Роль государства в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 12:10, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - рассмотреть основные проблемы становления крестьянско-фермерских хозяйств.
Задачи:
1. определить понятие фермерства;
2. изучить современное состояние фермерских хозяйств и проблемы из развития;
3. изучить государственное регулирование КФХ.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
1.Понятие фермерских (крестьянских) хозяйств……………...…….4
2.Основные проблемы развития крестьянско-фермерских
хозяйств..............................................................................................6
2.1. Проблема капитала………………………….. ………………..6
2.2. Налоги………………………………..………………................6
2.3. Проблема сельскохозяйственной техники……………………7
2.4. Диспаритет цен………………………………………………....8
2.5. Проблема населения деревни………………………………….9
3.Государственное регулирование КФХ…………………………....13
Выводы и предложения………………………………………………23
Список литературы……………………………………………….......2

Работа содержит 1 файл

Оглавление.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

      10)предоставление консультационной помощи с/х товаропроизводителям, подготовка и переподготовка специалистов для сельского хозяйства;

      11)информационное обеспечение при реализации госу-дарственной аграрной политики.

    Финансирование  указанных мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством  Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку сельскохозяйственного производства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

     В 2008 году в сельском хозяйстве страны был достигнут наиболее высокий  за  все  последние  годы  рост  производства  продукции – 110,8%,  что  на 7 процентных  пунктов  больше  целевого  показателя  Государственной  программы. При  этом  основной  прирост  производства  сельскохозяйственной  продукции  был обеспечен сельскохозяйственными организациями.

     Увеличение  производства  продукции  сельского  хозяйства  обусловлено главным  образом  ростом  продукции  растениеводства  и  в первую  очередь рекордным валовым сбором зерна. Основной прирост продукции растениеводства получен за счет повышения урожайности сельскохозяйственных культур, уровень которой был наиболее высоким за все предыдущие годы  

     Положительные  результаты  достигнуты  также  в  животноводстве.

     Производство  скота  и  птицы  на  убой  в 2008  году  увеличилось  на 6,5%,  что  на 3,9% больше  запланированного целевого индикатора, и было обеспечено  за  счет роста производства мяса свиней и птицы.  

     Впервые в целом по стране среднегодовая  продуктивность молочного скота  в  хозяйствах  всех  категорий  превысила  уровень 4000  кг.  Вместе  с  тем запланированный прирост  производства молока в связи с  уменьшением поголовья коров  выполнен не был. Производство молока увеличилось на 1,1%  при плановом росте – 2,5%.

     В  результате  темпы  прироста  продукции  животноводства  оказались  на 1,4 процентных  пункта  ниже  целевого  показателя.  Задания  по  увеличению  доли отечественного производства в  формировании ресурсов мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо), молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко) оказались не выполненными соответственно на 0,3 и 0,5 процентных пунктах[8].

     В 2008 году произошли определенные позитивные изменения в обеспечении сельского  хозяйства  тракторами,  зерноуборочными  и  кормоуборочными комбайнами. 

     Сельскохозяйственные  организации,  крестьянские (фермерские)

хозяйства  приобрели 23,9  тыс.  тракторов  против 16,7  тыс.  в 2007  году, зерноуборочных   комбайнов –  соответственно  9,6  и  6,2  тыс.,  кормоуборочных комбайнов – 3,2 и 1,6 тыс. На условиях лизинговых поставок хозяйства через ОАО «Росагролизинг»  получили  тракторов,  зерноуборочных  комбайнов  и  комплексов машин  для  ресурсосберегающих  технологий  на 13,7  млрд.  руб.

      Целевые показатели  по  обновлению  техники  в  сельскохозяйственных  организациях оказались  выше  предусмотренных  Государственной   программой.  Так, коэффициент  обновления по тракторам был  выше целевого показателя на 0,2 п.п., зерноуборочным  комбайнам –  на 1,5  п.п.,  кормоуборочным  комбайнам –  на 0,1 процентных  пункта. Энергообеспеченность  сельскохозяйственных  организаций  в расчете  на 100  га  посевной  площади  в 2008  году  составила 145,3  л.с.  против предусмотренных Государственной  программой 134  л.с.,  что выше  на 8,4%.Это способствовало  увеличению  производства  сельскохозяйственной  продукции, росту производительности труда. 

     Несмотря  на  высокие  темпы  роста  сельскохозяйственной  продукции, экономические  показатели  отрасли  не  улучшились.  Прибыль  сельскохозяйственных  организаций,  по  данным  бухгалтерской  отчетности  Минсельхоза России,  составила 117,4 млрд.  руб.,  или  лишь  на 11,6 млрд.  руб.  больше,  чем  в 2007  году,  а  рентабельность  их  деятельности  снизилась  с 17,2  до 15,3%.

     Существенно возросла закредитованность хозяйств.

