Роль государства в создании общественных благ

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 15:48, курсовая работа

Описание работы

Экономика как наука существует уже почти две с половиной тысячи лет, со времен проявления трудов великих греков – Ксенофонта и Аристотеля, посвященных проблемам хозяйства. Примерно в это время в ряде регионов мира уже сложились достаточно развитые товарно-денежные отношения, поэтому появилась возможность выявления и анализа закономерностей, присущих рыночной экономике. И уже с тех самых пор одним из основных вопросов экономической теории признается вопрос о сущности и происхождении ценности благ.

В рыночной системе действуют специфические стимулы и принципы хозяйствования, основанные на свободе выбора профессиональной деятельности, выбора ресурсов, технологий, свободе выбора для каждого покупателя. Рыночная система и выбор органически взаимосвязаны друг с другом. Но рыночная система не способна эффективным образом удовлетворять коллективные или общественные потребности населения, т.е. рынок не создает общественных товаров и не может самостоятельно нейтрализовать внешние эффекты. Общественные товары – это товары, для которых характерны такие признаки, как всеобщая доступность, неделимость и равенство в потреблении, а также неисключаемость из потребления. Такие общественные блага, как национальная оборона, контроль за загрязнением окружающей среды, борьба с инфекционными заболеваниями, общее водоснабжение, не могут быть отданы на откуп конкурентному рынку, который не в состоянии обеспечить их производство в требуемых объемах. Таким образом, актуальным является рассмотрение роли и процессов обеспечения производства общественных благ правительством.

Содержание

Введение 3

1. Общественный сектор и общественные блага 5

1.1. Понятие и история формирования экономики общественного сектора 5

1.2. Общественные блага: проблема определения и характеристики 9

1.3. Типология благ. Критерий «общественности» блага 11

2. Государство как производитель общественных благ 16

2.1. Добровольное и принудительное участие в производстве общественных благ 16

2.2 Производство общественных благ 19

Заключение 22

Список литературы 23

Работа содержит 1 файл

Роль государства в создании общественных благ.docx

— 49.53 Кб (Скачать)

       Таким образом, в экономике общественного  сектора возникает проблема «безбилетника», которая занимает основное место  в тории коллективных действий. При  рассмотрении проблемы «безбилетника» необходимо учитывать три условия: во-первых, общественное благо, которое  производится, обладает абсолютной неисключаемостью и при этом имеет примерно равную полезность для всех потребителей при  любом уровне поставки; во-вторых, минимизация  затрат во всех случаях равна неучастию в предлагаемых действиях; в-третьих, принудительное введение обязательств и их реализация не требуют существенных дополнительных расходов. При этих условиях возникает альтернатива положиться на добровольное участие всех индивидов либо убедиться, что все предпочитают быть «безбилетниками», а благо не производится вообще. [2, c. 88-89]

       Заметим, что вероятность возникновения  эффекта «безбилетника» (проблемы «безбилетника») тем меньше, чем больше обозрима группа людей, о производстве общественного  блага для которой идет речь. Дело в том, что в малых группах он легко преодолевается за счет неэкономических форм принуждения, общественного осуждения отлынивающего и т.п. [8, c. 22]

       Но  проблема безбилетника гораздо чаще возникает в больших, а не в  малых группах потребителей, где  труднее получить необходимую информацию о выгодах потребителей общественного  блага. Анонимность усиливает желание  стать «безбилетником». В результате существования проблемы «безбилетника» производство чисто общественных благ бывает ниже эффективного. Рынок оказывается  не в состоянии справиться с этой проблемой, терпит фиаско. [6, c. 131] В соответствующих ситуациях принято говорить о «провалах» или «ошибках рынка». И вот тут-то в действие и вступает государство, формируя общественный сектор экономики, возмещение затрат на работу которого оно в состоянии покрыть, вводя и собирая соответствующие налоги: ведь только за ним общество признает право на узаконенное принуждение. [8, c. 23] Вводя налогообложение, государство ограничивает права граждан на получаемые ими доходы. По существу присваивая часть этих доходов, государство выступает как собственник, подобно тому, как акционер получает дивиденты на вложенный в акционерное общество капитал.[6, c. 131]

