Роль государства в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 12:10, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - рассмотреть основные проблемы становления крестьянско-фермерских хозяйств.
Задачи:
1. определить понятие фермерства;
2. изучить современное состояние фермерских хозяйств и проблемы из развития;
3. изучить государственное регулирование КФХ.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
1.Понятие фермерских (крестьянских) хозяйств……………...…….4
2.Основные проблемы развития крестьянско-фермерских
хозяйств..............................................................................................6
2.1. Проблема капитала………………………….. ………………..6
2.2. Налоги………………………………..………………................6
2.3. Проблема сельскохозяйственной техники……………………7
2.4. Диспаритет цен………………………………………………....8
2.5. Проблема населения деревни………………………………….9
3.Государственное регулирование КФХ…………………………....13
Выводы и предложения………………………………………………23
Список литературы……………………………………………….......2

Работа содержит 1 файл

Оглавление.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

    Другая   - связывала усиление дефицита труда с несовершенством его организации, непроизводительностью, потерями. Например, в 1980-е годы потери рабочего времени были эквивалентны трудозатратам 4 млн. человек, а потери продукции при уборке, транспортировке и хранении агропродукции уничтожали труд 5-6 млн. человек. При числе занятых в сельском хозяйстве в 22 млн. человек это составляло примерно их половину. Таким образом, дефицит этот  во многом был мнимым. А в районах с сильным оттоком населения, концентрация деятельности в центральных поселках и в пригородах шла рука об руку с концентрацией населения. Поэтому там, где не осталось населения или остались одни старики, не было и общественного производства.

    1990-е  годы  обнажили скрытую, прежде  нерациональную организацию сельского хозяйства и даже избыток занятости в нем. Полная оценка российской сельской безработицы, получаемая на основе опросов по методике Международной организации труда, в конце 1990-х гг. достигала 18%. Руководители многих агропредприятий признают избыток занятости и хотели бы сократить численность своих работников, особенно в связи с кризисным сокращением производства. Но удерживают их не экономические, а социальные причины: боязнь оставить сотни человек без работы при  монофункциональности  сельской местности и ограниченных возможностях трудоустройства[6,с.61].

    Многие  проблемы села связаны с тем, что  его жители с упадком колхозов и совхозов и с неразвитостью  альтернативных сельскому хозяйству  отраслей не имеют иных занятий, кроме  своего индивидуального хозяйства, которые стали бы для них материальным и моральным жизненным стимулом. Отходничество и вахтовая работа сельских жителей в городах становятся весьма распространенным явлением. И все же сокращение занятости было несравнимо меньшим, чем упадок агропроизводства [3,с.61].

    Чтобы понять взаимосвязи трудообеспеченности  коллективного агросектора и  его продуктивности, были сопоставлены показатели количества КРС на одного занятого  и продуктивности коров в разрезе  внутрирегиональных административных районов  всей Европейской России в 2000 г. Однако прямой связи здесь не обнаружилось. Коэффициент корреляции ничтожно мал (0,1). В то же время результаты производства сильно зависят от плотности сельского населения (коэффициенты корреляции 0,5-0,7). Более того, в Нечерноземье  в районах депопуляции плотность менее 10 человек на кв.км является в определенной мере критической для нормального существования растениеводческих производств в коллективных предприятиях, а плотность менее 5 человек на кв.км – для коллективного животноводства (Нефедова, 2003, с.328-340). Это не касается хозяйств населения, которые, наоборот, наиболее мощны при плотности населения от 5 до 15 человек на кв.км, правда при более низкой плотности также постепенно сходят на нет из-за возрастных ограничений оставшегося населения. Видимо, для коллективного сельского хозяйства важно не столько количество трудовых ресурсов, сколько их качество, зависящее от общего состояния сельской местности, ее "здоровья".

    Таким образом, низкий уровень заселенности староосвоенных районов, сформировавшийся в результате долговременного миграционного оттока наиболее активной и трудоспособной части населения, является не столько показателем количественного дефицита трудовых ресурсов для существующего сельского хозяйства, сколько индикатором особой социальной среды с преобладанием старших возрастов и с разнообразными социальными патологиями, включая алкоголизм, разрушающими сельские сообщества и делающими невозможным  нормальное функционирование там крупных предприятий и даже фермеров . 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Государственное регулирование КФХ

   2001 – 2007 годы — это период развития отечественного сельского хозяйства.

