Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 18:38, курсовая работа
Главенствующее положение в кредитно-денежной системе государства занимает Центральный банк, который называют «банком банков». На ранних стадиях развития кредитной системы отсутствовало четкое разграничение между центральными и коммерческими банками. По мере развития кредитной системы происходил процесс централизации банкнотной эмиссии, в результате чего монопольное право выпуска банкнот закрепилось за одним банком, пользовавшийся всеобщим доверием коммерческих банков, чьи банкноты могли успешно выполнять функцию всеобщего кредитного орудия обращения.
Целью данной работ является определение роли Центрального банка в денежно - кредитной политике государства.
Содержание
Введение 3
1 Центральные банки 4
1.1 Общая характеристика центральных банков 4
1.2 Задачи и функции центральных банков 7
1.3 Основные направления денежно - кредитной политики Центрального банка 9
2 Роль Центрального банка России в денежной - кредитной политике государства 17
2.1 Организационная структура Банка России 17
2.2 Функции Банка России 19
2.3 Денежно – кредитная политика 23
Заключение
Все инструменты можно охарактеризовать с помощью следующих критериев:
- традиционные и нетрадиционные;
- административные или рыночные;
- общего действия или селективной направленности;
- прямого или косвенного воздействия;
- краткосрочные, среднесрочные или долгосрочные.
Операции на открытом рынке являются одним из важнейших направлений кредитно – денежной политики Центрального банка во многих странах с рыночной экономикой. Политика открытого рынка представляет собой операции по покупке или продаже твердопроцентных ценных бумаг центральным банком за свой счет на открытом рынке. Традиционными средствами проведения данной политики являются операции с государственными ценными бумагами на вторичном рынке. В США на открытом рынке обращаются казначейские векселя (краткосрочные обязательства), казначейские ноты (среднесрочные обязательства) и государственные облигации (долгосрочные – до 30 лет - ценные бумаги). Центральные банки могут с наибольшей эффективностью проводить операции на открытом рынке в тех странах, где существует емкий рынок государственных ценных бумаг (США, Великобритания, Канада).
Для оживления экономики центральный банк увеличивает спрос на ценные бумаги. Он либо фиксирует курс, при достижении которого он скупает любой предлагаемый объем, либо приобретает определенное количество ценных бумаг данного типа независимо от курса предложения.
Напротив, если целью центрального банка является уменьшение резервов банковского сектора, то он выступает на открытом рынке на стороне предложения, проводя контрактивную политику. В этом случае у центрального банка есть две возможные реализации своей цели:
- либо объявить курс, при достижении которого центральным банком будет предложено любое количество ценных бумаг;
- либо предложить определенное количество ценных бумаг дополнительно.
Контрактивная политика открытого рынка приводит к возрастанию доходов от государственных ценных бумаг и к потере кредитными институтами части своих резервов.
Учетно - процентная (дисконтная) политика заключается в регулировании величины учетной процентной ставки (дисконта), по которой коммерческие банки могут заимствовать денежные средства у Центрального банка. В России эта ставка называется ставкой рефинансирования коммерческих банков. Кроме того, используется ломбардная ставка, представляющая собой процентную ставку, по которой Центральный банк кредитует коммерческие банки под залог их собственных долговых обязательств. Механизм регулирования учетных ставок надежно функционировал еще в начале века, но затем его применение стало наталкиваться на противодействие сформировавшихся банков – гигантов, которые устанавливали процентные ставки по сговору, а не в условиях жесткой конкуренции. Интернационализация хозяйственной жизни также отрицательно повлияла на эффективность учетно – процентной политики. Если снижать учетную ставку в современных условиях, то это ведет к отливу капиталов из страны, что серьезно ослабляет влияние монетарной политики на экономическую конъюнктуру. В то же время повышение учетных ставок в современных условиях часто вызывается не внутриэкономической, а международной ситуацией (например Россия, Бразилия и другие страны резко повысили свою учетную ставку из-за финансового кризиса в Юго- восточной Азии). В некоторой учебной литературе выделяется депозитная политика. Депозитная политика регулирует движение потоков денежных средств между коммерческими банками и центральным банком и тем самым оказывает влияние на состояние резервов кредитных институтов.
При увеличении резервов возрастает кредитный потенциал коммерческих банков, что при уравновешенном рынке ведет к снижению процентных ставок и росту инфляции. При проведении контрактивной депозитной политики достигается обратный результат- уменьшение банковских резервов, сокращение кредитного потенциала, рост процентных ставок, снижение темпов инфляции.
