Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 18:38, курсовая работа
Главенствующее положение в кредитно-денежной системе государства занимает Центральный банк, который называют «банком банков». На ранних стадиях развития кредитной системы отсутствовало четкое разграничение между центральными и коммерческими банками. По мере развития кредитной системы происходил процесс централизации банкнотной эмиссии, в результате чего монопольное право выпуска банкнот закрепилось за одним банком, пользовавшийся всеобщим доверием коммерческих банков, чьи банкноты могли успешно выполнять функцию всеобщего кредитного орудия обращения.
Целью данной работ является определение роли Центрального банка в денежно - кредитной политике государства.
Содержание
Введение 3
1 Центральные банки 4
1.1 Общая характеристика центральных банков 4
1.2 Задачи и функции центральных банков 7
1.3 Основные направления денежно - кредитной политики Центрального банка 9
2 Роль Центрального банка России в денежной - кредитной политике государства 17
2.1 Организационная структура Банка России 17
2.2 Функции Банка России 19
2.3 Денежно – кредитная политика 23
Заключение
2 Рефинансирование банков. Под рефинансированием банков понимается предоставление ЦБ РФ кредита коммерческим банкам. Рефинансирование осуществляется путем проведения кредитных аукционов, предоставления ломбардного кредита и переучетного кредита.
Кредитные аукционы проводятся в форме удовлетворения аукционных заявок коммерческих банков с частотой и в сроки, определяемые ЦБ РФ исходя из задач денежно- кредитной политики.
Ломбардный кредит. Это форма рефинансирования, при которой ЦБ РФ предоставляет ссуды под залог. предметом залога выступают в первую очередь надежные ценные бумаги, котируемые на бирже. Ссуды выдаются в пределах определенной части их курсовой стоимости, ибо возможно падение курса.
3 Организация наличного денежного обращения (агрегат МО). Оно представляет собой регулирование обращения наличных денег, эмиссию, организацию их обращения и изъятия из обращения, осуществляемые ЦБ РФ.
В настоящее время ЦБ РФ проводит прогнозные расчеты кассовых оборотов, целью которых является определение потребности в наличных деньгах по стране в целом, по регионам и по банкам. В таких расчетах определяются объем и источники поступления наличных денег в кассы коммерческих банков и оборотные кассы ЦБ РФ, размеры и укрупненные направления выдачи наличных денег предприятиям, организациям, учреждениям и гражданам, а также налично-денежный эмиссионный результат, т. е. сумма выпуска или изъятия наличных денег из обращения. Этой суммы должны производиться только в безналичном порядке.
Деятельность ЦБ РФ в области регулирования денежного обращения и использования его в качестве инструмента стабилизации экономики непосредственно связана с вхождением России в международное экономическое сообщество и содействием с его стороны развитию российской экономики.
4 Валютное регулирование и валютный контроль. До 1992 г. валютные операции были монополией государства. Вся поступающая в страну валюта в обязательном порядке продавалась Внешэкономбанку. При необходимости произвести платежи за импорт или для расчетов по другим операциям Внешэкономбанк продавал валюту в пределах утвержденного для каждого покупателя лимита. Валюта покупалась и продавалась за рубли по централизованно установленному курсу.
В 1991 г. использовались и публиковались три вида валютных курсов рубля: официальный, коммерческий и специальный. Наряду с ними существовал биржевой курс. Этот курс определялся на аукционах, которые проводил Внешэкономбанк с ноября 1989 г. до мая 1991 г. Всего проведено 19 аукционов, на которых реализовано свободно конвертируемой валюты на 300 млн. долл. США при заявленном спросе в 1042 млн. долл. США. Средний аукционный курс рубля составлял 22,6 руб. за 1 американский доллар.
Наряду с этими курсами существовал неофициальный курс «черного рынка». Между ними был разрыв в десятки раз. Такое положение не могло продолжаться в условиях перехода к рыночным отношениям. Возникла объективная необходимость определения валютного курса рубля, адекватного таким отношениям.
На валютный курс оказывает влияние множество факторов: состояние платежного баланса, состояние экспорта и импорта, доля внешней торговли в валовом внутреннем продукте, дефицит бюджета и источников его покрытия, экономическая и политическая ситуации и др. Реальный в данных конкретных условиях валютный курс может быть определен в результате свободных предложений по купле и продаже валюты на валютных биржах.
