Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 15:48, курсовая работа
Экономика как наука существует уже почти две с половиной тысячи лет, со времен проявления трудов великих греков – Ксенофонта и Аристотеля, посвященных проблемам хозяйства. Примерно в это время в ряде регионов мира уже сложились достаточно развитые товарно-денежные отношения, поэтому появилась возможность выявления и анализа закономерностей, присущих рыночной экономике. И уже с тех самых пор одним из основных вопросов экономической теории признается вопрос о сущности и происхождении ценности благ.
В рыночной системе действуют специфические стимулы и принципы хозяйствования, основанные на свободе выбора профессиональной деятельности, выбора ресурсов, технологий, свободе выбора для каждого покупателя. Рыночная система и выбор органически взаимосвязаны друг с другом. Но рыночная система не способна эффективным образом удовлетворять коллективные или общественные потребности населения, т.е. рынок не создает общественных товаров и не может самостоятельно нейтрализовать внешние эффекты. Общественные товары – это товары, для которых характерны такие признаки, как всеобщая доступность, неделимость и равенство в потреблении, а также неисключаемость из потребления. Такие общественные блага, как национальная оборона, контроль за загрязнением окружающей среды, борьба с инфекционными заболеваниями, общее водоснабжение, не могут быть отданы на откуп конкурентному рынку, который не в состоянии обеспечить их производство в требуемых объемах. Таким образом, актуальным является рассмотрение роли и процессов обеспечения производства общественных благ правительством.
Введение 3
1. Общественный сектор и общественные блага 5
1.1. Понятие и история формирования экономики общественного сектора 5
1.2. Общественные блага: проблема определения и характеристики 9
1.3. Типология благ. Критерий «общественности» блага 11
2. Государство как производитель общественных благ 16
2.1. Добровольное и принудительное участие в производстве общественных благ 16
2.2 Производство общественных благ 19
Заключение 22
Список литературы 23
В
настоящее время экономика
Каковы те вопросы, на которые экономика общественного сектора пытается давать ответы? Укажем лишь наиболее существенные из них.
Как
формируется экономическая и
социальная политика? Как образуются
доходы и имущество государства?
Как государство распоряжается
своими ресурсами? Какое влияние
доходы и расходы государства
оказывают на поведение других участников
экономической жизни, прежде всего
частных предприятий и
1.2.
Общественные блага:
проблема определения
и характеристики.
Что такое «общественное благо»?Каков критерий причисления блага к разряду «общественных»? Как ни странно, в достаточно обширной теоретической и учебной литературе по данной проблематике нет однозначного ответа на этот вопрос, т.е. единое, базовое определение общественного блага отсутствует. Все авторы признают наличие у общественных благ двух характерных черт – неконкурентности в потреблении и неприсвояемости – и не демонстрируют разногласий в отношении понимания содержания этих черт, но расходятся во мнениях относительно того, какая именно из них является определяющей как признак общественного блага, а также относительно того, в какой степени последнему должна быть присуща другая черта. При этом четко вырисовываются две «полярных» и одна «центристская» точки зрения по указанному вопросу, для рассмотрения которых необходимо вначале остановиться на содержании понятий «неконкурентность в потреблении» и «неприсвояемость»
Отсутствие конкуренции (неконкурентность) в потреблении, или в иной терминологии неделимость в потреблении, означает следующее: в отличие от потребления блага частного потребление общественного блага одним индивидом не уменьшает возможностей его потребления другими, т.е, поступив в обращение, благо уже не покидает его. [10, c. 20]
Неконкурентность
общественного блага
На языке предельного анализа
эта черта определяется
Типичным примером неконкурентности потребления может служить национальная правовая система. Потребление услуг национальной правовой системы как общественного блага не уменьшает и не ухудшает положение населения в связи с появлением на свет новых граждан страны. В качестве примера неконкурентности потребления также можно привести национальную спутниковую службу погоды. [2, c. 70]
Неприсвояемость, или в иной терминологии неисключаемость из потребления, означает, что воспрепятствовать потреблению такого блага лицам, не желающим платить за него, невозможно или запретительно дорого. [10, c. 20]
Неисключаемость
общественных благ означает, что потребление
благ одним человеком не исключает
из потребления других индивидов. Принято
различать техническую
Наличие
таких критериев в их крайних
случаях – конкурентность и неконкурентность,
исключаемость и
1.3.