       В этой связи надо заметить, что добровольное участие в производстве и финансировании общественных благ, безусловно, предпочтительнее, чем принудительное, поскольку принудительно наложенные обязательства, при прочих равных условиях, снижают уровень благосостояния индивида. Это объясняется тем, что фиксация и реализация любых обязательств сами по себе предполагают издержки. Например, необходимо затрачивать средства на выявление и преследование экономических субъектов, которые уклоняются от уплаты налогов и т.п. [2, c. 89]

       Добровольный  принцип участия граждан в  производстве общественных благ выгоден  и потому, что нормы замещения  блага другими порой для разных потребителей неодинаковы и если в распоряжении государства нет  механизма распределения бремени  расходов, то ответ на вопрос о целесообразности принуждения далеко не однозначен. Ведь многие индивиды начинают проигрывать  от увеличения производства данного  блага. Вместе с тем только учет интересов  каждого из потенциальных потребителей в отдельности способствует достижению Парето-оптимальной ситуации. [2, c. 89] 
 
 
 
 
 

2.2 Производство общественных благ 

       Широко  распространено мнение, что обеспечение  общественными благами – исключительно  функция общественного сектора. Это не совсем верно. Мы убедились, что  существуют возможности добровольных коллективных действий, направленных на создание общественных благ для конкретных, как правило, небольших групп потребителей. [14, c. 60]

       Однако, когда речь идет о чистых общественных блага, предназначенных для многочисленных потребителей, альтернативу государственному принуждению найти сложно. При создании таких благ общественный сектор практически незаменим. Однако это не означает, что общественный сектор непременно должен брать на себя непосредственное производство этих благ. [14, c. 60]

       Причастность  государства к их финансированию определяется проблемой безбилетника, рассмотренной выше. [14, c. 60] Общественный сектор обычно берет на себя также хотя бы частичное финансирование благ, обладающих особыми достоинствами. Ведь экстерналии, которыми сопровождается производство этих благ, рассредоточиваются во всем обществе или весьма значительной его части. Это оправдывает покрытие за счет общества издержек производства таких благ, во всяком случае, их доли, соответствующей внешним эффектам. [14, c. 60] [14, c. 61]

       Что же касается производства, то обеспечение производства общественных благ – первейшая функция любого государства. В этой связи для повышения эффективности соответствующего сектора экономики необходимо достижение баланса интересов производителей и потребителей этих благ, что требует реформирования бюджетного процесса. Создание соответствующей системы бюджетно-налоговых и других институтов воспроизводства общественных благ, можно надеяться, приведет к задействованию в этой области механизма конкуренции – главного двигателя общественного прогресса.

       Непосредственное осуществление производства силами работников общественного сектора может быть оправдано в первую очередь некоторыми технологическими особенностями. Например, специфическая «технология» военного дела требует жесткой дисциплины, а значит, систематического принуждения, непосредственно в ходе «производства услуг». Экономия на масштабе, характерная для естественных монополий, нередко обусловливает целесообразность государственной или муниципальной собственности на коммуникации, водопроводы и т.п. (хотя такое решение не является единственно возможным) [14, c. 61]

       При этом производство в общественном секторе  далеко не всегда предполагает финансирование за счет общественных средств. Так услуги водопровода могут полностью  оплачиваться пользователями исходя из фактического расхода воды. Ведь причина, по которой в данном случае вступает в действие государство, непосредственно не связана с проблемой безбилетника: вода, поступающая через водопровод, представляет собой частное благо. [14, c. 61]

       Ясное понимание конкретных причин, в силу которых уместно участие государства  в решении той или иной проблемы, помогает избегать как недостаточного использования возможностей общественного  сектора, так и его чрезмерной экспансии и находить разумные варианты сотрудничества этого сектора с  частным. [14, c. 61]

       При этом для обеспечения предложения  общественных благ совсем необязательно  создавать государственные предприятия, - можно доплачивать частному производителю, создать условия, которые стимулировали  бы частное предложение общественных благ, перераспределяя соответствующим  образом правомочия (например, позволяя не в полном объеме уплачивать налоги) и т.п. [8, c. 23]

       В любом случае, принимаясь – по экономическим  причинам или из высоких моральных  побуждений – за производство общественных благ, государство начинает выполнять  роль не только спецификатора и защитника  прав собственности, но и хозяйствующего субъекта, управляющего использованием ресурсов. [8, c. 23] 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

       В рыночной экономике государственное  вмешательство служит своего рода "последней обороны"; его можно условно уподобить не столько пище, сколько лекарству или скорее витамину, необходимому, но и опасному при передозировке. Практика доказала превосходство рыночной системы хозяйства над плановой, суть которой определяется всеобъемлющим огосударствлением. В то же время современная рыночная система немыслима без общественного сектора, составляющего ее неотъемлемый компонент. Если общественный сектор функционирует неэффективно, недостижима высокая эффективность и в частном секторе.

