Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 21:52, курсовая работа
Для развития любого человеческого общества необходимы материальные, инструментальные, энергетические и информационные ресурсы. Настоящее время - это период, характеризующийся небывалым ростом объема информационных потоков. Наибольший рост объема информации наблюдается в промышленности, торговле, финансово-банковской и образовательной сфере. В промышленности рост объема информации обусловлен увеличением объема производства, усложнением выпускаемой продукции, используемых материалов, технологического оборудования, расширением, в результате концентрации и специализации производства, внешних и внутренних связей экономических объектов.
Введение
Глава 1. Место информационного ресурса в экономической системе.
1.1 Экономическая сущность информации в мировой экономике
1.2 Информационный ресурс как экономическая категория
Глава 2. Формирование и использование информационного ресурса в мировой экономике.
2.1 Виды информационного ресурса, его формирование в мировой экономической системе
2.2 Формирование рынка информации и проблемы его развития в мире
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Название-Роль информационного потенциала в становлении мировой экономики.
Введение
Глава 1. Место информационного
ресурса в экономической
1.1 Экономическая сущность информации в мировой экономике
1.2 Информационный ресурс как экономическая категория
Глава 2. Формирование и использование
информационного ресурса в
2.1 Виды информационного ресурса, его формирование в мировой экономической системе
2.2 Формирование рынка информации и проблемы его развития в мире
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность темы исследования
Для развития любого человеческого общества необходимы материальные, инструментальные, энергетические и информационные ресурсы. Настоящее время - это период, характеризующийся небывалым ростом объема информационных потоков. Наибольший рост объема информации наблюдается в промышленности, торговле, финансово-банковской и образовательной сфере. В промышленности рост объема информации обусловлен увеличением объема производства, усложнением выпускаемой продукции, используемых материалов, технологического оборудования, расширением, в результате концентрации и специализации производства, внешних и внутренних связей экономических объектов.
Информация является решающим фактором, определяющим развитие технологии и ресурсов в целом. В последние десятилетия мир переживает переход от "индустриального общества" к "обществу информационному". С этим нельзя не согласиться, ведь информация в той или иной мере всегда использовалась людьми в хозяйственной деятельности, в частности, в виде сведений о предметах труда и средствах труда, способах их взаимодействия, она являлась важной составной частью рабочей силы в виде навыков, умений, знаний и т.д. К началу двадцатого века развитие отраслей промышленности, производящих средства переработки, хранения и передачи информации значительно расширило масштабы и повысило эффективность использования различных видов информации как ресурса в производственном процессе. Однако до последнего времени оценить значение и определить степень участия информационного ресурса в этом процессе было весьма сложно. Только в условиях современного этапа развития НТП, когда информационный ресурс стал занимать исключительное место в организации и функционировании национальных хозяйств, становится очевидной необходимость и возможность всестороннего научного исследования его экономической роли.
Наличие ряда специфических
черт информационного ресурса
В этой связи с теоретической и практической точек зрения актуальным является исследование сущности и природы информационного ресурса, его роли и места в общественном производстве, особенностей ценообразования на рынке информационного ресурса, а также возможных способов стимулирования развития этого рынка в современной экономике России.
Степень разработанности проблемы
Понятие «информационный ресурс» стало использоваться наукой в первой половине XX века. К числу первых его исследователей относятся ученые Н. Винер, А. Н. Колмогоров, К. Шеннон, У. Эшби, которые сосредоточили свой анализ на количественном аспекте понятия на базе математической теории информации.
Впервые информация как экономическая категория была применена А. Хартом при определении причин успеха деятельности фирм в сфере финансов. В дальнейшем к информационному обеспечению деловых кругов общества обращался Ф. Найт, определив информацию как величину, обратно пропорциональную неопределенности.
Эта область исследования роли информации в экономике подразумевает и микроэкономический аспект коммерческого применения информации. Современная зарубежная экономическая мысль, представленная К. Эрроу, Г. Саймоном, У. Баумолем, Дж. Стиглером. Они определяли информацию как экономическую категорию.
Среди отечественных экономистов, исследовавших роль информации в экономике в рамках микроподхода, следует отметить Д. Плахотную, А. Московского, А. Аузана, Р. Заблюк, Р. Малахинову и др., которые наиболее полно раскрыли природу информационных ресурсов и информационного продукта. Особое место занимают работы С. Малахова, исследующего понятие трансакционных издержек, с точки зрения классический экономической школы; Р. Капелюшникова, развивающего институциональный подход О. Уильямсона и теорию трансакционных издержек Р. Коуза, применительно к экономике России.