Типология благ. Критерий
«общественности» блага
Большинство благ – частные, они обладают и конкурентностью в потреблении, и присвояемостью. [10, c. 21] Чисто частное благо – это благо, каждая единица которого может быть продана за отдельную плату. [6, c. 128]
Некоторые
блага, являющиеся одновременно и неконкурентными
в потреблении, и непостоянными,
всеми теоретиками без
Что же касается благ со «смешанными» признаками, у которых неконкурентность в потреблении сочетается с присвояемостью и, наоборот, конкурентность в потреблении – с неприствояемостью, их место в типологии «блага частные – блага общественные» зависит от избранного критерия. [10, c. 21]
Характерный пример позиции, согласно которой определяющим признаком общественного блага выступает неприсвояемость, или неисключаемость из потребления, мы находим в учебнике Уолтера Николсона, где дается следующее определение: «Благо является общественным, если, коль скоро оно произведено, никто не может быть исключен из доступа к нему. Общественные блага обычно бывают также неконкурентными в потреблении, но не обязательно» [10, c. 21]
Противоположную позицию, согласно которой определяющим признаком общественного блага выступает неконкурентность в потреблении, вслед за Полом Самуэльсоном, отстаивают Майкл Кац и Харви Розен, Джек Хиршлейфер и Амихай Глэйзер, Хью Гравель и Рэй Рис. [10, c. 21]
Промежуточная позиция представлена Джозефом Стиглицем, по мнению которого общественным благам должны быть присущи оба указанных признака, но в той или иной степени, определяющей деление этих благ на «чистые» и «нечистые» (фактически не разделяет и Хэл Р. Вэриан) [10, c. 22]
Очевидно, что в зависимости от применяемого критерия одно и то же благо со «смешанными» признаками будет отнесено либо к частным благам, либо к общественным. Так, кабельное телевидение неконкурентно в потреблении, поскольку его использование любым абонентом не уменьшает ни количества, ни качества услуг, получаемых другими абонентами; в то же время оно исключаемо из потребления тех, кто не оплачивает его услуги, т.е. присвояемо. По критерию У. Николсона, оно попадает в разряд частных благ, а по критериям, в частности, М. Каца и Х. Розена, а также Дж. Стиглица, - в разряд общественных благ (соответственно «присвояемых» и «нечистых»). [10, c. 22]
Существует, напротив, группа неприсвояемых благ с отчетливо выраженной конкурентностью в потреблении. Речь идет о находящихся в общественном доступе скоплениях редких ресурсов: локальных популяциях рыбы в местах ловли, общественных пастбищах и выгонах и прочее. Согласно критерию У. Николсона, такие блага следует относить к общественным, согласно другим названным критериям – к частным неприсвояемым благам (так называемым благам общего фонда). [10, c. 22]
Однако даже при едином критерии классификация благ не может быть абсолютной, так как степень, в которой данному благу присущ тот или иной из названных признаков, может изменяться в зависимости от ряда факторов – технологических, законодательных и др. [10, c. 22]
Поясним сказанное примерами, исходя из критерия неконкурентности в потреблении. Читальный зал публичной библиотеки, на первый взгляд, является чистым общественным благом. Однако это верно лишь при режиме работы, обеспечивающим не слишком большое число посетителей. При повышении этим числом некоего уровня посетители начинают мешать друг другу и качество услуг, предоставляемых читальным залом, ухудшается, а значит, критерий неконкурентности в потреблении перестает удовлетворяться строго. В итоге степень «общественности» данного блага уменьшается: из чистого общественного блага оно превращается в «нечистое». [10, c. 22]
Такое
превращение общественного
Так какой же из вышеназванных критериев должен быть положен в основу «распознания» общественного блага? Сторонники критерия неприсвояемости мотивируют свою позицию тем, что именно блага с данными свойством «порождают наиболее значительные проблемы для размещения ресурсов в рыночной экономике». Взятое само по себе утверждение о том, что неприсвояемость или неполная присвояемость блага, будь то неконкурентного или конкурентного в потреблении, припятствует выполнению рынком его функций Парето-эффективного размещения ресурсов, совершенно справедливо. Однако в этой аргументации упускается из виду очень важное обстоятельство, которым фактически и обоснована «полярная» точка зрения по данному вопросу. Дело в том, что специфика условия эффективного предоставления общественных благ по сравнению с благами частными объясняется именно свойством неконкурентности в потреблении. Правы поэтому авторы, считающие данное свойство ключевым для общественных благ признаком. [10, c. 23]
Общественные блага можно подразделить на потребляемые по выбору и без выбора, т.е. обязательно. К первым относятся блага, которые индивиды могут потреблять в любом количестве в пределах произведенного выпуска, в том числе и в нулевом, а ко вторым – блага, потребляемые всеми жителями страны в количестве, равном произведенному выпуску. Примером благ первого типа является радио и телевещание, благ второго типа – национальная оборона. Блага превого типа могут быть как присвояемыми, так и неприсвояемыми, блага второго типа – неприсвояемые. [10, c. 23]
Общественные блага могут быть общенациональными (общегосударственными) и локальными (региональными, местными). [6, c. 130] Первые это блага, которые имеют значение и распространяются на территории всего государства. К ним, например, относится деятельность федеральных органов государственной власти, армии, Федеральной службы безопасности. Последние могут производиться региональными (или местными) властями. [6, c. 130] Это блага, к которым имеет доступ только часть населения страны. Обычно эти границы проводятся в соответствии с региональной принадлежностью населения. К ним, например, относятся, городские парки, городское освещение, регулировщика уличного движения и т.д.
2. ГОСУДАРСТВО
КАК ПРОИЗВОДИТЕЛЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ
БЛАГ
2.1.
Добровольное и принудительное
участие в производстве
общественных благ.
Чем
важны общественные блага с точки
зрения объяснения государства, анализа
его роли в экономике? Дело в том,
что общественные блага постоянно
находятся под угрозой
Ну а если какое-то благо, по своим экономическим характеристикам являющееся общественным, очень нужно сразу многим людям? Что мешает им соединить свои средства и начать его производить? [8, c. 21-22]
Для производства и потребления общественного блага, как известно, требуются коллективные действия, которые и складываются из действий индивидов. Поскольку ожидаемый эффект сформируется на основе коллективного действия в целом и может быть достигнут при разных вариантах распределения затрат: трудовых усилий, денежных взносов т.д., то в случае максимизации собственной функции полезности каждый из индивидов может постараться свести свою долю затрат к минимуму.
Следовательно, можно сделать вывод, что заинтересованность в общественных благах совместима с тенденцией к уклонению от участия в коллективных действиях, необходимых для получения этих благ. [2, c.88]
Информация о работе Роль государства в создании общественных благ