     Одной  из  основных  причин  такого  положения  стало  неблагоприятное  соотношение цен реализации сельскохозяйственной продукции и промышленной продукции,  поставляемой  отрасли.

       По  расчетам Росстата,  цены  производителей на реализованную  сельскохозяйственную продукцию  в декабре 2008  г. выросли  по  сравнению  с  декабрем 2007  г.  лишь  на 2,5%.  При   этом  на  продукцию растениеводства   они  снизились  на 2,6%,  а  на  продукцию животноводства повысились  на 6,1%.  Вместе  с тем цены  производителей  на  электроэнергию выросли за  этот  период  на  18,1%,  газ природный – на 23,1%. 

       Рост  цен  на дизельное топливо  и минеральные удобрения в  период сезонных полевых работ достигал соответственно 46% и 70% относительно декабря предыдущего года .

     В 2008  году  на  государственную  поддержку  сельскохозяйственного  производства направлено 138,3 млрд.руб., в том числе объём финансовых средств на  реализацию  мероприятий  Государственной  программы  составил 118,3 млрд.руб., субсидии на компенсацию с/х товаропроизводителям  части расходов  на  дизельное  топливо,  использованное  на  проведение сельскохозяйственных работ – 10,0 млрд.руб.,  и на комбикорма – 10,0 млрд. руб.

     Низкий  уровень  доходности  сельского  хозяйства,  а  также  сложившиеся  в последние  месяцы 2008  года  финансовые  затруднения  привели  к  снижению объемов инвестиций в  основной капитал по сравнению с  его объемом за счет всех источников  финансирования,  вследствие  чего  индекс  физического  объема инвестиций  в  основной  капитал  сельского  хозяйства  оказался  ниже предусмотренного  Государственной  программой  показателя  на 17,5  процентных пункта (по  крупным  и  средним  организациям). 

     Не  достигнуты  задания  по Государственной  программе  по  увеличению  доли  российского  производства мясных и  молочных продуктов в формировании продовольственных ресурсов 

    Устойчивое  развитие  сельских  территорий,  повышение  занятости  и  уровня жизни сельского населения – одна из главных целей Государственной программы.

     В 2008  году  среднемесячный  объем  располагаемых  ресурсов  в  расчете  на одного  члена  сельского  домашнего  хозяйства  по  предварительным  данным Росстата  составил 7752  руб.,  превысив   уровень 2007  года  на 32%,  а  целевой показатель Государственной программы – на 9,4% .

    Среднемесячная  заработная плата работников сельского  хозяйства, охоты и лесного  хозяйства,  являющаяся  основным  компонентом  располагаемых  ресурсов сельских домохозяйств, возросла на 33,9% (против 34,5% в 2007 году) и достигла 8201 руб.

     Соотношение  размера  заработной  платы  в  указанной  группе  отраслей  со средней по  экономике в 2008  году  составило 48% против 45,2% в 2007  году. По уровню  заработной  платы  сельское  хозяйство  переместилось  с  последнего  на предпоследнее место  в  отраслевом  ряду,  опережая  лишь  текстильное  и швейное производство. 

     В 2008  году  продолжилось  относительное  сближение  объемов 

среднедушевых  располагаемых  ресурсов  сельских  и  городских  домохозяйств, начавшееся  в 2005  году  после   предшествующей  длительной  тенденции увеличения  разрыва в  этих показателях (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).  

       Однако  этот  процесс  идет  медленно,  что  не  позволяет  приостановить увеличение  абсолютного  разрыва  в  уровне  располагаемых  ресурсов  сельских  и городских  домашних  хозяйств,  определяющего  фактическую  разницу  в  их потребительском  и  производственном  потенциале [7].

     Располагаемые ресурсы  сельских  домохозяйств  не  обеспечивают  расширенное  воспроизводство рабочей силы, необходимую мотивацию труда и преодоление широкомасштабной бедности на селе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выводы и предложения  

   Оценивая  развитие современного фермерского  производства можно сделать вывод, что в обозримом будущем оно не сможет стать основой аграрного производства в стране. Но, несмотря на все субъективные и объективные трудности, фермеры нашли свою экономическую нишу в аграрном секторе экономики России, и, как любая форма хозяйствования, эти предприятия требуют изучения и обоснования перспектив их развития.

     Подводя итог, можно сказать, что фермерский метод хозяйствования только начинает приспосабливаться к условиям России. Сегодня фермерские хозяйства понемногу начинают развиваться. И можно смело утверждать, что фермерство в России будет, даже если оно не будет получать и в дальнейшем поддержки государства.

    Всё равно, рано или поздно, у земли  должен появиться настоящий хозяин. И только тогда наше сельское хозяйство станет развиваться, приносить доход в казну государства, как это было до революции и, может быть, Россия впервые за последние 80 лет вновь станет самым большим экспортёром сельскохозяйственной продукции.

Информация о работе Роль государства в рыночной экономике