       Первейшая функция любого государства - обеспечение производства общественных благ. В этой связи для повышения эффективности соответствующего сектора экономики необходимо достижение баланса интересов производителей и потребителей этих благ, что требует реформирования бюджетного процесса. Создание соответствующей системы бюджетно-налоговых и других институтов воспроизводства общественных благ, можно надеяться, приведет к задействованию в этой области механизма конкуренции – главного двигателя общественного прогресса.

       Но  также нельзя категорически утверждать, что чистые общественные блага не могут производиться без участия  государства.

       Не  существование общественных благ порождает  возникновение государства, а специфические  черты последнего как особой организации  дают ему сравнительные преимущества в деле их производства. Ведь если нужда  в каком-либо благе, по своим свойствам  являющемся общественным, у кого-то окажется крайне настоятельной, он возьмет  инициативу на себя, убедит или заставит других ему помогать и т.д., и в  конечном счете наладит его производство без всякого государства. Понятно, однако, что это скорее всего обойдется  дороже, чем если к делу подключится  организация, уже имеющая опыт создания таких производств, то есть государство. В частности, перевороты в науке и культурные инновации, которые  в конечном итоге меняли к лучшему жизнь миллионов людей, нередко осуществлялись за счет добровольных усилий и средств отдельных лиц или небольших групп. 

 

       

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

       
  1. Аткинсон  Э. Б. Лекции по экономической теории государственного сектора : учебник : пер. с англ. / Э. Б. Аткинсон, Дж. Э. Стиглиц ; под  ред. Л. Л. Любимова. - М. : Аспект Пресс, 1995. - 832 с.
  2. Ахинов Г. А. Экономика общественного сектора : учеб. пособие / Г. А. Ахинов, Е. Н. Жильцов. - М. : ИНФРА-М, 2009. - 345 с.
  3. Зулькарнай И. Государство как фирма по предоставлению общественных услуг // Общество и экономика. - 2006. - № 5. – С. 74-115.
  4. Капитализм и рынок : экономисты размышляют / В. И. Кузнецов, И. М. Осадчая, В.С. Автономов [и др.]. - М. : Наука, 1993. - 208 с.
  5. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: учебник для вузов / Р. М. Нуреев. – 2-е изд., изм. – М.: НОРМА, 2001. – 572 с.
  6. Нуреев Р. Теория общественного выбора: учеб.-метод. пособие. Глава 2. Базовые понятия // Вопр. экономики. - 2002. - № 9. - С. 127-153.
  7. Стиглиц Дж. Ю. Экономика государственного сектора : пер. с англ. / Дж. Ю. Стиглиц ; под ред. Г. М. Куманина. - М. : Изд-во Моск. ун-та: ИНФРА-М, 1997. - 720 с.
  8. Тамбовцев В. Л. Государство и экономика / В. Л. Тамбовцев. – М.: ИЧП Издательство Магистр, 1997. – 48 с.
  9. Тарандо Е. Е. Общественные блага : политэкономический подход // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 5, Экономика. - 2005. - Вып. 2. - С. 38-43.
  10. Фролова Н. Л. Общественные блага : сущность и проблема эффективного предоставления // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6, Экономика. - 2001. - № 2. - С. 20-32.
  11. Экономика общественного сектора : институциональный аспект : метод. рекомендации / сост. Э. Т. Ушакова ; Том. гос. ун-т, Экон. фак. - Томск, 2006. - 100 с.
  12. Экономика общественного сектора : учебник / под ред. П. В. Савченко, И.А. Погосова, Е. Н. Жильцова. - М. : ИНФРА-М, 2009. - 763 с.
  13. Якобсон Л. И. Экономика общественного сектора : основы теории государственных финансов : учебник / Л. И. Якобсон. - М. : Наука, 1995. - 276 с.
  14. Якобсон Л. И. Государственный сектор экономики : экономическая теория и политика : учеб. пособие для вузов / Л. И. Якобсон. - М. : ГУ ИШЭ, 2000. - 367 с.

Информация о работе Роль государства в создании общественных благ