Роль центрального банка в денежно-кредитной политике государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 18:38, курсовая работа

Описание работы

Главенствующее положение в кредитно-денежной системе государства занимает Центральный банк, который называют «банком банков». На ранних стадиях развития кредитной системы отсутствовало четкое разграничение между центральными и коммерческими банками. По мере развития кредитной системы происходил процесс централизации банкнотной эмиссии, в результате чего монопольное право выпуска банкнот закрепилось за одним банком, пользовавшийся всеобщим доверием коммерческих банков, чьи банкноты могли успешно выполнять функцию всеобщего кредитного орудия обращения.
Целью данной работ является определение роли Центрального банка в денежно - кредитной политике государства.

Содержание

Содержание
Введение 3
1 Центральные банки 4
1.1 Общая характеристика центральных банков 4
1.2 Задачи и функции центральных банков 7
1.3 Основные направления денежно - кредитной политики Центрального банка 9
2 Роль Центрального банка России в денежной - кредитной политике государства 17
2.1 Организационная структура Банка России 17
2.2 Функции Банка России 19
2.3 Денежно – кредитная политика 23
Заключение

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 161.00 Кб (Скачать)


33

 

Содержание

Введение                                                                                                                                                                        3

1 Центральные банки                                                                                                                                        4

1.1 Общая характеристика центральных банков                                                                       4

1.2 Задачи и функции центральных банков                                                                                    7

1.3 Основные направления  денежно - кредитной политики Центрального    банка                                                                                                                          9

2  Роль Центрального банка России в денежной - кредитной политике  государства                                                                                                              17

2.1 Организационная структура Банка России                                                                            17

2.2 Функции Банка России                                                                                                                          19

2.3 Денежно – кредитная политика                                                                                                             23

Заключение                                                                                                                                                       33

Список использованных источников                                                                                34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Введение

 

Главенствующее положение в кредитно-денежной системе государства занимает Центральный банк, который называют «банком банков». На ранних стадиях развития кредитной системы отсутствовало четкое разграничение между центральными и коммерческими банками. По мере развития кредитной системы происходил процесс централизации банкнотной эмиссии, в результате чего монопольное право выпуска банкнот закрепилось за одним банком, пользовавшийся всеобщим доверием коммерческих банков, чьи банкноты могли успешно выполнять функцию всеобщего кредитного орудия обращения.

Целью данной работ является определение роли Центрального банка в денежно - кредитной политике государства.


1 Центральные банки

 

1.1 Общая характеристика центральных банков

Главным звеном банковской системы любого государства является центральный банк страны. В различных государствах такие банки называются по-разному: народные, государственные, эмиссионные, резервные, Федеральная резервная система (США), Банк Англии, Банк Японии, Банк Италии и др.

Центральные банки возникли как коммерческие, наделенные правом эмиссии банкнот. Несмотря на то, что первым банком осуществлявшим эмиссию, был Банк Стокгольма (в 1650 г. он выпустил депозитные сертификаты на золотые монеты, которые выписывались на предъявителя и обращались наравне с другими видами денег на всей территории королевства Швеции), первым эмиссионным банком считается созданный в 1694 г. Банк Англии, поскольку он начал выпускать банкноты и учитывать коммерческие векселя. Впоследствии, кроме эмиссии банкнот, за центральными банками закрепилась роль казначея государства, посредника между государством и коммерческими банками, проводника денежно- кредитной политики государства.

С точи зрения собственности на капитал центральные банки подразделяются на:

- государственные, капитал которых принадлежит государству (например, Банк Англии, Франции, Дании, России и др.);

-  акционерные (например, в США);

- смешанные - когда часть капитала центрального банка принадлежит государству, а часть находится в руках юридических или физических лиц. Так, например, 55% капитала банка Японии принадлежит государству, а 45% - частным лицам; в Австрии 50% капитала принадлежит государству, а 50 %- собственность физических и юридических лиц- резидентов.

В большинстве случаев капитал центрального банка полностью принадлежит государству.

Во всех развитых странах действует несколько законов, в которых сформулированы и закреплены задачи и функции центрального банка, а также определены инструменты и методы их осуществления. В некоторых государствах  главная задача центрального банка излагается в конституции. Как правило, основным правовым актом, регулирующим деятельность национального банка, служит закон о центральном банке страны; он устанавливает организационно правовой статус последнего, процедуру назначения или выборов его руководящего состава, статус во взаимоотношениях с государством и национальной банковской системой. Данным законом закрепляются полномочия центрального банка как эмиссионного центра страны.

Наряду с законом о центральном банке взаимодействия между центральным банком и банковской системой регулируются законом о банковской деятельности.  Такой закон определяет основные права и обязанности кредитных институтов по отношению к центральному банку.

Центральные банки развитых стран классифицируются по степени их независимости в решении вопросов денежной политики с помощью различных факторов.

Среди объективных можно выделить пять наиболее важных факторов:

- участие государства в капитале центрального банка и в распределении     прибыли;

- процедура назначения (выбора) руководства банка;

- степень отражения в законодательстве целей и задач центрального банка;

- права государства на вмешательство в денежно – кредитную политику банка;

-правила, регулирующие возможности прямого и косвенного финансирования государственных расходов центральным банком страны.

Первый фактор - при проведении кредитно- денежной политики существенно не влияет на независимость центрального банка.

Второй фактор – влияет на степень политической независимости центрального банка страны  от органов государственного управления.

Третий фактор определяет, с одной стороны рамки свободы деятельности центрального банка; с другой его законодательно установленные полномочия. В большинстве развитых стран (Австрии, Германии, Дании, Нидерландах, России, Франции, Швейцарии, Японии) основные цели сфера деятельности отражены в конституции или подробно изложены в законах о центральном банке и банковской деятельности.