Во всех развитых странах, за исключением Великобритании, Канады и Люксембурга, к коммерческим банкам предъявляется требование размещения ими в центральном банке минимальных резервов. Требование минимальных резервов появились как страховка ликвидности кредитных институтов, как гарантия по вкладам клиентов. Поддерживая ликвидность банков, центральный банк выполняет свою задачу «кредитора последней инстанции».
Норма обязательного банковского резервирования устанавливается Центральным банком и может колебаться от 3% до 20% в зависимости от конъюнктуры. В США это регулирование начало осуществляться с 1933 г., а в 1980 г. был принят Закон о дерегулировании депозитных институтов и монетарном контроле, в соответствии с которым резервные требования ФРС были распространены на все депозитные институты страны (ранее - только на коммерческие банки –члены ФРС). Это существенно усилило позиции и роль ФРС в кредитной системе США.
Валютная политика. Направление и формы валютной политики, проводимой центральным банком, зависят от внуртиэкономического положения данной страны и его места в мировом хозяйстве. Цели валютной политики меняются в зависимости от исторического периода. Одним из важнейших средств реализации валютной политики является валютное регулирование. Центральные банки обычно используют две основные формы валютной политики: дисконтную и девизную.
Дисконтная (учетная) политика проводится не только с целью изменения условий рефинансирования отечественных коммерческих банков, но иногда направлена на регулирование валютного курса и платежного баланса. Однако в современных условиях в странах с развитой и устойчивой экономикой, как правило, превалируют внутренние интересы. Довольно часто внутренние и внешние цели не совпадают, что приводит к необходимости решения спорных вопросов между центральным банком и правительственными структурами в лице Минфина.
Центральный банк, покупая или продавая иностранные валюты (девизы), воздействуют в нужном направлении на изменение курса национальной денежной единицы – девизная политика. Подобные операции получили название «валютных интервенции». Приобретая за счет официальных золото – валютных резервов (или путем соглашений «своп») национальную валюту, он увеличивает спрос, а значит и ее курс. Напротив, продажа центральным банком крупных партий национальной валюты приводит к снижению ее курса, так как увеличивается ее предложение. Влияние валютной политики центрального банка в форме проведения операции на срочном валютном рынке проявляется в стимулировании экспорта или импорта капитала. Направление желаемого движения капиталов зависит от приоритета политики центрального банка в данной экономической ситуации, что может выражаться либо в стимулировании товарного экспорта (демпинговая политика), либо в подержании курса национальной валюты по отношению к иностранной.
Следует выделить две разновидности кредитно – денежной политики. Во- первых, мягкую кредитно – денежную политику (ее называют политикой «дешевых денег»), когда Центральный банк:
а) покупает государственные ценные бумаги на открытом рынке, переводя деньги в оплату за них на счета населения и в резервные банки. Это обеспечивает расширение возможностей кредитования коммерческими банками и увеличивает денежную массу.
б) снижает учетную ставку процента, что позволяет коммерческим банкам увеличить объем заимствований и расширить объем кредитования своих клиентов по сниженным процентным ставкам. Это увеличивает денежную массу
в) снижает обязательную норму банковского резервирования, что ведет к росту денежного мультипликатора и расширения возможностей кредитования экономики.
Следовательно, мягкая кредитно - денежная политика направлена на стимулирование экономики через рост денежной массы и снижение процентных ставок.
Во- вторых, жесткую кредитно – денежную политику (ее называют политикой «дорогих денег»), когда Центральный банк:
а) продает государственные ценные бумаги на открытом рынке, что вызывает сокращение резервов коммерческих банков и текущих счетов населения, уплачивающих за эти ценные бумаги. Это ведет к сокращению возможностей коммерческими банками кредитования и сокращает денежную массу.
б) повышает учетную ставку процента, что вынуждает коммерческие банки прекратить объем заимствований у Центрального банка и повысить процентные ставки по своим кредитам. Это сдерживает рост денежной массы.
в) повышает обязательную норму банковского резервирования, что снижает денежный мультипликатор и ограничивает рост денежной массы.
Следовательно, жесткая кредитно – денежная политика сдерживает рост денежной массы и может использоваться для противодействия инфляции.
Рассмотренные выше примеры дорогих и дешевых денег характеризует дискреционную (гибкую) кредитно – денежную политику. Гибкой она называется потому, что изменяется в соответствии с фазами экономического цикла. Стимулирующая политика проводится в фазе спада, а сдерживающая - в фазе бума.
