Роль информационного потенциала в становлении мировой экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 21:52, курсовая работа

Описание работы

Для развития любого человеческого общества необходимы материальные, инструментальные, энергетические и информационные ресурсы. Настоящее время - это период, характеризующийся небывалым ростом объема информационных потоков. Наибольший рост объема информации наблюдается в промышленности, торговле, финансово-банковской и образовательной сфере. В промышленности рост объема информации обусловлен увеличением объема производства, усложнением выпускаемой продукции, используемых материалов, технологического оборудования, расширением, в результате концентрации и специализации производства, внешних и внутренних связей экономических объектов.

Содержание

Введение
Глава 1. Место информационного ресурса в экономической системе.
1.1 Экономическая сущность информации в мировой экономике
1.2 Информационный ресурс как экономическая категория
Глава 2. Формирование и использование информационного ресурса в мировой экономике.
2.1 Виды информационного ресурса, его формирование в мировой экономической системе
2.2 Формирование рынка информации и проблемы его развития в мире
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Kursovaya_mirovaya_ekonomika.docx

— 49.52 Кб (Скачать)

В мировом информационном обществе особое внимание уделяется именно информационным ресурсам и подчеркивается их значимость по сравнению с традиционными видами ресурсов. Несмотря на то, что информационные ресурсы всегда существовали, они ранее (в условиях индустриального общества) не рассматривались ни как экономическая, ни как иная категория. Информационный ресурс может принадлежать одному человеку или группе лиц, организации, городу, региону, стране, миру. Впервые достаточно четкое определение понятия "информационные ресурсы" было сформулировано в Федеральном законе "0б информации, информатизации и защите информации" [14]. В этом законе приводится следующее определение: "Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)". Документы и массивы информации, о которых говорится в этом законе, не существуют сами по себе. В них в разных формах представлены знания, которыми обладали люди, создававшие их.

Информационные ресурсы  являются продуктом работы информационной системы, так как информационная система - взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели [8].

С точки зрения позиции  А.Г. Абросимова, информационные системы  значительно отличаются между собой  как по составу, так и по главным  целям. В качестве примера он приводит несколько систем, состоящих из разных элементов и направленных на реализацию разных целей.

 

Таблица 1. Информационные системы, их элементы и главные цели

Система

Элементы системы

Главная цель системы

Фирма

Люди, оборудование, материалы, здания и пр.

Производство товаров

Компьютер

Электронные и электромеханические  элементы, линии связи и пр.

Обработка данных

Телекоммуникационная система

Компьютеры, модемы, кабели, сетевое программное обеспечение  и пр.

Передача информации

Информационная система

Компьютеры, компьютерные сети, люди, информационное и программное  обеспечение

Производство профессиональной информации


 

Экономическая информационная система представляет собой систему, функционирование которой заключается в сборе, хранении, обработке и распространении информации о деятельности какого-то экономического объекта реального мира.

Как экономический ресурс информация обладает рядом особенностей, отличающих ее от традиционных факторов производства – земли (природных  ресурсов), труда, капитала. Наиболее значимыми  свойствами информации являются непотребляемость в процессе использования, самовозрастание в процессе потребления, особая неопределенность ее полезности, отсутствие зависимости между исходным объемов знаний и объемом нового созданного знания, высокая мобильность, как в пространстве, так и в плане перетекания из одних наук в другие без потери актуальности.

Информация легко тиражируема, она не уничтожается, а, напротив, самовозрастает в процессе потребления. Но в то же время, она является редким ресурсом благодаря уникальности процесса ее производства и использования, главным  субъектом которого выступает человек. В настоящее время одними из наиболее актуальных проблем являются проблема сильного информационного давления на людей, усиливающегося с ускорением процесса накопления информации, и  распространение методов деструктивного информационного воздействия, ведущего к негативным последствиям. Накопленные  объемы информации и знаний не успевают перерабатываться, создаются большие  массивы ненужной и дублирующей  информации. Но наряду с этим существует потребность в знаниях, которые  смогут помочь преодолеть многочисленные нерешенные в настоящее время  проблемы, например, в области экологии, медицины и других областях.

Информация как экономический  ресурс используется в различных  направлениях. Среди основных направлений  следует выделить следующие:

· коммерциализация информации в товарах, услугах, технологиях (создание наукоемкой продукции, интеллектуальных товаров, информационных услуг, разработка новых технологий производства и управления и т. д.);

· воздействие на субъективные восприятия и ожидания экономических субъектов. В качестве примеров можно привести создание информационного образа продукта, компании (репутация), формирование потребностей или влияние на них [5].

Информация и знания содержат в себе принципы повышения производительности, оптимального использования прочих ресурсов. Они становятся все более  значимыми ресурсами в современной мировой экономике, именно они представляют собой важность интеллектуальных усилий. Компьютерная техника является специфическими машинами нового этапа экономического развития – информационного, предопределяя возможности и эффективность использования информации. В то же время "скорость, с которой развивается технология в обществе, определяется относительным уровнем его способности усваивать и обрабатывать информацию" [5].

Таким образом, определение  информации как ресурса было сделано  с точки зрения исследования участия  информации в экономической деятельности и ее влияния на экономические процессы и явления. Как экономическая категория информация обладает рядом особенностей, отличающих ее от традиционных факторов производства. Исследование информации как мирового экономического ресурса, выявление ее роли и возможностей использования в экономике являются одними из наиболее актуальных, сложных проблем.