В 1991 г. в составе Госбанка СССР был создан Центр проведения межбанковских валютных операций. В 1992 г. 30 ведущих коммерческих банков и ЦБ РФ учредили Московскую межбанковскую валютную биржу в виде акционерного общества закрытого типа. Уставный фонд был сформирован путем выпуска 2490 именных акции по 100 тыс. руб. каждая.
На бирже регулярно определяется курс рубля к доллару США. С 1 июля 1992 г. биржевой курс рубля используется ЦБ РФ для официальной котировку рубля к иностранным валютам.
В России было допущено наряду с рублем обращение твердой валюты – долларов США. По разным опубликованным источникам можно сделать вывод что количество обращающихся долларов США составляет по биржевому курсу сумму, значительно превышающую рублевую сумму наличной денежной массы в России.
Биржевой курс рубля стал наиболее точным индикатором динамики макроэкономических процессов и инструментом воздействия на них. Исходя из роли валютного курса и его влияния на денежное обращение в стране ЦБ РФ осуществляет валютное регулирование, организует валютный контроль, публикует курс рубля по отношению к иностранным валютам и регламентирует порядок расчетов с иностранными государствами.
Эффективной системой валютного регулирования является валютная интервенция. Она заключается в том, что ЦБ РФ вмешивается в операции на валютном рынке с целью воздействия на курс рубля путем купли или продажи иностранной валюты.
Наряду с валютной интервенцией ЦБ РФ предпринимает ряд административных мер, позволяющих регулировать валютный курс в направлении, отвечающем. Укреплению денежного обращения и повышению эффективности межгосударственных экономических отношений. К таким мерам, в частности, относятся:
- решение об обязательной продаже части экспортной выручки. Эту продажу осуществляют на валютных биржах экспортеры через уполномоченные коммерческие банки;
- лимитирование операций коммерческих банков по купле-продаже иностранной валюты на валютном рынке. Для этого банкам, имеющим валютную лицензию, устанавливается «открытая позиция». Она определяется для банка как разница между требованиями и обязательствами в иностранных валютах;
- разработка ЦБ РФ совместно с Таможенным комитетом России системы мер экономического и административного воздействия на экспортеров и импортеров - валютного контроля.
Для обеспечения более эффективного определения официального обменного курса необходим тщательный анализ информации об обменных курсах и объемах торгов на валютных биржах и на межбанковском валютном рынке, а также об операциях с наличной валютой через обменные пункты. Правительство и ЦБ РФ намерены продолжать придерживаться системы плавающего обменного курса, ограничивая интервенцию на валютном рынке операциями по сглаживанию курсовых колебаний, адекватными кредитно-денежной программе. Они будут рассматривать политику в области обменного курса в свете развития макроэкономической ситуации.
5 Резервирование денег коммерческих банков. Размер резервных требований по депонированию коммерческими банками ресурсов устанавливается в процентном отношении к общей сумме денежных средств, привлеченных банком. При закрытии коммерческого банка зарезервированные суммы ему возвращаются.
Ускорившийся со II квартала 2007г. рост цен оказал заметное влияние на снижение привлекательности рублевых сбережений населения, в первую очередь в виде банковских вкладов. Так, годовые темпы прироста срочных рублевых вкладов физических лиц, по предварительным данным, к 1.10.2008г. снизились до 25,0% (на 1.10.2007 они составляли 46,3%).
В период с января по июль 2008г. Банк России для сдерживания роста денежного предложения и снижения инфляционных ожиданий четыре раза повышал процентные ставки по своим операциям. Кроме того, Банк России принял ряд решений по повышению обязательных резервных требований, депонируемых кредитными организациями на счетах в Банке России.
Начиная с 15.01.2008 г. нормативы обязательных резервов применялись в размере, действовавшем до их временного снижения с 11.10.2007:
- по обязательствам перед банками нерезидентами – 4,5%;
-по обязательствам перед физическими лицами в валюте РФ – 4%;
- по иным обязательствам – 4,5%.