      Фактор подробности определения законодательством целей и задач центрального банка играет второстепенную роль и несущественен для определения степени независимости центрального банка. Его влияние следует рассматривать только в совокупности с анализом традиции и условии функционирования центрального банка.

   От четвертого фактора прежде всего   зависит политическая независимость центрального банка.

Наиболее низкой степенью независимости от вмешательства государственных органов в денежно- кредитную политику обладают центральные банки Франции и Италии. В этих странах право определения направлений вмешательства законодательным путем передано правительству. Центральный банк выступает в роли консультанта и призван руководствоваться решениями правительства. Со времен второй мировой войны руководство Банком Франции находится под влиянием министерства финансов.

В законодательстве Великобритании, Нидерландов, Швеции, и Японии четко установлена возможность государственных органов вмешиваться в политику центрального банка, инструктировать его, отменять его решения.

Несколько на более высокой ступени независимости находится центральный банк Австрии и Дании. Законодательство этих стран не содержит формального права государства на вмешательство в денежно- кредитную политику центрального банка, однако обязывает его координировать свою стратегию с политикой правительства.

Центральные банки ФРГ и Швейцарии являются наиболее независимыми. В законодательстве этих стран отсутствует право государства на вмешательство в денежную политику центрального банка. 

В тоже время, независимость ЦБ от правительства имеет  относительный характер в том смысле, что экономическая политика не может быть успешной без четкого согласования  и тесной увязки ее основных элементов: денежно-кредитной и финансовой политики. В конечном счете любой Центральный банк в той или иной степени сочетает черты банка и государственного органа.

Пятый фактор независимости выражается в наличии законодательного ограничения кредитования правительства и влияет как на экономическую, так и на политическую независимость центрального банка. Данный фактор имеет значение только при наличии системы непосредственного финансирования правительства центральным банком. Такая система распространена в большинстве развитых стран мира. Исключение составляют США и Великобритания, где государственные займы распределяются на открытом рынке. Наиболее независимы центральные банки Австрии, Германии и Нидерландов.

 

1.2 Задачи и функции центральных банков

Центральные банки являются регулирующим звеном в банковской системе, поэтому их деятельность связана с укреплением денежного обращения, защитой и обеспечением устойчивой национальной денежной единицы и ее курса по отношению к иностранным валютам; развитием и укреплением банковской системы страны; обеспечением эффективного и бесперебойного осуществления расчетов.

Перед центральным банком ставится пять основных задач. Центральный банк призван быть:

-         эмиссионным центром станы, т.е. пользоваться монопольным правом на выпуск банкнот;

- банком банков, т.е. совершать операции преимущественно с банками данной страны: хранить их кассовые резервы, размер которых устанавливается законом, предоставлять им кредиты (кредитор последней инстанции), осуществлять надзор.

- банкиром правительства, для этого он должен поддерживать государственные экономические программы и размещать государственные ценные бумаги; предоставлять кредиты и выполнять расчетные операции для правительства, хранить официальные золото- валютные резервы;

- главным расчетным центром страны, выступая посредником между другими банками страны при выполнении безналичных расчетов, основанных на зачете взаимных требовании и обязательств (клирингов);

- органом регулирования экономики денежно- кредитными методами.

      При решении пяти задач центральный банк выполняет три основные функции:

1 Регулирующая функция. К регулирующей функции относится регулирование денежной массы в обращении. Это достигается путем сокращения или расширения наличной и безналичной  эмиссии и проведение дисконтной политики, политики минимальных резервов, открытого рынка, валютной политики.

2       Контролирующая функция. Контролирующая функция включает определения соответствия требованиям к качественному составу банковской системы, т.е. процедуру допуска кредитных институтов на национальный  банковский рынок. Кроме того, сюда относятся разработка набора необходимых для кредитных институтов экономических коэффициентов и норм и контроль за ними.

3       Информационно- исследовательская функция. Все центральные банки выполняют функцию научно – исследовательского, информационно – статистического центра. При этом во многих странах эта функция отмечена в законодательном порядке.  Центральный банк, имея, анализируя и публикуя объективную информацию о ситуации в кредитно – денежной сфере, может оперативно реагировать на экономические процессы. От верности оценки информации зависит выбор направлении денежно- кредитной политики в целом. Принятие решений о дополнительном выпуске денежных средств эмиссионным управлением центрального банка основывается на соответствующем экономическом анализе ситуации в стране, с тем, чтобы при необходимости дать рекомендации и скоординировать действие государственных органов.

 

1.3 Основные направления кредитно - денежной политики центрального банка

      Кредитно- денежная (монетарная) политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования деловой активности путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.

      Центральный банк играет ключевую роль в проведении кредитно –денежной политики. Тем самым, он стремится обеспечить благоприятные условия для экономического роста и преследует конкретные цели: регулирование темпов экономического роста, смягчение циклических колебаний, сдерживание инфляции, достижение сбалансированности внешнеэкономических связей.

Национальные особенности кредитной системы определяют степень регулирующего воздействия центрального банка на экономику и влияют на условия функционирования центрального банка. Особенности национальной банковской системы в значительной степени воздействуют на выбор путей и методов денежно кредитного регулирования центральным банком, на предпочтение им тех или иных инструментов денежной политики.

Важнейшими инструментами кредитно - денежной политики центрального банка являются: учетно – процентная (дисконтная) политика; политика обязательного резервирования; операции на открытом рынке; валютная политика.

Информация о работе Роль центрального банка в денежно-кредитной политике государства