущества близости сразу к обеим российским столицам).
Эти регионы первыми сумели использовать свою близость к громадному столичному рынку и сравнительно развитой инфраструктуре. Так, власти Калужской области начали диверсификацию губернской экономики с привлечения инвестиций Volkswagen`а, который создал здесь предприятие по промсборке своих авто. Этот успех был подкреплен созданием на территории региона заводов по выпуску автокомпонетов, затем – продукции фармацевтики, ядерной медицины (Дубна) и биотехнологий. Всего сейчас в Калужской губернии представлены в разной стадии готовности шесть индустриальных парков разнообразной отраслевой направленности.
Владимирская область по объему привлеченных иностранных инвестиций (поле Москвы с областью и уже упомянутой Калуги), также решила сделать ставку на создание диверсифицированной экономики. Возникли предприятия пищевой и химической промышленности, по производству стройматериалов и машиностроительной продукции. Как и в Калужской области власти приманивают потенциальных инвесторов возможностью сразу приступить к возведению корпусов на уже полностью подготовленных площадках, где уже имеется весь набор необходимых коммуникаций. Пока такой комплексный подход больше доступен околостоличным регионам просто в силу большей изначальной развитости инфраструктуры. Однако динамика процесса очевидна – география размещения инвестиций в ЦФО, ранее больше похожая на воронку с центром в Москве, сейчас постепенно начинает преобразовываться в картину концентрически расходящихся кругов.
В итоге, за счет концентрации почти всех регионов с положительной динамикой инвестиционных рисков и увеличивающимся потенциалом, Центральный федеральный округ единственный смог существенно нарастил свой вес в совокупном потенциале, одновременно показав минимальный риск.
Отраслевая
структура иностранных
Рис.3 Структура иностранных инвестиций в экономику России по отраслям в 2009 г., в %.21
Такой отраслевой перекос не случаен. Сегодня он отражает реальное положение России в международном разделении труда. Страна выступает на мировой арене как экспортер сырьевых ресурсов и продуктов первого передела и как импортер иностранной высокотехнологичной продукции и услуг, рассчитанных на потребительский спрос. Из гистограммы видно, что 80% всех инвестиций приходиться на 4 отрасли: обрабатывающие производства, оптовая и розничная торговля, добыча полезных ископаемых, транспорт и связь.
Отдельно следует отметить те сферы обрабатывающей промышленности, куда иностранный капитал идет крайне неохотно, но где назрела острая потребность в модернизации и реструктуризации. Это связано с необходимостью как повышения общего уровня конкурентоспособности российской экономики, так и решения важных социальных проблем. Текстильное производство, производство электрического, электронного и оптического оборудования, электрических машин, аппаратуры для радио, телевидения и связи, медицинской техники - все эти сферы обойдены вниманием иностранных инвесторов. Зарубежным партнерам выгоднее ввозить готовую продукцию этих отраслей, производимую во многих странах в избытке, чем создавать конкурентоспособные производства в РФ.