 

Глава 2. Формирование и использование информационного  ресурса в экономике

 

§2.1 Виды информационного  ресурса, его формирование в экономической  системе

 

Формирование и использование  информационных ресурсов – одна из ключевых проблем создания единого  информационного пространства. Можно  считать, что в общем случае информационные ресурсы формируются в результате деятельности, как органов государственной  власти, так и государственных  и негосударственных предприятий, научных, учебных и общественных организаций. Они включают информацию и знания, применяемые для описания конкретной предметной области и  для доступа к информации и  знаниям.

Информационные ресурсы  являются объектами отношений физических, юридических лиц, государства, составляют информационные ресурсы России и  защищаются законом наряду с другими  ресурсами.

Отношения по поводу права  собственности на информационные ресурсы  регулируется гражданским законодательством  РФ. Формирование государственных информационных ресурсов осуществляется гражданами, органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями  и общественными объединениями. Информационные ресурсы могут быть товаром, за исключением случаев  предусмотренных законодательством  РФ. Собственник информационных ресурсов пользуется всеми правами, предусмотренными законодательством РФ. Государственные  информационные ресурсы формируются  в соответствии со сферами ведения  как: •федеральные информационные ресурсы;

•информационные ресурсы, находящиеся  в совместном ведении РФ и субъектов  РФ;

•информационные ресурсы  субъектов РФ [9].

В процессе формирования и  использования информационных ресурсов осуществляются сбор, обработка, хранение, поиск и выдача информации по запросам или регламенту. По формам собственности  информационные ресурсы подразделяются:

•государственные;

•межгосударственные;

•негосударственные (в том числе коммерческие);

•смешанной собственности.

Виды наиболее существенных ресурсов рассмотрим на примере государственной  политики. Государственная политика в сфере формирования информационных ресурсов и информатизации направлена на создание условий для эффективного и качественного информационного  обеспечения решения оперативных  задач социально-экономического развития. Основные направления государственной  политики в сфере информатизации является: [10] .

 •обеспечение условий  для развития и защиты всех  форм собственности на информационные  ресурсы;

•формирование и защита информационных ресурсов;

•создание и развитие федеральных  и региональных информационных систем и сетей, обеспечение их совместимости  и взаимодействия в едином информационном пространстве РФ;

•создание условий для  качественного и эффективного информационного  обеспечения граждан, органов государственной  власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений  на основе государственных информационных ресурсов;

•содействие формированию рынка информационных ресурсов, услуг, информационных систем, технологий и  средств их обеспечения;

•формирование и осуществление  единой научно-технической и промышленной политики в сфере информатизации с учетом современного мирового уровня развития информационных технологий;

•создание и совершенствование  системы привлечения инвестиций и механизма стимулирования разработки и реализации проектов информатизации;

•развитие законодательства в сфере информационных процессов, информатизации и защиты информации.

Остальные ресурсы оставляем  за рамками исследования.

При всех недостатках информационно - управляющие системы органов  государственной власти могут служить  основой, которая обеспечит формирование государственных информационных ресурсов. Для этого требуется решение  сложных вопросов, связанных с  обеспечением формирования и ведения  министерствами и ведомствами государственных  информационных ресурсов. Это относится  в первую очередь к таким организациям, как:

•Государственный комитет  РФ по статистике;

•Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу  окружающей среды;

•Комитет РФ по геологии и использованию недр;

•Государственный комитет  санитарно-эпидемиологического надзора  РФ;

•Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ;

•Федеральная служба занятости  России;

•Государственной таможенный комитет Российской Федерации;

•Государственный комитет  РФ по управлению государственным имуществом;

•Государственная налоговая  служба Российской Федерации.

Серьезной проблемой в  становлении правового государства  является обеспечение юридических  и физических лиц правовой информацией. Эта информация должна быть прокомментирована, приближена к пользователю и порядок  ее получения должен быть предельно  упрощен. Здесь особая роль принадлежит Государственно-правовому управлению Президента Российской Федерации и Министерству юстиции Российской Федерации, на которые возложено формирование информационных фондов правовой информации и организация доступа к ним организаций и граждан, и Министерству культуры Российской Федерации, "под патронажем" которого находится сеть библиотек, непосредственно обслуживающих население.

Таким образом, информационные ресурсы являются объектами и  физических и юридических лиц, а  также государства. В процессе формирования и использования информационных ресурсов осуществляется сбор, обработка, хранение, поиск и выдача информации по запросам или регламенту. Формирование же информационных ресурсов обеспечивают управляющие системы органов  государственной власти. Данные государственные  информационные ресурсы являются открытыми, за исключением категории ограниченного  доступа.

 

§ 2.2 Формирование рынка информации и проблемы его  развития

 

Под современным рынком понимают любую систему, дающую возможность  покупателям и продавцам совершать  свободную куплю-продажу товаров.

 

Таблица 2. Основные виды рынков.

С точки зрения соответствия действующему законодательству

по экономическому назначению объектов рыночных отношений

по пространственному  признаку

- легальный рынок

- теневой рынок

- потребительский рынок

- рынок капиталов

- рынок рабочей силы

- рынок информации

- финансовый рынок

- валютный рынок и др.

- местный рынок

- национальный рынок

- международный региональный  рынок

- мировой рынок


 

Рынок информации - рынки научно-технических разработок, патентов и др.; финансовый рынок - рынки ценных бумаг, банковских ссуд и других кредитных ресурсов.

Информационный ресурс должен отражать совокупность внешних и  внутренних условий хозяйствования, включая отношения между юридическими и физическими лицами, субъектами экономики в связи и по поводу производства (создания), распределения, обмена и потребления товаров  и услуг.

Информация о работе Роль информационного потенциала в становлении мировой экономики