   Наиболее  важным результатом этих 6 лет работы АПК следует считать рост сельскохозяйственного  производства на 26% и повышение его рентабельности. Остановлен затяжной кризис девяностых годов, когда объем валовой продукции сельского хозяйства и пищевой промышленности упал почти вдвое.

   В 2004 году сельскохозяйственные предприятия  и организации получили почти  42 млрд. прибыли. Доля убыточных хозяйств составила 37 процентов, в предыдущем году этот показатель был равен 50.

    Совокупный  уровень рентабельности сельскохозяйственных организаций вырос почти в 3 раза.

   Хронически  убыточная отрасль стала рентабельной, хотя доходы не достаточно высоки, чтобы обеспечить ведение расширенного воспроизводства в большинстве хозяйств.

   Известно, что прибыль стимулирует бизнес, поэтому необходимо вкладывать инвестиции в сельское хозяйство. Отрасль становится более привлекательной для российских и зарубежных частных предпринимателей.

    Около 60 % хозяйств (12,5 тыс.) стали участниками  программы финансового оздоровления, а 45% их общего количества заключили  соглашения на реструктуризацию долгов в сумме около 80 млрд. рублей. Реализация этой программы продолжается и стоит задача совместно с комиссиями субъектов Российской Федерации активизировать эту работу. Программа позволит решить многие проблемы: реструктуризировать производство, в ряде случаев обновить менеджмент, поменять собственников, создать крупные производственные кооперативы.

   Следует отметить одну из причин, вследствие воздействия  которой мы имели динамику роста: федеральный центр и администрации  субъектов Российской Федерации  существенно изменили бюджетную  и налоговую политику по отношению к сельскохозяйственному сектору, используя современные механизмы рыночной экономики.

   На  федеральном уровне были упразднены не эффективные прямые дотации. Введено субсидирование процентных ставок по кредитам с погашением за счет средств федерального бюджета 2/3 учетной ставки Центрального Банка. Аналогичные решения и механизмы были внедрены и в регионах Российской Федерации.

   За  последние 4 года на сезонные нужды товаропроизводителей привлечено порядка 150 млрд. рублей кредитных ресурсов коммерческих банков.

   С 2002 года такой же механизм заработал  и по отношению к долгосрочным инвестиционным кредитам сроком на 3-5 лет. За два года было привлечено таких кредитов почти на 20 млрд. рублей. Хотя надо отметить, что это, конечно, незначительные суммы и объемы участия государства надо как минимум удвоить.

   Эти кредиты используются сельскохозяйственным бизнесом на техническое перевооружение сельского хозяйства, на строительство  и реконструкцию предприятий  по переработке льна, объектов животноводства, на закладку многолетних насаждений и виноградников. Механизм оправдал себя, его нужно активно развивать - потребности в два-три раза больше[4,с.36].

   Сформирована  государственная финансово-кредитная  система обслуживания АПК. Напомним, что в 1997 годы отрасль потеряла свой государственный банк, который был продан, как говорится, с молотка. Сегодня Россельхозбанк представлен в 65 субъектах Федерации, в ряде регионов создана сеть и на районном уровне. По объемам кредитных ресурсов, предоставленных товаропроизводителям АПК, банк занимает второе место после Сбербанка России. Средний размер кредита — 2 млн. рублей, то есть банк работает именно с розницей. Имеются предложения активнее развивать банк, использовать его для осуществления программ не только производственного, но и социального характера.

    С 2004 года значительно расширено страхование урожая с государственной поддержкой. Из федерального бюджета на субсидирование страховых взносов было выделено 1,9 млрд. рублей, что обеспечило страхование почти 25 проц. урожая.

    В 2002 году, благодаря решению, принятому  на Президиуме Госсовета в Оренбурге, была принята Федеральная целевая  программа «Социальное развитие села до 2010 года». Она ввела новый  существенный элемент агропродовольственной  политики. Речь уже шла не только о производстве мяса, молока и другой продукции, а о социальных аспектах - строительстве жилья, социальной и инженерной инфраструктуре[5,с.233].