Существенное ухудшение с августа 2008г. ситуации на мировых финансовых рынках обусловило масштабный отток капитала из России, как и из других стран с развивающимися рынками. Значительная переоценка рисков участниками как на международных, так и на внутреннем финансовых рынках стала причиной ужесточения условий заимствования для российских кредитных и нефинансовых организаций, а также ухудшения функционирования финансового и фондового рынков страны. Затруднение привлечения средств на рынке межбанковских кредитов в совокупности с критическим ухудшением ситуации на рынке ценных бумаг нарушило нормальное функционирование рыночного механизма перераспределения ликвидности, следствием чего стало формирование дефицита банковской ликвидности и резкое повышение спроса кредитных организаций на рефинансирование со стороны Банка России.
Указанные факторы определили необходимость для банка России повысить приоритет выполнения цели по поддержанию финансовой стабильности. Поэтому в сентябре-октябре был реализован комплекс мер денежно-кредитной политики, направленных на сглаживание для российских кредитных организаций негативных последствий кризисного состояния международных финансовых рынков, в первую очередь на расширение их возможностей по получению ликвидности от Банка России.
Банк России принял решение о временном снижении нормативов обязательных резервов: с 18.09.2008 они были снижены на 4 процентных пункта по каждой категории резервируемых обязательств.
Банк России с 18.09.2008 снизил на 1 процентный пункт ставки по инструментам предоставления ликвидности постоянного действия – ломбардным кредитам – до 8% годовых.
Всего за первые девять месяцев 2008г. объем ликвидности, предоставленной банковскому сектору со стороны Банка России (помимо интервенций на валютном рынке и внутридневных кредитов), превысил 9 трлн.р. и был в 2,1 раза больше, чем за первые девять месяцев 2007г. Существенное ухудшение условий внешних заимствований для российских банков на фоне дестабилизации внешнеэкономической ситуации, а также совокупность негативных изменений на внутреннем финансовом рынке в августе-сентябре 2008г. обусловили повышение роли процентных инструментов Банка России по предоставлению ликвидности.
Общий объем привлеченных Банком России депозитов за январь-сентябрь 2008г. снизился по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года почти в 4 раза и составил 11,1 трлн.р. Средневзвешенная процентная ставка по депозитным операциям за январь-сентябрь 2008г составила 3,61% годовых, в том числе по депозитным операциям, проводимым на аукционной основе (4 недеи и 3 месяца), - 4,28% годовых.
В 2008 г. Банк России продолжил использование операций с собственными облигациями, а также с государственными ценными бумагами в качестве дополнительного инструмента регулирования ликвидности.
В среднесрочной перспективе повышение роли процентных ставок будет определяться как изменением макроэкономических условий, сопровождающимся переходом от ситуации преимущественного избытка к ситуации недостатка ликвидности (что, в свою очередь, активизирует спрос кредитных организаций на операции Банка России по рефинансированию), так и реализацией Банком России и Правительством РФ комплекса мер, направленных на развитие внутреннего финансового рынка (денежного рынка и рынка ценных бумаг, особенно их долгосрочного сегмента) и российской банковской системы, на усиление роли банковских кредитов для инвестирования.
Заключение
Таким образом, рассмотрев данную тему можно сделать следующие выводы:
Ключевым элементом финансовой системы любого развитого государства сегодня является центральный банк, выступающим официальным проводником денежно – кредитной политики. В свою очередь денежно – кредитная политика, наряду с бюджетной, составляет основу всего государственного регулирования экономикой. Поэтому эффективная деятельность центрального банка является одним из условий эффективного функционирования рыночной экономики.
В число основных мер денежно – кредитного регулирования, осуществляемого Центральным банком РФ, входят: операции на открытом рынке; рефинансирование банков; валютное регулирование; управление наличной денежной массой; резервирование денег коммерческих банков путем депонирования в ЦБ РФ
Список использованных источников
4. Братко А.Г. Центральный банк в банковской системе России.- М.: Спарк, 2001.-208 с.
5. Депозиты, размещенные в Центробанке. //Экономическое развитие России том 8 №2 февраль- март 2001
6. Курс экономической теории / под ред. М.Н. Чепурина.-Киров: АСА, 2006.-831с.
7. Лаврушин О.И. Центральный банк в условиях рыночной экономики // Банковское дело.-2002.-№ 5.- С.2-5
8. Лаврушин О.И. Центральный банк в условиях рыночной экономики // Банковское дело.-2002.-№ 5.- С.2-5
9. Макконнелл К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика.-М.: ИНФРА-М, 2001.-974с.
Информация о работе Роль центрального банка в денежно-кредитной политике государства