Воздействуя различными методами, рассмотренными выше на объем денежной массы и возможности кредитования, Центральный банк влияет на конечный совокупный спрос через ряд последовательных звеньев: денежная масса, норма процента, инвестиции, совокупный спрос, национальный доход.
Таков, в общем виде, механизм воздействия дискреционной кредитно – денежной политики государства на изменение инвестиций, занятости и валового внутреннего продукта. Однако, в реальной жизни гибкая монетарная политика порой приводит к непредсказуемым результатам и ее эффективность снижается как результат развития побочных процессов.
В стремлении добиться стабилизации экономики Центральные банки сталкиваются с проблемой: что именно выбрать в качестве инструмента монетарной политики – контроль над денежным предложением или контроль над динамикой процентной ставки. Так, в стремлении стабилизировать процентную ставку, государство должно отказаться от каких – либо строгих ориентиров прироста денежного предложения, и увеличивать денежную массу для снижения ставки процента до желаемого уровня. Напротив, Центральный банк придется ограничивать предложение денег для повышения процентной ставки до целевого уровня. Если же приоритетной задачей ставиться поддержание стабильного прироста денежного предложения на всех фазах экономического цикла, то ЦБ должен допустить колебание процентной ставки. Невозможность одновременного контроля денежного предложения и уровня процентной ставки называется дилеммой целей кредитно – денежной политики.
Недостатками дискреционной кредитно – денежной политики, по мнению представителей монетаризма, не будет страдать так называемая автоматическая кредитно – денежная политика. Ее смысл сводится к сформулированному сторонниками названной школы монетарному правилу: масса денег в обращении должна ежегодно увеличиваться темпами, равного потенциальному росту реальному ВВП (приблизительно 3%-5% в год). Однако, строгое следование этому правилу «связывает руки» правительству и препятствует проведению краткосрочной кредитно – денежной политики Центрального банка, и поэтому монетарное правило ни в одной из стран с рыночной экономикой не было одобрено в законодательном порядке.
На практике правительство и центральные банки промышленно развитых стран используют преимущественно гибкую монетарную политику, хотя в периоды повышения темпов инфляции (1970-е гг.) приоритет отдавался весьма жесткой кредитно – денежной политике, хотя и неоформленной в виде монетарного правила. В конце 1980- х - 1990-х гг., в связи с тем, что спрос на деньги становился все более нестабильным и связь между темпами денежного предложения и темпами инфляции – менее предсказуемой, Центральные банки вновь стали отдавать предпочтение над ставкой процента.
2 Роль Центрального банка России в денежно-кредитной политике государства
2.1 Организационная структура Банка России
Государственный банк России был учрежден в 1860 г. на базе основанных еще при Екатерине II ассигнационного и заемного государственных банков.
Началом нового «рыночного» этапа деятельности Центрального банка России можно считать 1990 г., когда в России была ликвидирована государственная монополия в банковском деле и банковская система законодательно стала двухуровневой.
В 1992 г. в связи с распадом СССР функции Госбанка СССР на территории России принял на себя Центральный банк Российской Федерации (Банк России).
В банковской системе России ЦБ РФ определён как главный банк страны и кредитор последней инстанции. Он находится в государственной собственности и на него возложены функции общего регулирования деятельности каждого коммерческого банка в рамках единой денежно - кредитной системы страны. Центральный банк призван приводить их деятельность в соответствие с общей экономической стратегией и выступает ключевым агентом государственной денежно-кредитной политики, при этом со стороны ЦБ России используются в первую очередь экономические методы управления и только в отдельных случаях административные.
Банк России подотчетен только Федеральному собранию. Председатель банка назначается Государственной Думой сроком на 4 года по представлению Президента.
Банк России участвует в разработке экономической политики правительства. Председатель Банка России или один из его заместителей (по поручению Председателя) участвует в заседаниях Правительства. России.
Банк России и Правительство Российской Федерации информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, и координируют свои действия.
Центральный банк Российской Федерации представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему входят: центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения и учебные заведения, хранилища, а также другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности, необходимые для успешной деятельности банка.
Национальные банки республик, входящих в состав Российской Федерации, являются территориальными учреждениями Банка России. Территориальные главные управления являются обособленными подразделениями, осуществляющими и часть его функций на определенной территории. Территориальные главные управления подчиняются Банку России и ему подотчетны. Задачи и функции территориальных учреждений Банка России определяются положением об этих учреждениях, утверждаемым Советом директоров.
Информация о работе Роль центрального банка в денежно-кредитной политике государства