Исследование локальных проблем, непосредственно касающихся рынка информации его функционирования и регулирования отражены в публикациях Ю.М. Арский, Р.С. Гиляревский, В.С. Егоров[3].
Другое направление
Цель и задачи исследования
Целью исследования является
определение роли информационного
ресурса в современной
- определить место
- охарактеризовать информационный ресурс как экономическую категорию;
- выявить экономическую сущность информации;
- исследовать проблему формирования и использования информационных ресурсов;
- определить формирование рынка информации и проблемы его развития;
- исследовать информационный ресурс в Республике Марий Эл.
Предметом исследования является информационный ресурс, процесс его формирования, развития и использования в экономике.
Объектом исследования является информационный ресурс в отрасли экономики.
Научная новизна заключается в исследовании информации как ресурса, определена экономическая сущность информации. Так же составлена классификация экономической информации, которая обобщена в графическом изображении.
Курсовая работа состоит из: введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы
Глава 1. Место
информационного ресурса в
§ 1.1 Экономическая сущность информации в мировой экономике
Информатизация экономики - превращение информации в экономический ресурс первостепенного значения. Термин информация означает сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний. Экономическая сущность информации не отделима от процесса информирования, поэтому необходимо рассматривать источник информации и потребителей информации. Роль потребителей информации с экономической точки зрения очерчивается в следующем определении: «информация - новые сведения, принятые, понятые и оцененные конечным потребителем как полезные, представляющие экономическую ценность. Экономическая информация выступает одновременно как: предмет (первично-необработанные данные), средство (совокупность знаний, приемов, средств для переработки информации), результат труда (информация, которая обладает потребительскими свойствами).
В информационных экономических
отношениях по своей природе информация
является коллективным продуктом. Она
обостряется противоречием
В качестве товара информация не может отчуждаться подобно материальной продукции. Ее купля-продажа имеет условное значение. Переходя к покупателю, она остается и у продавца. Она не исчезает в процессе потребления. Государство само является одним из крупнейших потребителей компьютерной техники, производителем, потребителем и накопителем информации.
При работе с информацией всегда имеется ее источник и потребитель(получатель):
Рис. 1. Передача сообщения от источника к получателю [2].
Сообщение от источника к получателю передается посредством какой-нибудь среды, являющейся в таком случае «каналом связи».
Характеристики экономической информации: объем информации, целостность информации, цикличность, удельный вес значений.
Свойства экономической информации:
1. ценность и полезность экономической информации характеризуется стоимостью, трудоемкостью, доступностью, истинностью и релевантностью;
2. полнота экономической информации может быть: достаточной, недостаточной, избыточной;
3. независимость содержания от форм предоставления.
Классификация экономической информации [8]:
1. По значению в процессе управления:
- управляющая (состоит
из доводимой до сведения
- осведомляющая (воплощена в отчетных показателях, выполняет в экономической системе функцию обратной связи: сведения о результатах выполнения решения и состояния управленческого объекта).
2. По содержанию:
- по фазам и процессам производства: информация о рынке, информация о производстве;
- по отображенным структурным
единицам: по отраслям, по экономическим
районам, по отдельным
3. По возможности
использования ценности
- полезная;
- ложная;
- избыточная.
4. По степени
обработки и месту в
- первичная;
- производная.
5. По постоянности:
- постоянная;
- условно-постоянная;
- переменная.
Недостатки экономической информации:
· не все сведения несут информационную нагрузку;
· многократное дублирование данных;
· аналогичные данные не сопоставимы;
· терминология экономической информации не унифицирована.
Таким образом, экономическая сущность информации состоит в том, что она одновременно является и предметом, и средством, и результатом труда. Так же сущность экономической информации включает в себя процесс информирования, а ее ценность и полезность характеризуется стоимостью, трудоемкостью, истинностью. Наряду с этим, экономическая информация имеет свои недостатки, такие как: многократное дублирование данных, не все сведения несут информационную нагрузку.
§ 1.2 Информационный ресурс как экономическая категория
В последние десятилетия
все более явной становится тенденция
к распространению новых
Информация обращается в
экономике как товар, и как
ресурс, используемый в процессе хозяйственной
деятельности. Информационные продукты
и услуги обмениваются на информационном
рынке и имеют большое
В процессе создания информационных товаров основным средством производства выступает интеллект, который представляет собой способность человека создавать новые знания. В результате интеллектуальной деятельности создается уникальный продукт, который приносит доход ее создателю в процессе тиражирования (распространения материальных носителей с созданной информацией) или овеществлении в товарах, средствах производства, технологиях [3].
Информация о работе Роль информационного потенциала в становлении мировой экономики