     Государственная  программа продолжает  и развивает основные  положения приоритетного национального проекта «Развитие АПК», реализованного в 2007 -2008  годах.  Она призвана  создать условия как для решения основных производственных, финансово-экономических и социальных проблем в отрасли и на сельских территориях, так и для содействия реализации всего комплекса целей социально-экономического развития страны в период до 2012 года.

     Государственная  программа  предусматривает  следующие  главные  цели  на пятилетний период:

  1. устойчивое  развитие  сельских  территорий,  повышение  занятости  и    уровня жизни сельского населения;
  2. повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции  на  основе  обеспечения  финансовой  устойчивости  и  модернизации сельского хозяйства, ускоренного развития его приоритетных подотраслей;
  3. сохранение  и  воспроизводство  используемых  в  с/х производстве земельных и других природных ресурсов.

     В  соответствии  с  целями, в Государственной программе определены  ее основные задачи, в том числе: 

    • создание  предпосылок  для  устойчивого  развития  сельских  территорий  и улучшения  жилищных  условий,
    • повышение  обеспечения  сельского  населения питьевой водой и природным газом;
    • улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства на основе сохранения  и  поддержания  почвенного  плодородия,
    • создания  системы информационного  обеспечения,  участия  союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаро-производителей  в  формировании  государственной аграрной политики;
    • обеспечение  ускоренного  развития  приоритетных  подотраслей  сельского хозяйства, прежде всего животноводства;
    • повышение  финансовой  устойчивости  сельского  хозяйства  за  счет расширения доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей  к  кредитным ресурсам и повышения удельного веса застрахованных посевных площадей;
    • совершенствование  механизмов  регулирования  рынков сельскохозяйственной  продукции,  сырья  и  продовольствия  в  условиях сглаживания  сезонных  колебаний  цен,  повышения  доли  российских продовольственных товаров в розничной торговле этими товарами.

     В  целях  реализации  Государственной  программы  была  сформирована необходимая  нормативная  правовая  база,  приняты  десять  постановлений  и осуществлялась  разработка 25  законопроектов,  доведены  до  регионов  приказы Минсельхоза  России,  регламентирующие  порядок  предоставления  субсидий  из федерального бюджета[7]. 

     Со  всеми  субъектами  Российской  Федерации  заключены  соглашения, предусматривающие  размеры  поддержки  сельского  хозяйства  из  федерального бюджета  и  обязательства  регионов  по  выполнению  мероприятий  и результативных  показателей  Государственной  программы.

       В  большинстве  субъектов   Российской  Федерации  приняты   региональные  программы  развития  сельского хозяйства. 

     Соглашения  по  взаимодействию  в  осуществлении  целей  и  задач 

Государственной  программы  заключены  с 41  союзом (ассоциацией),

Россельхозбанком,  Росагролизингом  и  Россельхозакадемией.  Организован  и проведен мониторинг ее реализации в 30 субъектах Российской Федерации[8].

     Выполнение  основных показателей развития сельского хозяйства и сельских территорий,  определенных  Государственной  программой,  характеризуются вполне впечатляющими данными. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

    Государственная поддержка производства сельскохозяйственной продукции, устойчивого развития сельских территорий осуществляется по следующим основным направлениям:

      1)обеспечение доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих сельскохозяйственную продукцию, осуществляющих ее переработку и оказывающих соответствующие услуги, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также сельскохозяйственных потребительских кооперативов;

      2) развитие системы страхования  рисков в сельском хозяйстве; 
      3)  развитие племенного животноводства;

      4)развитие элитного семеноводства;

      5) обеспечение производства продукции животноводства; 
      6) обеспечение закладки многолетних насаждений и уход за ними;

      7)обеспечение обновления основных средств с/х товаро-   производителей;

      8) обеспечение мероприятий по повышению плодородия почв; 
      9) обеспечение устойчивого развития сельских территорий, в том числе строительство и содержание в надлежащем порядке связывающих населенные пункты автомобильных дорог;

Информация о работе Роль государства в рыночной экономике